СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ И АНОМИЯ



Между социальной напряженностью и аномией общее то, что оба поня­тия отражают несоответствие или расхождение.

Социальная напряженность — степень несоответствия ожидания людей и реальных условий жизни. Сама по себе напряженность — психологическое состояние, характеризующее настроение отдельного индивида, групп людей или всего общества. Социальной она становится при двух условиях, во-пер­вых, если она затрагивает большие социальные группы людей или все об­щество. Во-вторых, если она касается приоритетных жизненных ценностей. Когда под угрозой находятся жизненно важные условия существования больших масс людей, надо говорить именно о социальной напряженности. В таком случае подразумевают коллективные или институциональные усло­вия существования. Когда под угрозой находятся вторичные, т.е. неважные, жизненные ценности либо индивидуальные условия, целесообразно вести речь о психологической напряженности.

Традиционная неудовлетворенность — условиями и организацией труда, заработной платой, медицинским обслуживанием и бытовыми условиями — выступает частным видом психологической напряженности. Названные факторы не относятся к числу институциональных. Кроме того, неудовлет­воренность ими ситуационная, она исчезает или уменьшается по мере улуч­шения условий труда и быта, повышения заработной платы и т.п. Еще одна особенность неудовлетворенности, внешне похожей на напряженность, за­ключается в ее локализованности, сосредоточенности на данном рабочем месте, цехе, предприятии, учреждении, редко — городе. Социальная напря­женность изначально носит глобальный, трансрегиональный характер.

Фрустрация — вторая психологическая переменная, внешне похожая на напряженность. Под фрустрацией понимается психическое состояние, воз­никающее вследствие воображаемой или реальной помехи, препятствующей достижению цели. Она проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, гнева, раздражения. Защитные реакции при фрустрации свя­заны с возникновением агрессивности, уходом от трудной ситуации, сни­жением сложности поведения, торможением структур регулирования дея­тельности, появлением неуверенности в себе, преувеличением регидных, ча­сто консервативных форм поведения.

Неудовлетворенность и фрустрация служат психологическими индика­торами возникновения социальной напряженности, но к ней не сводятся и

В

ее не исчерпывают. Помимо психологических переменных необходимо учи­тывать также социальные — отчуждение и аномию. Обе они затрагивают ин­ституциональную сферу общества, их появление свидетельствует о проис­ходящих в обществе фундаментальных, чаще всего необратимых экономических, социальных и политических процессах.

Отчуждениехарактеризует такое состояние общества, при котором массы людей потеряли контроль над происходящим, над теми валентными институ­тами и ценностями, которые составляют суть их жизни. Оно связано с психо­логическим ощущением потерянности в мире, утратой смысла жизни, значимо­сти своего Я. Без такого переживания отчуждения нет. Зарубежные социологи измеряют отчуждение с помощью социально-психологических тестов.

Аномия это отсутствие твердо установленных юридических законов, об­щепринятых норм и стандартов поведения, социальных гарантий. Аномия может существовать только на уровне больших социальных групп, но не отдельных индивидов. Наступление аномии переживается как смутное вре­мя — период, когда старые институты и нормы уже разрушены либо бездей­ствуют, а новые еще не появились.

Аномия и отчуждение очень близки, и зарубежные социологи нередко изме­ряют их при помощи одинаковых либо похожих шкал. Чаще всего они включа­ют следующие переменные: отстраненность от власти (безвластие), бессмыс­ленность жизни, отсутствие норм, социальная изоляция, самоустранение от активных действий.

Отчуждение — потеря смысла жизни, ощущение господства над собой стихийных, не поддающихся контролю (иррациональных) сил, а аномия — разрушение каких-то важных социальных институтов и структур. Они яв­ляются парными понятиями. При этом аномия рассматривается как причи­на, а отчуждение — как следствие.

При сильной аномии легитимные цели и общепринятые ценности отсту­пают на второй план. Они становятся неприоритетными или, по выражению Мертона, неакцентированными. На первый план выдвигаются, т.е. акцен­тируются, частные цели, незаконные и неузаконенные формы поведения. Указы правительства и юридические постановления не исполняются, приоритетными становятся местные правила и инициативы. Среди различ­ных групп населения распространяются девиантные (отклоняющиеся) и де-линквентные (преступные) форм поведения, которые в отсутствие норм (т.е. при аномии) нельзя считать анормальным поведением. Но в массовом сознании они не считаются чем-то аморальным. Правильное название для них — альтернативные формы поведения.

Когда авторитет исполнительной и законодательной власти невысок, тогда большинство их постановлений не выполняется или выполняется не так, как задумывалось, власти вынуждены создавать еще больше законов и постановлений, дополняющих, подтверждающих, корректирующих или исправляющих предыдущие. По количеству издаваемых законов и постанов­лений, степени их исполнения и противоречивости друг другу можно судить о степени аномии в данном обществе.

Чем больше различного рода правовых актов, выше уровень их противоречивости и ниже степень исполнения, тем выше уровень аномии и, согласно гипотезе о связи четырех переменных — неудовлетворенности, фрустрации, аномии и отчуждения с социальной напряженностью, выше

147

уровень социальной напряженности в обществе. Изучая степень неподчи­нения местных властей распоряжениям из центра, местного самотворчества и сопротивления, можно оценить уровень отчуждения и аномии. Изучение того, насколько мотивировано и разумно поступали местные власти, не ис­полняя указания из центра, выдвигая лучшие и адекватные конкретным условиям собственные решения, может показать степень рациональности действия местных органов власти, умение брать на себя инициативу, быть предприимчивыми, а в конечном итоге — степень контроля над иррацио­нальными факторами.

Переход общества от запрещающей культуры к разрешающей расширяет диапазон альтернативного поведения, считающегося приемлемым. В демо­кратическом обществе возможность альтернативного духовного поведения, разнообразие мнений считаются нормальным явлением. Когда же демокра­тические механизмы выражения приватных мнений накладываются на не­сложившуюся законодательную власть, степень аномии (и, следовательно, напряженности) должна возрастать. Расширение возможностей альтерна­тивного поведения, но в рамках закона, перестает служить твердым ориен­тиром, так как сами рамки законности четко не определены либо определе­ны в самом общем виде.

Российское общество следует относить к типу переходных обществ, ко­торые характеризуются акцентированием экономических целей в ущерб культурным, подвижностью нравственных институционализированных ори­ентиров, а также отсутствием образцов поведения.

Состояние аномии, или неинституционализированной свободы действия (совершай все, что хочешь, если можешь избежать правосудия), а таково ны­нешнее состояние нашего общества, способно удовлетворить небольшие груп­пы людей, усвоивших неформальные нормы поведения, социально и экономи­чески предприимчивых. Их характерная черта — умение и желание действовать вне закона и вопреки ему. Но состояние аномии не может удовлетворить ту часть социально активного населения (интеллигенция и предприниматели), которая предпочитает легальный бизнес и действия в рамках закона. Оно не может удов­летворить и подавляющую массу населения, привыкшую к социальным гаран­тиям, твердому порядку и традиционному образу жизни.

Изучение законопослушности населения, ориентации на законный по­рядок и традиционный уклад поможет выяснить готовность людей к альтер­нативному поведению в ситуациях, когда их жизненно важные ценности находятся под угрозой.

Уровень аномии можно изучить также по степени вознаграждения обще­ством одобренного поведения, правильного выполнения функциональных обязанностей в границах предписанных ролей, ненарушения социальной иерархии и поддержания установленных правил игры. Злоупотребление служебным положением, нераскрытые и ненаказанные преступления, про­движение по блату, отмывание мафиозных капиталов и т.п. выступают ин­дикаторами того, способны ли местные власти поддерживать законный по­рядок, вознаграждая правильные (социально одобряемые) и наказывая не­правильные поступки граждан независимо от их социального статуса и служебного положения. Чем больше поддерживается существующий соци­альный (в том числе правовой) порядок, тем выше уровень стабильности локального социума, ниже уровень аномии и напряженности.

148

В России альтернативными формами поведения в рамках закона надо счи­тать такие действия (поведенческие акты) больших групп людей, которые противоречат старым социалистическим нормам уравнительного распреде­ления, но согласуются с нормами и принципами предпринимательства и поведения. Социологам, видимо, целесообразно изучить склонность к аль­тернативному поведению экономически активного, или самодеятельного, населения, составляющего основной массив рабочей силы в данном регио­не — прежде всего рабочих, интеллигенции и крестьянства.

Переменная «установка на альтернативное экономическое поведение» операционализируется при помощи индикатора отношения ктруду. Респон­дентам можно предложить выбрать одну из следующих альтернатив:

1) готов работать более интенсивно при многократном увеличении зара­ботной платы и значительном риске безработицы;

2) готов работать так же, как и прежде, за оптимальное вознаграждение, но при минимальном риске стать безработным;

3) готов трудиться напряженно, имея возможность подрабатывать на сто­роне, но при абсолютной гарантии от безработицы.

Согласно теории Мертона, общество мо­жет побуждать индивидов к эмоционально­му поддержанию культурно провозглашен­ных целей и значительно меньшей эмо­циональной поддержке институционально провозглашаемых методов достижения этих целей. Если поддержка институциональных методов крайне низка, возникает явление, описываемое понятием аномии. Например, парламент провозглашает цели свободного предпринимательства, частной инициати­вы, политического плюрализма, которые поддерживаются большинством населения. Однако правительство издает постанов­ления, разрешающие такие методы до­стижения подобных целей, которые ведут к обнищанию населения, росту преступно­сти, усилению мафиозных образований и падению нравственности, что не одобряет­ся большинством населения. Расхождение целей и методов усиливает социальную напряженность.

Изучая степень принятия целей частно­капиталистического общества и степень одобрения/неодобрения методов ихдостиже-ния, можно выяснить причины и характер социальной напряженности. Изучение сте­пени одобрения населением незаконных форм обогащения, таких поведенче­ских актов, которые противоречат: традиционным (общечеловеческим) этиче­ским принципам, современным принципам частного бизнеса, но приводят к экономическому успеху, позволит установить готовность населения следовать институционализированным образцам поведения.

149

Деньги как социальный символ достигнутого статуса служат важным показателем институционализированного поведения, они могут считаться самоценными независимо оттого, используются на потребление или накоп­ление и обретение могущества, могут стать показателем признания со сто­роны значимых других и социального уважения. Накопленное богатство может быть единственным символом успеха и символом престижа. Деньги могут приобретаться законным или незаконным путем.

В связи с этим, изучение той роли, которую играют деньги для большин­ства населения, позволит выявить степень готовности людей принять основ­ные ценности капиталистического образа жизни. Дополнительную инфор­мацию даст ответ на вопрос о том, предпочитают ли респонденты «хорошую работу», которая не всегда является высокооплачиваемой, или денежный успех, достигнутый любым путем.

В соответствии с гипотезой Мертона, чем шире распространен конформ­ный тип поведения (принятие, одобрение, согласие с культурными целями и институционализированными средствами, методами), тем выше степень стабильности общества. Следовательно, чем менее распространен конфор­мизм, тем нестабильнее общество, тем выше в нем степень социальной на­пряженности. Социальный порядок в обществе составляет сеть ожиданий людей, основывающихся на их желательном поведении, которое согласует­ся с установленными культурными образцами.

Другая форма поведения — инновационная — проявляется в высоком со­гласии с провозглашаемыми культурными целями, прежде всего успеха, и несогласии с институциональными средствами их достижения. Несогласие заставляет людей прибегать к запрещенным, но более эффективным методам достижения богатства и власти. Акцентирование успеха психологически означает преувеличенно эмоциональное восприятие цели, оборачивающе­еся готовностью идти на риск. Нарушение условий сделки, удачное мошен­ничество, подкуп органов власти, уклонение предпринимателей от уплаты налогов и т.п. выступают негативными примерами неприятия институцио­нальных средств, антиновацией. Напротив, изобретение технически эффек­тивных и законных способов решения трудных задач — неординарные фор­мы бизнеса, необычные коммерческие решения и т.п. — служат позитивным примером инновации. Изучение того, в какой мере распространены среди населения первая и вторая формы инновации, даст ценную информацию о том, как может развернуться предпринимательство в данном регионе, с ка­кими препятствиями оно столкнется и на какую помощь сможет опереться.

Неприятие законных или институционализированных средств достиже­ния успеха может вызываться простым нежеланием людей это делать либо очевидной или неочевидной недоступностью таких средств. Целесообраз­но выяснить, каково реальное положение дел и какие практические меры нужно предпринять для нормализации положения.

Каждому человеку свойственно стремление к социальному росту и полу­чению более интересной, интеллектуальной работы. В индустриально раз­витом обществе положение таково: чем квалифицированнее труд, тем он престижнее и более оплачиваем, а препятствием для достижения успеха может стать занятие преимущественно ручным трудом, но только в том слу­чае, если он оплачивается ниже умственного труда и обладает меньшим пре­стижем. В российском обществе тенденция противоположная. За десятки

150

лет подобная шкала оценки видов труда превратилась в массовый стереотип или привычку. Но что произойдет, если крупные инвестиции в новый реги­он приведут к появлению капиталистической формы организации труда и иной шкалы оценки видов труда, противоречащей ожиданиям или привыч­кам людей? Как отреагирует на это население? Усилится или ослабнет со­циальная напряженность?

Если символы денежного успеха становятся общими для всего населения целями и каждый волен на них ориентироваться, а социальная структура, по­литический режим или административная система строго ограничивают или полностью закрывают доступ к законным способам достижения этих целей, то расширяется диапазон не просто девиантного (законного), но делинквент-ного (противозаконного) поведения. Неизбежно возрастет степень социаль­ной напряженности. Напротив, она может ослабнуть, если деньги не явля­ются единственным символом успеха, если наряду с ними существуют и дру­гие, не денежные, но столь же почетные символы жизненного успеха. При социализме одним из них был честный труд на благо общества. Сегодня альтернатива деньгам и материальному богатству исчезла.

Поскольку богатство всегда в дефиците и чем больше людей стремится им обладать, тем сильнее конкуренция и дефицитнее оно становится, соци­альная напряженность на основе конкуренции за денежные символы должна возрасти. Она еще более усиливается в условиях, когда не хватает наличной массы денег, и население неспособно удовлетворить уже не вторичные, а первичные жизненные потребности, прежде всего в питании. Денежный успех, накопление богатства — это дополнительный мотив, возникающий лишь тогда, когда удовлетворен основной — сохранение жизни. В обществе, где 80—90% людей ограничены в своих возможностях удовлетворить с по­мощью денег насущные жизненные потребности, а 10—20% не знают, куда пристроить лишние деньги, социальная напряженность возрастает. Она не сократится и в дальнейшем, когда 80—90% населения удовлетворит первич­ные потребности и обратится к вторичным. Изменится только форма соци­альной напряженности.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 436; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!