Образ России в произведениях русских символистов. (Статья А.Гусаровой «Символизм в России»).
В эпоху николаевской реакции важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе России, о русском национальном характере. Та же проблема оказывается главной в русской литературе начала XX века, в эпоху революций и потрясений, поэтому тема России становится преобладающей в произведениях ведущих художников обеих эпох, таких, например, как М. Лермонтов и А. Блок. Оба поэта, романтик Лермонтов и символист Блок, создают оригинальный, неповторимый образ своей родины, и каждый по-своему выражает свою любовь к ней. Основные принципы изображения России двумя поэтами абсолютно разные: Лермонтов — романтик по мировоззрению, мировосприятию, по отношению к своей родине, но при раскрытии образа России Он зачастую тяготеет к реалистическому методу. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Образ России и чувство к ней двояки, в одном стихотворении он говорит: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой, — а в другом резко выкрикивает: «Прощай, немытая Россия!» — с явной ненавистью. Лермонтов как бы разделяет Россию на «прошлое» и «настоящее», любит первое и ненавидит последнее. Блок — символист, поэт другой эпохи, что, несомненно, нашло отражение в его понимании и раскрытии образа России. Для Блока Россия неразрывно слилась с образом женщины, любимой жены: «О, Русь моя! Жена моя!» Этот символ трансформировался из раннего блоковского образа Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, несущей в себе божественное начало. В стихотворении «На поле Куликовом» символ Руси — «степная кобылица», которая «несется вскачь». Оба поэта прибегают к реалистическому пейзажу, у Лермонтова он «печальный», у Блока — «грустный» Оба поэта для раскрытия образа России обращаются к исторической тематике. Лермонтов в стихотворении «Бородино» идеализирует историческое прошлое России, поколение людей, сражавшихся в войне 1812 года и проявивших себя как герои, противопоставляя его современному «потерянному» поколению: Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Блок также обращается к древней истории, к татарскому нашествию и Куликовской битве, но он проецирует древнюю битву на современность. В его стихотворении звучат мотивы неизбежности «долгого пути» и «вечного боя», его Русь «несется вскачь». Такая интерпретация обусловлена временем жизни поэта — эпохой стремительных изменений и потрясений в жизни России. Лермонтов в «Бородине» раскрывает самые ценные, на его взгляд, качества русского народного характера: способность на подвиг простого солдата, самопожертвование ради родной земли, удаль и смелость. Блока привлекают в русском народном характере «разбойная краса» и «прекрасные черты», двуликость, соединение верности заветам христианских догм и готовности к разудалому молодецкому выверту, к бунту. Его Россия никогда «не пропадет, не сгинет», найдет выход (в этом заключается отношение Блока к революции). Она полна тайн, ведьм, колдунов. Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях... С образом России тесно связан мотив дороги, особенно ярко у Блока («Россия», «На поле Куликовом»), но также присутствует он и у Лермонтова: «Проселочным путем люблю скакать в телеге» («Родина»). Образ дороги символизирует вечное движение России в огромном пространстве, движение, которое рано или поздно изменит ее жизнь. Россия Лермонтова, романтически идеализированная в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный исторический момент, и Россия Блока, таинственная, шальная, любимая — два очень разных образа. Различия в изображении России каждым из поэтов обусловлены временем жизни авторов, а также особенностями их личного мировосприятия.
|
|
|
|
Особенности развития культуры современного Татарстана.
|
|
Культура Татарстана развивалась на стыке двух крупных цивилизаций: восточной и западной, что во многом объясняет ее многообразие. Воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, культура Татарстана одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия. Сеть учреждений культуры – 3893 единицы, из них 1550 библиотек, 2026 клубов, 31 театрально-зрелищное учреждение, 115 учреждений образования в сфере культуры, 129 музеев, 31 киноучреждение. 15 государственных театров ежегодно представляют зрителям 60 новых постановок. Хорошо известны Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан, Татарская государственная филармония им.Г.Тукая и Государственный Большой концертный зал им.С.Сайдашева, на базе которых работают творческие коллективы высочайшего профессионального уровня - Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан, Государственный камерный хор Республики Татарстан, Государственный струнный квартет Республики Татарстан и др. В республике успешно работают творческие союзы – созданные в 30 годы ХХ века Союз композиторов, Союз писателей, Союз театральных деятелей, Союз художников объединяют сотни профессиональных деятелей культуры. С 1981 года работает Союз кинематографистов Республики Татарстан. Особую гордость составляет татарская литература, обладающая тысячелетней историей. Один из самых ранних памятников татаробулгарской письменности - поэма Кул Гали «Сказание о Йусуфе», датируется 1212 годом. В Республике Татарстан 1516 памятников архитектуры, истории и культуры, поставленных на государственную охрану. В хорошем состоянии находится 78% объектов культурного наследия, что выше среднего показателя по России на 6%. (всего 1337, без археологии 1069 объектов, в удовлетворительном 834). В Татарстане 7 музеев-заповедников. 2014 год стал годом всемирного признания исключительности и исторической значимости святыни - Болгарского историко-археологического комплекса, его включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Место, где предки татар в 922 году приняли ислам, находится теперь под охраной всего человечества, сегодня является местом паломничества российских мусульман. До 50 тысяч гостей приезжают в Болгар на праздник – День принятия ислама «Иске Болгар жыены», чтобы поклониться болгарским святыням и увидеть самый большой печатный Коран в мире. Таким образом, вслед за Москвой и Санкт-Петербургом Татарстан стал третьим регионом в стране, обладающим более чем одним памятником культуры мирового значения. Казанский Кремль был включен в Список ЮНЕСКО в 2000 году. Межнациональное и межконфессиональное согласие является одним из трех важнейших составляющих успешности Татарстана как субъекта Российской Федерации, наряду с высоким уровнем экономического развития и общественно-политической стабильностью. На протяжении веков на территории республики проживают народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в Татарстане были зафиксированы представители 115 народов, спустя восемь лет – 173. Особой гордостью Татарстана является Казанский международный фестиваль мусульманского кино, который с первых дней стал площадкой для конструктивного диалога между представителями различных культур и конфессий, визитной карточкой нашей многонациональной республики. Фестиваль проводится в столице Татарстана с 2005 года под девизом - «Через диалог культур к культуре диалога», где главной целью является обмен опытом и показ творческих достижений кинематографистов России и зарубежных стран, создающих фильмы об общечеловеческих, духовнонравственных и культурных ценностях, призывающие к добру, миру и справедливости вне зависимости от вероисповедания автора. И если 10 лет назад иы получили 40 заявок, то в 2014 году свыше 500 заявок из 56 стран мира. Значимость вклада татарского народа в современную мировую культуру подтвердило и решение Международной организации тюркской культуры ТЮРКСОЙ о статусе Казани как культурной столицы тюркского мира. В рамках Программы «Казань-культурная столица тюркского мира 2014 года» были проведены 16 мероприятий, охватывающих всю гуманитарную сферу. По результатам научно-практических конференций, симпозиумов скульпторов и кожевенного дела, театрального фестиваля, изданы сборники материалов и книги, в которых память об этих событиях останется для будущих поколений.
|
|
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 937; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!