Фатима относится к семейству Пророка



 

Всемогущий Аллах в суре священного Корана «Аль Ахзаб» ниспослал такое откровение:

 

یا نساء النبی لستن کاحد من النساءان اتقیتن فلا تخضعن بالقول فیطمع الذی فی قلبه مرض و قلن قولا معروفاً و قرن فی بیوتکن و لا تبرجن تبرج الجاهلیه الا ولی و اقمن الصلوه و آتین الزکوه و اطعن اللّه و رسوله انما یرید اللّه لیذهب عنکم الرجس اهل البیت و یطهرکم تطهیراّ و اذکرن ما یتلی فی بیوتکن من آیات اللّه و الحکمه ان اللّه کان لطیفاّ خبیراّ

                          

  перевод: «О, жены Пророка! Вы отличаетесь от всех других женщин, если вы богобоязненны, не будьте мягки в словах, чтобы не возжелал вас тот, в сердце которого болезнь, говорите пристойные речи, пребывайте в своих домах, и подобно женщинам времен невежества не украшайтесь, выстаивайте молитву, давайте очистительную милостыню и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах хочет удалить скверну от Вас, семейство Пророка, и очистить вас очищением. Вспоминайте то, что читается в ваших домах из знамений Аллаха и мудрости; поистине, Аллах - благ и ведущ» (Коран, сура «Аль Ахзаб», аят 3 1 -32-33).

 

Имам Абу Джафар Мухаммед ибн Джарир Табари, комментируя благословенный аят из Корана:

انما یرید اللّه لیذهب عنکم الرجس اهل البیت و یطهرکم تطهیراّ

 «Аллах хочет удалить скверну от Вас, семейства Пророка, и очистить вас очищением», говорит: «Всемогущий Аллах хочет снять с вас, о семейство Пророка, зло и разврат, и очистить вас от скверны, которая возникает от грешных поступков.»

Он же в своем документе со слов Сайда Ибн Готаде передает: «В благословенном аяте подразумевается семейство Пророка, которое Бог очищает от всего дурного и оказывает ему свое особое расположение и милость.

Ибн Атие говорит: «Реджс (в переводе с арабского: скверна) такое слово, которое вбирает в себя много значений: грех, мука, нечисть и порок. И смысл аята в том, что Бог очистит семейство Пророка от всего этого. Имам Нови под словом «реджс» подразумевает сомнение, муку, грех.

 

Кто относится к семейству Пророка?

 

Толкователи священного Корана имеют различные мнения по этому вопросу:

  1. Сайд Ибн Джобейр со слов Ибн Аббаса говорит о том, что люди имеют различные мнения относительно семейства Пророка. Некоторые, такие как Акраме, Ибн Саеб и Могател, считают, что жены Пророка относятся к его семейству, так как они живут в его доме. Замхашри также говорит: «Жены Пророка считаются членами его семейства.»

   2. Имам Фахррази в своем толковании (часть 6, стр. 783), Замхашри в книге «Кашшаф», Ибн Хаджар Эскелани в книге «Эсабе» (часть 4, стр. 407), Гортаби в своем толковании, Мохаммад Ибн Али Шукани в книге «Фатхольгадир», Табари в толковании умопятуного аята Корана, Сейути в книге «Дорар-уль-мансур» (часть 5, стр. 169), Хакем в книге «Мостадрек», Захаби в книге «Талхис» (часть 3, стр. 146, Имам Ахмад Джанбол (3, стр. 259) имеют общее мнение о том, что к Семейству Пророка относятся Али, Фатима-Захра, Хасан и Хусейн (да благословит их Аллах!).

  Для подтверждения своего мнения они приводят следующее предание, рассказанное Абу Саидом Ходри: «Пророк молвил: « Этот аят был ниспослан в честь меня, Али, Фатимы, Хасана и Хусейна.» Умм-ус-Саламе рассказывала: «Этот аят был ниспослан в моем доме, в это время в доме находились также Фатима, Али, Хасан и Хусейн. Пророк набросил на них свой аба (верхняя мужская одежда без рукавов) и сказал: Они члены моего семейства. О, Аллах, сними с них скверну и очисти их очищением». В другом предании Умм-ус-Саламе рассказывает: «Посланник Бога (да будет мир над ним!) был в моем доме и сидел на своем особом месте. На нем был аба из Хейбара, в это время вошла Фатима с блюдом, на котором было приготовленное ею кушанье. Пророк попросил её позвать мужа и детей, Хасана и Хусейна. Собравшись, они приступили к еде. Пророку был ниспослан аят об очищении. Он накинул на них часть своего аба, вознес руки к небесам и молвил:

-О Всевышний Аллах, вот мое семейство. О Господь, сними с них нечисть и скверну и очисти их очищением.

Он повторил свою молитву и просьбу три раза. После чего Умм-ус-Саламе сказала:

-О, Посланник Бога я тоже буду с Вами!  На что Пророк ответил: «В конце твоих трудов тебя тоже ждет благополучие».[[30]]

Ибн Джарир и Ибн Дуйе со слов Абел Хамра передают:

«Я восемь месяцев в Медине ухаживал за Посланником Бога (да будет мир с ним!). Не было дня, чтобы Пророк не зашел в дом к Али, когда шел в Мечеть на утреннюю молитву. Он двумя руками

опирался на двери и восклицал: «Намаз! Намаз!» (что означало наступление время молитвы), а затем читал упомянутый аят из Корана:

«انما یرید اللّه لیذهب عنکم الرجس اهل البیت و یطهرکم تطهیراّ»

«Аллах хочет удалить скверну от Вас, семейство Пророка, и очистить вас очищением».

Анас Ибн Малек также говорит:

«Шесть месяцев я наблюдал, как Пророк заходил в дом к Фатиме, когда шел на утреннюю молитву и говорил: « О, Семейство Пророка - настало время намаза!»

3. Третья группа толкователей считает, что аят об очищении семейства Пророка включает в себя жен Пророка, а также Али, Фатиму, Хасана и Хусейна. Свое мнение они обосновывают порядком изложения стихов, которые следуют до и после аята об очищении, где имеется обращение к женам Пророка, кроме этого они живут у него в доме, поэтому являются членами семейства Пророка. Данное мнение подтверждается также преданием, рассказанным со слов Ибн Аббаса и других. Доказательством того, что в семейство Пророка помимо его жен входят Али, Фатима, Хасан и Хусейн является то, что они единокровные родственники Пророка, подтверждением чего является сказанное нами ранее. Дополнением к этому служит и рассказ, переданный со слов Умм-ус-Саламе, где она говорила о том, в честь кого был ниспослан этот благословенный аят и причину его ниспослания. По убеждению этой группы толкователей, ошибаются и те, кто к семейству Пророка относит только жен Пророка и те, кто относит к нему только Али, Фатиму, Хасана и Хусейна, так как они принимают одну часть аята и безосновательно упускают из своего внимания его вторую часть. Этого же мнения придерживаются и другие толкователи, такие как Гортеби, Ибн Косейр, Табари и т.д.

4. Четвертая группа толкователей считает, что к семейству Пророка относятся «сыны Хашима», т.е. клан или семейство хашимитов (Хашим - прадед Мухаммеда).

В предании, переданном со слов Зайда Ибн Аргама, говорится: «Однажды Пророк встал со своего места и воскликнул три раза:

-Не забывайте о Боге и соблюдайте почтение к семейству Пророка.

У Зайда спросили:

-Кого имел ввиду Пророк, говоря о семействе Пророка?

-К семейству Пророка, кроме самого Посланника Бога относятся те, кому не дозволено получать милостыню.

-Кто же эти люди?

-Это семейство Али, семейство Акила, семейство

Джафара, семейство Аббаса».

Эта группа толкователей убеждена, что под словом «семейство» следует понимать родство по происхождению, т.е. всех родичей Пророка.

   Однако Ибн Теймийе в конце своей работы согласился с тем, что в благословенном аяте об очищении под словом «семейство Пророка» следует иметь ввиду исключительно Али, Фатиму, Хасана и Хусейна.

 

Хадис Сакалайн[[31]] (две тяжести)

 

«انی تارک فیکم الثقلین؛ کتاب اللّه و عترتی اهل البیتی ... » قال رسول اللّه (ص):

 

В этом хадисе представляются члены семейства Пророка и свидетельствуется о целомудрии, непорочности и знаниях его членов, а также о необходимости бытия одного из представителей рода Пророка в каждую эпоху до конца света и существования человеческого рода.

 

  В предании, переданном со слов Зайд Ибн Аргама, рассказывается:

«Посланник Бога (да будет мир с ним!) молвил:

-Я оставляю среди вас две важные и тяжелые вещи, одна из них: Священное писание, в нем руководство и свет, руководствуйтесь им и держитесь его. Другая вещь: свое семейство. Люди! Не забывайте о Боге и соблюдайте почтение к семейству Пророка.»

  Он повторил это три раза. У Зайда спросили, кого имел ввиду Пророк под словом «семейство Пророка». Он ответил:

  -К семейству Пророка, кроме самого Посланника Бога, относятся те, кому не дозволено получать милостыню. Это - семейства Али, Акила, Джафара и Аббаса.

  В этом же предании, рассказанном Мослемом, говорится: «У Зайда спросили:

-Жены Пророка тоже относятся к семейству Пророка? Он ответил:

-Нет, так как жены некоторую часть своей жизни могут прожить с мужчиной, а затем разойтись с ним и вернуться в дом своего отца или родственников. К семейству Пророка относится только его семья, его единокровные родственники, которым не дозволено получать милостыню.»

Абу Сайд Хедри, пересказывая этот же хадис, пишет о том, что Великий Пророк сказал: «Я оставляю среди вас две важные и тяжелые вещи, каждая из них важнее другой: Писание Аллаха - связующая нить от небес до земли, и свое семейство. Они будут неразлучны до тех пор, пока не примкнут ко мне возле райского источника». В другом предании говорится, что Пророк сказал: «Эти две вещи неразлучны, пока не примкнут ко мне возле райского источника. А теперь посмотрите, как вы будете выполнять мое повеление о соблюдении этих двух вещей.» В другом месте имеется предание о том, что Пророк сказал: «Я оставляю среди вашей уммы вещи, о которых вы не должны забывать, если вы будете помнить о них, вы не будете введены в заблуждении и не собьетесь с истинного пути, две важные вещи, каждая из них важнее другой. Писание Аллаха - связующая нить от небес до земли, и свое семейство, без сомнения, эти две вещи не могут быть отделены друг от друга, пока не примкнут ко мне возле райского источника.»

Имеется и нижеследующий текст этого же хадиса:

Великий Пророк (да будет мир с ним!) сказал: «Среди вашей уммы я оставляю важные вещи, если вы будете следовать им, вы никогда не будете в заблуждении, это: Писание Аллаха и моё семейство. Не дай Бог, чтобы вы пошли впереди них, вы погибнете, если же будете позади них, то будете уничтожены. Не вздумайте чему-то обучать их, так как они намного умнее и выше вас».

Из этого предания с предельной ясностью можно понять, что жены Пророка (да будет мир с ним!) не входят в семейство Пророка, которое имеется ввиду в данном хадисе с присущими только этому семейству особенностями. Говоря о своем семействе, Великий Пророк имеет ввиду исключительно своих единокровных родственников, и мы, завершая эту дискуссию, принимая во внимания все стороны этого вопроса, будем придерживаться этого мнения. Бог сведущ.

  Да, хадис «Сакалайн» является самым неопровержимым и известным из пророческих хадисов, который всегда был объектом внимания исламских богословов и ученых, он вбирает в себя важную часть исламской догматики. Вместе с этим является самым ясным и очевидным доказательством убеждения шиитов, считающих, что после смерти Пророка Имамат должен принадлежать исключительно семейству Пророка и признающих, что они (члены семейства Пророка) не совершают ошибок, не поддаются соблазну и искушениям, они невинны и безгрешны.

В этих хадисах Великий Пророк (да будет мир с ним!) одновременно упоминает о Священном писании и о своем семействе и наставляет соблюдать почтение к обеим названным вещам. В соответствии с благословенным аятом «لا یاتیه الباطل من بین یدیه و لا من خلفه»,что означает: «Ложь не может подступиться и приблизиться к Священному писанию ни спереди, ни сзади» (сура 41 «Разъяснены», аят 42), а также в соответствии со словами Пророка о том, что Коран и семейство Пророка неразлучны друг с другом, а также в связи с тем, что любое разногласие с религиозными догмами ведет к отлучению от Священного писания, необходимо, чтобы семейство Пророка было невинным и безгрешным и не подвергалось ошибкам и заблуждению. Иначе, сказанное Пророком о том, что они (семейство Пророка) неразлучны от Писания Аллаха не будет соответствовать истине. Исходя из этого объяснения, хадис «Сакалайн» со всей ясностью свидетельствует о непорочности, чистоте и невинности семейства Пророка, и возможно для того, чтобы заявить об этой непорочности и невинности своего семейства, Великий Пророк во многих местах повторяет этот хадис и завещает Исламской умме держаться семейства Пророка и следовать им, для того чтобы в своих убеждениях и поступках не свернуть с верного пути и шагать прямой дорогой и правильным путем. Если бы имелась возможность обнаружить у них ошибку, было бы невозможно держаться за них и искать в них спасения, они не могли бы спасти своих последователей от заблуждений и ошибок, так же как держащиеся за Коран и следующие его учению, без сомнения, далеки от заблуждений и ошибок.

Близость Священного писания и семейства Пророка в словах Великого Пророка и их неразделимость друг от друга, свидетельствует о том, что приверженность к ним равносильна приверженности к Священному писанию, что ведет к истине и свету. Они, также как и Коран, связующая нить между небом и землей, они - посредники между Богом и людьми, все их слова и повеления от Всемогущего Аллаха. И если допустить, что они способны совершить грех и ошибки, тогда их неразлучность с Писанием Аллаха не имела бы никакого   смысла. В этом случае, было бы невероятным, что Пророк мог дать повеление, о том чтобы никто не шел впереди них (т.е чтобы никто не считал себя их имамом и предводителем), никто не шел позади них (т.е. чтобы никто не последовал за кем-нибудь другим), никто их ничему не обучал (т.е. никому не дозволено сомневаться в их словах или искать их недостатки). Именно поэтому знания Имама являются неопровержимыми. Если представить, что Имам не знает чего-то, то можно предположить, что кто-либо другой может обучить его этим знаниям и тогда не было бы запрета на поиск недостатков в их словах.

  Кроме всего сказанного, хадисы «Сакалайн» свидетельствуют о том, что    до конца света, последовательно, один за другим, непременно будет существовать один Имам из рода Пророка, которому присущи   все указанные свойства и особенности. В соответствии со словами Посланника Бога (да будет мир с ним), которые в свою очередь являются божественным откровением и ниспосланы Пророку от Всемогущего Аллаха, до конца нашей жизни, т.е. до того времени, когда мы войдем к райскому источнику, Священное Писание и род Пророка никогда не будут отлучены друг от друга. И если допустить, что настанет день, когда не останется никого из рода Пророка, тогда и сказанное Пророком можно считать неверным, что на самом деле ведет к тому, что эти две важные вещи отделились друг от друга.

  Те, кто убежден в том, что семейство Пророка составляют только 12 имамов и их мать Захра-Марзийе, ссылаясь на данный хадис, говорят:

«Как было сказано, не может быть такого, чтобы под словом семейство Пророка» имелись в виду все «сына Хашима», т.е клан хашимитов, под этим словом подразумеваются те; кого Бог возвеличил над другими, а именно: двенадцать имамов и их почтенная мать Захра, которые превосходят всех по своим качествам и знаниям, и являются целомудренными, чистыми и невинными, так как по единому мнению мусульман, никто кроме них не достиг их степени величия и непорочности. Очень часто было замечено, что другие люди, принадлежащие к клану хашимитов, совершали греховные поступки, ошибались и были невежественны во многих вопросах. В целом, они не отличались от других людей и не имели особых преимуществ. Поэтому нельзя допустить, чтобы такие люди сопутствовали Священному Писанию и были с Ним неразлучны. Из этого выясняется, что под словом «семейство Пророка», которое не может быть отлучено от Священного Корана, следует подразумевать только некоторых из сынов Хашима, т.е. двенадцать имамов и их благословенную мать.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!