Красноречие и ораторское искусство Фатимы



 

Захра (да благословит её Аллах!) также, как и все другие члены  семейства Пророка, обладала непревзойденным красноречием и ораторским искусством. Её речь была стройной и соразмерной, свои предложения она выстраивала в четком порядке, сила её высказываний властвовала над людскими сердцами, твердостью своих объяснений, подобно аркану, она притягивала к себе людей, больше всех других они владела сокровищницей своих речей, с ней никто не мог соперничать в силе слова, в своих речах она избирала лучшие выражения, скорость проникновения смысла её речей в людские сердца была мгновенной.

Фатима использовала все свое мастерство и искусство в речи, произнесенной против завоевания власти в халифате со стороны Абу Бекра (да помилует его Бог!) и против насилия, оказанного по отношению к ней в вопросе, связанном с «Фадаком».

 

Пламенная проповедь Захры в Мечети Пророка

 

Имам Абульфазл, Ахмед Ибн Тахер в книге «Белагат ун-неса» рассказывает: «Когда до Фатимы дошла весть о том, что Абу Бекр принял решение отнять у дочери Пророка Фатимы «Фадак», она накинула на голову чадру и-вместе с некоторыми из своих близких и родственниц, спеша, отправилась в дорогу. Она была в чрезвычайном волнении и её благословенные ноги запутывались между полами одежды, её походка очень сильно напоминала походку Пророка. В таком взволнованном состоянии она вошла туда, где проходило собрание Абу Бекра, сидевшего в окружении группы мухаджиров и ансаров. Она села за завесой, которую повесили в знак её почтения и уважения Из её страдающего сердца стали раздаваться тяжкие стоны люди, услышав их, стали горько плакать.   Собрание заволновалось. Тут она   остановилась, чтобы люди понемногу успокоились. Наступила тишина и они приступила к своей речи. Сначала она стал а восхвалять Аллаха, затем произнесла приветствия Посланнику Бога. Услышав имя Пророка, люди опять стали плакать, когда они перестали плакать, она продолжила свою речь:

 

«Хвала Господу, за ниспослание благ и откровения. Благодарствую Аллаху за Его милости. Хвала Аллаху за разнообразие благ, дарованных нам, и помощь, всевременно посылаемую людям. Неисчислима наша хвала и выходит за пределы Его воздаяний и наград, Хвала, необъятная человеческим разумом и пониманием. Аллах призывает нас благодарить Его за блага, которые он непрерывно посылает своим созданиям со своей благословенной скатерти. Он готов принимать благодарность за свои дары и милости от своих созданий.

Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Бога.

Я признаю: слова: «لا اله الا اللّه» «Ла Ил-Ляхи Ил-Аллах» («нет Бога, кроме Бога») являются самыми великими, их смысл проникает в сердца людей. Он (Бог) осветил значение этих слов в мыслях людей. Хвала Господу, которого нельзя увидеть глазами и нельзя описать словами. Человеческому воображению не подвластно представить Его святой облик. Он без образца и подобия своим могуществом из ничего создал всё. По своей воле Он дал им бытиё, Он сотворил всё без нужды. Он не думал о своей выгоде, когда придавал форму и облик своим творениям. Он лишь хотел доказать свою мудрость и вразумить людей о повиновении и признании себя рабами Господа. Он хотел показать мирянам своё могущество и убедить их совершать богослужения. Он хотел, чтобы они относились с почтением к приглашению к вере.

Я свидетельствую: мой отец, Мухаммед, раб и Посланник Бога. Прежде чем доверить ему Пророчество, Аллах сделал его своим избранником. Прежде чем избрать его, Он нарек его Посланником. Прежде чем вдохновить его к пророчеству, Он выбрал его в то время, когда все творения были за завесой небытия, и всё было покрыто страхом и само мироздание было сходно с абсолютным небытием. Он избрал его, так как знал о конечном результате всех дел, Он ведал обо всех событиях всех эпох, Он знал о времени исполнения всех предписаний. По воле Господа Пророк должен был стать Имамом и предводителем людей для того, чтобы выполнялись все Его повеления и исполнялись все предписания. Он увидел, что народы разделились на группы, и каждая из групп исповедовала свою веру. Люди, уединившись перед горящим огнем, поклоняются своим идолам и, зная о Боге, отрицают Его. Он светом Мухаммеда (да будет мир с ним!) осветил мрак людских сердец, развязал их узлы незнания и развеял мрачный туман перед их глазницами. По повелению Бога он (Мухаммед), поднявшись среди людей, указывал им правильный путь, спасал от заблуждений, учил их видеть после слепоты, направлял их к твердой вере и приглашал идти правильным путем.

И это было до тех пор, пока Всемогущий Аллах по своей воле и желанию, из милости и сострадания не призвал к Себе его дух и не завладел его душой. Сейчас Мухаммед обрел покой от всех мирских тягот, вокруг него совершают обход святые ангелы и хранители Всепрощающего Аллаха. Он покоится рядом с милостью Всемогущего Аллаха. Приветствие моему отцу, доверенному божественного откровения, избраннику Аллаха среди людей, достойного Его одобрения. Да будет ему благословение Аллаха».

 

Затем она обратилась к участникам собрания:

-Обращаюсь к вам, рабам божьим, знаменосцам, указывающим людям о дозволенном и недозволенном. Вы - гонцы религии и божественного откровения. Вы - доверенные Бога по отношению к самим себе. Вы - проповедники религии другим народам. Между вами есть истинный правитель, назначенный Аллахом. Еще прежде этого Он (Аллах) заключил с вами Договор и соглашение. Согласно этому Договору Он назначил вашим правителем того, кто является последователем и продолжателем пророчества. Это - Божественное Писание, говорящая книга и правдивый Коран, озаряющий и освещающий.

Понимание Корана расширяет миросозерцание, тайны Писания лишены неясностей, его внешние формы ясны и понятны. Последователи Корана вызывают зависть у всех людей мира. Своим приверженцам Коран указывает дорогу к раю и спасает всех, пьющих из его источника. При помощи Корана можно понять озаряющие божественные догмы, повеления и скрытые тайны, можно добиться необходимых преимуществ и позволений, и постигнуть законы, писанные Аллахом.

Аллах дал вам веру для очищения от скверны невежества, дал вам молитву, чтобы избавить вас от спеси и высокомерия. Он назначил вам давать милостыню для    очищения ваших душ и прибавления хлеба насущного; соблюдать пост - для укрепления веры; совершать паломничество - для упрочения Храма религии. Он обязал вас быть справедливыми   для сближения сердец. Он приказал повиноваться  нашим повелениям (повелениям семейства Пророка), что послужит упрочению строя и порядка Исламской уммы. Имамат и наше предводительство Он назначил для сохранения  нашей уммы от бедствий, несчастий и разобщенности. Аллах утвердил «Джехад» (священная война за веру) для величия Ислама и унижения неверных и вероотступников. Он призывает быть терпеливыми и оказывать благотворительность. Он призывает людей к добру и удерживает от зла для всеобщего блага. Он призывает относиться с добром и любовью к своим родителям для того, чтобы не вызвать божьего гнева. Он призывает быть добрыми к своим родным и близким, чтобы задержать смерть и удлинить жизнь. Он одобряет возмездие для уважения и почтения к крови. Он призывает выполнять свои обеты,   так как этим человек добивается прощения Господа. Он не позволяет обвешивать для того, чтобы улучшить нравы людей и не ущемлять права других. Он не позволяет пить   опьяняющие напитки для очищения от скверны. Он удерживает от злословия и клеветы, чтобы не заслужить проклятий. Он удерживает от   воровства   для сохранения целомудрия. Для  чистосердечного признания божественности Аллаха и признания его сущего единобожия и единобожной сущи он запретил для людей многобожие. (Вы должны соблюдать почет и уважение к Богу настолько, насколько Он достоин этого, вы должны быть благочестивыми, не дай Бог, если вы умрете с какой-нибудь другой верой, а не мусульманской) «благословенный аят». Повинуйтесь Богу во всех делах, которые дозволены и недозволены Им. (Среди рабов божьих только сведущие имеют страх) «благословенный аят».

 

Затем она продолжила:

-О, люди! Знайте, что я - Фатима. Мой отец Мухаммед (да будет мир с ним!). Повторяю ещё раз, прежде я тоже говорила об это; всё, что я говорю-правда, и в моих словах нет лжи. Всё, что я делаю, не выходит за рамки законов. (К вам пришел Пророк из вас самих. Он принял на себя ваши трудности и лишения, он усердствовал ради вашего воспитания и становления. Он был добр и милостив к правоверным) «благословенный аят». Если  вы посмотрите на наше родственное отношение, то вы увидите, что Он - мой отец, а не отец ваших жен, он - брат сына моего дяди, не ваших мужей. Какая почтенная родственная связь! Он начал свое пророчество с увещеваний и сам свернул с пути язычников, ведущего к пропасти. Он разбил им головы и сдавил им горло. Устами мудрости и благой проповедью он пригласил их вступить на путь к Богу. Он уничтожил их идолов и разгромил их главарей. Он разобщил их и они разбежались в разные стороны с поля боя. Через мрак ночи наступило правдивое утро, и сияющее лицо правды  откинуло свое покрывало. Абсолютная правда и сущая истина показала себя во всей своей красе. Заговорил правитель религии и замолчали вопившие дьяволы. Он повалил в одну сторону шипы лицемерия и развязал двойные узлы разногласий. Он призвал вас    стать      единомышленниками  людей с пламенными сердцами, но пустыми желудками. Он вложил в ваши уста аят Аль Ихлас:

«Скажи: Он-Аллах-един;

Извечен Аллах один;

Не рождал Он, и не был рожден,

И с ним никто не сравним»

Когда вы сидели у огненной ямы, вас пробовал на вкус каждый прохожий, вы были приманкой для пожирателей людей, ищущих удобного случая. Вы были угольными щипцами для каждого спешащего, вас топтали    все проходящие, вы пили грязную воду из дорожной ямы и (вместо плодов) если листья деревьев, вашей тенью были низость и презрение, вы боялись того, что вас похитят в одно мгновенье. От всего этого вас спас Аллах руками моего отца, Мухаммеда.   Он  на себе испытал травлю хищников в человеческом облике, арабских волков и отступников священных писаний. Всякий раз, когда загорался огонь войны, Аллах тушил его. [Каждый раз, когда дьявол выставлял свои рога из своего укрытия или языческие драконы открывали своё зево, Пророк бросал им в пасть своего брата (Али). Он мужественно сражался с ними и рубил их своим острым мечом до тех пор, пока они не были раздавлены и уничтожены, подобно тому как вода тушит огонь и превращает его в пепел. Он изнурял себя и терпел лишения на пути к Господу и со всем усердием выполнял его повеления. Он близкий родич Посланника Бога и предводитель   святых и всех тех, кто любит Аллаха. Он   всегда ко всему наготове. Он был серьезным советчиком и усердным наставником, в то время как вы в те опасные времена отдыхали и наслаждались в укромном месте, все время шутили и балагурили в ожидании бедствий и несчастий, которые обрушатся на наши головы. Вы навострили уши, чтобы услышать плохие вести о нас. Вы отвернулись от войн и убежали с поля сражений.

Как только Аллах призвал своего Пророка и избранника к вечному покою в обители пророков, обнаружилась ваша скрытая вражда и лицемерие. Стали изнашиваться одежды религии. Пробудился сдерживаемый ранее гнев заблудших, никому не известные верхогляды стали претендовать на  свою гениальность. Дьявол высунул голову  из своей норы и потянул вас к себе.  Он увидел, что вы принимаете его приглашение,      признаете его великим. Он потребовал, чтобы вы поднялись на ноги. Он увидел, с какой с легкостью вы поднялись. Он заклеймил вас и увидел вашу горячность! (Вслед за этим соблазном)  вы захватили чужих верблюдов и заклеймили их, своих лошадей вы напоили без соблюдения очередности, в ущерб другим. Не прошло много времени с тех пор, как Пророк заключил с вами договор и соглашение, ещё не зажила открытая рана, еще не было предано земле чистейшее тело Пророка, как вы выставились вперед. Вы объяснили, что сделали всё это из-за страха перед бунтом и мятежом, (Знайте, что вы попали в смуту и ад окружает со всех сторон неверных) «благословенный а я т» Но вы были вдалеке от таких дел. Что случилось, что вы поступили таким образом? Где вы перевернулись? Ведь перед вами был Коран - божественная Книга. Все его писания - ясны, все догмы - очевидны, путь его освещен. Коран открыто и ясно указывает на запреты и на всё, что дозволено. Со всем этим вы оставили Коран позади себя. Хотите ли вы отвернуться от него или вы нашли что-то другое взамен Корану и действуете в соответствии с этим предписанием?! «Знайте, что любое предписание, противоречащее Корану» не заменит насильникам Коран. (Всякий, кто ищет другую веру кроме Ислама, не будет принят Богом и в конце потерпит мучения) «благословенный аят».

[Вы так поспешили, что не стали ждать пока усмирится тот необузданный конь, даст надеть на себя удила и начнет повиноваться. Вы раздули огонь и воспламенили его еще сильней. Вы дали положительный ответ на зов заблудшего дьявола, вы потушили пылающие искры религии и растоптали традиции Пророка. Как будто снимая пенку, вы тайком стали пить молоко. Вы насторожились, что уничтожить семейство и детей Посланника Бога. И мы (из-за вашего насилия) в своем терпении и страданиях уподобились тем, кому в грудь воткнули нож и стрела пронзила сердце.]

Теперь вы думаете у нас не осталось наследства от Пророка, (следуете ли вы предписаниям язычества? Кто же тот, чье предписание выше Аллаха для тех, кто верует и имеет веру) «благословенный аят».

Правда ли то, что вы ни о чем не знаете?! Не может быть! Ясно, как день, что я-дочь Пророка! Разве вы, мусульмане, от сердца согласитесь ущемить меня в наследстве отца и потребовать невозможного? О, сын Абу Каххафа! (Абу Бекр) написано ли в Божественной Книге, что ты можешь унаследовать своему отца, а я должна лишиться наследства своего отца?!  

Удивительно, клевещете ли вы на Бога или намерены отвернуться от Божественной Книги? Разве Аллах в Коране не сказал, что «Сулейман наследовал Давуду». В том месте, где расказывается о Яхья, сыне Закария, Коран говорит, что Закария взывает к Господу: «Господь, дай мне наследника, который наследует и мне, и роду Йакуба». Коран также говорит, что «в Божьем законе кровное родство предпочтительнее всех других видов родства». Также говорит: «Господь повелевает о ваших детях: сын должен получать наследство равное наследству двух дочерей.» Также говорит: «Господь повелевает, как только к одному из вас приблизиться смерть и если от вас остается имущество завещайте его на благо своим родителям и родственникам. Это дело достойно благочестивых.» Теперь вы думаете, что у меня нет наследства от имущества отца. Разве Аллах отдельно для вас ниспослал новый аят из священного Корана, где говорится, что к моему отцу не относится аят о наследстве? Или же говорит, что приверженцы двух религий не получают друг от друга наследство, разве я и мой отец не имеем одну религию. Или же вы лучше отца и сына моего дяди знаете все догмы Корана?

Теперь, если это так, берите его, подобно обузданному и оседланному коню, возьмите его себе. Но настанет последний день и ты встанешь перед Страшным Судом. Бог справедливейший из Судей, а Мухаммед - лучший из требующих правосудия и справедливости, а это - лучшее место для встречи. (Наступит время, когда грешники будут сожалеть о своих злодеяниях, но пользы им от этого не будет. И всякой вести определен свой срок.) «благословенный аят».

[Затем она краем глаза посмотрела на ансаров и сказала:

Вы, доблестные мужи, вы - сила и мощь народа, вы - защитники Ислама. Как понять то, что вы не замечаете ущемление моих прав? Почему вы так беспечно к этому относитесь?! Разве мой отец не сказал: «Соблюдайте права каждого в отношении их детей»? Как быстро вы отвернулись от меня! Хотя вы могли помочь мне в этом деле и в том, о чем я усердно прошу. Возможно вы думаете, что Мухаммед умер. (Да) Это была тяжелая трагедия, её печаль развеялась мир погрузился во мрак. Звезды затмили своё сияние. Рухнули все надежды. Разрушились горы. Исчезли границы и утратились рамки почтения и уважения. (Да) его смерть стала для нас большим несчастьем и великим горем. Ни одна из трагедий не была настолько трагичной. Но прежде, чем это случилось, об повсюду. Это невосполнимая утрата и ущерб, который никогда не будет возмещен. С его кончиной весь этом предрекалось в Коране, Книге Аллаха, Несравненного в своем величии. Аяты Корана (предрекавшие его смерть) днем и ночью читались в ваших домах различными напевами. Всех пророков, приходивших в мир до него, постигала та же участь. «Смерть» - неизбежное и обязательное предписание. (Мухаммед не является исключением, до него пророки приходили и умирали. И если он умер или убит, вы вернетесь к прошлому? Если кто-то из вас вернется к прошлому, этим он не причинит вреда Аллаху, но всем благодарствующим Бог пошлет награду и воздаяние) «благословенный аят».

О, славные сыны Киле[[71]] Разве ваши сердца согласятся с тем, чтобы меня растоптали и принизили в деле, касающемся наследства отца. Вы видите и слышите меня. Вы собрались все вместе и слышите крик моей души и мольбу.

Вы все знаете о моём положении и моих делах.. Вас много и вы могли бы мне помочь, у вас есть войско, орудия и щиты, вы слышите мою мольбу, но не отвечаете мне. Вы слышите мой призыв о помощи, но не хотите помочь мне. Вы известны своим мужеством, отвагой и добрыми делами. Вы избранники, сражавшиеся с племенами арабов, вы претерпели труды и лишения. Вы стали лицом к лицу с народами (рог к рогу) и сражались е презренными хищниками. До тех пор пока вы не предпринимали каких-либо действий и мы ничего не предпринимали, вы повиновались нашим приказам, до тех пор, пока нашими руками крутились мельничьи жернова Ислама. Были задушены вопли язычества и перестал извергаться вулкана греха. Был потушен огонь неверия и прегражден путь, ведущий к произволу и беспорядку. Религия обрела свой порядок и устройство. Что-же случилось теперь, что после всего этого вы вновь отвернулись? После всей ясности вы скрываете свои деяния? После всех стараний и усилий вы вновь возвращаетесь назад? В конце концов, приняв веру и религию, вы вновь возвращаетесь к невежеству и язычеству?!

Почему вы не сражаетесь с теми, кто нарушил свои обеты и упорно гнал Пророка?

Знайте, я вижу вас, как вы вступили на путь снижения и упадка и отдалили от предводительства и главенства того человека, который должен держать в своих руках бразды правления. Я вижу, что вы избрали покой и молчание. После всех лишений, которые вы испытали, вы обрели спокойствие. Вы опустошили все то, что накопили в своих сердцах, и вернули обратно всё то, что съели с большим аппетитом.] (Что за страх, если вы и все живущие на земле станут неверными, у Бога нет ни в чем нужды и он заслуживает похвал.) «благословенный аят». Знайте, что всё, о чем я говорила, я говорила, зная о вашем бесчестье и беспринципности, ваши сердца чувствуют ваши хитрые уловки и обман. Всё, что я сказала, кипело внутри меня, это были тайны моей души. Это был яд моего израненного сердца, который я выплеснула наружу, это были доводы, которые я вам изложила.

(Однако, теперь уж ничего не поделаешь), берите этого верблюда, взятого силой, и скачите верхом на нем. Но знайте, что спина этого животного изранена, а копыта разбиты. Это бесчестье, которое запятнает вас навека. На нём клеймо Божьего гнева и вечного позора. Оно повлечет за собой огонь, который воспламенится в сердцах. Удивительно, как перед глазами Всевышнего Аллаха вы запачкали руки такими поступками?! Но (вскоре насильники поймут, где они перевернулись.) «благословенный аят». Я дочь того, кто увещевал вас и предупреждал вас о наказании. Я также чувствую, что вас ждет грозное наказание. Теперь делайте всё, что пожелаете. Мы тоже сделаем то, что должны сделать. Вы ждите и мы будем ждать.[[72]]

 

Широко известно, что Её светлость Захра (да благословит её Аллах!) обладала сильным духом, она была царицей в мире красноречия и в совершенстве владела ораторским искусством. Когда она восседала на трон красноречия, трепетали сердца и души. Та самая речь, с которой она обратилась к мухаджирам и ансарам, свидетельствует о её уме и силе слова, ведь она говорила без предварительной подготовки, и её речь была настолько сильной.

Хотя рассказчики хадисов не передают много стихов, сочиненных Захрой, однако те стихотворные строки, которые относят к ней, свидетельствуют о ясном стиле стихоизложения, присущем Захре, и отсутствии усложненности и изощренности.

Рассказывают, что после кончины отца, Посланника Бога (да будет мир с ним!), она как-то раз пошла на могилу отца, просидела там в течение часа, много плакала и сочинила такие стихи:

 

قل للمغیب تحت اطباق الثری               ان کنت تسمع صرختی و ندائیا

صبحت علی مصائب لوانها                      صبت علی الایام عدن لیالیا

قد کنت ذات حمی بظل محمد                        لا اغتشی ضیماً و کان جمالیا

فالیوم اخشع للذلیل و اتقی                         ضمیمی و ادفع ظالمی بردائیا

فاذا بکت قمریه فی لیلها                    شجناً علی غصن بکیت صباحیا

فلا جعلن الحزن بعدک مؤنتی               و لا جعلن الدمع فیک و شاحیاً

ماذا علی من شم تربت احمد                  ان لا یشم مدی الزمان غوالیا

 

т.е. «Скажи тому, кто спрятал своё лицо под покровом земли,

если слышит он мой стон и плач,

(знай) на меня свалилось столько бедствий и печалей,

что если бы эти бедствия свалились на светлый день,

он превратился бы в темную ночь.

Да, прошли те времена, когда тень Мухаммеда,

который был красотой и радостью моей жизни,

оберегала меня от нападок и досаждений.

А сегодня,  я должна преклоняться перед презренными,

чтобы защитить себя от их насилия

(насильник приблизился к моему пространству),

Я должна отогнать его от себя краем своей одежды.

Если горлицы ночами плачут и разрываются от печальных стонов, сидя на ветках,

Я, плачу каждое утро вместе с рассветом.

Отец мой, печаль и скорбь отныне стали уделом моей жизни,

Скорбя о тебе, я проливаю горькие слезы.

Тот, кто вдохнул аромат твоей могилы,

Больше не будет вдыхать аромат мускуса и амбры,

Эти ароматы будут для него ничем».

 

Когда умер её отец, она прочитала эти бейты:

 

قد کنت لی جبلاً الوذ بظله                 فالیوم تسلمنی لا جرد ضاحی

قد کنت جار حمیً ما عشت لی         والیوم بعدک من یریش جناحی

و اغض من طر فی و اعلم انه         قد مات خیر فوارسی و سلاحی

حضرت منیته فاسلمنی العزا            و تمکنت ریب المنون جراحی

 

т.е «При жизни ты был для меня подобно горе,

Мне было спокойно под твоей защитой,

Ты покинул меня одну под палящим солнцем.

Пока ты был жив, я была под тенью твоего покровительства,

Но сегодня ты покинул нас, кто теперь будет гладить мои крылья и перья,

и даст мне силы для полета?

Теперь на моих плечах тяжкая ноша,

и я знаю, что умер мой могущественный всадник,

и выпали из моих рук боевые доспехи.

Своей смертью ты оставил меня в тоске и печали,

Превратности судьбы разбили и уничтожили меня».

    

Она сочинила и такие бейты:

 

قل صبری و بان عنی عزائی                 بعد فقدی لخاتم الانبیاء

یا عینی اسکبی الدمع سحاً               ویک لاتبخلی بفیض الدماء

یا رسول الا له یا خیره الا                ه و کهف الایتام و الضعفاء

قد بکتک الجبال و الوحش والط           یرکذا الارض بعد سح السماء

و بکاک الحجون و الرکن و المش              عر یا سیدی مع البطحاء

و بکاک الاسلام اذصار فی النا           س غریباً من سائر الغرباء

لو تری المنبر الذی کنت تعلو              ه علاه الطلام بعد الضیاء

 

т.е. «Смерть последнего из Пророков уменьшила моё терпение,

След тоски и печали отразился в моей душе,

Глаза мои! Дождем проливайте слезы,

и не жалейте кровавый поток моих слез.

О, Посланник Бога и Избранник Аллаха,

Защитник сирот и немощных,

После стона небес

В тоске о тебе плачут горы, звери, птицы и вся земля.

О, мой повелитель!

О твоей смерти плачет Ходжун[[73]], Рокн, Машар и Ботха.

После тебя Ислам стал подобен страннику на чужбине, плачущему о разлуке с Родиной,

Если бы ты видел, каким мраком покрылся мин б ар, на который ты поднимался и озарял его ярким светом.

 

Да, нет ничего удивительного в красноречии и великом ораторском искусстве Фатимы-Захры, так как она получила своё воспитание в пророческом доме. Она слышала речи своего отца, с кем никто не мог сравниться в красноречии, затем в доме своего мужа в течении многих лет она знакомилась с речами Али Ибн Абиталеба, красноречие которого признавали его друзья и враги. Она внимательно прислушивалась к аятам из Корана, как во время молитвы, так и в любое другое время. Как было сказано ранее, Фатима была очень похожа на своего отца в манерах поведения и речи. Люди часто обсуждали между собой эту огромную схожесть отца и дочери. Айша, мать правоверных, говорила: «Речь Фатимы больше всех других была схожа с речью Пророка». Многие из авторитетных рассказчиков подтверждают мнение Айши.

 

Захра и философия Ислама


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!