Качества и черты характера Али



 

Однажды Муавийе попросил человека по имени Зерар Ибн Зомре Кенани рассказать о качествах Али. Зерар не хотел отвечать на его вопрос, однако Муавийе так его просил и умолял об этом, что он вынужден был уступить и сказал: «Раз у меня нет другого выхода, слушай и знай:

Клянусь Богом, Али человек храбрый и сильный. Он был необъятным; всё, что он говорил, было неоспоримым и непреложным, его судейство было самым справедливым. Его знания были подобны неиссякаемому роднику, во все стороны излучался свет его мудрости. Он избегал всех мирских благ, он любил проводить ночи в одиночестве, его глаза не высыхали от слез, все свое время он проводил в раздумьях и, поражаясь, разводил руками. Он тайком разговаривал со своей душой, одевал грубую одежду и ел грубую пищу. Среди нас он был таким же как и мы, его двери были всегда открыты для нас, мы спрашивали его обо всем, чего хотели, он всегда исполнял наши просьбы и принимал наши приглашения. Если мы задавали ему вопрос, он указывал нам на истину, хотя мы были и близки к нему, у нас не хватало смелости говорить при нем. Когда он улыбался, его зубы сверкали подобно двум рядам жемчуга. Он уважал всех праведных и религиозных, он с благородством относился к нищим и обездоленным, самые храбрые не пытались своей силой опровергнуть его, слабые и немощные никогда не лишались надежды на его справедливость. Я свидетельствую: иногда я видел его, когда мир покрывался ночной темнотой, и звезды прятали свои лица, он робко закрывал руками свое лицо и бороду, и подобно укушенному змеей, сворачивался и горько плакал. До сих пор в моих ушах отзывается его печальный стон и горестный плач со словами « О, Аллах, Аллах», мне слышится его душераздирающая мольба, обращенная к Богу. Иногда он говорил: «О, жизнь, ставь свои сети обмана для других, для чего ты притаилась на моем пути ? Ты приукрасилась для того, чтобы обмануть меня? Ты хочешь завладеть моим сердцем? Никогда, никогда этого не случиться. Я без всякого сомнения трижды дал тебе развод и разошелся с тобой таким образом, что нет пути к твоему возвращению. Твой срок очень короткий и переполнен опасностью. Все твои блага низменны и ничтожны. Увы, будет жаль, если в долгую и опасную дорогу (из этого мира в мир потусторонний) будет взят малый провиант (т.е. накоплен малый духовный запас)...»

Закончив свою речь, Муавийе заплакал.

Ибн Абдулбер в книге «Истиаб» пишет: « Когда к Али приносили какое-либо имущество, он делил его между всеми, и ничего не оставлял во всеобщей казне. Это могло случится только тогда, когда у него не было времени для раздела имущества.

От него часто слышали такие слова: «О жизнь, обманывай других.»

У себя дома он также ничего не накапливал и раздавал все свое имущество мусульманам, при разделе он никогда не выделял своих друзей и родственников, в ущерб другим.

Назначая правителей различных областей халифата, он избирал людей праведных и благочестивых. Если до него доходили слухи об измене кого-либо из наместников, он писал ему: «От Всемогущего Аллаха даю тебе наставление. Будь справедлив и рассудителен во время разделов. Не дай Бог, что бы ты ущемил права подчиненных тебе людей. Не дай Бог, чтобы ты сеял на земле разврат и смуту. Если веришь в Бога, знай, что тебе пойдет на пользу то, что дозволено Богом, и я не в силах защитить тебя от последствий плохих поступков. Как только получишь это письмо, сохрани в целости доверенное тебе всеобщее имущество мусульман, до тех пор пока я не пришлю человека, который примет от тебя все это имущество». После этого он обращал свой взор к небу и говорил: «О, Аллах, будь свидетелем, я не для того назначал их правителями, чтобы они угнетали твоих рабов и пренебрегали их правами.»

Шариф Рази в предисловии к книге «Нахдж ал-Балаге», восхваляя Али, написал: «Жизнь Али наполнена поразительными вещами, которые не встречаются ни у кого, кроме него. Человек, читающий его высказывания в главе, посвященной отказу от жизненных благ и увещеванию, не знакомый с тем, каким человеком является автор этих высказываний, может предположить, что эти слова исходят из души и сердца человека, который отрешившись от всех жизненных благ, занимается только богослужением, живет в развалинах на склоне гор, вдали от людей, и никто не слышит его голоса, и нет у него ни друзей, ни наперсников. Можно предположить, что от одиночества он прислушивается к голосу своей души и сам себе является близким другом. Но это не так, автор этих речей и увещеватель этих наставлений воинственный человек с обнаженной саблей, подобный стреле, брошенной в огненное море войн и кровопролития, от прикосновения его меча, подобно шарам скатываются на землю головы противников, острием своих стрел он пронзает сердца и проливает кровь врагов. Он борется с силачами, сражается с храбрыми воинами, побеждает тех, кому под силу свалить слона. Вместе с этим он впереди всех благочестивых праведников и его скатерть перед Богом ближе других. Другой из удивительных особенностей, присущих только Али, является то, что в нем одном собраны воедино такие противоположные качества, и только его украшают эти достоинства и преимущества. Когда речь заходила о достоинствах Али, все выражали свое удивление и изумление. Да, эти разговоры помогают раскрыть глаза и   служат назиданием, заставляют задуматься и искать среди этих слов великую истину.»

Автор книги «Хелье», рассказывая об Али, пишет: «Он глава и предводитель клана, он любит Бога и любим Аллахом, он является воротами в город знаний, он первый из тех, к кому обращается Бог, он с проницательностью понимает все намеки, он - знамя для всех, нашедших правильный путь, и свет для тех, кто повинуется Богу, он - имам и властелин всех благочестивых и праведных, он -предводитель всех справедливых, он первым принял приглашение к исламской вере, он был тверже всех в своих повелениях и   судебных решениях, он был терпеливее всех и больше других обладал знаниями.

Али Ибн Абиталеб (да возвеличит Аллах его дух!) был украшением всех благочестивых,    всех имамов, предводителей и мудрецов. Он снимал завесу от истин единобожия, был сведущим наставником тех, кто встал на путь познания истины, у него было мудрое сердце, он не ленился отвечать на вопросы об истине, он прислушивался к наставлениям и был верен своему слову, он искоренял все источники зла и бедствий, он уничтожал и срамил накесинов, касетинов и марекинов (зачинщики борьбы против Али).

Я боюсь, что моя речь об Али затянулась надолго. Но не смотря на то, что один из томов сборника о семействе Пророка, по воле Аллаха, я посвящу Имаму Али, мне хотелось бы, чтобы дорогой читатель знал кем был тот мужественный из мужественных, которого Пророк избрал мужем для своей дочери Захры. Тот, который рос и воспитывался в доме Пророка; тот, который в ночь переселения (хиджры) лег в постель Пророка, и рискнул своей жизнью, чтобы спасти жизнь Пророка; тот, на которого перед смертью Пророк возложил ответственность вернуть владельцам всё, что было ему доверено и расплатиться с его долгами. Али был единственным человеком, который был удостоен чести быть братом Пророка и его знаменосцем. На пути к Богу он проявил удивительное мужество и героизм, никто не мог отрицать его красноречию, никто не мог сравниться с ним в познаниях, он достиг совершенства в своей мудрости, в выполнении религиозных обязанностей, в знаниях законов шариата, его память была безграничной, он обладал безмерными познаниями и с презрением относился ко всем благам этого мира, в его сердце был страх только перед Господом Богом. Он был справедлив и доволен жизнью. Он был щедрым и обладал чудодейственной силой и благонравием. Все эти качества были собраны в нем одном. У него было открытое лицо, благородные мысли, он был тверд в своих решениях, он проявлял требовательность ко всему. что имело отношение к Всемогущему Аллаху и строго придерживался всех правил. И наконец, он обладал такими достоинствами и преимуществами, что Пророк доверил ему Имамат и главенство над всеми правоверными, назначил его хоз51ином воли, и заявил, что отношение Али к нему подобно отношению Харуна к Мусе (Моисею), с той лишь разницей, что Мухаммед - последний из Пророков. Али в аяте об очищении «татхир»[[38]] и в аяте «мубахала»[[39]], представлен членом семейства Пророка, наконец, он был самым близким и любимым человеком для Пророка.

 

Чистейшие потомки Пророка (да будет мир с ним!)

 

Волей Всемогущего Аллаха было сохранить в миру непорочное потомство Пророка, получившее свое начало только от Фатимы, и взрастить на этой чистейшей земле и благородной почве могучее дерево благородства и величия.

Потомками Пророка (да будет мир с ним!) были дети Фатимы, и особое отношение Пророка к детям Захры, в особенности к Хасану и Хусейну (да будем мир с ними!) является наилучшим свидетельством данного высказывания, так как Пророк проявлял к ним любовь и окружал их заботой, которая была ничуть не меньше той заботы, которую каждый отец оказывает своим детям.

Фатиме посчастливилось иметь достойных сыновей и дочерей, таких как Хасан, Хусейн, Мохсен, Зейнаб и Умм Кульсум. Источником особой радости и счастья этих детей была забота и любовь их дорогого дедушки, которую они чувствовали всем сердцем. Посланник Бога по отношению к детям своей дочери проявлял такую доброту и сердечность, что никакое из важных пророческих дел и грозная остановка на пути к божественному приглашению не могли послужить препятствием к проявлению этой любви.

Все, что говорил Посланник Бога, лаская этих детей, или во время их рождения сохранилось в истории и в людских сердцах.

Как только весть о рождении первого ребенка Фатимы-Саддиге. дошла до Пророка, его сердце охватила волна счастья и радости. Он немедленно отправился в дом своей дочери, т.е в дом Али и сказал Асме[[40]]: «Принеси мне моего сына!» Асма ушла, принесла ребенка, завернутого в желтую материю, и дала его в руки Пророку.

 Посланник Бога сказал:

-Разве я не говорил вам, чтобы вы не заворачивали новорожденного в желтую материю.

После чего, он в правое ухо младенца прочитал «азан» (призыв к молитве), а в левое ухо «эгаме» (вступление к молитве). И это был первый голос, прозвучавший в ушах этого ребенка, голос его деда - Посланника Бога. Затем он спросил у Али, повелителя правоверных:

-Как ты назвал этого счастливого младенца?

-О, Посланник Аллаха, я ни за что не дам имя ребенку раньше Вас.

Таким образом Пророк назвал ребенка Хасаном.

Во время рождения Хусейна он также спросил у Али:

-Как ты назвал моего сына?

-Я хотел назвать его Харбом, но в этом деле я никогда не буду опережать Вас. Пророк сказал:

-Назови его Хусейном.

При рождении Мохсена события развивались таким же образом, за исключением того, что он умер в младенчестве[[41]].

  Посланник Бога всегда ласкал детей Фатимы и учил их ходить, держа за руку. Видели, что один из этих младенцев ступал своими маленькими ножками по телу Пророка, когда он дошел до его груди, Пророк начал его ласкать и заигрывать с ним, заставляя его танцевать, при этом он шутил и с любовью приговаривал: «Хезге, хезге» (т.е маленький, маленький).

Иногда, когда Посланник Бога (да будет мир с ним!) во время молитвы совершал земной поклон, один из этих младенцев залезал к нему на плечи. Для того, чтобы не мешать ребенку в его игре, Пророк на долгое время задерживался в позе поклона и читал молитву в замедленном темпе. В один из таких случаев, Омар Ибн Хатаб посмотрел на ребенка и сказал ему: « Вот верблюд, теперь у тебя есть свой верблюд!». Также рассказывают, что иногда Пророк становился на четвереньки и катал на себе Хасана и Хусейна, посадив их на спину, и приговаривал: «Какие вы хорошие всадники, и какой у вас хороший верблюд!»

Бывало, что Пророк спускался с минбара (кафедра в мечети), когда видел, что Хасан или Хусейн, поскользнувшись, падали на землю. Он обнимал их и говорил: «انما اموالکم و اولادکم فتنه» т.е. «Ваши богатства и ваши дети - лишь испытание»[[42]]. Из этих слов следует, что Пророк считал своих внуков своими детьми.

Говорят, когда Пророк слышал, что кто-то из детей плачет, он звал Фатиму и говорил ей:

-Отчего плачет этот малыш? Разве ты не знаешь, что их плач вызывает во мне тревогу и беспокойство?

Очень часто замечали, что Пророк и ночи проводил вместе с детьми. Несмотря на то, что их родители были рядом с ними, он сам выполнял их просьбы. В одну из таких ночей Хасану захотелось пить. Пророк (да будет мир с ним!) встал, набрал в пиалу воды из бурдюка. В тот самый момент, когда он собрался напоить Хасана, подоспел Хусейн и взял пиалу с водой. Пророк отобрал у него пиалу и напоил Хасана. Фатима спросила у него: «Отец, разве ты любишь Хасана больше чем Хусейна?» Он ответил:

-Ведь Хасан первый попросил воду.

Иногда Пророк одним покрывалом накрывал двух своих внуков и их родителей и говорил: «Я и вы в Судный День будем находиться в одном месте.» Именно поэтому дети любили своего деда больше, чем отца.[[43]]

Термези со слов Асамат Ибн Зайда рассказывает: «Как-то вечером я пошел к Пророку для исполнения его поручения. Он сказал мне: «Это - мои сыновья и сыновья моей дочери. О, Аллах! Я люблю их, и ты люби их, а также их друзей.»

Все, о чем говорилось выше, послужило тому, что и Хасана и Хусейна называли Ибн Мустафа, т.е сын Мустафа ( Мустафа - избранник, эпитет Мухаммеда). Они гордились своим дедом и называли его «Йа Абат», т.е отец, а к своему родному отцу обращались под именем «Абульхасан» или «Абульхосейн», т.е. отец Хасана или отец Хусейна. Однако после кончины   Пророка, они стали называть своего отца «Йа Абат» (отец).

Зайнаб (да благословит её Аллах!) ..... Пророк так назвал свою внучку в память о своей умершей дочери. Зайиаб, дочь Посланника Бога, согласно законам Ислама была разведена со своим мужем язычником. Когда она хотела выехать из Мекки в Медину, чтобы быть рядом со своим отцом, один из язычников ударил её по животу, в результате чего она скончалась и выкинула ребенка, находившегося в её чреве.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!