Взаимоотношения массовой и элитарной культур. Проблемы их сосуществования в фильме Вуди Аллена «Полночь в Париже».



Массовой культуройназывают такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Массовая культура - это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Особенностимассовой культуры:общедоступность (понятность всем и каждому) культурных ценностей; легкость восприятия; шаблонность созданных социальных стереотипов, тиражируемость, развлекательность и забавность, сентиментальность, упрощенность и примитивность, пропаганда культа успеха, сильной личности, культа жажды обладания вещами, культа посредственности, условность примитивной символики.

Элитарная (высокая) культура -культура элиты, предназначенная для высших слоев общества, обладающих наибольшей способностью к духовной деятельности, особой художественной восприимчивостью и одаренных высокими нравственными и эстетическими задатками.

Особенности элитарной культуры:ориентируется на «людей гения», способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности, отсутствуют социальные стереотипы, глубокая философская сущность и нестандартное содержание, специализированность, изысканность, экспериментальность, авангардизм, сложность культурных ценностей для понимания неподготовленного человека, утонченность, высокая качественность, интеллектуальность.

1. Продукт элитарной культуры создается профессионалами и является частью привилегированного общества, которое его сформировало. Массовая культура - часть общей культуры, показатель развития всего общества, а не отдельного его класса.

2. Элитарная культура стоит особняком, массовая культура имеет огромное количество потребителей.

3. Понимание ценности продукта элитарной культуры требует наличие определенных профессиональных навыков и умений. Массовая культура носит утилитарный, понятный широкому слою потребителей характер.

4. Создател

и продуктов элитарной культуры не преследуют материальную выгоду, они мечтают только о творческой самореализации. Продукты массовой культуры приносят большую прибыль своим создателям.

5. Массовая культура все упрощает, делает доступным широким слоям общества. Элитарная культура сориентирована на узкий круг потребителей.

6. Массовая культура обезличивает общество, элитарная, наоборот, воспевает яркую творческую индивидуальность.

!!! Посмотрите фильм «полночь в Париже».
https://mnogo-smysla.ru/smysl-filma/polnoch-v-parizhe-legkaja-komedija-s-sereznym-podtekstom/

http://studen-online.ru/culture/525/

Можете почитать эти статьи)))

Оценка массовой культуры Х.Ортега-и-Гассетом в работе «Восстание масс». Лесли Уайт о положительных сторонах масскульта. Явление китча.

В эссе «Восстание масс» (1930г.) он сделал вывод о том, что современная культура поражена бездуховностью и оккупирована обывателем. Обезличенная «масса» теперь уже не следует рекомендациям «элитарного» меньшинства, а поднимается против него, вытесняет «элиту» из политики и культуры - традиционных для нее областей. «Массовый» человек бездумно усваивает мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрека». По словам философа, массовый индивид может принадлежать к любому социальному слою - от аристократа крови до простого рабочего. Отсутствие традиционной культуры приводит к появлению фашизма, нацизма и тоталитаризма с их массовым конформизмом, ненавистью к гуманистическому наследию прошлого, самовосхвалением и использованием примитивных наклонностей человека. Апологеты массовой культуры провозглашают ее следствием необратимого научно-технического прогресса. Массовая культура, согласно их взглядам, способствует сплочению людей, прежде всего молодежи, независимо от каких-либо идеологий и национально-этнических различий в устойчивую социальную систему. Масскульт не только не отвергает культурного наследия прошлого, но и делает его лучшие образцы достоянием самых широких народных слоев путем их тиражирования через печать, радио, телевидение и промышленное воспроизводство.

Китч в искусстве (иногда также кич, отнем. Kitsch — халтура, безвкусица, дешёвка) – направление, которое характеризуется использованием образов из массовой культуры, ориентацией на предпочтения потребителя и стремлением к созданию внешнего эффекта, без какого-либо внутреннего содержания.

Исторически, термин китч впервые стали употреблять в 60-х годах XIX века в Германии. Так называли многочисленные безделушки, которыми торговали на художественном базаре Мюнхена и которые в основном покупали нувориши, стремившиеся стать частью элиты общества, но не имевшие каких-либо знаний о высоком искусстве и средств для покупки дорогих картин. Очень быстро термин распространился по всей Европе и стал употребляться не только по отношению кразличного рода безделушкам, но и применительно к т.н. «салонной живописи», фотографии (особенно эротического характера) и всему, что доставляло удовольствие непритязательному среднему классу и потому активно им скупалось.

С тех пор и по сей день слово «китч» чаще всего употребляется в негативном смысле и является синонимом «дурного вкуса», «псевдоискусства», которое создается с целью заработка или рекламы, а в качестве метода собственной популяризации чаще всего использует паразитирование на популярных образах (знаменитостях, идеях, «кошечках и собачках» ит.д.) и создание скандальных ситуаций, вызывающих обсуждение китча в обществе. При этом зачастую важен сам факт реакции публики, а не позитивные или негативные оценки потребителя.

 


18. Морфология культуры. А.Я.Флиер о 4 основных блоках существования культуры. Две формы бытия культуры (учебник «Культурология» И.И.Лисович, Р.К.Бажанова).

Морфология культуры - это раздел культурологии, посвященный структурному анализу культуры как социального феномена, изучению закономерностей построения и процессов формообразования культурных явлений. Для этого используются три основных метода познания: структурно-функциональный, семантический и генетический.

Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования :генетический, что рассматривает возникновение и становление культурных форм ; микродинамичний, исследующий динамику культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственное трансляции культурной информации); структурно-функциональный, изучающий принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с потребностями, интересов и запросов членов общества, а также технологический, предметом которого является распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.

А.Я.Флиер 4основных блока существования культуры:

а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такиеспециализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:
— хозяйственная культура (на специализированном уровне — экономика, торговля, финансы и т. п.; на обыденном уровне — домашнее и приусадебное хозяйство);
—правовая культура (специализированная —право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная — мораль, нравственность, общественное мнение);
—политическая культура (специализированная — государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная — межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);

б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:
— философская культура (специализированная — труды специалистов-философов; обыденная — здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость);
— научная культура (специализированная — профессиональная наука; обыденная — повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности);
— религиозная культура (специализированная — систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, професссиональнопостроенная эзотерика; обыденная —мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого);
— художественная культура (специализированная — построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов; обыденная — бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т. п.);

в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:
— культура межличностных информационных контактов (реально существует только в обыденной форме);
—культура массовой информации (специализированная — профессиональные СМИ, реклама, общественные связи; обыденная — слухи, сплетни и т. п.);
— информационно-кумулятивная культура (специализированная — система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации и пр.; обыденная — предания, верования, легенды и т. п.);
— культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний (специализированная — система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др. институций социализации и инкультурации личности;
обыденная —система домашнего воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальное общение, а также традиции, обычаи, нравы и пр.);

г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:
— сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения рода существует только в обыденных формах);
—культура физического развития (специализированная — профессиональный спорт и близкие к нему формы туризма; обыденная — физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм и т. п.);
— культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная — медицина и система санаторно-лечебного обслуживания; обыденная —самолечение, знахарство и пр.);
— культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структура питания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющие здесь, видимо, возможно, но затруднительно);
— культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека (специализированная — система организованного досуга, домов отдыха, «культурного» туризма, клубов и иных средств релаксации; обыденная — неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.).

Две формы бытия культуры:

Существуют три основных формы бытия: - человек, общество, природа. Культура как особая форма бытия обслуживает все эти формы и тесно взаимосвязана с ними.

Культура и общество тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, так как культура общества определяет его развитие. Общество влияет на культуру и это находит свое отражение в таком явлении, как субкультура.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 585; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!