Культурно исторический тип: определение, ранние типологии культуры.



Культурно-исторический тип - это теоретическая конструкция, в которой выделяются существенные свойства, объединяющие одни явления культуры и отличающие их от других. Таким образом, типологизация возможна только на теоретическом уровне исследования, поскольку она связана с выделением общих и существенных свойств явлений. Типология всегда связана с идеализацией, т.е. построением идеальной, абстрактной модели, отвлекающейся от конкретных свойств объектов. Тип, по определению немецкого социолога М. Вебера (1864-1920), является идеальным типом, теоретическим построением. Примерами культурно-исторических типов являются понятия Ренессанса, Реформации, Просвещения. Они характеризуют сущность культурных явлений соответствующих исторических эпох. Н.И. Конрад в своей работе «Запад и Восток» разработал понятие Ренессанса как особого культурно-исторического типа. Конрад выделил три главных черты возрождения:

Историческая эволюция культуры прошла несколько стадий (разумеется, каждое сообщество проходило их в своем собственном темпе и ритме):

первобытную (этап зарождения культуры), где закладывалась основная «низовая» ячейка социальной организации — семья, а основным механизмом социальной регуляции были нормы и ритуалы брачных и кровнородственных отношений;

архаическую (культура древних обществ до V в. н.э.), где формировался этнический территориально-соседский тип социальной организации и культуры, а главным средством социальной

регуляции являлась племенная мифология и детерминируемые ею традиции;

доиндустриальную (культура Средних веков VI—XIV вв.), где преобладали в основном сословно-идеологические и политикоконфессиональные формы социокультурногожизнеустроения (цивилизационные), а в средствах социальной регуляции доминирующую роль играло религиозно санкционированное насилие;

индустриальную (культура Возрождения и Реформации XV—XVI вв. и культура Нового времени XVII — начало XX вв.), где основными организационными и культурными структурами общества стали национальная государственность и специализированные социально-функциональные страты, а главным регулятором — социально-экономические интересы и конвенции;

постиндустриальную (современная культура XX—XXI вв.), где формы социальной организации эволюционируют к транснациональным политико-экономическим объединениям, а ведущая регулятивная функция переходит к разнообразным видам информационной деятельности, формирующим новый тип культуры — массовый.

Данная историческая классификация культуры является далеко не исчерпывающей и не единственно возможной. Методологическую основу классификации культур по историческому типу составляют различные концепции культурно-исторического процесса. К ним относятся следующие авторитетные концепции, часть из которых нами кратко уже была охарактеризована ранее:

1) типология Эдварда Тайлора, согласно которой существует прогрессивное поступательное развитие человеческой культуры от первобытного состояния к современной цивилизации, при этом существующие различия народов обусловлены не расовыми различиями, а являются лишь разными ступенями развития культур народов;

2) типология Льюиса Моргана, согласно которой вся история человечества может быть разделена на три этапа: дикости, варварства и цивилизации, а первые два этапа, в свою очередь, на ступени (низшую, среднюю и высшую);

3) типология Николая Яковлевича Данилевского, согласно которой выделяется 12 автономных цивилизаций, или историко-культурных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский (или древнесемитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (или аравийский), германо-романский (или европейский), мексиканский и перуанский. Данная типология послужила основой для трех главных выводов: а) каждая великая цивилизация представляла своего рода архетип, построенный по оригинальному плану; б) жизнь цивилизаций имеет свой предел, и одна цивилизация сменяет другую; в) сравнительное изучение частных и общих качеств цивилизации приведет к более глубокому пониманию истории в целом;

4) типология Освальда Шпенглера, согласно которой выделялось восемь основных культур (цивилизаций): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабскую), фаустовская (западноевропейская). В качестве девятой культуры называлась зарождающаяся русско-сибирская. При этом каждый тип культуры проходит один и тот же жизненный этап (от рождения до смерти);

5) типология Питирима Сорокина, согласно которой, в соответствии с различными видами мировоззрений, выделяется три типа социокультурных суперсистем: чувственный, когда мировоззренческие установки опираются на чувственное постижение мира; умозрительный, основанный на интуиции; идеалистический, включающий в себя и чувства, и интуицию. Каждой мировоззренческой суперсистеме соответствует определенный тип культуры;

6) типология ФилмераНортропа (1893—1975), основанием которой служат методы познавательной деятельности. По его мнению, основу «идеологического конфликта» между восточным и западным типом культуры составляет противоположность философских позиций. Для восточной культуры характерны интуитивное, иррациональное мировосприятие и ценностный подход к деятельности. Западная культура опирается на методы научного, рационального познания;

7) типология Джеймса Керна Фейблмана (р. 1904), согласно которой выделяется пять типов культуры (и оговаривается существование еще двух): допервобытный, первобытный, военный, религиозный, цивилизационный, научный и постнаучный. Из этих семи первые четыре являются первоначальными, а последние три — передовыми. Это распределение не связано с исторической последовательностью их существования. Культурные типы представляют собой логические системы ценностей и могут сменять друг друга в любой последовательности. Типы, выделенные Д. Фейблманом, представляют идеальные модели, не полностью соответствующие реальным культурам. Реальные культуры представляют собой подвижные образования, включающие, как правило, более одного типа культуры, ломают границы идеальных типов и формируют переходный тип. Поэтому отнесение конкретной культуры к одному из идеальных типов может быть только условным, однако, используя эти категории типов культуры, можно объяснить особенности конкретных культур;

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 819; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!