Организация маркетинга на кинопредприятии 4 страница



После войны число картин независимых продюсеров начина­ет неуклонно расти. В 1945 г. — 40, в 1946-м — 70, в 1957-м — 82^ а в 1998 г. из 498 фильмов, вышедших на экран, было уже 269 не­зависимых, т.е. 55%.

Впервые термин независимый (от англ. independent) продюсер возник в самом начале XX в. С той поры и до сегодняшнего дня продюсер, сделавший фильм без участия голливудских компаний, именуется независимым. Участие имеется в виду прежде всего финансовое. Фильм, даже полностью снятый в павильонах Гол­ливуда, но на условиях производственных услуг, все равно будет считаться фильмом независимого продюсера.

Конечно, большинство продюсеров по-прежнему связаны кон­трактами с киностудиями, но с каждым годом увеличивается армия продюсеров, которые творят самостоятельно, на свой страх и риск.

Независимый продюсер сегодня — это энергичный делец, преж­де всего обладающий нюхом на сценарные идеи. Загоревшись иде­ей, он обеспечивает ее финансирование, юридические права на сюжет, собирает вокруг себя нужных людей и единомышленни­ков, находит киностудию, утверждает сценарий, натуру, актеров,


эскизы, бюджет, принимает постановочный проект, контролиру-! ет съемочный процессов случае необходимости выстраивает окон­чательный монтаж фильма, организует прокат, рекламу и распре­деляет прибыль.

Далеко не каждый продюсер обладает полным1 набором пере-| численных качеств, тонким художественным вкусом' и эрудицией. I Вот как самокритично по этому поводу высказался Стивен Спилберг: I «5 детстве я учился чтению, разглядывая комиксы; я потратил массу $ времени на телевизор и' на поселение кинотеатров; с годами я почув-''ствовал, что мне не хватает знания настоящей литературы и словес-Wkocmub. Образовывая свою первую кинофирму, Спилберг набрал | целый штат редакторов, которые в необозримом книжном океане «пытались (и пытаются до сих пор) вылавливать неизбитые сюжеты. При выборе литературного материала одни продюсеры легко-Иысленно полагаются только на интуицию, другие предпочитают скрупулезно анализировать идею. Но анализ часто дает нулевое ре-шение, а интуиция нередко подводит. Поэтому и те, и другие ведут себя подобно маятнику. При запуске они твердо уверены, что их фильм будет лучшим фильмом всех времён и народов, а через неко­торое время начинают отчетливо понимать, что их ожидает неми-■гуемый провал. А в результате фильм получается или прекрас-■шм, или чудовищным," но не таким, каким продюсер его задумал. Независимые продюсеры США, как правило, не имеют средств на постановку сверхдорогих картин. Область их деятельности — -малобюджетное кино. То есть должна быть интересная идея, не мребующая сложной в техническом и организационном отноше-|йии постановки.

Для независимых любая постановка — всегда громадный риск, потому что они стараются открыть новое «имя», затронуть акту­альную тему, освоить редкий жанр.;;^,'):

Например, картина режиссера-дебютанта Д. Хоппера «Беспеч­ный ездок» — малобюджетная, ее стоимость всего четыреста ты­сяч долларов. Из дорогого реквизита — два мотоцикла «Харлей-Дэвидсон». Однако десятки миллионов зрителей во многих стра-нах мира были захвачены интригой сюжета и исполнительским мастерством актеров. Именно с этой картины начался звездный путь Джека Николсона.

Малый бюджет не помешал таким фильмам, как «Расемон», «На последнем дыхании», «Эль марьяччо», «Секс, ложь и видео» снискать мировую славу. Это же относится и к фильмам режиссе­ров и продюсеров С. де Милля и Ф. Ллойда, Сэма Годдвина.


Тех, кто исполняет их волю, студии, непосредственно руково­дя постановкой фильмов, называют исполнительными (executive) продюсерами. У них много помощников, так называемых функ­циональных продюсеров.

Как написано в американском справочнике о профессиях, «Исполнительный продюсер является доверенным лицом компании и осуществляет идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма».

Независимый продюсер может быть одновременно и исполни­тельным. Например, три независимых продюсера задумали совмес­тный проект, сложили капиталы, но права исполнительного про­дюсера они делегируют самому способному из них к этому ррду деятельности или самому свободному в данный момент. Прини­мать же готовый фильм и финансовый отчет будут все трое. Пред­положим, что идея фильма принадлежит одному из них. При всех равных юридических правах этот продюсер в моральном аспекте, наверное, будет считать себя в какой-то степени «отцом» проекта.

Самостоятельную роль играет в американском кино формиру­ющий (creative), развивающий {проект) продюсер.

Он развивает, формирует проект, но, как правило, сам не ре­жиссирует.

Интересы формирующего продюсера лежат в основном в ма­лобюджетном и дебютном кинематографе. Развивать проект он любит в одиночестве и отдает его на студию тогда, когда ясно, кто снимает и кого, где и когда, за сколько и как.

Если другим продюсерам помогают фонды, банки, корпора­
ции, то формирующий продюсер большей частью может рассчи­
тывать только на себя. Некоторых продюсеров этой категории
можно считать режиссерами-сопостановщиками. Многие из них
сами переписывают сценарии, подбирают актеров и проводят ре­
петиции. И только мастерство приглашенного режиссера ocboj
бождает его от участия в режиссуре.                                      Я

Формирующий продюсер часто является автором идеи сцена- * рия, у него ярко выражены творческие наклонности, й он распола­гает, как правило, небольшими деньгами, поэтому ему необходим дополнительный инвестор. Кинематограф этого продюсера — без звезд, но многие нынешние звезды начинали именно у таких про­дюсеров. Если заболевает режиссер-постановщик, то в отличие от всех остальных формирующий продюсер может сам продолжить съемки или монтаж и тем самым избежать простоя. Он с самого первого дня рядом с постановщиком, из всех продюсеров именно он чаще всего бывает на съемочной площадке.


В российской съемочной группе аналога формирующему про­дюсеру нет. Если представить необычное сочетание редактора, сценариста и режиссера по монтажу в одном лице да еще и с функциями продюсера, который не любит заниматься производ­ством и очень боится перерасхода, то получится нечто похожее на формирующего продюсера.

В фильмах, стоимость которых выражается астрономическим числом, один продюсер уже физически не может заниматься все­ми проблемами проекта. Это привело к появлению целой группы продюсеров, отвечающих за конкретные творческо-производствен-ные компоненты фильма. Каждый из них помимо общих творчес-ко-организационньгх задач на съемках фильма выполняет и ка­кую-то определенную функцию, поэтому и назовем их функцио­нальными продюсерами.

Знаменитый продюсер и режиссер Роджер Корман сделал со своей командой свыше трехсот продюсерских проектов. Сам мэтр был независимым и исполнительным продюсером, а своих замес­тителей называл функциональными продюсерами.

Функциональные продюсеры принимают участие в обсужде-йши всех или почти всех проблем постановки, проникаются ее важностью и ответственностью, иногда получают самостоятель­ное финансирование (внутри основного бюджета фильма) и со­здают свою команду. Наиболее часто встречаются функциональ­ные продюсеры следующих категорий.

Ассоциированный {associate) продюсер входит в проект с очень малым финансовым вкладом или совсем без оного. Разделяет как творческие, так и производственные интересы продюсера и как его партнер всячески способствует их продвижению.

Фильм «Утомленные солнцем» в основном финансировал фран­цузский продюсер. Поэтому в западной версии титров Н. Михал­ков представлен как ассоциированный продюсер.

i Случается, что независимый продюсер полностью доверяет про­ект ассоциированному, однако в титрах он, продюсер, обеспечив­ший только финансирование фильма, все равно будет главным.

Линейный {line) продюсер в любой момент постановки фильма •отвечает за самый трудный или отстающий участок, а если тако­вых нет, отвечает или за все производство, или за все финансы. Аасто бывает, что на фильм финансы собраны с превеликим тру­дом и допустить перерасхода никак нельзя. Тогда линейный про­дюсер отвечает только за финансы.


34________ I. Аудиовизуальная сфера: сущность и социальные предпосылки развития

В Голливуде линейного продюсера часто называют еще инс­пектором (ревизором). Обычно он сам на основании лично про­веденной ревизии технологической линейки производства (отсю­да и название — линейный) контролирует процесс производства фильма и решительно и бескомпромиссно вмешивается в пробле­мы. Всегда заменяет отсутствующего по каким-либо причинам исполнительного продюсера. Он отлично знает сильные и слабые стороны сценария, знает хорошо режиссера и его «тайные» уст­ремления и поэтому умело контролирует соответствие задуманно­го и снимаемого. Он обладает правом советовать, делать замеча­ния, обсуждать снимаемый материал.

Художественный (art) продюсер — наиболее сложная для наше­го понимания профессия. Если ассоциированного и линейного продюсера еще можно как-то представить в соединенном образе директора картины и режиссера, то аналога художественному про­дюсеру в нашем кино нет.

А в США еще в 1912 г. Томас Инс назвал себя первым арт-продюсером, хотя никто во всем Голливуде не понимал, что это такое. Известна его фраза, сказанная тогда одному из своих ре­жиссеров: «Выполняйте точно все, что написано в сценарии, и ни в чем от него не отступайте». Он как арт-продюсер сам создавал подробные режиссерские раскадровки, тщательно выписывал ди­алоги, определял даже выражение лиц актеров в каждой сцене и только после этого отдавал «фильм на бумаге» в производство.

В последнее время в Голливуде производство сложнопостано-вочных фильмов напрямую связано с тенденцией к увеличению числа как функциональных продюсеров, так и творческих работни­ков. На таких картинах заняли свою нишу дополнительные художе­ственные продюсеры, режиссеры, директора и даже консультанты.

Например, на фильме «Терминатор» режиссера Д. Кэмерона арт-продюсер руководил только участком компьютерной графики. Но в процессе съемок объем графики увеличился в четыре раза, и продю­серу пришлось пригласить к себе в помощь пятерых ассистентов.

Иногда арт-продюсер — это консультант-советчик. Он хоро­шо понимает, какое кино следует делать, но вот чтобы снять са­мому — не хватает дерзости, а может, и знаний. В профессиона­лизме по отношению к каким-то элементам он может даже пре­восходить постановщика — в подборе актеров, в раскадровке, в применении комбинированных съемок. Часто арт-продюсер отве­чает только за качество сценария.


В каждой стране киноискусство развивалось своеобразно и (Неповторимо. Экономический уровень, историческое прошлое, художественные традиции, быт и обычаи, национальный характер и еще множество других причин формировали законы и правила кинобизнеса.

Помимо некоторых различий в технологии фильмопроизвод-ства предпринимательский кинематограф отводит продюсеру гла­венствующую роль не только в финансовых и производственных, но и в вопросах идеологии фильма, которая выражена всей сово­купностью творческих параметров кинопроизведения. Не режис­сер определяет при разработке идеи все главные творческие и про­изводственные параметры будущей постановки, а продюсер. При­глашенные драматург, режиссер и оператор следуют уже проло­женным курсом. Те режиссеры, которым это не нравится, сами становятся продюсерами, и к предельно нервной профессии ре­жиссера добавляют ответственность за десятки миллионов долла­ров и огромный риск. Многих режиссеров продюсерство сделало беднее на целые состояния, но некоторые стали и талантливыми продюсерами — Стивен Спилберг, Роберт Редфорд, Джеймс Кэ-мерон, Джордж Лукас, Роберт Земекис, Клинт Иствуд и др.

Пионером русского кинопредпринимательства был Александр Алексеевич Ханжонков, который родился на Дону 8 августа 1877 г. в семье отставного казачьего офицера.

В 1906 г. основал небольшую торгово-комиссионную контору, которая поставляла на российский рынок фильмы и аппаратуру итальянских, немецких и французских кинопредприятий; За ко­роткий срок, пользуясь долгосрочными кредитами своей загра­ничной клиентуры, а также привлекая средства из других отрас­лей промышленности и получая субсидии от московских финан­систов, Ханжонков развил крупное по масштабу российского ки­норынка акционерное общество «А.А. Ханжонков и К» с капита­лом около 2 млн руб. Он, блестяще умел вести дела, заключать выгодные сделки, привлекать финансовых тузов, побеждать кон­курентов. Для того чтобы укрепить свое влияние, Ханжонков вы­пускал даже собственный киножурнал.

Он сам определял тематику и творческое направление своей фир­мы, а знание художественных приемов кино позволило ему оборудо­вать свое киноателье самой передовой техникой того времени. Сре­ди его учеников — П.И. Чардынин, Л.В. Кулешов, В.А. Старевич. Воспитал он и несколько талантливых продюсеров, которым, прав­да, удалось поработать только до 1917 г.


У Ханжонкова снимались все крупные кинозвезды тех лет: В. Хо­лодная, И. Мозжухин, В. Полонский. А. Ханжонков первым из российских продюсеров занялся производством научно-популяр­ных и мультипликационных фильмов, хотя они не приносили ни­какого дохода. Акционерное общество «А.А. Ханжонков и К» про­существовало 15 лет и выпустило в прокат более 400 картин.

Наиболее известны выпущенные им фильмы на историческую тематику: «Русская свадьба XVI столетия», «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Оборо­на Севастополя», «1812 год» и др. За постановку нескольких пат­риотических фильмов Ханжонков дважды был награжден лично царем. Большая часть фильмов представляла мелодрамы, в кото­рых очень популярны были сюжеты адюльтера. Но несмотря на это его фильмы играли весьма важную роль в борьбе с иностран­ными картинами за отечественный кинорынок.

Другим известным продюсером был Александр Дранков. Про­фессиональный фотограф, он изучал кинопроизводство и, приоб­ретя съемочную камеру, превратил фотоателье в киноателье.

Летом 1907 г. он пытался снять первый игровой фильм «Борис Годунов», но из этого ничего не получилось. Только в следующем году состоялась премьера небольшой пантомимы «Понизовая воль­ница» на сюжет популярной песни о Степане Разине — «Из-за ос­трова на стрежень». Сценарий был написан В. Гончаровым, быв­шим железнодорожным служащим. Режиссировал актер В. Ромаш-ков. В главной роли атамана снялся Е. Петров-Краевский. Фильм целиком снят на натуре. Снимал сам А. Дранков и начинающий оператор Н. Козловский. По заказу продюсера композитором М.М. Ипполитовым-Ивановым была написана музыкальная увер­тюра к фильму, ее рассылали вместе с копиями ленты и исполняли в лучших кинотеатрах перед сеансом. «Понизовая вольница» пользо­валась огромным успехом у публики и принесла немалый доход.

Оставил А. Дранков в истории культуры и уникальные кадры хроники, запечатлевшей отдельные эпизоды из жизни Л.Н. Тол­стого и его похороны.

До 1910 г. фильмы в Россию привозились в основном из Евро­пы, поэтому до революции хозяевами кинематографа были не производители, а прокатчики фильмов.

Первая мировая война, как ни странно, привела к росту отече­ственного кинопроизводства. Людям хотелось как-то отвлечься от окружающей обстановки, к тому же резко сократился Импорт фильмов. Мощное увеличение производства способствовало при-


току новых продюсерских имен, среди которых выделяется М.Н. Алей­ников. Именно он дал возможность проявить свой талант режис­серам Л.В. Кулешову, В.И. Пудовкину, Б.В. Барнету. Алейников первым сформулировал кредо продюсерства: «У меня не было ни реелания, ни склонности стать сценаристом или режиссером. Иная склонность овладевала мною: организатор, руководитель постановоч­ного процесса, профессия, которой тогда не было в России и которая позднее появится у американцев. Там введут в обиход новое понятие: продюсер. В моем представлении — это человек организационно-твор­ческого профиля, который руководит, как бы сливает в единое целое усилия основных художников коллектива, создающих фильм».

Крупные российские капиталисты благосклонно присматрива­лись к общедоступному зрелищу и положительно оценивали перс­пективы. Представители театральных профессий, поначалу относив­шиеся к живым картинам не без снобизма и откровенной иронии, понемногу стали понимать, что рождается новый вид искусства.

В советский период Государственный комитет по кинематогра­фии прежде всего отвечал за идеологию советского кино перед партийным руководством. Этот комитет рассматривал творческие заявки, тщательно работал с авторами над сценариями, он же выде­лял киностудиям деньга. Режиссер снимал фильм, бдительные цен­зоры выверяли его идеологический курс, определяли тираж и кате­горию качества, запускали рекламу. Функции исполнительного про­дюсера распределялись между тремя директорами: киностудии, твор­ческого объединения и картины. На взгляд непосвященного, дирек­тор картины руководил исключительно производством, но это спра­ведливо лишь отчасти. Многих можно было причислять к испол­нительным продюсерам, это подтвердилось в 1990-х годах, когда в России возникла эта профессия. Конечно, необходимо учитывать, что профессия «российский продюсер» делает только первые шаги.

К середине последнего десятилетия прошлого века многие директора картин уже зарекомендовали себя вполне достойными исполнительными продюсерами: Эрик Вайсберг, Леонид Вереща­гин, Михаил Литвак, Александр Литвинов, Александр Михайлов, Владимир Репников, Юрий Романенко и др.

Сегодня помимо директоров картин и бизнесменов в россий­ские продюсеры потянулись и представители творческих профес­сий (режиссеры, актеры, драматурги). Одни осваивают киноры­нок как любой другой, но секреты драматургии, монтажа, режис­суры, от которых и зависят сборы, им пока неведомы; другие, Наоборот, не владеют основами бизнеса.


Анализируя любой успешный проект, можно заметить, что профессионализм продюсера — это опыт и знания вкупе с при­родным талантом.

Идеальный продюсер должен уметь: предвидеть, рисковать, требовать, мобилизовывать, благодарить, верить, распоряжаться, укрощать, отстаивать, терпеть, считать, экономить, убеждать, вдох­новлять, лукавить, иронизировать, уличать, льстить, лавировать...

Продюсер должен уметь:

• выбрать тему (оригинальную или экранизации);

• обеспечить финансирование;

• преобразовать идею в сценарий; •••

• составлять бизнес-план;

• оформить договор с киностудией;

• сформировать съемочную группу;

• создать постановочный проект фильма;

• определить Стратегию маркетинга;

• контролировать текущий материал;

• понимать в искусстве монтажа;

• отвечать за историческую и фактическую достоверность;

• разбираться в проблемах авторского права;


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!