Организация маркетинга на кинопредприятии 2 страница



Свободное распространение информации сделает информаци­онное пространство постоянным местом встречи людей, ищущих созвучие себе в бескрайнем шестимиллиардном мире. Одновре­менно происходит рост реальной общественной конкуренции лич­ностей, преобразующий нынешние стереотипы и ценности обще­ния. И если уровень значительности человека определяется тем, сколько этажей закрытой информации открыто для него, то здесь на первый план выходит умение масштабно мыслить, ориентиро-


ваться в бурной динамике социокультурной ситуации, обострен­но чувствовать ценностную картину мира, что, безусловно, явля­ется одним из компонентов нового мышления.

v Уже на сегодняшнем этапе гарантом гласности — нового для нашего общества аспекта социального общения — стали средства массовой информации: газеты и журналы, радио и телевидение. Установление полноценной и насыщенной обратной связи с по­мощью экрана-полилога способно «развернуть» информирован­ность каждого лицом к интеллектуальной жизни общества, к ак­тивному формированию культурной и социальной политики. Само собой понятно, что экранная культура, интернациональная по своей природе, не может не быть планетарной, общечеловеческой хотя бы потому, что внутригосударственный информационный космос столь же нелеп, как, скажем, внутригосударственная наука. Более того, подлинная информированность гражданина завтрашнего дня зиждется прежде всего на демократическом развитии информаци­онных средств и сетей, на социальных и технологических гаран­тиях того, что мощный потенциал новых информационных тех­нологий не будет использован в целях ведомственного монопо­лизма и тоталитаризма. Но любое развитие завтрашних событий, как и их торможение, закладывается сегодня.

Экранная культура, современным выражением.которой стала компьютерная страница, несет с собой новый тип мышления и соответственно образования. Однако понятие «новое мышление» не сводится только к политическому или научному профилирова­нию человеческого сознания. Новое мышление — это прежде все­го ориентированность человека на саморазвитие. Именно поэто­му для нового мышления органично срастание логического и об­разного, интеграция понятийного и наглядного, формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования.

Быстрота, гибкость, реактивность и глубина нового мышле­ния уже начинают находить себе адекватную опору в развитом инструментарии компьютерной культуры. Однако эти качества могут стать гибельными для нашего сознания, если оно не обретет новых жизненных ценностей — адекватности миропонимания и осознанности личного действия.

Особый интерес представляют художественные аспекты куль­туры компьютерной страницы. Но и здесь дело обстоит гораздо сложнее, чем это представляется на первый взгляд. Укажем толь­ко на один принципиально важный аспект. Для художественных проявлений экранной культуры будет, вероятно, характерна прин-


щипиально инаа-поэтика^гне поэтика повествования, на которой ВйрШтЖ Практически вся традиционная письменная культура, а Поэтика диалога. _Это_ прежде ^сего_диалог автора с читателем-Ирителем; который вовлекается < gvaктlшнyjOюjзиJЮJeoтвopeния общего для пары «зритель —«экран компьютера» культурного тек­ста.-т^дязяо!г^:Ш1Л?^^^ пoвeJCTжffiaниe<.лбilJ^Jнeм-вceгдa'заложены интересы обоих парт-

"нёров по созданию текста., л ■■-.jfvttt                          *" л*ц*'.. —

Именно диалогические структуры создают глубинный центр любой культуры — передачу традиции и традицию .передадщ.е. поле потенциального и актуального общения между всеми людь­ми и культурами (прошлого^ настоящего, а то и будущего). Надо подчеркнуть, что все эти сущностные схемы и далекие перспекти­вы культуры важно видеть именно сегодня. Причем, видеть с та­кой же ясностью, с какой все мы видим сегодняшнее зародышевое состояние экранной культуры и ее художественных аспектов. ДаГ^ диалог с экраном находится сейчас на уровне балагана, аттракцио­на, компьютерной игры. Но разве не с балагана начинался кинема­тограф? Разве не аттракционным Представлением были «ожившие картинки» первых праксиноскопов — прототипов мультипликаци­онного фильма? И наконец, разве не с ярмарочной площади к нам пришел театр? А теперь посмотрим на любой традиционный для^ компьютерной игры конфликт, когда играющий должен кого-то обнаружить, догнать, схватить и увернуться в бесконечных при­ключениях и путешествиях по компьютерным мирам. Разве взгляд внимательного и непредвзятого исследователя не обнаружит в этих гонках и боях проявлений и начальных черт той самой по­этики диалога, о которой только что шел разговор?

Различные формы экранного творчества все более тесно взаи­модействуют как •между собой, так и с традиционными формами культурной деятельности. Литературные произведения, театраль­ные спектакли экранизируются, получают распространение эк­ранные путеводители по музеям и выставочным залам, создаются фильмы-концерты и видеоклипы, кинофильмы показываются по ^телевидению и распространяются в видеозаписях, телевизионные (ленты выпускаются на киноэкраны, развитие телевизионного ве­щания (в особенности спутникового и кабельного телевидения) •оказывает существенное влияние на'посещаемость кинотеатров, изменяются состав и пристрастия аудитории к разным формам доведения произведений на экране до зрителей, сокращается круг • чтения, падает посещаемость зрелищных мероприятий и т.д. Все-


16___________ I. Аудиовизуальная сфера: сущность и социальные предпосылки развития

мирная паутина Интернета постепенно становится глобальным коммуникационным зеркалом-экраном, в котором отражаются не только знания, но и переживания рода человеческого.

Цифровая (дигитальная) форма аудиовизуальной коммуника-—ции постепенно приводит к конвергенции разного рода экранов в единый культурно-коммуникационный комбайн — телекомпью­тер, экран которого может почти бесконечно расширяться без по­тери качества изображения, а звук — произвольно распространять­ся в пространстве. Да и сам экран находится на грани исчезновения, растворяясь в многомерной виртуальной реальности. К началу тре­тьего тысячелетия появилась «особая порода» людей, живущих более в виртуальном мире Интернета, нежели в мире реальном. А фантас­ты неутомимо наполняют нашу планету киборгами и клонами.

Изучение аудиовизуальной культуры в настоящее время ведет­ся крайне неравномерно и разрозненно. Приоритет отдается тем явлениям, которые могут быть вписаны в традиционные системы взглядов: кино как искусство, ТВ как форма журналистики, ви­деоклипы как новая форма музыкального искусства, экран как часть рекламного бизнеса и PR-кампаний и т.н. а,*

Помимо своих художественных функций экран становится важ­нейшей составной частью научных (главным образом — естествен­но-научных) поисков и охватывает огромное многообразие ком­муникативных явлений, включающих технические, рекламные, учебные, научно-популярные, хроникально-документальные, иг­ровые и мультипликационные фильмы.

Здесь важно подчеркнуть, что полифункциональность, свой­ственная прежде всего кинематографу и телевидению, в той или иной мере присуща всем видам искусства, произведения которых одновременно (или в своей совокупности) и информируют, и про­пагандируют, и воспитывают, и просвещают, и развлекают свою аудиторию, обогащая духовный мир личности и общества. Отсю­да и значение многоплановой коммуникативной стороны художе­ственного творчества и восприятия.

1.2. Развитие аудиовизуальных коммуникаций

Основные этапы развития системы аудиовизуальной комму­никации говорят о неоднозначном взаимодействии технических, коммуникативных, семиотических и специфических художествен­ных факторов. Есть здесь и собственно теоретические, даже тер­минологические проблемы.


: Так, принятое в киноведении понятие «язык кино» часто счи­тается эквивалентом словосочетания «выразительные средства киноискусства». Такое понимание базируется на искусствоведчес­кой метафоре «язык искусства». Отсюда и представление, что от­дельные виды художественного творчества отличаются друг от друга ,р первую очередь по «технике» или «языку». Характерно, что «тех­ника» и «язык» нередко воспринимаются почти как синонимы, поскольку оба эти термина в данном случае используются не в прямом, а в переносном смысле.

Для традиционных искусств тут нет особой проблемы. Оче­видно, что различные техники живописи или графики не имеют прямого отношения к технике как таковой и к научно-техничес­кому прогрессу, а язык как система выразительных средств, ска­жем литературы, отнюдь не то же самое, что конкретный язык, на котором написано произведение.

Иное дело экран. По отношению к нему «техника» вновь об­ретает свой прямой и непосредственный смысл. А «язык»? Сведе-|щие «языка кино» к системе художественных средств здесь чревато .существенными осложнениями. По реальной сфере своего при­менения экран скорее может быть сопоставлен (хотя и не отожде­ствлен) с естественным языком, а не с художественной литерату­рой — лишь одной из форм его использования. Ведь аудиовизу­альный «язык» обслуживает всю совокупность коммуникативных функций экрана, отнюдь не ограничивающихся киноискусством. Отсюда и вторая особенность, отличающая «язык экрана» от «киноязыка». Экранное творчество сегодня — это не только кино, но и различные формы телевидения, видеокассеты и видеодиски, рисплеи компьютера. И «язык» — знаковый, семиотический по-ршциал — у всех этих технически принципиально различных |средств и общий, несмотря на существование частных, особых воз­можностей и у кино (размер экрана), и у ТВ (прямой репортаж), и т видео (электронные спецэффекты), и тем более у компьютера. Развитие языка, как естественного, так и экранного, определя­ется всеми многозначными и многоплановыми процессами его ис­пользования обществом, в которых художественное творчество иг-Ьает безусловно важную, но далеко не единственно ведущую роль. В основе «языка экрана» лежит естественное общение как чело­века с человеком, так и человека с миром, точнее, аудиовизуальное Взосприятие мира человеком. Это в свое время был®-удачно сформу-нлировано известным итальянским кинорежиссером Пьер Паоло Р'Пазолини, который писал: «Действия человека в реальности это


18_________ I, Аудиовизуальная сфера: сущность и социальные предпосылки развития

первейший и главнейший язык людей. Например, языковое наследие доисторического человека есть преобразование реальности, связан­ное с необходимыми действиями; именно в этих действиях выражал себя человек тех давних времеШ.. Устно-письменные языки лишь дополняют этот первичный, главный язык: информацию о человеке мне сообщает прежде всего язык его лица, поведения, привычек, навыков, техника владения телом, его действия и лишь в конечном итоге устнотписьменная речи Именно так происходит и воспроиз­ведение реальности в кино»К

Даже если понимать термин «язык», как это в свое время пред­лагал В.В. Иванов, в широком смысле как любую знаковую систе­му, в экранной коммуникации мы имеем дело не с одним обособ­ленным «языком», а с несколькими. В звукозрительный ряд вхо­дит изображение в движении и акустическая сфера, включающая устную речь, естественные и искусственные шумы и музыку. Ра­зумеется, и изображение внутри себя неоднородно: природная и культурная среда, растительный и животный мир, соответствую­щие предметы и их сочетания, выразительность человеческого тела (ее основные элементы — мимика и жест, но она может быть расширена, развита и даже абсолютизирована, к примеру, в бале­те), письменное слово — все это разноплановые элементы,» ©'раз­личной структурой формирование значений. Поэтому теоретически правомернее говорить о системе знаковых систем, Tte. системной организации и синтетическом единстве (не зависящем от того, насколько этот синтез умело осуществляется в конкретной ком­муникативной деятельности) разнородных знаковых систем, каж­дая из которых подлежит и подвергается специальному Исследо­ванию, как семиотическому, так и искусствоведческому; Заметим также, что и искусство экрана, уже как вторичная моделирующая система, имеет естественную основу и аналог в различных типах зрелищ (в особенности театральных), а также в художественных прообразах отдельных компонентов фильма.

Однако эти первоисточники экранного общения дают только предпосылки для его реализации. Сама же реализация требует определенной технической оснащенности. Техника аудиовйзуалй1-ной коммуникации на протяжении последнего столетия не раз претерпевала весьма существенные трансформации. Первоначально в конкурентной борьбе'различных способов записи и воспроизвел дения изображения победил кинематограф. На этой основе рйзвй-

1 Pasolini P.P. La lingua seritic deill'azkme' // Nuovi argomenti. 1996. № 2.


валось в дальнейшем цветное, звуковое, широкоэкранное и дру­гие виды кино, что расширило возможности экранного общения.

Различные оптические и фонографические приспособления и прочие технические новшества охватывают три сферы, имеющие отношение к знакообразованию: объекты съемки (их спектр ныне йростирается от микромира до космического пространства), каче­ство и полноту их воспроизведения (звук, цвет и т.д.) и формы их передачи, в том числе трансформаций, которым они могут под­вергаться в ходе коммуникативной и, в частности художествен­ной, деятельности.

Если воспользоваться опять-таки условной лингвистической параллелью, функции техники в этом плане можно сопоставить, с одной стороны, с категорией модальности — отношения говоря­щего к высказыванию и высказывания к действительности, преж­де всего выраженной грамматическими средствами, а с другой — с интонацией, выходящей за пределы собственно языка, но способ­ной существенно трансформировать смысл любой фразы.

Примеров такого рода, разумеется, «скрытых» в структуре филь­ма, можно было бы привести множество. Они охватывают акусти­ческую сферу в неменьшей степени, чем визуальную. «Наиболее значительный итог художественно-технической эволюции звука, кмысл которого осознан еще недостаточно, — писал Р. Казарян, — выражается в том, что благодаря современному уровню развития технических средств звуковой выразительности звук стал таким же гибким в формировании структуры фильма элементом, как и изобра­жение»1. Изучение семиотической и изобразительно-выразитель-нойроли «технических фильтров» является важнейшей составной «астью исследования языка экрана в целом.

Язык экрана формируется и развивается в ходе использова­ния, т.е. коммуникативной деятельности, обусловленной форма­ми социального функционирования экрана, в конечном итоге оп­ределяющей, что же из расширяющихся технических возможнос­тей войдет в культурную практику, а что останется за ее предела­ми. И действуют в этой области отнюдь не только общественно-психологические и культурные, но и экономические факторы. Условно определяя весьма приблизительные пропорции, можно сказать, что в нехудожественной экранной коммуникации исполь­зуется'одна тысячная доля технически обусловленных возможно-

1 Казарян Р. Эволюция форм киносинтеза // Искусство кино. 1982. № 3. С. 108.


20               I. Аудиовизуальная сфера: сущность и социальные предпосылки развития

стей экрана, в традиционных художественных формах — публи­цистике, игровой повествовательности — одна сотая и еще одна сотая в обычной кукольной и рисованной мультипликации. Око­ло 9/10 возможностей техники остаются на долю эксперименталь­ной мультипликации и разнородных авангардистских опытов, со­ставляющих в реальности примерно одну тысячную долю общего числа звукозрительных сообщений. Какая-то часть уже имеюще­гося в наличии технического потенциала, применимого в сфере коммуникации, не используется вовсе. В то же время сам ход тех­нического прогресса определяется потребностями социального функционирования экрана.

С этой точки зрения интересно хотя бы пунктирно проследить эволюцию использования новой техники в кино. Синхронная зву­ковая дорожка стала применяться, как только для этого появля­лись технико-экономические возможности. Беззвучные или огра­ничивающиеся только музыкой фильмы сегодня редкость, они но­сят очевидно экспериментальный характер. Цветное кино (наме­ренно опустим ленты, раскрашенные от руки, как и кинодеклама­ции — это вопрос частный и особый) в течение нескольких десяти­летий было исключением и свидетельствовало о престижности по­становки. Только в 1960—1970-е гг. оно, как ранее звуковое, почти полностью завоевало экраны и превратило черно-белую гамму в свидетельство очевидной художественной стилизации.

Еще сложнее обстояло дело с размером изображения и структу­рой и рамкой кадра. Если поли- и вариоэкран, круговая кинопано­рама никогда не выходили за границы частных аттракционов, то простое увеличение размеров изображения в 1950—1960-е гг. трак­товалось чуть ли не как генеральный путь развития кинотехники. Однако скоро стало ясно, что это путь тупиковый. Первым почти исчез широкий экран, исчез, кстати говоря, вместе с падением популярности вестерна, для пейзажных панорам которого он был наиболее приспособлен. Сокращается и применение широкого формата, остающегося уделом редких принципиально зрелищных произведений. Но и — в этом, пожалуй, состоит главный пара­докс — сам традиционный кинокадр используется не полностью — господствующими, очевидно преобладающими стали каширован-ные ленты, пропорции кадра которых (1/1,66) оказались на ны­нешнем этапе развития экранной коммуникации оптимальными. А впереди зрителя ожидает новый телевизионный формат 16/9.

Аналогичные, хотя и иные по содержанию трансформации характеризуют и звуковой ряд. К примеру, если уделом стереоки-


но так и остались единичные кинозалы, то стереозвук ныне — 'явление повсеместное. В конкуренции различных форм записи и воспроизведения звука побеждает оптимальное сочетание каче­ства, эффективности и экономичности. Таким образом, формы и границы применения техники определяются потребностями об­щества в области коммуникации и искусства.

Но техника может и сама служить социальной значимости эк­рана. Уже отмечалось, что сфера применения кино из-за совокуп­ности социокультурных и технико-экономических причин была постепенно сужена до специфически художественной деятельнос­ти — кино не только и не столько становилось искусством, сколь­ко сводилось к нему. Зарождение и распространение телевидения Сделало процесс обратимым — нехудожественная экранная ком-лгуникация, как ей и положено, стала господствующей, а искусст­во заняло свое место частного и специфического вида ее.

Сторонники абсолютизируемой «специфики ТВ» на первых по­рах придавали первостепенное значение технике прямого репорта­жа, т.е. с места событий. Но дальнейшее развитие показало, что пре­валирование «прямых передач» было следствием- не столько техни­ческого прогресса, сколько технической слабости раннего телевиде­ния. С появлением методов видеозаписи они стали редкими исклю­чениями на малых экранах, сохранив принципиальное значение как момент расширения общего диапазона экранной коммуникации.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!