Захра и вопрос о халифате и наследии Пророка Ислама



 

Её светлость Фатима-Захра была убеждена, что титул халифа и наместничество Пророка (да будет мир с ним!) является неоспоримым правом Али Ибн Абиталеба. Она считала, что из всех родственников и приближенных Пророка он более всех достоин выполнения этой огромной миссии. Среди всей этой группы Али, чьи подвиги и самоотверженность во время грозных войн за Исламскую веру ещё не были забыты, чьи знания были признаны всеми, более всех заслуживал этого звания.

Захра имела откровенное мнение, свободное мышление и твердые убеждения. Если она была в чем-то убеждена и была уверена в своей правоте, она никогда этого не скрывала и выражала свои убеждений без опасения и прикрытия. Одним из её твердых убеждений, от которого она никогда не отказывалась, было убеждение о преимущественном праве Али на титул халифа и наместничество Пророка. Али был воспитан Пророком, был его двоюродным братом и зятем, отцом Хасана и Хусейна, двух цветков сада жизни Посланника Бога. Али был первым человеком, принявшим Исламскую веру, он больше всех сражался за веру, обладал исключительной храбростью и знаниями. Он считался самым отважным из всей курайшитской молодёжи. Из-за всех этих преимуществ Фатима считала, что халифат принадлежит Али без всяких разговоров, вопросов и это не допускает отрицания.

Захра после смерти отца от тоски и печали отсторонилась от людей[[79]]. Но затем она посчитала необходимым выполнить свою обязанность перед своим мужем и сыновьями. Али сажал её верхом и вечерами возил её в дома ансаров. Переходя из дома в дом, из одного собрания в другое, она просила их помочь Али Абульхасану в его неоспоримом праве. Однако все ей в ответ говорили:

«О, дочь Посланника Бога! Мы дали присягу на верность Абу Бекру. Если бы твой муж и сын твоего дяди пришел к нам раньше него, мы не стали бы давать присягу никому другому.»

В ответ им она говорила: « Разве мы могли бросить в доме тело Пророка и состязаться с другими ради захвата власти и силы.» Захра также говорила: «Достойным было то дело, которое выполнял Абульхасан, а они совершили то, за что будут наказаны Богом.»

 

Это мнение не было мнением одной только Захры, группа соратников Пророка придерживались этого же мнения. Они боялись, что дело выйдет за рамки того, что было предписано Пророком. По этой причине они собирались в доме Фатимы и в других местах и совещались друг с другом, согласиться ли им с присягой на верность Абу Бекру или выразить свое несогласие? После конфликтов и споров, которые разгорелись между ними и Абу Бекром и Омаром, вспыхнул мятеж и истина стала очевидной. Абу Суфиан обратился к Имаму Али и сообщил ему о своей готовности присягнуть ему в верности, но Имам, знал, что Абу Суфиан затеял это лишь с целью подстрекательства к бунту и мятежу, поэтому он отказал ему и сказал: «Ты преследуешь такие цели, с которыми мы не согласны.» Абу Суфиан, не добившись результата, начал действовать другим путем, и пошел к Аббасу. Он сказал ему: «Дай мне твою руку, я дам тебе обет верности. Все люди признают тебя самым достойным для этого звания.» Затем он добавил: «Ты больше других достоин наследства твоего племянника.» Однако Аббас, также как и Али, отказался принять его и не дал ему своего согласия.

В итоге, Её светлость Захра, никакой ценой не хотела отказываться от своего права и убеждения, но когда она узнала о переговорах и спорах между её мужем и Абу Бекром и Омаром, она приняла решение уединиться и отстраниться от всех. С тех пор она отказывалась от встреч с «Абу Бекром» Садыком.  

Абу Бекр и Омар навещают Её светлость Фатиму

 

Однажды Омар сказал Абу Бекру: «Давай навестим Фатиму, ведь мы причинили ей обиду и она в гневе на нас.» Они попросили у Фатимы позволения навестить её. Но Фатима не согласилась и не дала им своего разрешения для

встречи. В безвыходном положении они пошли к Али и рассказали ему о своём намерении, возможно он сможет добиться для них согласия жены. Али смог уговорить Фатиму и добиться её согласия на встречу с ними. Он привел их обоих к Захре. Когда они пришли к ней она отвернулась от них и повернулась лицом к стене. Они поздоровались с ней. Фатима ответила им слабым голосом. Первым начал говорить Абу Бекр:

-О, любимая Посланником Бога, клянусь Аллахом, я люблю родичей Пророка больше своих сородичей. Ты для меня ближе моей дочери Айши. Клянусь Богом, я хотел умереть в тот день, когда умер твой отец, Посланник Бога, и после него больше не жить. О, дочь Пророка, ты думаешь, что признавая твои превосходства, твоё величине и благородство, я хочу лишить тебя права и наследия отца? Я слышал от твоего отца, который говорил: «Мы не будем оставлять после себя наследства. Оставшееся после нас является милостныней (принадлежит народу). Захра в ответ сказала:

-Если я расскажу вам обоим хадис от Пророка, примете ли вы его и будете действовать по нему? Они ответили согласием. Фатима продолжила:

-Клянусь Богом, разве вы не слышали от Посланника Бога, что он говорил: «Я буду рад, если будет рада Фатима; я буду разгневан, если будет разгневана Фатима. Всякий, кто любит Фатиму, любит меня. Каждый, кто обрадует Фатиму, обрадует и меня; всякий, кто прогневит Фатиму, прогневит и меня.» Они ответили:

-Да, это слова Посланника Бога и мы сами их слышали.

Фатима сказала:

-Бог и божьи ангелы будут моими свидетелями. Вы оба прогневили меня и поступили не в угоду мне. Когда я встречусь с Пророком, я пожалуюсь ему на вас и потребую справедливости.

Абу Бекр ответил: «Фатима, я уповаю на Господа от гнева Посланника Бога и от твоего гнева». Он стал плакать и плакал так мучительно, что его сердце готово было вырваться из груди. Фатима сказала ему в этом состоянии: «Клянусь Богом, я буду проклинать тебя во время каждой молитвы.» Абу Бекр, плача, вышел из дома Фатимы. Вокруг него собрались люди и он сказал: «Каждый человек по ночам спит в объятиях жены и радуется в кругу своей семьи, и только меня постигло такое несчастье, никто из вас не думает обо мне, мне не нужна ваша присяга, расторгните свой обет и освободите меня.»

 

Люди сказали ему: «О, Халиф Посланника Бога! Будет неправильным, если халифат будет принадлежать кому-нибудь другому кроме тебя. Ты лучше нас знаешь, что если ты откажешься от этого, исчезнет божественная вера.»

Абу Бекр ответил: «Если бы я не боялся того, что порвется эта вервь (божественная религия), увидев состояние Фатимы и услышав её речи, я бы не согласился с тем, чтобы хотя бы одну одну ночь мусульмане сохраняли данный мне обет верности. »

Проблема Фадака[[80]]и историческая судьба этой территории

 

Краткая история «Фадака», согласно описанию великого ученого Сейида Мухамеда Багера Садра в книге «Фадак в истории», такова:

«Фадак одно из селений Хиджаза, расстояние от Фадака до Медины составляло два-три дня езды. Вначале в этом селении проживало иудейское племя. Когда в седьмом году хиджры Ислам обрел свою мощь, Всевышний Аллах вселил в сердца иудеев страх перед мусульманами. Поэтому жители Фадака договорились с Пророком Ислама (да будет мир с ним!), что половину Фадака они предоставят Пророку. Некоторые говорят, чтто они предоставили Пророку всю эту местность.»

С этого времени начинается исламская история Фадака. Как уже было сказано, вначале это селение было собственностью Пророка, так как была предоставлена ему без сражения.[[81]]

Через некоторое время, Пророк подарил это селение своей дочери Фатиме. Фадак был её собственностью до тех пор, пока был жив Посланник Бога. После кончины Пророка Абу Бекр (да благословит его Аллах!) заявил, что Фадак принадлежит народу и получаемая с него прибыль должна идти на пользу государству. Когда Омар стал халифом, он передал Фадак наследникам Пророка и до правления Османа Фадак оставался в собственности семейства Пророка (да будет мир с ним!). Когда Осман стал правителем халифата, согласно преданиям, он передал Фадак Мервану Хакаму в качестве «халисе» (земли, составляющие собственность правительства). С тех пор вопрос о Фадаке замалчивается в истории, однако несомненно, что Али, повелитель правоверных, став халифом мусульман, забрал Фадак у Марвана.

Рассказывают: когда халифом стал Муавие, он стал насмехаться над растоптанным правом Фатимы и семейства Пророка и издеваться над этим. Он разделил Фадак на три части, одну треть он отдал Марвану Хакаму, вторую часть он отдал Омар Ибн Осману, третью часть - своему сыну Йезиду. Таким образом Фадак переходил из рук в руки до тех пор, пока правителем стал Мерван Хакам. Фадак весь целиком стал принадлежать ему. После него Фадак стал принадлежать Омару Ибн Абдульазиз Ибн Мервану. Когда Омар Ибн Абдульазиз стал халифом, он вернул весь Фадак детям Фатимы (да будет мир с ней!) и написал письменный приказ своему наместнику в Медине Абу Бекру Амров Ибн Хазаму, чтобы он передал Фадак наследникам Фатимы. Однако наместник в ответ Халифу написал: «Дети Фатимы соединились с семейством Османа и другими семействами, и у них появились дети, так кому же мне передать Фадак?» Халиф написал ему в ответ:

«...Если бы я дал тебе приказ зарезать корову, ты обязательно спросил бы у меня, какого цвета должна быть эта  корова. Откажись от этих необоснованных и бессмысленных речей. Как только ты получишь это письмо, немедленно раздели Фадак между детьми Фатимы от Али.» Сыны Омайе разгневались, стали ругать и порицать Омара Ибн Абдульазиза и сказали ему: «Своим решением ты осуждаешь действия, совершенные шейхами (Абу Бекром и Омаром).» В предании также рассказывается, что Амров Ибн Кайс с группой жителей Куфе пришел к Омару Ибн Абдульазизу и стал порицать его из-за этого дела. Но Омар ответил им: «Вы не знаете, а я знаю. Вы забыли, а я ещё помню, что Абу Бекр Ибн Мухаммед Ибн Амров Ибн Хазам слышал от своего отца, а тот от своего деда, что Посланник Бога сказал: «Фатима - часть моего тела, всякий, кто разгневает меня, разгневает и её; всякий, кто обрадует её, обрадует и меня.» Фадак принадлежал шейхам (Абу Бекру и Омару), после этого он стал принадлежать Мервану, он подарил его моему отцу Абдульазизу. Я и мои братья унаследовали Фадак от отца. Я попросил других своих братьев продать мне их долю наследства, некоторые из них продали мне свою долю, другие подарили. Таким образом весь Фадак стал принадлежать мне. Я решил, что будет целесообразным, если Фадак будет разделен между наследниками Фатимы.» Сыны Омайе сказали: «Если ты принял такое решение, ты оставь для себя землю, а доходы с неё раздели между наследниками Фатимы.» Омар принял их совет и поступил согласно этому.

По приказу Омар Ибн Абдульазиза Фадак некоторе время принадлежал потомкам Фатимы. Йезид, сын Абдульмалека, опять забрал его у них и передал детям Мервана. Они владели Фадаком до тех пор пока власть в халифате была в их руках. Когда правителем халифата стал Абуль-Аббас Саффах, он передал Фадак Абдулла Ибн Хасану Ибн Хасану Ибн Али Ибн Абиталебу. Но через некоторое время Абу Джафар Мансур во время своего правления отобрал Фадак у детей Хасана. Спустя ещё немного времени Альхамди, сын Мансура, в который раз передал Фадак потомкам Фатимы. Однако Муса, сын Дльхамди, опять забрал его у них.

Короче говоря, Фадак был в руках у Аббасидских халифов, до тех пор пока в 210 году халифом стал Мамун. Он отдал Фадак потомкам Фатимы. И по этому поводу написал письмо Геем Ибн Джафару, своему управляющему в Медине: «...Я, повелитель правоверных, в честь моей близости к божественной религии (Исламу), к халифату Посланника Бога ( да будет мир с ним!), к родству с Его светлостью,  больше всех других достоин соблюдать традиции Посланника Бога. Если Пророк что-то подарил кому-нибудь, я передам это тому, кому это предназначено. Успех и целомудрие повелителя правоверных от Бога, я делаю это дело в угоду Всемогущему Аллаху, этим я приближаю себя к Богу. Вне сомнения, что Пророк подарил Фадак своей дочери Фатиме. Это было бесспорным, никто из сородичей Пророка не сомневался в этом. До сих пор никто, достойнее Фатимы, не притязал на Фадак. Я, повелитель правоверных, принял это решение в угоду Господу и ради восстановления ущемленного права, я исполняю повеление Пророка во имя сближения с ним и передаю Фадак потомкам Фатимы. Я приказываю записать это во всех государственных реестрах и книгах, а также письменно сообщить об этом всем управляющим и наместникам. Отныне, после Посланника Бога, ежегодно во время благословенного хаджа люди могут обращаться ко мне с просьбами: если у кого-то остался долг, незаплаченный Пророком, или же если Пророк что-то обещал вам, скажите. Вам будут выплачены ваши долги и будет передано то, что вам принадлежит по праву. Среди таких людей первой является Фатима и её право на Фадак и милостыню Посланника Бога подтверждается. Повелитель правоверных дает письменный приказ своему приближенному Мобареку Табари передать наследникам Фатимы Фадак в целостности, со всем тем, что к нему относиться, всех рабов и весь урожай, и предоставить его во владение Мухаммеду Ибн Йахъя Ибн Альхусейн Ибн Зайд Ибн Али Ибн Альхосейн Ибн Али ИбнАбиталеби Мухаммеду Ибн Абдулла Ибн Хасан Ибн Али Ибн Альхусейн Ибн Али Ибн Абиталеб, которые со стороны правоверных назначаются управляющими этих ты сам знай, что это мнение и повеление правоверных, которого вдохновил на это образом он сблизиться с Богом и Его Оповести об этом и других. Отныне повелителя земель. И повелителя Аллах, таким Посланником.

относись к Мухаммеду Ибн Йахъя и Мухаммеду Ибн Абдулла также, как ты относился к Мобареку Табари и помогай им в перестройке, увеличении прибылей и урожая. Ва-ссалам и дело с концом!»

Когда правителем стал Мотаваккел, он опять забрал Фадак у Фатимидов и передал его Абдулла Ибн Омару. Он отправил в Медину человека по имени Бешран Ибн Аби Омайе Сакафи, чтобы он вырубил одиннадцать пальм, которые Посланник Бога (да будет мир с ним!) посадил в Фадаке своими благословенными руками. Но после того, как он выполнил свою миссию и вырубил те деревья, Бешрана охватил паралич и он вернулся из Медины.

С этого времени, т.е со времени, когда правителем халифата был Мотаваккел, Фадак стал собственностью Абдулла Ибн Омара и больше никогда не принадлежал Фатимидам.

Эта была краткая история Фадака и как было умопянуто ранее, его принадлежность постоянно менялась в соответствии с политикой правителей того времени и имела прямую связь с отношением правителей каждой эпохи к семейству Пророка. Всякий раз, когда власть была в руках у тех, кто хорошо относился к потомкам Фатимы, Фадак передавали Фатимидам, если же правители были настроены против них, первым их действием было отнятие Фадака у потомков Фатимы.

Отражение того огромного значения, которое придавали Фадаку мусульмане, видно в касыде Добала Хазайи, которую он написал в то время, когда Мамун передал Фадак потомкам Фатимы. Касыда начинается такими словами:        «اصبح وجه الزمان قد ضحکا برد مأمون هاشم فدكا»

«Лик времени расцвел и заулыбался от радости, Когда Мамун Хашем вернул Фадак потомкам Фатимы».

Мухаммед Ибн Асхак в своем предании рассказывает, что после захвата Хейбара Посланником Бога (да будет мир с ним!) Всевышний Аллах вселил страх в сердца жителей Фадака. Они отправили своего посланника к Пророку и договорились с ним, что половину Фадака предоставят Посланнику Бога. Так как Фадак был предоставлен Пророку без сражения, он стал его собственностью. Пророк разрешил жителям Фадака оставаться на своей земле и давать Пророку половину урожая. После кончины Посланника Бога, Фатима (да благословит её Аллах!) потребовала свое наследство. Абу Бекр был против этого и сочинив хадис, сказал, что будто слыхал, как Проок говорил: «Мы, пророки, не оставляем наследства. Оставшееся после нас является милостыней (принадлежит народу).» Затем он добавил: «Я не буду изменять милостыню, назначенную Пророком.»

Её светлость Фатима в ответ Абу Бекру стала ссылаться на Коран и в качестве аргумента и доказательства привела слова Закарии, взывающего к Господу: «یرثنی و یرث من آل یعقوب» «Даруй же мне наследника, который наследует и мне, и роду Йакуба», а также слова из Корана:

 «و ورث سلیمان داوود» «Сулейман наследовал Давуду».

Согласно Корану пророки оставляют после себя наследство. Однако Абу Бекр ответил Фатиме: « О, дочь Пророка, ты сама доказательство и аргумент. Ты - разум послания и пророчества. Я не могу найти для тебя ответа и опровергнуть твои слова. Но пусть Абульхасан будет судьей между мной и тобой. Он сам сказал мне о том, чего я искал, и напомнил мне слова, которые я слышал, но позабыл.»[[82]]

В комментариях Абель Хадида к книге «Нахдж ал-Балаге» написано:

  Абу Бекр сказал: «О, дочь Пророка, клянусь Богом, твой отец не оставил ни дирхема, ни динара в качестве наследства и сам сказал: «Пророки не оставляют 1 наследства.»

Фатима ответила: «Фадак не считается наследством. Отец при жизни подарил его мне.» Абу Бекр:

-Кто является свидетелем этого?

Абульхасан Али Ибн Абиталеб и Умм-Иман засвидетельствовали, что Посланник Бога подарил Фадак Фатиме.

С другой стороны Омар Ибн Хатаб и Абдульрахман Ибн Оуф дали свидетельство о том, что прибыль Фадака распределялась между мусульманами,

Абу Бекр сказал:

-О, дочь Пророка, ты говоришь правду, и Али говорит правду, Умм Иман также говорит правду, Омар и Абульрахман Ибн Оуф тоже говорят правду, это надо понимать в том смысле, что твоя собственность и имущество даны тебе отцом, Посланником Бога. Пророк из урожая Фадака давал вам немного для пропитания, а остальное раздавал в качестве милостыни. Что вы собираетесь делать с Фадаком теперь?

Фатима ответила:

-То же самое, что и отец. Абу Бекр сказал:

-Я обязуюсь перед тобой, что буду поступать также, как твой отец.

-Клянешься ли ты Богом, что именно так будешь поступать?

-Клянусь Богом, я буду делать всё также, как твой отец.

Фатима сказала:

-О, Аллах! Призываю тебя в свидетели.

Так оно и было, Абу Бекр получал урожай и прибыли от Фадака, немного из этого давал семейству Пророка, всё остальное делил между мусульманами. После него таким же образом поступили Омар и Осман, Али продолжил этот же способ раздела.[[83]]

  Фатима утверждала, что Фадак был подарен ей отцом Посланником Бога (да будет мир с ним!) и поэтому требовала его себе. Абу Бекр попросил её назвать свидетелей[[84]]. Али и Умм Иман (да благословит её Аллах!) дали свидетельство в пользу Фатимы. Но Абу Бекр не принял их свидетельства и сказал: «О, дочь Пророка, ты сама знаешь, что свидетельствовать могут двое мужчин или один мужчина и две женщины. В книге «Фотух-уль-Болдан» написано предание, рассказанное Умм Хани: «Фатима, дочь Посланника Бога, пошла к Абу Бекру Садыку (да благословит его Аллах!) и сказала ему:

-Если ты умрешь, кто унаследует тебе?

От ответил:

-Мои дети и семья.

-Ты думаешь, что ты можешь унаследовать Посланнику Бога, а мы не можем?

Абу Бекр ответил:

-О, дочь Посланника Бога, я не получил в наследство от твоего отца золото, серебро и тому подобное.

Фатима ответила:

  -Какова наша доля от Хайбара и Фадака, которые помилованы нам Пророком?

Он ответил:

-О, дочь Пророка, я слышал от твоего отца такие слова: «Это было пропитанием и хлебом насущным, дарованным мне Всемогущим Аллахом, когда я умру это будет разделено между мусульманами.»

 

Ибн Аби Аль Хадид убежден, что этот спор и конфликт между Фатимой и Абу Бекром возник не только ради наследства или подарка, здесь была и третья проблема, которая явилась причиной этого конфликта. Эта была проблема в получении доли от добычи, принадлежащей родственникам Пророка, в которой отказал Абу Бекр. Рассказывают, что Её светлость Фатима-Захра пошла к Абу Бекру и сказала ему: «Ты знаешь, что Всевышний Аллах сказал в Коране, что часть военных трофеев, которая состоит из доли, принадлежащей родственникам Пророка, предназначена для нас. В аяте «хомс» написано следущее:

 

«واعملوا انما غنمتم من شیئی فان اللّه خمسه و للرسول و الذی القربی و الیتامی و المساکین و ابن السبیل ان کنتم آمنتم باللّه و ما انزلنا علی عبدنا یوم الفرقان یوم التقی الجمعان و اللّه علی کل شیئی قدیر»

 

т.е. «И знайте: из всего, что вам достанется в трофеях,

Вы одну пятую (добра) должны отдать Аллаху,

Посланнику Его и родственникам близким,

Сиротам, беднякам и тем, кто держит путь,

Коль вы уверовали в Бога,

И в Откровение, что Мы послали Нашему рабу

в день Различения - тот день,

Когда (в бою) сошлись два войска.

  Аллах, поистине, над всякой вещью мощен!»[[85]]

Абу Бекр в ответ Захре сказал: «Да будут мои родители жертвой тебе и твоему отцу! Я душой и телом повинуюсь повелениям Корана, правам Посланника Бога и его родственников. Я читаю ту же самую Божественную Книгу, что и вы. Но из этого я не понял, что доля «хомса» (пятая часть военной добычи) должна целиком быть передана вам.

Фатима сказала:

-Так что же, эта доля должна принадлежать тебе и твоим родственникам?!

Абу Бекр ответил:

-Нет, но я дам вам из этого долю, необходимую для вашего пропитания, а остальное пойдёт в пользу мусульман.

Фатима ответила:

-Нет, Абу Бекр! Не таким было предписание Аллаха.

Фатима никогда не признавала хадис, рассказанный Абу Бекром со слов Пророка, и никогда не принимала его. Она всегда настойчиво требовала наследство и подарок своего отца. В книге хадисов, написанной Бохари, приводится предание, рассказанное Айшей: «Фатима, дочь Посланника Бога, после кончины отца, потребовала, чтобы Абу Бекр Садык дал её долю от наследства отца, которое было предназначено Аллахом для Пророка. Абу Бекр сказал: «Посланник Бога (да будет мир с ним!) сам сказал: «Мы не оставим после себя наследства. Оставшееся после нас является милостыней.» Фатима рассердилась на эти слова Абу Бекра и до конца своей жизни избегала его.»

Ибн Саад в книге «Табагат» описал предание, похожее на это, а также имеется предание Зайда Ибн Али Зейнольабедина, услышанное им от отца (да благословит их Аллах!). «Когда Фатима узнала о том, что Абу Бекр принял решение отнять у неё Фадак и выгнать оттуда её управляющего и всех её работников, она вместе с близкими своими родственницами   отправилась в мечеть. Её благословенные ноги запутывались между подолом одежды. Она зашла в мечеть, где сидел Абу Бекр в окружении группы мухаджиров и ансаров. Фатима села за завесой, которую повесили в знак её уважения. Из её сердца вырвался такой тяжкий стон, что люди стали плакать. Когда прошло немного времени и люди успокоились, она приступила к своей речи. Она восхвалила Аллаха и произнесла формулу свидетельства единства Аллаха, она признала, что Мухаммед - раб Божий и Посланник Бога. Затем она произнесла свою проникновенную речь (текст пламенной проповеди Фатимы был ранее предложен читателю). Когда Захра закончила свою речь, Абу Бекр (да благословит его Аллах!) встал со своего места, восхвалил Аллаха, произнес формулу благословения Пророка Всевышним, а затем сказал: « О, лучшая из женщин и дочь величайшего из отцов! Клянусь Богом, я не нарушил повеление Посланника Бога и действовал только по его повелению. Вожак караванщиков не может лгать своим караванщикам. Я сказал всё, что было нужно. А ты обошлась со мной грубо, отсторонилась от меня. Бог простит и нас, и тебя. Я отдал Али оружие, коня и обувь Пророка (да будет мир с ним!) Что касается другого, что ты требуешь, я сам слышал от Пророка: «Мы, пророки, не оставляем после себя золото, серебро, землю, собственность и дома в качества наследства. Наше наследство - вера, мудрость, наука и традиции.» Я действовал по его повелению и принимал все меры по его совету. Успех зависит от Бога, уповаю на Него, ибо к нему к нему мы завершаем путь земной.»

Можно подвести следующие итоги, завершая разговор о споре и раздоре между Её светлостью Фатимой (да благословит её Аллах!) и Абу Бекром:

Первое: Она послала своего представителя к Абу Бекру, чтобы тот обсудил с ним вопрос о наследстве и потребовал то, что по праву принадлежит Фатиме. Это было первым действием, которое предприняла Захра (да благословит её Аллах!) для того, чтобы подготовить почву для собственного вмешательства в этот спор.

Второе: После этого, Фатима лично встретилась с Халифом в присутствии уважаемых людей. Этим действием она хотела проявить настойчивость в требовании своего права относительно Фадака, «хомса» и т.п.

Третье: Речь, произнесенная Фатимой в мечети, спустя 10 дней после кончины Посланника Бога (да будет мир с ним!). Текст приведен к комментариям Ибн Абель Хадида к книге «Нахдж ал-Балаге».

Четвертое: Речь, произнесенная Захрой перед Абу Бекром и Омаром, когда они пришли навестить её и просить у ней прощения. Она заявила им о своем гневе и сказала, что они своими действиями по отношению к ней вызвали гнев Бога и Его Посланника (подробности этой встречи описаны в двух книгах «Имамат и политика» и «Алам ун-неса».)

Пятое: Проповедь, произнесенная Фатимой перед женами мухаджиров и ансаров, которые пришли навестить её.

Шестое: Её завещание о том, чтобы никто не принимал участия во время её облачения в саван и похорон. После всех этих мер, старания и усилия Фатимы остались ли безрезультатными или был достигнут какой-либо результат? В ответ на этот вопрос ученый Сейид Мухаммед Багер Садр говорит: «Действия и усилия Захры с одной стороны остались безрезультатными, с другой стороны достигли победы. С точки зрения того, что она не смогла лишить власти Халифа в момент своей грозной атаки через десять дней после кончины Пророка, она потерпела поражение. Хотя в настоящее время мы не в состоянии проанализировать все причины, послужившие поражению Захры. Но нет сомнения во влиятельности личности халифа и его политики. Он со знанием дела и особой мягкостью избавил себя от этого конфликта. Как только Захра закончила свою речь в мечети, он в присутствии ансаров ответил ей со всей своей мягкостью. Во время ответа он выглядел таким сострадательным, что казалось, будто сердце его растает от сострадания к Фатиме. Хотя вполне возможно, что как только Фатима вышла из Мечети, он пришел в гнев и ярость.

Но с другой стороны, старания и усилия Фатимы привели к победе, так как она со всей силой смогла рассказать людям о своем праве и об истине. Эта сила проявилась в делах и словах Захры во время спора с Седдиком (Абу Бекром) и Фарогом (Омаром). Как мы знаем, шейхи (Абу Бекр и Омар) в конце концов и, как бы то ни было, пошли навестить Фатиму. Она сказала им: «Если я расскажу вам хадис, услышанный от Посланника Бога, вы примете его и будете действовать в соответствии с ним?» Они ответили согласием. Фатима продолжила: «Клянусь Богом, разве вы не слышали от Посланника Бога таких слов: «Радость Фатимы - моя радость, гнев Фатимы-мой гнев. Каждый, кто любит её, любит меня. Каждый, кто рассердит её, рассердит и меня»?

Они ответили:

-Да, мы слышали это от Пророка. После этого Фатима сказала:

-Я призываю Бога и ангелов в свидетели, вы оба рассердили меня и поступили не в угоду мне. Когда я встречусь с Пророком, я несомненно пожалуюсь ему на вас.

Да, это было мнение и мысли Захры (да благословит её Аллах!). Высшим результатом своих усилий и стараний она считала то, что пролила свет на мысли мусульман и рассказала им о правде и истине и без всякой завесы заявила о своём праве. Она исправила убеждения и веру Исламского общества и (вновь сказала о необходимости соблюдать уважение и почет к Посланнику Бога и ещё раз указала на тех, кто попрал эти права.) Всемогущий Аллах говорит в Священном Коране:

 

«و ما کان لکم ان تؤذوا رسول اللّه و رسوله لعنهم اللّه فی الدنیا و الاخره و اعد لهم عذاباً مهیناً و الذین یؤذون ر سول اللّه لهم عذاب الیم- یا ایها الذین آمنوا لا تتولوا قوماً غضب اللّه علیهم و من یحلل علیه غضبی فقد هویی»

 

т.е. «Не надлежит вам огорчать Посланника Аллаха,     

Ни оскорблять его, ни причинять вреда;

Не надлежит брать в жены его жен

После его (кончины).    

Это у Господа - от вас великий грех.» (сура 33 «Союзники», аят 53)

«А те, что Бога и Его Пророка оскорбляют,

Аллахом преданы проклятью

И в этом мире, и в другом, -

Он им назначил унизительную кару!» (сура 33 «Союзники», аят 57)

«И тех, которые Пророку досаждают,

Мучительные кары ждут.» (сура 9 «Покаяние», аят 62)

«О вы, кто верует!

С людьми, на коих лег гнев Бога,  

Не дружите.» (сура 61 «Боевой ряд», аят 13)

«Ведь на кого падет мой Гнев,

Того постигнет гибель.» (сура 20 «Та-Ха», аят 81).

 

Как было сказано, Фатима и в мечети говорила мухаджирам и ансарам о своем праве и произнесла перед ними красноречивую проповедь.

Перед священной могилой Пророка (да будет мир с ним!) она также произнесла такие слова:

 

قد کان بعدک انباء و هنبئه          و لو کنت شاهدها لم تکثر الخطب

انا فقدناک فقد الارض و ابلها         واجتث اهلک مذ غیبت واغتصبوا

ابدت رجال لنا فحوی صدورهم             لما نأیت و حالت بیننا الکثب

تهجمتنا لیال واستخف بنا                دهر فقد ادرکوا منا الذی طلبوا

قد کنت للخلق نوراً یستضاء به       علیک تنزل من ذی العزه الکتب

و کان جبرئیل بالایات یؤنسنا               فغاب عنافکل الخیر محتجب

 

т.е. «После тебя нас постигли такие времена и такие несчастья, которые были бы незначительны при тебе.

Мы лишились тебя, подобно тому, как земля поглощает капли дождя.

С тех пор, как ты ушел от нас, они с корнем вырвали твое семейство,

и насильно захватили их права.

С тех пор, как ты ушел от нас и скрыл свое лицо под покрывалом земли,

среди нас самих появились люди, которые раньше скрывали свою вражду.

Отныне ночи властвуют над нашей жизнью,

и время унизило нашу честь и достоинство,

враги забрали у нас то, что хотели, и завладели всем этим.

Да, ты был светочем, освещающим людям путь.

От Всемогущего Господа тебе была ниспослана Небесная Книга.

В те времена, Джебраил с божествеными аятами был нашим

наперсником и собеседником.

Но теперь ты ушел, и всё хорошее отвернулось от нас»

 

Абу Бекр, да благословит его Аллах, в ответ на речь Захры сказал:

«О, дочь Посланника Бога, ты говоришь правду, твой отец милостив и милосерден к правоверным, и мучительно наказывал неверных. Клянусь Богом, если мы посмотрим его родословную, мы уидим, что он - только твой отец, а не отец других женщин и он двоюродный брат твоего мужа, а не других мужчин. Среди всех своих родичей он оказывал предпочтение твоему мужу, помогавшему во всем Пророку. Вы - семейство и продолжатели рода Посланника Бога. Вы - лучшие из избранников Аллаха. Вы указываете нам путь к раю и являетесь нашими путеводителями в благих делах. Но, что касается твоего требования, скажу: если бы твой отец, Посланник Бога, назначил это для тебя, я бы принял твое требование, подтвердил бы твое право и засвидетельствовал бы всё, что ты сказала. Я никогда не посягнул бы на твои права. Но знай: относительно того, что ты требуешь из наследства отца, сам Посланник Бога (да будет мир с ним!) сказал: «Мы, пророки, после себя не оставляем наследства.»

Так как спор и конфликт Захры и Седдика (Абу Бекра) закончился безрезультатно, Её светлость Фатима после настойчивого требования своего права, стала сохранять молчание. Причиной того, что вначале она так настойчиво требовала удовлетворения своего права, было то, что она считала себя правомочной. Хотя в этом вопросе Захра была не согласна с Абу Бекром, в то же самое время в глубине своей души она не держала обиду на Абу Бекра. После того как Фатима постепенно успокоилась, она и своим сыновьям стала внушать, чтобы они не держали зла на Абу Бекра.[[86]]

Как бы то ни было, Захра приняла решение больше никогда не говорить с Абу Бекром относительно своего наследства и других прав, которые требовала. После этого она прожила совсем недолго и за всё это время ни разу с ним не встретилась. Весь остаток своей жизни она провела в мучительной скорби и заболела от этого.

Но через восемьдесят лет после этого, спустя много лет после вражды и конфликта, мы видим, что Омар Ибн Абдульазиз, ставший халифом, так говорит о той проблеме: «Фадак-селение, которое Всевышний Аллах пожаловал своему Посланнику в качестве «добычи», так как оно было завоёвано без  применения военной силы. Фатима попросила своего отца предоставить ей это селение. Однако Пророк в ответ на её просьбу сказал: «Дочь моя, ты не имеешь права обращаться ко мне с такой просьбой и я не имею права пожаловать тебе это селение. Таким образом Посланник Бога предназначил распределять всю прибыль от Фадака между мусульманами    в качестве подаяния.  После кончины Пророка, когда очередь правления в халифате дошла до Абу Бекра, Омара, Османа и Али (да благословит их Аллах!) они поступали таким же образом, до тех пор пока халифом не стал Муавийе. Он пожаловал эту землю Мервану Ибн Хакему. Он в свою очередь даровал его в собственность моему отцу и Абдульмалеку. После них эта земля стала принадлежать мне, Валиду и Сулейману. Когда в дело вступил Валид я попросил его предоставить мне его долю от этой земли, он принял мою просьбу и пожаловал её мне. Я обратился к Сулейману с такой же просьбой, он согласился, так же как и Валид. В результате Фадак весь целиком стал принадлежать мне.

Теперь я люблю эту землю больше все других своих земель. Призываю вас в свидетели, что я буду использовать эту землю по тому же предназначению, что и раньше.»[[87]]

После этого он вернул эту землю и предоставил во владение потомкам Али от Фатимы (да благословит их Аллах!).

Шейх Ахмед Фахи говорит: Абу Бекр (да благословит его Аллах!), запрещая Фатиме владение Фадаком, поневоле подвергся сомнению. Он не был таким человеком, который принимает своевольные решения или человеком, который хотел причинить насилие по отношению к Фатиме или ущемить её в праве, касающемся собственности, пожалованной ей Посланником Бога. Абу Бекр вспомнил хадис, рассказанный отцом Фатимы: «Мы, пророки не оставляем после себя наследства; оставшееся от нас является милостыней (принадлежит народу)» и не хотел идти вопреки этому хадису...

Он (Абу Бекр) знал, что Фатима мучительно страдает от потери отца и чувствует себя слабой и беспомощной, она не видит рядом с собой сострадальца и помощника, поэтому он обращается с ней мягко и с тем уважением, которого достойна дочь Пророка и часть его тела. Как бы ни усиливался гнев Захры по отношению к Абу Бекру, он проявляет по отношению к ней ещё большую мягкость и доброту. Когда Фатима сказала ему: «Клянусь Богом, я не буду больше с тобой разговаривать, он ответил: «Клянусь Богом, я никогда не покину тебя». Также рассказывают, когда Фатима сказала ему: «Клянусь Богом, я всегда буду проклинать тебя», Абу Бекр сказал: «Клянусь Богом, я всегда буду молиться за тебя».

Абу Бекр вынес грозные речи и обильный гнев Фатимы в мечети в присутствии курайшитов и асхабов Пророка (да благословит их Аллах!), несмотря на то, что титул халифа больше всего нуждается в сохранение святости и необходимости соблюдения почета и авторитета этого звания. Со всеми этими условиями, Абу Бекр, извиняя Фатиму, в знак уважения к её сану и, считая себя обязанным сохранять её авторитет, сказал ей: «Никого я не люблю так, как тебя и никто для меня не дороже тебя. Твое богатство или бедность в этом случае не имеют значения. Но я слышал от твоего отца, Посланника Бога: «Мы, пророки, не оставляем после себя наследства. Оставшееся от нас является милостыней.» Да будут твоей жертвой мои родители, а я, мой отец и моя мать жертвами твоего отца. Если ты слышала от Посланника Бога что-либо другое, скажи. Если он дал тебе другое повеление, я выполню его и поступлю так, как скажешь ты. Я отдам тебе всё, что ты требуешь. Иначе, я должен поступить так, как повелел Пророк.»[[88]]

Этот рассказ свидетельствует о невинности Абу Бекра. Из его разговоров и ответов Фатиме становится ясным, что он относился к ней с бесконечным уважением и почетом, она была достойна только этого, так как Фатима - была любимой дочерью Его светлости Мухаммеда-Мустафа (да будет мир с ним!) и он сказал о ней: «О, Фатима! Всемогущий Аллах будет в гневе от твоего гнева, будет в радости от твоей радости.» Прошло немного времени и Фатима (да благословит её Аллах!) сама сказала Абу Бекру:

«Тебе и Посланнику Бога (да будет мир с ним !) лучше знать, отныне я ничего не потребую у тебя.»[[89]]

В заключении этой темы, самым правильным будет завершить её таким предложением: «Захра превыше того, чтобы требовать то, на что она не имеет права, но с другой стороны, Седдик (Абу Бекр) превыше того, чтобы препятствовать удовлетворению права Фатимы, о котором засвидетельствовали свидетели.[[90]]

 

Болезнь Фатимы

 

Её светлость Фатима была совсем худенькой и Посланник Бога (да благословит его Аллах!) во время своей болезни, которая привела к его кончине, говорил ей: «Ты первая из семейства Пророка воссоединишься со мной.» Не более чем через семьдесят пять дней цосле смерти отца Фатима соединилась со своим отцом. Она была в том возрасте, когда жизнь должна была ещё приветствовать её.

Имеется разногласие относительно вопроса о том, сколько времени прожила Фатима после смерти Посланника Бога. Некоторые из историков пишут, что этот срок составил 40 дней. Возможно они путают время её болезни с количеством всех дней, прожитых ею после кончины отца. Некоторые считают, что она прожила сорок пять дней. Однако Хакем в своей книге «Мостадрек» пишет, что она прожила два месяца, Ибн Абдульбер в книге «Истиаб» указывает, что этот срок составил три месяца, Абульфарадж Эсфехани поддерживает это же мнение. Некоторые считают, что время её болезни продолжалось сорок дней, некоторые определяют, что этот срок составлял девяносто пять дней.

Её светлость Фатима-Захра (да благословит её Аллах!) при жизни отца также временами болела. И Пророк (да будет мир с ним!) навещал её и лично помогал ей. Однажды Пророк отправился навестить её и спросил: «Доченька, как ты себя чувствуешь?» Фатима пожаловалась на свою болезнь и добавила: «Кроме всего прочего нам нечего есть». Пророк сказал ей на это: «Доченька, разве ты не рада тому, что в награду за все твои страдания, ты являешься главной среди всех женщин мира.» Также рассказывают, что Пророк пошел навестить Фатиму, она молола муку и на ней была верхняя одежда из верблюжьей шерсти. Пророк, увидев дочь в таком виде, стал плакать и сказал ей: «Фатима, испей горький кубок трудностей этого мира ради благ вечного мира.»

Фатима после трагической кончины своего отца, Посланника Бога (да будет мир с ним!), и последовавшими вслед за этим трудностями, связанными с ущемлением её права со стороны Абу Бекра, много выстрадала и свалилась с ног. С этих пор у неё всегда было плохое самочувствие и неудовлетворенность судьбой, она перевязывала свой лоб, подобно тем, кто находится в трауре.

 

Однажды, когда болезнь Фатимы усилилась, её пришли проведать и спросить о самочувствии жены мухаджиров и ансаров.

В ответ им Захра восхвалила Всевышнего Аллаха, произнесла формулу благословения  Богом её отца Мухаммеда, а затем сказала:

«Вы спрашиваете о моём самочувствии? Знайте: я в таком состоянии, что измучилась от вашего мира и ненавижу ваших мужчин; я испытала их на деле и не увидела в них достоинств. Я отдалилась от них и потеряла на них надежду. Я изучила их до глубины души и в моём сердце возгорелась ненависть к ним. Как некрасив человек, похожий на саблю с изломанным лезвием, нерубящую и бесполезную, ставшую игрушкой после всех серьёзных стараний и усилий. Тот, чьё существование стало никчемным и бесполезным, который не может воспользоваться острием своих стрел для разгрома врагов, который мечится от изменчивости вкусов и мнений и заблуждается от страстей и желаний. Какое страшное будущее они подготовили для себя, Аллах в гневе на них, Он пошлет им мучительные пытки и бесконечные страдания. Увидев это, я поневоле отдала им бразды правления, на них самих я возложила все трудности, на их дуще будет позор и бесчестье, в наказание за их злодеяния у них будут отрезаны носы и уши, они понесут наказание за свои злодеяния и не будет им божьей милости.

О, горе этим людям! Они отстранили от власти и руководства того, кто был достоин этого; человека, твердого, как гора, считавшегося крепкой основой пророчества и наставления на путь истины. Они отвернулись и отдалились от того, к кому спускался дух ангела; от того, кто сведущ во всех религиозных и светских вопросах. Однако знайте, что этим делом вы причините себе огромный вред и невозместимый ущерб.

Почему они не взлюбили Абульхасана? Из-за его острого меча; или из-за его бесстрашия и того, что он не щадил своей жизни; из-за его усилий и стараний, направленных на разгром врага и грозной атаки на вредителей и злопыхателей, или из-за его твердости и настойчивости на пути к истине, из-за того, он, исполняя божественнные дела, ни перед какой силы не склонял своей головы? По какой из этих причин вы отказались от него? Клянусь Богом, если бы вы доверили руководство Али и избрали бы его первым эмиром и повелителем, он направил бы на путь истины каждого, кто свернул от светлой дороги правды. Клянусь Богом, если бы ему не помешали, он взял бы в свои руки бразды правления, возложенные на него Пророком (злопыхателей, или из-за его твердости и настойчивости на пути к истине, из-за того, он, исполняя божественные дела, ни перед какой силой не склонял своей головы? По какой из этих причин вы отказались от него? Клянусь Богом, если бы вы доверили руководство Али и избрали бы его первым эмиром и повелителем, он направил бы на путь истины каждого, кто свернул от светлой дороги правды, и каждого, кто не поклоняется очевидной истине. Клянусь Богом, если бы ему не помешали, он взял бы в свои руки бразды правления, возложенные на него Пророком (да будет мир с ним!), он повел бы свой народ вперед, подобно тому, как опытный караванщик ведет свой караван, чтоб не нанести вреда и ущерба верховым животным, и чтоб седоки не свернули с правильного пути; он показал бы людям путь к обильным источникам родниковой воды; источникам, изобилующим ручьями с чистыми берегами, а после того, как люди напьются этой водой, он вернул бы их туда, куда они держат путь. Он давал бы людям советы и объяснял бы им обо всём явном и скрытом, увещевал бы их. В своих делах он не ждал бы помощи и совета от других, он не пользовался бы благами этого мира, разве что только в той степени, чтобы утолить свою жажду и голод, если бы он был правителем, было бы легко отличить благочестивых от ханжей, правдивых от лгунов.

«О если б люди этих городов

Уверили и устрашились Бога,

Мы б распахнули перед ними

Все блага неба и земли,

Они ж сочли (знаменья Наши) ложью.

И вот тогда Мы навлекли на них

Всё, что они себе уготовали.»

«И их постигло зло их собственных деяний.

А тех, кто ныне преступает,

Постигнет зло того,

Что уготовили они себе (в сей жизни).

И никогда им не осилить

(обетование Господне)»

«благословенный аят из Корана»

Подходите и слушайте, торопитесь и внемлите, если хотите увидеть чудеса в этом мире. Всего удивительнее поступки и речи этих людей. О, если бы я знала,  где они скрывались, каковы их доказательства и аргументы, на чем они построили свой фундамент, за что они держатся, чей род они опередили и перед ними же говорят о своих знаниях и опытности? «Каких плохих покровителей и предводителей они призвали, каких  вредных сотоварищей они для себя избрали, какая плохая замена для угнетателей.» «благословенный аят из Корана».

Они оказали предпочтение отстающим, а не тем, кто идет впереди, они предпочли немощных над сильными. Совершив своё дело, они ударили лицом в грязь и навлекли на себя несчастье и унижение. Они совершили зло, но думают, что сотворили добро. «Увы! Они все те, кто нечесть сеет, но сами этого не понимают» О, горе им! Кто достоин быть повелителем и предводителем? Тот, кто указывает путь к истине, или тот, кто не знает дороги, пока другие не укажут ему путь? Что с вами случилось? Отчего вы судите таким образом?

[Клянусь своей жизнью, в ваших мыслях зародилось семя мятежа и раздора. Пройдет немного времени и из чрева ваших мыслей родиться нечто. Наступит такое время, что вместо молока из вымени судьбы вы будете выдаивать кровь, вы будете протягивать кубки, наполненные свежей кровью и ядом. Тогда злопыхателям и вредителям не будет никакой пользы и их последователей ждет несчастье, уготованное для них их предшественниками.

Отныне наслаждайтесь тем, что имеете в этом мире и уверьте свои сердца в ниспослании вам бед и несчастий. Вас ждут острые штыки и могучие силы унетателей, ваш народ охватит хаос и суматоха и править вами будут тираны и насильники, они разграбят общественную казну, оставив вам лишь малую часть, и будут жестоко пожинать убитых.

Горе вам! Куда вы свалились, что ваши глаза не видят истину. Есть ли у нас сила принудить вас сделать, то что нужно, хотя вы и гнушаетесь этим?][[91]]

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 522; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!