Искусство в условиях информационного общества.
Современный этап становления информационного общества имеет целый ряд характерных особенностей. Во-первых, кардинально меняются технологические условия существования всех элементов культуры. Во-вторых, результаты различных технологий существуют в контексте развивающейся и расширяющейся техносферы. И, наконец, в культуре техногенной цивилизации появляется особый тип личности, обостряется проблема отчуждения человека, проявляется тенденция к шаблонам и стереотипам. Мы обращаемся к искусству и для того, чтобы получить удовольствие. В современной культуре гедонистический смысл искусства связан с проблемой критериев художественности, доступности в условиях усиления тенденции к приоритету массовой культуры. Кроме того, в искусстве происходит накопление художественных ценностей. И, наконец, мы учимся у искусства вечным универсальным ценностям − Истине, Добру и Красоте. Искусство воспитывает нас, «лепит» нашу нравственность. Художественная модель мира с точки зрения степени развития личности предполагает понимание искусства как особой формы познания и способа коммуникации. Постигая искусство, мы расширяем наши знания о мире и о человеке, его чувствах и мировоззрении. Русский литературный критик В.Г. Белинский отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания. Искусство может рассматриваться как способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом; благодаря искусству человек может переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными), в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства. Таким образом, социокультурные смыслы искусства подразумевают его бытие в культуре как способа чувственнообразного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации, фактора духовно-нравственного развития личности. Охарактеризуем некоторые черты искусства как художественной модели культуры в России в современную эпоху. 1. Полифоничность современной художественной модели. Усложнение представлений о мире, усиление интегративности мышления в ХХ веке позволяет, вслед за М. Бахтиным, говорить о «полифоничности» современной культуры, то есть ее «романизации» (выражение М. Бахтина), «музыкализации», «видеолизации», зрелищности. Отдельные виды художественного творчества не существуют сегодня изолированно друг от друга, что выражается не только в появлении новых синтетических жанров искусства (симфонии-балеты, мюзиклы), но и в интегративности художественного мышления, в расширении художественной сферы (светомузыка, цвето-музыкальные фильмы, эстетические феномены моды, художественного конструирования, компьютерной графики). 2. Расширение границ художественного моделирования. В искусство включаются обыденные вещи, явления, действия, которые ранее не относились к художественной сфере: запахи, молчание музыкантов на сцене как музыкальное произведение, звуки города и природы, предметы вместо картины или скульптуры. Одной из ведущих тенденций становится эстетика эпатажа, сочетание несочетаемого в облике актеров и певцов, сюжеты произведений, охватывающих все грани человеческого бытия. 3. Значительный разрыв между массовым и элитарным искусством. В современной российской культуре очевидно вытеснение элитарного искусства произведениями эрзац-культуры, связанными с шоу-бизнесом. Это связано с широким распространением масс-медиа в качестве транслятора художественных произведений. Формирование вкусов и предпочтений определяется простотой, легкостью, доступностью усвоения публикой произведений массовой культуры. 4. Политизация искусства как художественной модели культуры. Во-первых, происходит усиление влияния государства на искусство и его творцов. Во-вторых, наблюдается проведение определенных идеологических установок через искусство с политическими целями. Примером может служить театрализация политической и общественной жизни, получившая распространение во время выборных кампаний, съездов, конференций, появление политизированных видов искусства. В-третьих, усиливается использование популярности творцов искусства для создания имиджа политических деятелей, отношение творцов искусства к политическим событиям в стране становится одним из факторов политической культуры. 5. Экологизация художественной модели культуры. Появление «искусства окружающей среды», актуализация в театре, кино и литературе катастрофичности потребительского отношения к природе, негативных последствий научнотехнического прогресса, проблем отчуждения человека в современном мире. Данная тенденция имеет прямое отношение к необходимости формирования экологии культуры (термин Д.С. Лихачева). Безусловно, массовая культура имеет свои положительные моменты. Развлекая, доставляя чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако произведения массовой культуры или китча сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект. Таким образом, бытие искусства в условиях становления информационного общества имеет свою специфическую неповторимость и предполагает дальнейшее изучение этого феномена культуры с учетом развития современной техносферы и процессов глобализации
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1342; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!