Типология культур в работах Г. Гегеля и К.Макса



Типология культуры – качественно–содержательная характеристика конкретно–исторических, этнических, регионально–территориальных, религиозных и других форм культуры. Теоретические истоки формирования проблемы типологии культур находятся в поиске ответа на вопросы: есть ли единство многообразия культур, существует ли единство планетарного историко-культурного процесса, имеем ли мы право говорить о единой мировой культуре. Признавая многообразие культур, также отмечая неповторимость, уникальность каждой из них, мы стремимся найти в них общие основания, признаки. Типология культур призвана помочь в познании ныне существующей и некогда существовавшей культуры.

Можно выделить три основных принципа выделения различия культур:

1. Хронологический – выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т.е. локализация во времени;

2. Географический – локализация культур в географическом пространстве;

3. Национальный – изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития.

К типу культуры, характеризующую единую линию развития человечестваотносится философская схема Г. Гегеля. Гегель интерпретировал многообразие культур как конкретно – исторические ступени поступательного развития Абсолютного духа. Всемирную историю по Гегелю можно представить воплощенной в трех культурных типах: Восток, греческий и римский мир. Их отличие – в степени, с какой дух овладел свободой.

Взгляд на историю как на закономерный процесс вслед за Гегелем развивал К.Маркс. Однако он исходил не из духовных оснований, а противоположных – материальных, тем самым он расширил содержательные границы культуры. К типу культуры, характеризующей единую линию развития человечества, относится теория К. Маркса (1818 – 1883) об экономико – исторической типологии культур, определившей основу классификации теорию общественно – экономической формации. В основу теории общественно – экономической формации положен способ производства и система общественных отношений. Выведены следующие типы общественно – экономической формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Типология культуры в работах Ясперса. Понятие осевого времени.

Карл Ясперс (1883-1969) - немецкий философ – книга«Смысл и назначение истории».
Ясперс считает, что развитие определяется факторами духовной природы.
По его мнению, человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Всю историю человечества Ясперс разделил на 4 этапа:

1. Предыстория (доистория) человечества или Прометеевская эпоха. Время биологического создания человека (сформировался физический облик человека). Происходит становление основных свойств человеческого бытия (возникновение речи; орудий труда; умение пользоваться огнём; а также первые запреты – табу, которые Ясперс называл «формирующим человека насилием над собой»). Появляются самые примитивные формы духовной жизни в рамках племенных организаций (свои боги, ритуалы, обычаи, мифы, которые объединяют людей в родоплеменную общность). Предыстория заканчивается с возникновением письменности.

2. Древние цивилизации. Это время великих культур древности. В трёх регионах земного шара возникают первые цивилизации: 1) шумеро-вавилонская, египетская, эгейская (примерно 4000 г. до н.э.); 2) доарийская культура долины Инда (3 тыс. до н.э.); 3) архаический мир Китая (2 тыс. до н.э.).

- Возникает письменность (к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае).

- Происходит объединение людей в большие государства (централизация власти), где есть общая духовная жизнь. Возникают народы, осознающие своё единство, имеющие общий язык, общую культуру, общие мифы. Найдены первые формы взаимопонимания в рамках одного государства. Между государствами и цивилизациями никакой духовной связи нет. А. Тойнби назвал их «Дремлющие цивилизации», п.ч. здесь господствует мифологическое сознание, а миф консервирует представления о мире.

3. Осевое время. Середина I тыс. до н.э. (с 800 по 200 гг. до н.э.). Поворотное время для всего человечества в целом, начинается становление единого, всеохватывающего культурно-исторического процесса. В разных регионах мира появляются великие реформаторы, которые создают основы новых форм духовной жизни. Индия: БУДДА – буддизм – первая мировая религия. Китай: КОНФУЦИЙ – политико-этическое учение – конфуцианство;

Итогами этого периода являются:

o Одновременно гибнут древние цивилизации.

o Возникают новые центры культурной жизни.

o На смену первобытному язычеству приходят мировые религии.

o Разрушается мифологическое сознание, переход к рациональному мышлению

o Заложены основы научных и философских знаний

o Формируется новый тип человека, качественно новый уровень осознания человеком самого себя, происходит постижение человека себя как личности.

o Формируются представления о человечестве в целом и общечеловеческих ценностях и идеалах.

o Заложены категории, которыми мы мыслим до сих пор.

o Начинается синхронный процесс культурного развития в разных регионах мира. Между ними идёт активное взаимодействие.

o Образовалась «ось», вокруг которой происходила реальная история человечества. Народы, не воспринявшие идеи «осевого времени», остались на уровне первобытного существования.

4. Технический век. Интенсивное научно-техническое развитие – это есть реализации основных форм духовной жизни, которые были созданы (заложены) в ОСЕВОЕ ВРЕМЯ. В современную эпоху практически все народы и государства втянуты в общую сеть контактов и образуют хотя и полный противоречий, но единый человеческий мир, в котором, по мнению Ясперса, есть некоторое экономическое и политическое объединение, нет локальности. Однако в современном мире нет духовного единства, и это является причиной войн и конфликтов.

Человечество, по мнению Ясперса, стоит на пороге НОВОГО ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ. Должна быть создана новая форма духовной жизни, которая бы объединила человечество, т.е. найдено духовное единство человечества. К. Ясперс считает, что философская вера – единственная вера, способная стать общей для человечества. Никакие религии, по его мнению, не смогли предложить такую веру, ибо они служили источником непонимания и раздора.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1072; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!