Определение цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации. О.Шпенглер о закате европейской цивилизации.



По Шпенглеру, цивилизация - это закат и сумерки культуры, когда на место живых и органических форм духовной деятельности приходят механические, массово-уравнительные, государственно-технократические.

Дальнейшую разработку проблема соотношения культуры и цивилизации получила в концепции О. Шпенглера (1880 -1936). Задача Шпенглера не сводилась к тому, чтобы развести понятия "культура" и "цивилизация" и определить их значение. С помощью этих категорий Шпенглер попытался осмыслить динамику культурно-исторического процесса, выявить его закономерности. Исходя из принципа циклического развития культуры, Шпенглер приходит к выводу о неизбежности гибели каждой культуры. Он полагал, что культура, достигнув пика своего расцвета, в заключительной фазе приходит к упадку. Эту фазу деградации, упадка культуры Шпенглер называет цивилизацией. Причину кризиса культуры Шпенглер видит в том, что материальные элементы начинают превалировать над духовными и вытесняют их.

Цивилизация по своему содержанию противостоит культуре. Если в основе культуры лежит гуманистическое начало, то сущностью цивилизации является практицизм и прагматизм. Если в культуре развивается искусство и гуманитарные знания, то в цивилизации доминирующую роль начинают играть естественные науки и техника. В отличие от культуры цивилизация лишена творчества. "Она ничего не создает, она только перетолковывает". К другим признакам цивилизации Шпенглер относил: урбанизацию (огромный рост городов), омассовление всех сфер жизни, насилие человека над природой, войны и иные конфликты. По мнению Шпенглера, цивилизация является неизбежной судьбой каждой культуры. Так произошло с античной культурой, она закончила свое развитие римской цивилизацией. Не избежал этой судьбы и современный Запад. Европа в XX веке вступила в период своего заката.

Главнейший труд всей его жизни – «Закат Европы» (первый том вышел в 1918, второй – в 1922). В этом поистине великом произведении он дает глубинное понимание философии истории. Как все сущее рождается, крепнет, достигает зрелости и затем неотвратимо угасает, умирая и возвращаясь в вечный космический поток жизни, так и культуры в своем развитии проходят те же самые жизненные стадии.

Развивая концепцию культур как наиболее крупных исторических организмов, в основе которых лежит своя уникальная душа, он описывает надвигающийся и уже ясно наблюдаемый закат каменеющей западной цивилизации, закат предопределенный и неотвратимый. Цивилизация по Шпенглеру – это неизбежная судьба всякой культуры; это то, что остается, когда культура умирает, переходя в окостеневшие формы всепоглощающего техницизма, бессмысленности и бесплодия.

Черты упадка цивилизации, по Шпенглеру: урбанизация, перемещение населения из деревень в огромные города. Вместо оседлого образа жизни – кочевой. Вера и религия умирают. Героизм и патриотизм уступают место борьбе за власть и деньги. Власть народа и монархов замещается тиранией. Техника замещает человека. Начинаются мировые войны. Все эти признаки упадка Шпенглер просматривал во всех цивилизациях. До недавнего ещё времени, писал он, европейская цивилизация была на подъёме, но XIX век положил начало её упадку. А Первая мировая война не оставила у Шпенглера никакого сомнения в том, что европейская цивилизация идёт к концу. В истории всегда было так, что когда одна цивилизация клонилась к закату, рядом зарождалась новая. По мнению Шпенглера, девятой великой цивилизацией могла стать пробуждающаяся русско-сибирская цивилизация, как он её называл.

Вопрос 10

Цивилизационные инновации в фильме «Голландские берега».

Кратко о фильме

Голландцы уже более тысячи лет оттесняют море, осушают болота, борясь за свою землю. Искусственный ландшафт, веками создаваемый руками людей, делает всю страну уникальным архитектурным проектом. Архитектурная и инженерная мысль в Голландии направлена на расширение территории, но не только. Она о том, как сделать человека счастливее.

Архитекторы здесь проектируют не здания, а жизненные процессы - утверждают Рем Колхас и Вини Маас, признанные лидеры современной архитектуры во всем мире. Они, а также их единомышленники, ученики и последователи играют сегодня ключевую роль в формировании современного архитектурного ландшафта Нидерландов.

Цивилизационные инновации:

1) Искусственный ландшафт

2) Центр искусств г. Роттердам ( слияние людей с окружающей средой)

3) Спортплаза Mecator г. Амстердам (здание украшено ручным ландшафтом)

4) Факультет точных наук Minnaert (в здании есть бассейн, в который попадает дождь, он попадает в насос , далее благодаря воде охлаждаются помещения)

5) Витражи (архивные изображения, тени которых отражаются на полу)

6) Виллы на воде(плавающий дом)

7) Высокие фирмы для свиней («Фирмы вверх»)

8) Проект будущего, идея которого заключается в создании энергетического кольца.

*Посмотри фильм «Голландские берега»

Вопрос 11


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 4899; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!