Насколько вы близки к конфликту?



Вы должны определить самостоятельно, какой ответ вам больше подхо­дит. Каждый вариант имеет свою «расценку» — просто очки. Нет, это не так — 1 очко Пожалуй, так — 2 очка Верно — 3 очка Совершенно верно — 4 очка Перечень состояний:

1. Я спокоен.

2. Мне ничего не угрожает. 3*. Я нахожусь в напряжении. 4*. Я испытываю сожаление. 5. Я чувствую себя свободно. 6*. Я расстроен.

7*. Меня волнуют возможные неудачи. 8. Я чувствую себя отдохнувшим. 9*. Я встревожен.

азаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Баты-12гина. М„ 1999. С. 240-242.

угалова Ж.А. Педагогическая конфликтология: Учебно-методическое пособие. Ярославль, 2001.

189

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.

11. Я уверен в себе.12*. Я нервничаю.

13*. Я не нахожу себе места. 14*. Я взвинчен.

15. Я не чувствую скованности, напряженности.

16. Я доволен. 17*. Я озабочен.

18*. Я слишком возбужден, и мне не по себе.

19. Мне радостно.

20. Мне приятно. Теперь сделайте следующее:

а) подсчитайте общую сумму баллов, проставленных вами около вопро­сов, помеченных звездочками;

б) подсчитайте общую сумму баллов у оставшихся вопросов;

в) проведите вычитание: отнимите от первой суммы вторую. Это надосделать с учетом знака, поэтому результат может получиться и отрицатель­ным;

г) прибавьте к остатку 50 баллов, причем сделайте это тоже с учетом знака.Менее 30баллов — низкий уровень тревожности, конфликт вам сейчас не

грозит.

30—45 баллов — средний уровень, чем ближе вы по своему результату к 45 баллам, тем больше вероятность вступления в конфликт.

Более 45баллов — если сейчас утро и вы читаете этот тест на работе, то иди­те к своему руководителю и берите скорее отгул. Вы сейчас конфликтоген-ны. Если сейчас конец рабочего дня, старайтесь по дороге не вступать в раз­говоры, в том числе в общественном транспорте, а дома хотя бы полчаса отдохните. Через два часа вы восстановитесь. Если у вас дома есть кошки и собаки, то вы восстановитесь приблизительно за один час — так утвержда­ют американские психологи.

Источник: веб-сайт: http://abalu.hl.ru.

Какие конфликты происходят чаще? Чтобы ответить на этот вопрос, надо учесть масштаб конфликта— число участвующих людей и серьезность по­следствий. Понятно, что спор супругов — гораздо менее масштабное собы­тие, нежели конфликт двух государств. Исторический опыт свидетельству­ет: чем масштабнее конфликт, тем он реже случается (см. рис. 31), поэтому межличностные конфликты случаются в нашей жизни на каждом шагу, но их последствия невелики, а крупные конфликты происходят редко, зато и последствия у них грандиозные.

Социальный конфликт можно назвать также общественным; это говорит о том, что такие конфликты происходят в любой сфере общества, а не толь­ко в социальной. (В данном случае мы будем трактовать слова социальный и общественный как синонимы.)

В зависимости от сферы общества или иного критерия, общественные конфликты правильно разделять на следующие виды:

политические — между странами, государствами из-за территории или престижа;

190

+ экономические — между любыми по численности субъектами по поводу денег или ресурсов;

« культурные и религиозные — между лицами и группами по поводу раз­деления дефицитных духовных благ;

« профессиональные — между прфессиями или отраслями по поводу эко­номических или социальных ценностей;

« этнические — между народами за территорию или лучшие условия про­живания.

Такую классификацию невозможно применять в чистом виде. Чаще все­го реальные конфликты — это смесь элементов разных конфликтов. Распро­страненный пример — шахтерские забастовки. Несомненно, это профессио­нальный конфликт, к которому примешались элементы экономического (повышение оплаты труда или погашение долга по заработной плате), социального (социальная депривация, ущемление прав и угнетение лично­сти) и политического (лоббирование интересов определенной партии) конф­ликтов.

Сложносоставную структуру имеют все масштабные события — забастов­ка, война, бунт или революция. Но и немасштабные конфликты часто за­трагивают элементы разных типов конфликта. Например, рассмотрим се­мейный конфликт. В первооснове — это межличностное событие, т.е. каса­ется только двух-трех человек (супругов и детей). Но если конфликт привел к разводу и супруги начинают делить имущество, к межличностному конф­ликту примешиваются характерные черты экономического.

Таким образом, данная классификация, как и любая другая, всего лишь ус­ловная схема, только в самом общем виде абстрактно отражающая реальность. Но она очень нужна на практике. К примеру, если первоосновой события вы­ступает политический конфликт, то мы будем точно знать, что главным вопро­сом является борьба за власть. Но к нему примешиваются деньги и территория, населяемая конкретным народом. В таком случае логика анализа усложняет­ся, поскольку следует ввести новые факторы: борьба за деньги или ресурсы

Врезка

Пример конфликта

В 1989 г. забастовки шахтеров в Кузбассе пере­росли в массовые акции протеста во всех угледо­бывающих регионах СССР. Это движение созда­ло серьезную угрозу политике «перестройки». В момент его наивысшего подъема в Донбассе (Украина) — самом крупном шахтерском регионе Советского Союза - бастовало более 300 000 ра­бочих. Волнения охватили и заполярные шахты, и южные районы Казахстана. Бастующие требо­вали: большей экономической самостоятельно­сти всех угледобывающих районов; сохранения в Регионах значительной доли прибыли, которая до этого поступала в распоряжение министерства угольной промышленности; повышения заработ­ной платы и улучшения снабжения; неотложных мер по улучшению экологической ситуации в ахтерских районах; продолжения деятельности

забастовочных комитетов наряду с официальны­ми профсоюзами.

В шахтерских районах уже давно ощущался ост­рый недостаток многих продуктов питания и про-

мышленных товаров первой необходимости, в частности обуви и одежды. За период с 1980 по 1989 г. тяжелые условия труда стали причиной смерти 10 000 шахтеров.

191

строится по одной схеме, а борьба за территорию — подругой. У них даже иные мотивация и модель поведения. Соединив все три момента, можно в итоге по­лучить очень близкую к действительности модель объяснения.

Поскольку конфликт — это парный поведенческий акт, его необходимо рассматривать с позиций двух субъектов взаимодействия. Возможны два его сценария: 1) конгруэнция — нарастающее подтверждение взаимных ролевых ожиданий партнеров, быстрое формирование у них общей картины ситуа­ций и возникновение эмпатической связи друг с другом (Т. Шибутани); 2) конфронтация — одностороннее или обоюдное неподтверждение ролевых ожиданий, расхождение партнеров в понимании или оценке ситуации и воз­никновение известной антипатии друг к другу13.

По способу протекания конфликта, т.е. по критерию процесса, классифи­кация конфликтов выглядит так:

1) конфронтация — пассивное про­ тивостояние групп с противоборству­ющими политическими, экономиче­скими или социальными интересами. Как правило, она не принимает фор­мы открытого столкновения, но предполагает оказание давления, негативную кооперацию, неустранимое разногласие;

2) соперничество — борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, группы, организации. Цель соперниче­ства — приобретение лучших профессиональных позиций и наград и при­знание коллег, содержание — демонстрация превосходства путем достиже­ния общезначимых или престижных целей;

3) конкуренция особый типа конфликта, цель которого — поручение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте могут предприниматься попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. Конф­ликт же — это попытка достичь вознаграждения путем подчинения, навя­зывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремя­щегося достичь того же вознаграждения.

В особую категорию выделяют коллективные, или групповые конфлик­ты. Это дает две новые классификации:

1) коллективные формы сопротивления по уровню организованности и степени эмоциональной агрессивности в поведении людей подразделяют­ся на пассивные и активные. Между полюсами расположены промежуточные формы конфликта. К ним следует относить такие поведенческие модели, как: пассивное сопротивление, прямые акции непосредственного протеста, косвенные акции;

2) основным критерием выступают масштаб и форма коллективного про­теста (сопротивления). Крайней формой выражения несогласия выступает революция — глубокая качественная перемена существовавшего прежде по­рядка. Революция предполагает, как правило, насильственный, военный

'-1 Третьякова ВС. Указ. соч. С. 127—140.

192

способ действия и вовлекает в свою орбиту широкие массы людей, не огра­ничиваясь местным уровнем. Говорят, что революции присущ исторический масштаб изменений. Бунт, смута и мятеж относятся, скорее, к узкогруп­повым (по своей социальной базе) и локальным (по своему масштабу) фор­мам выражения коллективного недовольства или протеста.

Различают следующие стадии развития конфликта:

1) латентная — скрытое нарастание недовольства, неорганизованная форма его выражения, беспокойство в связи с нарушением привычного хода ритма жизни, выявление позиций потенциально противостоящих сторон;

2) открытое выражение конфликта, пик социального напряжения — острота противоречий, конфликтной ситуации обнажена, осознается и проявляется в активных действиях сторон;

3) разрешение конфликта, уменьше­ние, снятие социальной напряженности посредством нахождения форм и методов преодоления кризисной ситуации, путей стабилизации обстановки и сотрудниче­ства сторон.

Раньше ученые оценивали любой конф­ликт крайне негативно — как деструктив­ный фактор, разрушающий все на своем пути. Сегодня преобладает иная точка зрения: конфликт — не только нормаль­ное явление, но часто он выполняет кон­структивную роль, помогая разрядить ситуацию, прояснить позиции сторон, снять психологическое напряжение.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Согласно существующим в зарубежной социологии подходам, основны­ми формами реализации экономического конфликта выступают обмен, рас­пределение и перераспределение материальных и символических ресурсов, определяющих содержание и структуру социально-экономических отноше­ний между людьми. Эти ресурсы включают в себя экономические, технико-технологические, производственно-организационные элементы трудовой ситуации и среды деятельности работника: 1) оплату труда; 2) технически ос­нащенное рабочее место; 3) загруженность рабочего времени; 4) организацию производственного процесса; 5) условия (санитарно-гигиенические, психо­физиологические и т.д.) и безопасность трудовой деятельности; 6) социаль­но-трудовые льготы и компенсации (по болезни, профессиональным травмам, стажу работы и т.п.). Борьба за дефицитные ресурсы, противоречие интере­сов становится той почвой, на которой, собственно говоря, и вспыхивают эко­номические конфликты. В табл. 2 выделены некоторые базисные основания экономических конфликтов в период перехода российского общества к ры­ночной экономике и соответствующие им типы конфликтных явлений.

193

Таблица 2 Детерминанты и типы экономических конфликтов

 

Детерминанта экономического конфликта Тип конфликта
1 2
По поводу собственности Конфликты собственности
Перераспределение государственной собственности: общесоюзной собственности среди бывших республик СССР собственности военно-промышленного комплекса собственности бывшей КПСС Конфликты «перераспределения общесоюзной собственности» Конфликты «конверсии оборонного сектора производства» Конфликт «реституции партийной собственности»
Приватизация государственной собственности (промышленных предприятий и сферы обслуживания, земли, жилья ит.д.) Конфликты «приватизации и акционирования»
Передел приватизированной частной собственности и сфер экономической власти Конфликты «перераспределения пред­приятий частного сектора экономики»
По поводу регулирования финансовой системы Финансовые конфликты
Фискальный характер налоговой системы и налогового законодательства Конфликты «учета доходов и сбора нало­гов государством с предприятий и фирм»
Большая доля нерентабельных предприятий и фирм, скрывающих свои доходы от государства Конфликты «реального и мнимого банк­ротства предприятий»
Низкая культура деловых взаимоотношений среди владельцев предприятий, директоров и членов советов акционерных обществ Конфликты «невыплаты долгов и нарушения договоренностей»
По поводу функционирования трудовых отношений и производства Трудовые конфликты
Низкий уровень стоимости рабочей силы, особенно бюджетных работников Конфликт «неудовлетворительной оплаты труда занятых работников и инфляции»
Противоречия и недостатки в дифференциации заработной платы между работниками различных отраслей и тенденция к уравнительности Конфликт «профессионального экстремизма» и дестимулирующей уравнительности в оплате труда
Систематические задержки оплаты труда работни­ков и непогашение общей задолженности по зара­ботной плате Конфликт «длительной невыплаты и сокращенной оплаты труда»
Сокращение занятости рабочей силы в связи со структурными сдвигами в экономике Конфликты «занятости и безработицы»
Неудовлетворительное обеспечение условий и охраны труда работников Конфликты «нездоровыхусловийтруда и производственного травматизма»
Кризисное состояние трудовой культуры и трудовой морали работников Конфликты «падения уровня профес­сионализма, трудовой дисциплины и ценности труда» на предприятиях
Слабая социальная защищенность работников от произвола владельца, предпринимателя и руковод­ства предприятия Конфликт «нарушения трудового законодательства» в отношении работников
Соперничество государственных, частных и совместных предприятий на рынке товаров Конфликты «экономической конкуренции»
Противоречия и проблемные ситуации в работе с кадрами Конфликты «управления персоналом»

194

Полем битвы, на котором происходит подавляющая масса экономиче­ских противоборств, выступает промышленное предприятие и его главное действующее лицо — трудовой коллектив. Содержание экономических конф­ликтов в производственных организациях видится в трех типах — «конфлик­ты собственности», «финансовые конфликты» и «трудовые конфликты». В схематическом виде структура экономических конфликтов на российских предприятиях представлена на рис. 34.

Рис. 34. Структура трудовых конфликтов на предприятиях

Для правильного понимания экономического конфликта необходимо отличать его от противоречия — фундаментальной несовместимости, несо­гласия важных интересов — политических, экономических, этнических. Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляет­ся в социальном напряжении — чувстве неудовлетворенности положением дел и готовностью его изменить. Но противоречие может так и остаться про­тиворечием, не дойдя до открытого столкновения — конфликта.

Итак, противоречие выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт — открытый и динамический. Конфликт можно считать откры­той игрой сил, образно говоря, игрой мускулов. До этого дело часто не до­ходит. Тогда мы говорим: противоречие между группами или лицами сохра­нилось, а конфликта — открытого столкновения — не произошло.

В основе экономического конфликта лежит неустранимое противоречие (его в таком случае называют антагонистическим) между собственником и на­емным работником. Собственники — это крупная и мелкая буржуазия, наем­ные работники — большинство населения. Когда индивид устраивается на работу (нанимается), то незримо для себя он втягивается в это противоречие, которое рано или поздно может проявиться через открытый конфликт. Работ­нику перестали платить заработную плату, не проиндексировали ее пропор­ционально инфляции или просто снизили. Конечно, это может стать пово-

195

дом для «разборки». Куда предприниматель дел заработанные работниками деньги? Проиграл в рулетку? Неэффективно повел дело и прогорел?

Собственник обязан выплатить заработную плату. Но он мечтает ее не платить, ибо чем больше он заплатит работникам, тем меньше останется ему. Экономический интерес собственника — получить максимальный процент с собственности. Теоретически он хотел бы не платить за ресурсы, не отда­вать налоги, не рассчитываться по заработной плате. Но вынужден платить. И нет ничего удивительного в том, что он, стремясь к максимальной при­были, каждого старается обмануть: поставщиков, государство, работников. Поэтому в общем уравнении заработная плата должна стремиться к нулю (рис. 35).

Рис. 35. Суть экономического конфликта

Напротив, для работника она — единственный источник существования, и он может продать только свои руки и голову. При этом он — единствен­ный или главный кормилец в семье, и его мечта — довести свою заработную плату «до бесконечности». Он должен за нее горло любому перегрызть. Та­кова логика классовой борьбы на протяжении тысячелетий. Работник бук­вально выбивает из собственника приемлемые условия труда и жизни, дос­тойную заработную плату, гражданские права, социальные страховки и т.д.

Это противоречие не исчезнет до тех пор, пока существует порождающая конфликт причина — противоположность экономических интересов. Ме­неджер как посредник может на время сгладить конфликт, кого-то угово­рить, что-то пообещать, привлечь рядовых работников к участию в управ­лении или в прибыли, создать благоприятную психологическую атмосферу в организации, предложить гибкий график работы, демократический стиль руководства и т.п. Но устранить главное он не волен. В отсутствие такого по-

196

средника существование собственников и работников превратилось бы в поле битвы. Основное призвание менеджера — создавать иллюзию классо­вого мира. Но лишь иллюзию.

Согласно теории межгруппового конфликта Д.Т. Кэмпбелла (1979), конф­ликт интересов между группами создает отношения конкуренции и ожида­ние реальной угрозы со стороны другой группы14. В свою очередь реальная угроза создает:

♦ враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы; « увеличение внутригрупповой солидарности;

♦ более полное осознание индивидом своей групповой принадлежности;

♦ увеличение непроницаемости границ группового членства;

« уменьшение степени отклонения индивидов от выполнения групповых норм;

♦ увеличение меры наказания за нарушение этих норм вплоть до изгна­ния из группы.

Социальный конфликт, принимающий форму экономического конфлик­та, — это динамический процесс выяснения интересов сторон и устранения противоречия между этими интересами. Статусы собственника и наемного рабочего несовместимы между собой, они разнонаправлены. Менеджер за­нимает двойственную (противоречивую) статусную позицию: с одной сто­роны, он — наемный работник, с другой — сотрудник администрации (за­щищает интересы администрации). Социолог, опирающийся на общую тео­рию, увидел бы здесь следующие моменты: а) статусную несовместимость; б) разные модели поведения, вытекающие из разных статусов; в) взаимодей­ствие, возникающее как пересечение этих моделей поведения, где каждая сторона, конкурируя с другой, пытается защитить свои интересы.

НОРМАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ

Культурные различия могут принимать форму противоречия или столк­новения. В этом случае говорят о культурном, или нормативном конфликте.

Специалистам известно несколько видов подобного конфликта, возника­ющих по разным причинам. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой образование скорее гетерогенное (разнородное), нежели гомогенное (однородное), в нем постоянно возникают напряжение и конфликты между различными системами норм и ценностей. Если эти системы относятся к субкультурам, то говорят о культурном конфликте меж­ду разными этническими группами, разными поколениями, между законо­послушными гражданами и преступниками.

Противоборство двух культур — более передовой (как правило, чужой) и отсталой — обычно завершается установлением господства чужой культу­ры. Открытие Колумбом Америки завершилось подчинением туземной куль­туры индейцев пришлой культуре европейцев. Такова еще одна форма куль­турного конфликта.

Конфликт возможен между различными частями единой нормативной системы доминирующей культуры. Например, в сфере развода общество

Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. С. 17.

197

придерживается традиционных ценностей и не допускает его, а в области добрачного сексуального поведения проявляет терпимость, присущую со­временной, индивидуалистической культуре.

Конфликт может сформироваться на индивидуальном уровне. Это озна­чает, что нормы и ценности одной роли противоречат нормам и ценностям другой роли, например роль матери противоречит роли работницы. Выше уже говорилось, что в современном обществе женщины, собирающиеся сде­лать карьеру, обычно поздно обзаводятся детьми (если вообще имеют детей), чтобы оставаться эффективными работниками.

Конфликт может возникнуть в результате противоречий между не ус­певшим сойти с исторической сцены старым и активно выдвигающимся

новым. Такого рода противоречие при­суще быстро изменяющимся обществам. К ним правомерно отнести и нынеш­нюю Россию. Переход к рыночной эконо­мике требует новых ценностных ориен­тиров, в частности денежного успеха, конкурентной борьбы, выживания силь­нейшего, коммерческого расчета и т.п. Однако новое не может победить пото­му, что большинство населения выступа­ет живым носителем старых социалис­тических ценностей, которые противо­положны капиталистической морали. Способов разрешения таких конфлик­тов несколько. Один из них — откат от рыночных реформ, частичное или пол­ное возвращение к старым культурным ценностям.

Нормативный конфликт существует в большинстве человеческих обществ. Правда, их глубина и способы разреше­ния везде разные. Когда в культуре встре­чаются противоречивые или разноречи­вые нормы, индивид бывает сбит с толку. Так, перед современным тинейджером часто встает дилемма: хранить ли цело­мудрие до брака или, следуя предостав­ленной свободе выбора и ценностям под­ростковой группы, реализовать сексуаль­ные устремления.

Если в рамках одного общества сфор­мировалось несколько субкультур с несходными или противоположными нравами, то контакт между ними всегда вызывает проблемы, а иногда пере­растает в конфликты. Скажем, нормы поведения молодежи и нормы пове­дения пожилых очень различаются. То, что считается допустимым и нестыд­ным у одних, рассматривается как неприемлемое и стыдное у других. По­добный тип культурного конфликта принято называть конфликтом отцов и детей.

198

Замечено, что чем выше в обществе удельный вес интеллигенции, тем выше вероятность расшатывания нормативной системы культуры. Правда, чем выше материальный уровень жизни населения, тем ниже вероятность такой угрозы. Например, в США и России высок удельный вес интеллиген­ции, однако материальный уровень жизни населения неодинаков, поэтому российская интеллигенция всегда ставила под сомнение и критиковала нра­вы своего общества, а американская выступает за их сохранение.

Угроза нравственным устоям общества обычно исходит от лучшей части общества, а не худшей, как бы парадоксально ни звучала эта мысль. Алко­голиков, наркоманов, преступников можно заставить соблюдать нормы об­щества. Для этого существуют доста­точно эффективные принудительные меры. В советский период, особенно в сталинскую эпоху, численность этих групп была незначительной. Однако либерализация общества, напрямую зависевшая от просветительской и критической деятельности российской интеллигенции, привела к росту числа нарушений.

Еще один фактор, влияющий на нравственные устои общества, — уровень правовой культуры населения. Отмечено, что если демократизация общества происходит на неподготовленной правовой основе, когда нет жестких зако­нов, охраняющих права и покой большинства людей, и эффективных меха­низмов их соблюдения, растет число тех, кто считает себя выше закона. В об­ществе расцветает вседозволенность. При этом чем чаще законы нарушают верхи общества, тем чаще их начинают нарушать низы. Обратная зависи­мость отмечена не везде, ибо от распущенных низов верхам легче найти противоядие при условии, что они сами не подают пример нравственной распущенности.

ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Этнический конфликт привлек внимание ученых после того, как были исследованы классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Это во многом объясняется их спецификой: условия протекания конфликтов су­щественно различаются даже в одном и том же регионе (не говоря о разных). Скажем, национально-освободительная борьба против колонизаторов ка­чественно отличается от межплеменных столкновений, происходящих в том же географическом районе. Разными могут быть мотивы и механизмы уча­стия в конфликтах различных слоев этноса15.

Изучая природу этнических конфликтов, ученые обнаружили, что этич­ность — одна из наиболее ранних форм социальной организации общества, появившаяся задолго до классов, сословий, политических объединений и др. Оказалось, что этнический конфликт трудно обнаружить в чистом виде.

Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. 1996. № 12. С. 43-48.

199

Нередко конфликт, на ранних этапах которого преобладали экономические

или другие противоречия, перерастает в этнический конфликт и наоборот.

Считается, что именно этнический конфликт — наиболее фундаментальное

явление в истории человечества, а ос­тальные виды конфликта играют вто­ростепенную роль16. Даже классовый конфликт — кратковременный эпизод человеческой истории, характеризу­ющий последние 5—6 тысячелетий.

Этнические конфликты возникли на заре человеческой истории. В глубо­кой древности это были межплемен­ные войны, которые велись за террито­ рии охоты, рыболовства, собиратель­ства, т.е. за среду обитания. Случалось,

что в таких конфликтах погибали целые народы, а другие ассимилировались

более грозным соперником.

Древние источники оставили нам свидетельства о крупнейших этничес­ких конфликтах ранней поры. В Ветхом Завете описана депортация ев­реев, т.е. насильственное выселение народа со своей этнической роди­ны. В 568 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор уничтожил Иудей­ское царство и выселил основную часть евреев за пределы этнической родины — Палестины. Позднее евреи вернулись и неоднократно восста­вали, но восстания жестоко подавлялись. В 70 г. н.э. римский полково­дец Тит Веспасиан еще раз выселил евреев из Палестины. Началось «ев­рейское рассеяние», сначала по странам Средиземноморья, а затем — по другим регионам планеты. Исторические сведения о других народах так­же доказывают, что крупные межэтнические конфликты, завоевания, ге­ноцид, изгнания с родной земли не были исключительными событиями. Эти события оставили заметный след и в средневековой, и в новой ис­тории. Хорошо известна история изгнания сарацинов, т.е. арабов, с Пи­ренейского полуострова, которые сами пришли в Европу как завоева­тели. В результате реконкисты, т.е. обратного завоевания Испании хри­стианами, все арабы были изгнаны с полуострова. Огромное количество подобных событий хранит история Азии. Каким образом калмыки, народ монголоидной расы и древней азиатской культуры, оказались в Европе? Как этнос калмыки сложились в Джунгарии, равнинной обла­сти нынешнего северо-западного Китая. Но в XVII в. китайские фео­далы вытеснили калмыков из Джунгарии, они были вынуждены поки­нуть свою этническую родину, мигрировали на север и запад и в конеч­ном итоге нашли пристанище на территории современной Калмыкии. Сходная история и у ставропольских туркмен, изгнанных в XVII в. хи­винскими ханами с территории Мангышлака".

Субъектом межнационального конфликта является та или иная этническая общность, он развивается либо между коренными нациями (армяне и азербай­джанцы), либо коренной нацией и национальным меньшинством (литовцы и поляки, грузины и осетины). В развитии этнического конфликта всегда про-

16 Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования.1996. № 12. С. 43-48.

17 Там же. С. 45-46.

200

являются две основополагающие тенденции: одна —к размежеванию, другая — к консолидации. Например, затянувшийся конфликт в Нагорном Карабахе свя­зан с вопросами о территории автономной области, о ее экономическом раз­витии, о характере образования в школах и т.д. В Чечне — это вопрос полити­ческой независимости, в Азербайджане — территориальной идентификации. В основе этнических конфликтов лежит открытое столкновение, часто принимающее форму военных действий или затяжного социального напря­жения, носящего скрытый характер, между двумя или несколькими рядом живущими народами, которые не могут поделить материальные ресурсы (территорию, естественные границы, полезные ископаемые, рабочую силу) или нематериальные ценности (господство над другим, национальная честь, политический престиж и др.).

Рис. 37. Большинство народов имеет разные культурные нормы и культурные ценности

Большинство народов имеют разные культурные ценности и культурные нормы. Но как бы объективно ни различались народы (этносы), важнее то, как субъективно они воспринимают и оценивают подобные различия. По­следние могут расцениваться как нечто естественное; такие оценки служат основой гармоничного, т.е. терпимого к представителям иной культуры, со­существования. Но они могут восприниматься и в качестве повода для враж­ды, как при этноцентризме — ощущении превосходства собственной куль­туры и недооценивании чужой.

Мирный плюрализм и мультикультурализм (multiculturalism), с одной сторо­ны, дискриминация, насилие и межэтническая конфронтация, с другой — та­ковы два полюса шкалы межкультурных взаимоотношений. Понятие мульти-кулыурализма, введенное в современной антропологии, обозначает существо­вание и признание равноценности различных культур и в пределах собственного государства, и в пределах мирового сообщества. Ученые считают: чем больше контрастов и различий между этносами, тем больше поводов и причин для конф­ликтов, особенно в ситуации конкуренции за ресурсы и власть.

Нередко поводом (не путать с причиной) для этнического конфликта служат такие второстепенные факторы и факты, как нелестная оценка од­ной нацией представителей другой нации, искаженное восприятие нацио­нальных символов или надругание над ними. Такого рода психологическую подоплеку конфликта называют культурной перцепцией.

201

Под культурной перцепцией понимается восприятие традиций и ценно­стей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и оценка последней. Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное общение и взаимо­действие. Если враждебность проявляется в поведении отдельных индиви­дов, то большой беды в том нет. В крайнем случае ее считают проявлением бытового расизма. Но когда нетерпимое отношение к другой культуре охватывает большие массы людей, то возникают межнациональные конф­ликты и войны.

По мнению Г. Элмера, война часто напоминает расширенный этнический

конфликт, а этнический конфликт — локальную войну. Главное различие в том, что даже длительные войны рано или поздно заканчиваются прекраще­нием огня и мирными переговорами, а серьезные этнические конфликты могут не иметь решения и продолжать­ся сотни и тысячи лет, прекращаясь лишь в стадии передышки.

В последней четверти XX в. в раз­личных частях земного шара полыхало более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Ливане, Израиле, Индии, Анголе, Сомали, Грузии, Азербайджа­не, Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Се­веро-Кавказском регионе России. Подавляющее большинство из них носило межнациональный или межплеменной характер. Возникая на территории одной или нескольких стран, они затем превращаются в полномасштабные войны. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армя­нами и турками (азербайджанцами). Исходная причина многих конфлик­тов давно забыта, но в подсознании целых поколений оседает почти пато­логическая нетерпимость к другой нации.

По данным российского исследователя В. Мукомеля, начиная с конца 1980-х гг. на территории бывшего СССР зафиксированы пять региональных войн — длительных вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелого оружия: карабахский, таджикский, юго-осетинский, приднестровский и чеченский конфликты (последний, разуме­ется, стоит особняком в этом ряду). Около 20 кратковременных вооружен­ных столкновений сопровождались жертвами среди мирного населения (наиболее значительные из них — сумгаитские и бакинские погромы армян­ского населения, жертвы в Фергане, погромы в киргизском городе Ош). Более 100 невооруженных конфликтов, по мнению исследователя, имели признаки межгосударственной, межэтнической или межконфессиональной конфронтации, причем в районах, подвергшихся столкновениям, погромам и этническим чисткам, проживали не менее 10 млн человек, а численность убитых в этнополитических и региональных конфликтах (за исключением Чечни) на постсоветском пространстве составляет около 100 тыс. человек. По данным депутатов Госдумы, за последние пять лет в межнациональных

202

конфликтах на территории бывшего СССР погибли более 600 тыс. человек. Представители КПРФ на одном из своих митингов говорили о 1,5 млн по­гибших в региональных конфликтах в Таджикистане, Приднестровье, Чеч­не, Абхазии и Осетии18.

Изучение межнациональных отношений как среды возникновения и возможной причины этнических конфликтов было впервые поставлено на научную основу в США, где белое население, составляющее большинство, натолкнулось на сопротивление чернокожего населения страны, находив­шегося в численном меньшинстве.

Поскольку Америка на протяжении всего XX в. притягивала миллионы мигрантов со всех концов света, то к концу XX в. численность всех белых и всех небелых почти выравнялась. Более того, доля белых сокращалась, а доля небелых интенсивно нарастала. Специалисты стали говорить о том, что вскоре белые в США превратятся в этническое меньшинство. Сегодня уже многие белые (итальянцы, албанцы, сербы, литовцы и т.д.) требуют статуса национального меньшинства и создают этнические ассоциации (клубы, партии).

Врезка


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 869; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!