Причины культурной динамики. Смена поколений, неравномерность развития сфер культуры, наличие дионисийского и аполлонического компонентов как факторы динамики культуры



 

Динамика культуры – это совокупность изменений, происходящих в культуре в пространстве и времени. Большое место в анализе вопроса культурных изменений занимает работа П. Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1937 – 1941), где был впервые введен в научный оборот термин «динамика культуры» Когда речь идет о социально-культурной динамике, подразумеваются изменения, которые происходят в обществе, культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменения — неотъемлемое свойство культуры. Понятие «изменение» включает в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (нетождественность самим себе во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижения в пространстве и т. п.). Для характеристики изменений, происходящих в культуре, чаще используется более конкретный термин — культурное развитие. История общества позволяет предположить, что расцвет культуры может наступить и в обществе, которое переживает глубокий кризис, хотя для этого нужны определенные условия сохранения культурных традиций, высокий уровень самосознания деятелей культуры и способность к объединению усилий всех людей, заинтересованных в выходе из кризисного состояния как общества, так и его культуры. Особенность развития культуры заключается также в своеобра- зии проявлений ее сфер и тенденций их развития, что можно нагля- дно проиллюстрировать на примере науки и искусства. Если в обла- сти науки развитие происходит в основном путем улучшения качест- ва информации и превосходства нового знания перед предшествующим, то в области искусства - путем повышения уровня художественного отображения и обогащения, но без превосходства. Новое (идея, открытие, изобретение, этическая норма) первоначально возникает не в абстрактном и надличност - ном пространстве, а в индивидуальном сознании и творческой деятельности отдельного человека. Таким образом, развитие ку - льтуры - это процесс расширения поля творческой деятельности и в плане появления нового в самой ее сфере и в плане воздейст - вия на общественную жизнь в целом. Немецкий философ Фридрих Ницше (1844 —1900) для различения типов культур использует мифологические образы богов греческого Олимпийского пантеона, выделяя два начала бытия и художественного творчества: "аполлоническое " и "дионисическое". Аполлон — выражение покоя и порядка, Дионис — его противоположность. Если первый — "полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов", то второй — избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ начало — рациональное — мера, золотая середина — иллюзорно-оптимистическое — состояние покоя — индивидуальность ДИОНИСИЧЕСКОЕ начало — иррациональное — безмерное буйство — трагико-героическое — нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность — уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство "Аполлонический" образ мира подобен образам, возникающим в сновидениях, иллюзиях, грезах. "Дионисический" порождается демоническими силами, он подобен образам, вызванным состоянием опьякения, а потому это мир иррациональных образов, смыслов, понятий.

 

 38. Концепция социодинамики Абрама Моля. Описание мозаичной культуры.

 В работе А. Моля «Социокультурная динамика», которая была опубликована в 1967 году, представлена концепция зарождающейся «мозаичной культуры» как прообраз будущей модели культуры постмодернизма в ее виртуальном варианте. Мозаичная культура — социокультурная ситуация, характеризующаяся случайным, хаотическим восприятием разнородной информации большинством субъектов, в результате чего эта информация не организуется сознанием субъекта в иерархически упорядоченные структуры, а состоит «из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает „экрану знаний“ определенную плотность, компактность, не меньшую, чем у „тканеобразного“ экрана гуманитарного образования» Возникновение мозаичной культуры, по мнению Моля, тесно связано с работой средств массовой информации, рассчитанной на низкий интеллектуальный уровень адресата. Знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации" (1). Средства массовой информации "фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества. … «Сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на 10 пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение» Таким образом, Моль считал, что в условиях бурного развития массовых коммуникаций и в особенности электронных масс-медиа происходят кардинальные перемены в структуре традиционных, классических формах бытования культуры. Под воздействием современных коммуникаций культура становится калейдоскопичной, неоднородной, фрагментарной особенно в процессе ее восприятия конкретным человеком. Информационный бум только усугубляет данную тенденция.

 

Концепция социодиамики культуры А.Моля: понятие культуремы, условия распространения, доктрины, используемые масс-медиа для передачи информации (учебник «Культурология» И.И.Лисович, Р.К.Бажанова).

Социокультурная динамика – движение, изменение, развитие культуры в зависимости от изменения, развития общества. Социодинамика культуры – теоретическая дисциплина, предмет, который рассматривает культурно историческое развитие, теорию и историю культуры. Рассматривая состояние культуры Запада, Моль стремится показать влияние средств массовой коммуникации на процесс вытеснения традиционной «гуманитарной» культуры прошлого современной «мозаичной» культурой. Отличие гуманитарной культуры от мозаичной ему видится в том, что первая была сформирована под воздействием рационально организованного процесса познания, как правило, через установившуюся систему образования, а вторая формируется под воздействием непрерывного, обильного и беспорядочного потока информации, распространяемого, главным образом, средствами массовой коммуникации. Формирующуюся под воздействием средств массовой коммуникации культуру Моль называет «массовой» или «культурой масс», которая в современном обществе приобретает черты «мозаичной культуры». С его точки зрения, мозаичный характер современной западной культуре придает соединение в ней случайных элементов культур разных народов и эпох, которые в сознании каждого индивидуума оседают по определенным статистическим законам и «образуют в его мозгу нечто вроде хранилища сообщений». В отличие от предшественников, которые представляли социодинамику культуры в историческом разрезе, Моль сосредоточил внимание на анализе развития культуры в рамках одного типа — «мозаичного». Он анализирует социодинамику культуры как процесс функционирования элементарных частиц культуры — «культурем». Для него «культуремы» — это некие сообщения (научная, художественная, нравственная, религиозная и т.п. информация, заключенная в продуктах интеллектуальной деятельности людей), которые передаются от создателя к потребителю средствами массовой коммуникации. Моль описывает акт культурной коммуникации как цикл процессов передачи «культурного сообщения» от его создателя («автора идеи») сначала особой микрогруппе, которая дает «одобрение» этой идеи, затем средствам массовой коммуникации, а те по своим каналам доставляют сообщение макрогруппам. Усвоение обществом информации порождает еще один процесс культурной коммуникации — обратное воздействие на создателя и его работу над новой «идеей». Из каналов, которые наиболее эффективно в современном обществе распространяют культурные сообщения, Моль выделил радио, печать, кино, телевидение. Рассматривая «циклы распространения» элементов культуры через основные каналы коммуникации, Моль отметил три главных момента: 1. Распространение созданного «сообщения культуры» требует от автора установления контактов с группой поддержки и распространения (издательства, студии, круг единомышленников и друзей), а также поиска средств копирования и тиражирования. 2. Необходим учет предшествующего опыта распространения и реакции публики. 3. Следует предвидеть зависимость обратного воздействия распространяемого сообщения от характеристики воздействующего (мнение специалиста, дилетанта, общественное мнение) и от канала распространения. Так, общественное мнение может оказать воздействие на создателя по прошествии нескольких лет после появления сообщения; критика (специалисты) — оказать влияние на творца через несколько месяцев; переданное по радио или телевидению сообщение — вызвать телефонные звонки или письма спустя несколько часов или дней после передачи. В центре внимания Моля — исследование социодинамической роли средств массовой коммуникации в современной «мозаичной» культуре Запада. На примере функционирования радио и телевидения он рассматривает четыре доктрины воздействия средств массовой коммуникации на потребителя: «демагогическую», «догматическую», «эклектическую» и «социодинамическую». Следуя «демагогической» доктрине, средства массовой коммуникации свою главную цель видят в распространении рекламной информации. «Догматическая» доктрина нацеливает средства массовой коммуникации на распространение идеологической информации. В русле «эклектической» доктрины средства массовой коммуникации ориентируются на распространение гуманитарных знаний, отражающих «глобальную» культуру. Особенность «социодинамической» доктрины состоит в ее селективном нацеливании средств массовой коммуникации на выбор между «прогрессивными» — ускоряющими развитие — и «консервативными» — замедляющими динамику культуры ценностями. Оценивая функционирование средств массовой коммуникации западного общества, Моль заявлял, что ни одна из доктрин, ни на радио, ни на телевидении не имеет приоритетного положения. Западные средства массовой коммуникации используют все четыре доктрины, однако, в разных пропорциях

 (А если обобщить, чтобы вам было лучше понятно вообще, что это за концепция: «Ключевым понятием в данной концепции является понятие мозаичной культуры. Моль считал, что в условиях бурного развития массовых коммуникаций и в особенности электронных масс-медиа происходят кардинальные перемены в структуре традиционных, классических формах бытования культуры. Под воздействием современных коммуникаций культура становится калейдоскопичной, неоднородной, фрагментарной особенно в процессе ее восприятия конкретным человеком. Информационный бум только усугубляет данную тенденция.»)


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 547; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!