Восточная и западная культуры.
Для ВОСТОКА не характерно разделение мира на природу и общество. Человек должен жить в единстве с природой, стре-миться к этому единству. Индивидуализм, стремление противо-поставлять себя другим на Востоке осуждается. Для восточных обществ характерен коллективизм, приверженность человека своему коллективу — семье, роду, общине, касте.
С этим связаны особенности политического и социально-эко-номического развития Востока. Для восточных обществ не ха-рактерна демократия и стремление к экономическому прогрессу прежде всего. Разумеется, характеризуя восточные общества в целом как «идеальный тип», мы не должны забывать о разли-чиях между ними, о своеобразии и неповторимости таких куль-тур, как культуры Китая, Индии, мусульманских стран и др.
Вообще же, сравнивая Запад и Восток, следует их понимать не как географические, а как социокультурные понятия.
— это особый тип развития культуры и цивилизации, который сформировался в Европе в XV—XVII вв.
Западная культура начала формироваться еще в эпоху Ан-тичности и в Средние века. Ее основными факторами стали: демократия античного полиса, возникшее в эпоху Античности теоретическое познание, христианство с его представлением о человеке как о свободной личности и моральными предписани-ями.
Немецкий социолог М. Вебер относил к основным ценностям западной культуры:
1) динамизм и ориентацию на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения личности;
|
|
3) индивидуализм;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности.
Современную западную цивилизацию можно назвать техно-генной. Быстрое развитие прикладного научного знания, техники и технологий, их применение в сфере производства и услуг —
одна из важнейших характерных черт этой цивилизации. Искус-ственная среда все больше замыкает в себе жизнь человека, вытесняя природу.
Другая особенность западной цивилизации и культуры — ус-ложнение социальных связей и их быстрое изменение. Иногда эти изменения происходят неоднократно на протяжении жизни одного поколения. Дети перестают разделять ценности своих родителей, а родители — понимать образ жизни своих детей. Кроме конфликта поколений, рационализация межличностных отношений способствует возникновению чувства отчуждения между людьми.
Решающими факторами в развитии западной цивилизации являются капиталистические отношения, политическая демократия, правовое государство. Эти факторы обеспечивают быстрый рост благосостояния на Западе и представляют собой целостную систему, которая не может работать, если отсутствует какой-либо из этих трех основных элементов и сформировавшаяся культура гражданского общества.
|
|
Евразийство. Основное противоречие российской цивилизации (учебник «Культурология» И.И.Лисович, Р.К.Бажанова).
«Евразийцы» — так стала называть себя группа талантливых и относительно молодых русских эмигрантов, заявившая о себе в самом начале 20-х годов. Родоначальниками и интеллектуальными вождями нарождающегося движения стали филолог и лингвист Н. Трубецкой, музыковед и публицист П. Сувчинский, географ и экономист П. Савицкий, историки М. Шахматов, Г. Вернадский, Л. Карсавин, Г. Флоровский, правоведы Н. Алексеев и В. Ильин. Впоследствии некоторые из них, как, например, Флоровский, отошли от движения и в его орбиту вовлекались новые люди. За время своего относительно непродолжительного существования евразийство не раз меняло облик. Основные идеи Мировоззренческие амбиции евразийства достаточно велики — оно претендо- вало на осмысление многих проблем духа и бытия. Однако, несмотря на широту Охвата, в этих воззрениях прослеживается один ведущийаспект устремлений идеологов евразийства: мысль о замкнутом, самодостаточном пространстве, нося- щем название «Россия—Евразия»2. Это обособленныйгеографическийи культур- ныймир, особая цивилизация. «Весь смысл и пафос наших утвержденийсводится к тому— писали евразийцы,— что мы осознаем и провозглашаем существование особойевразийско-русской культуры и особого ее субъекта как симфоническойличности. Нам уже недостаточно того смутного культурного самосознания, кото- рое было у славянофилов, хотя мы и чтим их как наиболее нам по духу близких. Но мы решительно отвергаем существо западничества, т. е. отрицание самобыт- ности и... самого существования нашейкультуры» Душа культуры Согласно евразийскойконцепции, культуре нельзя научиться или просто заимствовать. Продолжателем культурнойтрадиции является только тот, кто качественно ее обновляет и превращает в неотъемлемыйдуховныйэлемент личного бытия, воссоздает ее заново. Она как бы возрождается вновь в каждом человеке и делает таким образом прыжок из прошлого в настоящее, а из него в будущее. История вся состоит из прыжков; там, где подобный процесс прерывает- ся, культура умирает и остается один косный, бездушныйбыт. Именно к духу, душе всегда обращалась евразийская мысль, пытаясь отыскать выход за пределы современнойейевропейскойцивилизации. Евразийское мировосприятие строилось на признании вполне реального существования обще- ственно-культурных циклов зарождения, расцвета и упадка. При таком подходе культура наделяется всеми признаками личности, что достигается через ее обо- собление, индивидуализацию. Так называемая «симфоническая личность» куль- туры составляется из комплекса иерархически организованных общностейи личностей(класс, сословие, семья, индивид), сосуществующих одновременно, но генетически связанных с предшествующими им прошлыми поколениями. В каче- стве такого сложного организма культура переживает определенные стадии сво- его развития, но не в рамках непрерывного эволюционного ряда, а в круге законченного (закрытого) культурного цикла. Противоречия Российской Цивилизации: 1. Противоречия в собственно культурной сфере между необходимостью обновления культурного достояния и системы духовной регуляции, не отвечающих новым потребностям общества, и сохранение ценностей прошлого, что выливается в противостояние модернизаторов и консерваторов, между западниками и сторонниками российской самобытности, между сторонниками новой индустрии культуры и ее перевода на рыночные отношения и теми, кто отстаивает гуманистическое достояние культуры прошлых эпох. Обе сферы культуры имеют соответствующее функциональное значение для полноценного существования общества, поэтому их противостояние вызывает социальные, культурные и психологические разлады . 2. Противоречия между развитием и социальной стабильностью. Модернизация требует радикального обновления и преодоления застойных порядков, приведших к нарастающему отставанию России от современного мирового уровня, а с другой стороны, необходимо поддерживать социальную стабильность и единство общества. Это приводит к радикальному изменению системы социализации общества в целом: резко сокращается сфера коммунитарных (межличностных) отношений, определявшихся как «социалистические», и расширяется сфере товарно-денежных связей. Наложение и столкновение разных типов социальности усиливается и растущим классовым разделением Такое разделение является необходимым условием становления рыночных отношений, однако это приводит к резкому расслоению на богатых и бедных при малочисленном среднем классе. При этом ломается система социального обеспечения, в частности, развивается платное образование и здравоохранение. Недовольство беднейших слоев, ощущающих себя ограбленными и жертвами обмана, неизбежно подрывают стабильность в обществе, в то же время привилегии элиты воспринимаются как нелегитимные, полученные за счет присвоения общенародного достояния. . 3. Противоречие между необходимостью широкого заимствования современного мирового опыта и сохранением самобытности общества, без которого оно перестает быть самостоятельным субъектом мировых отношений. Широкая открытость общества облегчает усвоение новейших достижений внешнего мира, прежде всего высокоразвитых стран. Однако оборотной стороной такой открытости становится чрезмерное имитаторство, перенос излишних элементов чужеродных культур, что приводит к подрыву собственного культурного достояния. . Биосоциальные компоненты западного общества, встроенные в упорядоченную систему регуляции, обеспечиваемую институтами частной собственности, политической системой, глубоко внедренными моральными и ценностными механизмами, получают возможность облегченного проникновения в дезорганизованную структуру российского общества, и стимулирует в нем встречную биосоциальную реакцию. Утверждается конфликтный вариант модернизации, означающий растущие социальные антагонизмы, демонстрационное потребление, массовую деморализацию населения, коррупцию, этнические конфликты, произрастание мафиозных структур, девиантное поведение и тому подобное. Это противоречие реализуется в политике в форме двух противостоящих стратегий политически активного населения: 1) присоединение к западной модели и решительная вестернизация страны; 2) формирование специфической цивилизационной модели, учитывающей достижения Запада, но при этом основывающейся на собственной исторической и культурной традиции, собственном типе мотивации. . 4. Противоречия, вытекающие из полиэтнического характера России, между процессами национальной консолидации, которые сопутствуют модернизации, и поддержанием межнационального взаимодействия. Распад СССР сопровождается отсутствием устойчивых общих механизмов интеграции и стабилизации межнациональных отношений.
|
|
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!