ФОРМЫ ЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ



Межнациональные отношения внутри и вне одного государства могут принимать форму: а) более или менее мирного сотрудничества, б) этнического конфликта. Рассмотрим способы и процессы мирного сотрудничества, кото­рое в какой-то мере представляет собой скрытое культурное напряжение.

Первый процесс — этническое смешивание,когда разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поко-

206

лений и в результате образуют одну нацию. Это обычно происходит через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамерикан­ские народы: в единое целое здесь смешались традиции испанцев, португаль­цев, местных индейцев и привезенных из Африки черных рабов.

Второй процесс — этническое поглощение, т.е. ассимиляция,представ­ляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких на­родов) в другом. Когда мы слышим о вымирании малых народов Севера — чукчей или хакасов, то речь идет именно об ассимиляции. Они растворились в русском этносе без остатка. Тяжелые условия труда и быта, низкий уровень жизни, тяга молодежи к крупным очагам культуры привели к запустению

места проживания малых народов. Мо­лодежь уже не говорит и не пишет на родном языке. Значительная часть мужчин спивается. Генотип народа практически не восстанавливается. Этому во многом способствовали ста­линские репрессии, насильственное выселение и переселение народов, уничтожившие лучших представите­лей малых народов. Эмигрировавшие в Бразилию в XIX в. немцы, итальянцы, японцы, аме­риканцы ассимилировались в общебразильской культуре. Потомки этих эмигрантов говорят на национальном языке Бразилии (португальском) и являются частью ее национальной культуры. Бразилия стала походить на «плавильный котел» народов подобно США и Канаде. Через несколько по­колений представители ассимилированного меньшинства в культурном и физическом отношениях уже не отличаются от представителей этническо­го большинства. Но иногда этот процесс растягивается на столетия и про­ходит незаметно.

Истории известны мирные и немирные формы ассимиляции. Современные США — пример мирного пути, а древние империи, завоевывавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцами немирного пути. В од­ном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. На современном этапе в насильственном сценарии бо­лее крупная нация запрещает национальным меньшинствам использование родного языка в публичной жизни, прекращается образование на нем, закры­ваются книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов — формиро­вание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности. В подобных случаях государственными могут быть несколько языков, например в Бельгии — французский, датский и не­мецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. Результа­том выступает культурный плюрализм.

При культурном плюрализмени одно национальное меньшинство не те­ряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привыч­ками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру. В США миллионы людей говорят и на английском, и на любом другом язы­ке, употребляют как «американскую» пищу (яблочный пирог, стейк, гамбур-

207

геры), так и «этническую», отмечают общенациональные праздники (14 июля — День Благодарения) и свои религиозные. Каждая нация может что-то предложить другим народам и в свою очередь чему-то научиться у них.

Американские антропологи говорят о том, что в США на смену идее «пла­вильного котла», в котором стираются все национальные различия, прихо­дит идея этнического «салата», в котором можно различить каждый ингре­диент, хотя все они помещены в одну чашку и приправлены одним соусом.

Культурный плюрализм — показатель успешной адаптации человека к чу­жой культуре без отказа от своей собственной, что предполагает овладение бо­гатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

Однако даже при самом удачном стечении обстоятельств на бытовой почве между представителями разных национальностей всегда существуют трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Причиной выступает эт­ноцентризм.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ — уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

Этноцентризмпредставляет собой психологическую установку, ценност­ную ориентацию, а также вытекающую из них особую модель поведения, которая присуща индивидам, группам, народам, причем часто очень куль­турным. Так, греки и римляне называли варварами окружающие народы, обычаи и традиции которых сильно отличались от собственных. Сегодня эт­ноцентризм служит признаком бескультурья, низкой образованности и вы­ступает источником национальных конфликтов.

Этноцентризм надо понимать не только как психологическую установ­ку, но и как искаженное представление о культурных явлениях. Такие пред­ставления получили в науке название стереотипов. В науку термин «стерео­тип» (от стерео... и греч. typos — отпечаток) ввел в 1922 г. американский жур­налист У. Липман. Стереотип — синоним предвзятого представления или отношения к чему-либо, к кому-либо, а также предрассудка, «ходячего мне­ния». Стереотипы поведения просты и легко усваиваются массовым созна­нием, особенно если оно стихийное, нерациональное. Таково поведение агрессивной толпы, враждебно настроенной по отношению к «инородцам».

Люди часто относятся с пренебрежением или высокомерно к народам, обычаи которых им кажутся странными или непонятными. Носителям ев­ропейской культуры племена, которые украшают носы кольцами, представ­ляются дикарями; мужья, имеющие 10 жен, считаются ими безнравствен­ными; блюда из насекомых представляются обычаями варваров. Они счи­тают правильным только свой, западный образ жизни.

Итак, под этноцентризмом ученые понимают склонность представите­лей одного народа (этноса) оценивать другие культуры с позиций своей соб­ственной. Оценочные суждения выражаются обычно в терминах «непра­вильная культура», «неистинная культура», «отсталая, варварская культура», если речь идет о чужом этносе. Собственная культура расценивается как единственно правильная или самая передовая. Испанские миссионеры, хлы­нувшие в открытую Колумбом Америку, обращали язычников в собствен­ную веру, навязывая им ценности западного общества как единственно пра­вильные.

208

С этноцентризмом тесно связано понятие ксенофобии — боязнь и неприя­тие всего иностранного, а если шире — всего чужого. Шовинизм — разновид­ность ксенофобии и этноцентризма, крайне агрессивная форма национа­лизма, принимающая политическую направленность.

От этноцентризма надо отличать принцип культурного релятивизма,вы­двинутый в 1906 г. американским социологом Уильямом Самнером. Соглас­но этому принципу, культура может быть понята только в рамках ее собствен­ных ценностей и в ее собственном контексте. Самнер полагал, что канни­бализм (людоедство) и инфантицид (детоубийство) имеют смысл в контексте

тех обществ, где подобные обычаи практи­ковались. Американский антрополог Рут Бенедит в 1934 г. дала широкую трактовку релятивизма, предположив, что любая культура должна пониматься не из соб­ственных предпосылок, но в своей целост­ности. Она полагала, что ни один обычай, правило или ценность не могут быть адек­ватно поняты или оценены вне рамок сво­ей культуры. Они относительны своей культуры. (Термин «релятивизм» перево­дится как «относительный».)

Расовая и национальная нетерпимостьпредставляет собой бытовую разновид­ность этноцентризма. Она не закрепляется законом страны, не поддерживается судеб­ными и карательными органами, но возни­кает стихийно в массовом сознании и по­ведении людей. В 1991 г. в немецком г. Хой-ерсверд неофашисты и «бритоголовые», вооруженные ножами и газовыми пистоле­тами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. В еще больших масштабах это явление повторилось в 1992 г. Против вспышек национальной и расовой нетерпимости резко выступили население страны, ведущие немецкие политики и пе­чать. В ответ на вылазки неофашистов бо­лее 400 000 человек со свечами, факелами и карманными фонариками в руках образовали в Мюнхене 45-километровую цепь, выразив таким образом протест против расизма и насилия. Манифе­стацию поддержали сотни демонстраций по всей Германии.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1048; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!