Предмет культурологии. Прикладная и фундаментальная культурология.



Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.

Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.

Культурология делится на фундаментальную и прикладную.

Фундаментальнаярассматривает теоретические проблемы в их вневременном и историческом контексте (историческая культурология, базирующаяся на понятии «картина мира»). Она исследует общие закономерности протекания культурных процессов, изучает культурные явления, имеющие системный характер, и единичные, уникальные явления и события. На высшем уровне научного обобщения занимается проблемами общей теории культуры, т. е. проблемами категориального аппарата культурологии, ее методов исследования, разработкой и анализом общих концепций культуры как системы, типологии культуры, ее строения и функций. К сфере интересов культурологии относится также изучение исторических вариантов социокультурных систем с разными принципами социальной организации, разными ментальностями и «картинами мира», разными системами ценностей и норм, разными каналами коммуникации, разными способами накопления и трансляции культурного опыта и т.п., но вместе с тем и поиск не только уникальных, но и типологических черт, что позволяет видеть в конкретных культурах специфическое и универсальное. Культурология изучает проблемы введения человека в культуру и общество, обретения им культурной компетентности и идентичности. Она исследует также культурную семантику – т.е. языки и коды культуры, знаки и символы в их воплощении в конкретной культуре, в традициях и ритуалах, в мифологических образах и материальных памятниках и т.п.

 

Прикладная культурологияизучает проблемы культурной политики, виды и возможности современных массовых коммуникаций и их роль в производстве культурных норм. Кроме того, прикладная культурология занимается вопросами выявления, исследования, популяризации и сохранения историко-культурных памятников. В круг интересов прикладной культурологии входит изучение основ моделирования социокультурных процессов, разработка видов проектной деятельности в сфере культуры. А.Я. Флиер выделяет в ней несколько основных исследовательских областей. Это общая теория культурной политики, связанная с выявлением социокультурных ценностных ориентиров общества и выработкой стратегии по их поддержанию, это теория и методика деятельности культурных институтов (библиотек, музеев, выставок, мемориальных сооружений, структур по проведению художественно-зрелищных мероприятий, театров, съемочных групп, творческих союзов, реставрационных мастерских и др.), реализующих «культурную политику по социализации и инкультурации личности целенаправленным и систематическим образом», это вопросы подготовки профессиональных кадров для работы в сфере культуры, в том числе и культурологов, это и теория внеинституциональных взаимодействий, связанная с изучением малых социальных групп. Прикладная культурология нужна для выработки научно обоснованных рекомендаций при решении важнейших проблем жизни современного общества и прогнозирования путей его развития.

 

 

Методы культурологии. Связь культурологии с историей, философией, социологией, этнографией, эстетикой.

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам.

Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими;

Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: - Генетический: направлен на обнаружение генезиса. - Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а так же сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований. Арнольд Тойнби "Постижение Истины").

История культуры — научная дисциплина, с одной стороны, имеющая давние традиции изучения прошлого, с другой — не получившая в современной науке однозначного истолкования. Потребность в фиксации и изучении предшествующего опыта была и есть у всех обществ. Однако современная история как научная дисциплина со своим методом и категориальным аппаратом сформировалась в ХIХ в. и существует как история множества стран и народов мира. Вместе с тем, в современной науке выделяется история культуры как теоретическая интегративная дисциплина, анализирующая прошлое этих стран и народов на основе определённых обобщающих конструкций, например, культурно-исторических типов организации жизни различных человеческих сообществ от первобытной культуры до наших дней. Многие учёные включают её в состав культурологии, по мнению других специалистов, это самостоятельная научная дисциплина. Есть еще один, более узкий подход к истории культуры, согласно которому она рассматривается исключительно как история художественной культуры.

Философия культуры — это направление философии, изучающее культуру в контексте философских проблем — бытия, сознания, общества, личности и т.п. Поскольку философия, будучи наукой о всеобщем, об основах бытия и мышления, пытается дать «картину мира» в целом, то, соответственно, и философия культуры рассматривает культуру как специфически человеческий способ, бытия. В качестве научной дисциплины философия культуры — «культурфилософия» (автор термина немецкий учёный начала ХIХ в. А. Мюллер) сформировалась еще в Х — ХIХ вв, но вообще европейская традиция философского осмысления культуры берёт начало в Античности и продолжается в последующие эпохи.

Социология культуры изучает социальные закономерности функционирования и развития культуры, формы проявления этих закономерностей, социальные институты культуры и социальные факторы, которые способствуют накоплению и трансляции идей, норм и ценностей, технологий и т. п. Как особое направление социология культуры сложилась в западной социологии к началу ХХ в. в результате развития науки об обществе и месте человека в нём. Термин введён в социологическую науку М. Адлером. Сегодня это одно из ведущих направлений в западной культурологической науке.

Культурная этнография концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане. Культураэтнографические исследования связаны со становлением человека как феномена культуры (возникновением норм, запретов и табу, возникающих в процессе социокультурных отношений; формированием мироощущения и мировоззрения человека и др.), с постановкой вопросов динамики культуры и взаимодействия культур разных типов, подавления одной культуры другой.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 500; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!