II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ 45 страница



Массовые миграции черного населения США привели к высвобожде­нию более половины всех афро-американцев из территориальных границ отстававшего долгое время в экономическом и социально-политическом отношениях Юга. Урбанизация черного населения страны шла очень быстро: в 1966 г., например, уже свыше 70% афро-американцев прожи­вали в крупных городах страны, более половины всех черных южан ста­ли горожанами110. С 1950 по I960 г. в 10 крупнейших городах США

108 Statistical Abstract of the United States. Wash., 1974, p. 99.

109 A Decent Home, The Report of the President's Committee on Urban Housing. Wash.,
1968, p. 8.

110 Report of the National Advisory Commission on Civil Disorders. N. Y., 1968, p. 246.


266


II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ


«НОВЫЕ РУБЕЖИ» (1961—1963)


267


 


черное население увеличилось в общей сложности на 1,8 млн. человек (58%) 111. Треть всего черного населения оказалась сконцентрированной в 15 городах страны. Причем в шести из них (в том числе в Вашингто­не), по данным переписи 1970 г., афро-американцы составляли большин­ство населения 112.

Массовая урбанизация черного населения США привела к почти сплошной пролетаризации. Удельный вес афро-американцев среди всех рабочих США стал вдвое больше удельного веса черных в общем насе­лении страны: в 60-х годах, например, все черные американцы составля­ли около 10% населения, а черные рабочие — более 20% всех американ­ских рабочих113. Афро-американцы составляли 40% всех горняков, лесо­рубов, рабочих мясной промышленности; 30% портовых грузчиков и рабочих автотранспорта; более 20% рабочих сталелитейной, швейной и строительной промышленности 114.

Попытки миллионов черных переселенцев из сельских районов Юга найти в городах работу и достойное человека жилище, наталкиваясь на сознательное сопротивление одних и предубеждение, предрассудки дру­гих, терпели чаще всего крах, в результате чего подавляющее большин­ство черных мигрантов оседало на социальном дне старых и новых ин­дустриальных центров, увеличивая районы трущоб — исторически сло­жившуюся базу сверхэксплуатации. Это означало, что борьба за свои жиз­ненные интересы, гражданские и человеческие права, против расовой дискриминации, сегрегации, расистского террора и преступлений за­хлестнувших в первую очередь и сильнее всего Юг США, стала для мил­лионов афро-американцев общим кровным делом.

Выдающийся руководитель негритянского движения Мартин Лютер Кинг с горечью писал в 1963 г.: «Негры живут на одиноком острове бед­ности среди океана материального процветания и чувствуют себя изгнан­никами на своей земле»115. Это вынуждены были признать и политиче­ские лидеры буржуазии. А президент Дж. Кеннеди в специальном посла­нии конгрессу в 1963 г. отметил: «Негритянский ребенок, родившийся в США, имеет в два раза меньше шансов получить специальность, но вдвое больше шансов стать безработным; жизнь его будет на семь лет короче, чем жизнь белого, а доход вдвое меньше» 116.

От расовой сегрегации и дискриминации страдали не только черные рабочие. Семья черного земледельца получала доход вдвое меньший, не­жели семья белого фермера. Черные фермеры разорялись вдвое быстрее белых. Черный с высшим образованием, работая по специальности, полу­чал в США ежегодно в среднем почти в 1,5 раза меньше, чем белый специалист такой же квалификации. Сфера деятельности негритянских врачей, учителей, юристов и других представителей черной интеллиген­ции по-прежнему была сжата границами черных гетто и черной клиен­турой. Негритянская буржуазия, как правило, не допускалась в сферу крупного промышленного производства. В целом же в 1962 г. средний до-

111 Dutton F. G. Changing Sources of Power. American Politics in the 1970s. N Y., 1971,
p. 100.

112 Ibid., p. 99.

113 Проблемы мира и социализма, 1963, № 9.

114 Там же.

115 Time. 1963, Sept. 6, p. 13.

116 Congressional Record, vol. 109, pt 5, p. 9348.


хо д черной семьи составлял чуть больше половины дохода белой

семьи 117.

В условиях маккартизма и наступления на прогрессивные силы, став­ших характерной чертой послевоенной внутренней политики американ­ского монополистического капитала, в обстановке усиления милитаризма в США росли, как грибы после дождя, фашистские, расистские и другие реакционные организации. Все они яростно отстаивали расизм, стремясь с помощью террора блокировать поднимающееся освободительное движе­ние черных. Ставка делалась на физическое уничтожение наиболее ак­тивных борцов против расизма. В стране сохранялась кровавая тради­ция «умиротворения» черных — суд Линча. В 1956 г. блоку диксикратов и правых республиканцев в конгрессе США удалось провалить законо­проект о запрещении линчевания негров. Весной 1963 г. негритянские организации представили в ООН десятки свидетельских показании о случаях линчевания черных на Юге США118.

Жертвами расистов становились не только черные, но и белые борцы против американского расизма. В июне 1964 г. близ Филадельфии (штат Миссисипи) были, например, зверски убиты три молодых борца за граж­данские права — двое белых и их чернокожий товарищ. В марте 1965 г. расисты застрелили двух белых сторонников расового равноправия афро-американцев: Виолу Лиуззо— мать пятерых детей и священника Джейм­са Риба.

На Юге по-прежнему была узаконена политическая дискриминация черных. Пять южных штатов (Алабама, Арканзас, Миссисипи, Виргиния и Техас) сохраняли в своем законодательстве соответствующее положе­ние, требующее в качестве обязательного условия для участия в выборах ежегодную уплату избирательного налога, причем новые избиратели должны были заплатить этот налог за 2—3 года вперед. Во всех южных штатах (за исключением Арканзаса, Флориды, Теннесси и Техаса) закон, как и раньше, требовал, чтобы избиратели сдавали специальный провероч­ный экзамен (так называемые тесты грамотности). Но даже сами регист­раторы признавали, что эти тесты были составлены так, чтобы черные не могли их одолеть 119.

Расистские законы Юга были нацелены на сохранение и закрепле­ние расовой и этнической розни между американскими трудящимися. На­пример, §1272 кодекса Южной Каролины гласил: «Будут считаться неза­конными действия какого-либо лица, фирмы или корпорации... разреша­ющие, помогающие или содействующие... пребыванию или работе пред­ставителей различных рас в одной и той же комнате пли пользованию одним и тем же входом...» 120. Закон южных штатов под угрозой штрафа от 100 до 200 долл. или 6-месячного тюремного заключения запрещал черным и белым общаться в местах отдыха, развлечений, на занятиях спортом, а также создавать совместные предприятия. Во многих штатах страны, особенно на Юге, уголовный кодекс содержал различное опреде­ление степени виновности и наказания для черных и белых за одно и то же преступление. «Преступление негра по отношению к негру на

117 Перло В. Расизм в экономике США. М., 1978, с. 71.

118 Правда, 1963, 12 мая.

119 American Political Science Review, 1963, N 2, p. 357, 358.

120 Цит. по: Бойченко Г. Г. Конституция Соединенных Штатов Америки: Толкование
и применение в эпоху империализма. М., 1959,' с. 181.


268


II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ


«НОВЫЕ РУБЕЖИ» (1961—1963)


269


 


Юге не вызывает особой озабоченности, а преступление белого против негра обычно оправдывается»,—писал в 1961 г. профессор кафедры го­сударства и права университета в штате Флорида М. Б. Парсонс121.

Афро-американцы продолжали жить в условиях жесточайшего поли­цейского террора, преследований и издевательств. Это в равной степени относилось ко всем штатам. Вопросом о преступлениях местной полиции по отношению к негритянскому населению страны вынужден был занять­ся конгресс122. Но не только местные органы власти и полиция отдель­ных штатов были повинны в жестокостях и беззаконии по отношению к негритянскому населению США. Само федеральное правительство прямо или косвенно способствовало сохранению расовой дискриминации и сег­регации черных. Расовая дискриминация процветала в федеральных уч­реждениях, а также в больницах, школах, на транспорте, на объектах жилищного строительства, построенных на средства казны, т. е., в сущ­ности, на средства налогоплательщиков, как белых, так и цветных123. Частные фирмы, грубо попиравшие конституционные права черных граж­дан США, получали от федерального правительства ежегодно по конт­рактам миллионы долларов 124.

Все отмеченные обстоятельства показывают, что в 50—60-х годах пе­ред афро-американцами во весь рост встала общедемократическая зада­ча — необходимость борьбы против расового угнетения во всех сферах общественной жизни. Мириться с ним черное население больше не хо­тело и не могло, причем не только внутренняя, но и международная об­становка способствовала подъему освободительной борьбы черных в США. К числу важнейших факторов в этом отношении следует прежде всего отнести победоносные национально-освободительные движения в странах Африки и Азии, а также успехи национального строительства в СССР и других социалистических странах. «Негритянское движение про­теста испытывало воздействие процессов, происходящих во всем мире, особенно африканской революции»,—писал в 1968 г. видный деятель Компартии США К. Лайтфут 125.

Подъем движения черных в 1955—1968 гг., получивший в американ­ской литературе название «негритянской революции», последовательно прошел два этапа: борьбы за принятие конгрессом США законов о граж­данских правах и борьбы за осуществление этих законов. На каждом этапе афро-американцы действовали в трех основных направлениях: про­тив социальной сегрегации рас, против политической изоляции цветного населения и против экономической дискриминации, практикуемой в отно­шении черных. Все три направления в той или иной степени переплета­лись, но каждое из них в названной последовательности выдвигалось на передний план по мере расширения и углубления освободительного дви­жения черных.

Движению за равноправие, как уже говорилось, непосредственно пред­шествовала в основном легалистская борьба НАСПЦН против расовой сегрегации в школах, жилищном вопросе, в области медицинского об-

121 South Atlantic Quarterly, 1961, N 4, p. 455, 459.

122 Congressional Record, vol. 109, pt 5, p. 10988.

123 Nation, 1963, July 27, p. 36.

124 Ibid., 1961, Febr. 4, p. 93—94.

125 Цит. по: Вехи боевой истории: 60 лет Коммунистической партии США. М., 1983,
с. 254.


служивания и, что особенно важно, в сфере найма на работу. Несмотря на свой во многом верхушечный и ограниченный характер, эта борьба еще в 50-е годы принесла отдельные успехи, содействуя сплочению чер­ного населения и помогая ему преодолеть чувство беспомощности и апатии. Первым сигналом к активизации борьбы против расовой сегре­гации послужило яркое выступление в начале февраля 1955 г. черного конгрессмена А. К. Поуэлла в палате представителей конгресса США. Поуэлл потребовал тогда принять закон против линчеваний, отмены изби­рательного налога, системы пеоната и расовой сегрегации в жилищной сфере. Вслед за том в столице США, а потом и в других городах страны развернулось движение черных против расовой сегрегации в раз­личных сферах общественной жизни.

В связи с тем что в сфере обслуживания расовая сегрегация почти в равной мере ущемляла гражданские права всех афро-американцев неза­висимо от их социально-классовой принадлежности, борьба против сег­регации в этой области позволяла с предельной быстротой и в макси­мальных масштабах объединить психологически и организационно все черное население, особенно на Юге, где расовый гнет всегда был силь­нее, чем в других регионах США. Понятно почему лидеры движения за равноправие во второй половине 50-х годов сосредоточили основное вни­мание именно здесь.

Однако подлинным толчком к «негритянской революции» явилось малоприметное вначале событие: 5 декабря 1955 г. скромная черная швея Роза Паркc из г. Монтгомери (штат Алабама) отказалась подчи­ниться расистским правилам пользования городским автобусом. Мужест­венный поступок женщины вскоре повлек за собой организованный мас­совый бойкот местного городского транспорта, который явился одной из форм тактики прямых ненасильственных массовых действий, разработан­ной молодым негритянским священником Мартином Лютером Кингом. Эта тактика оказалась гораздо эффективнее легализма, который, как правило, стремился избегать вовлечения широких масс в борьбу. В бой­коте автобусов в Монтгомери участвовали представители разных классов и практически все черное население города: рабочие, служащие, студен­ты, школьники, домохозяйки, предприниматели, священники 126.

Г. Уинстон подчеркивал: «Рабочие сыграли особую роль в Монтгоме­ри, превратив бойкот в исторический поворотный момент» 127. В стране и за рубежом развернулось массовое движение цветного и белого насе­ления в поддержку бойкота городского транспорта в Монтгомери. Все по­пытки расколоть движение черных, оклеветать или подкупить его руко­водителей, ослабить массовыми арестами и расистским террором прова­лились. Бойкот в Монтгомери, в свою очередь, привел к широкому, охватившему весь Юг движению экономического бойкота против расовой сегрегации в сфере общественных услуг в целом. А в мае 1956 г. на мас­совом митинге в Нью-Йорке, созванном по инициативе НАСПЦН и Ф. Рэндолфа, было объявлено о начале общенациональной кампании про­тив сегрегации. Подобный же митинг состоялся летом того же года в Сан-Франциско.

126 Подробнее о бойкоте см.: King M. L. Stride toward Freedom. The Montgomery Sto­
ry. N. Y., 1958.

127 Уинстон Г. Стратегия борьбы черного населения. М., 1975, с. 257.


270


II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ


«НОВЫЕ РУБЕЖИ» (1961 — 1963)


271


 


Уже во время первой кампании бойкотов дала о себе знать тенденция к объединению организаций и движений противников сегрегации Юга, Севера и Запада. Эту линию отстаивала созданная под руководством М. Л. Кинга в 1957 г. Южная конференция христианского руководства (ЮКХР). В 1957—1959 гг. М. Л. Кинг явился одним из инициаторов и организаторов других массовых выступлений борцов против расовой сег­регации. 17 мая 1957 г. состоялось «Паломничество свободы»; 26 октября 1958 г.— марш молодежи в поддержку десегрегации школьного образо­вания (в этом марше приняли участие более 10 тыс. человек из штатов Восточного побережья и Среднего Запада США); 1 января 1959 г.— массовый (2 тыс. человек) поход в Ричмонд (штат Виргиния) с той же целью; 11 апреля 1959 г.—массовый (более 26 тыс. участников) поход молодежи на Вашингтон, поддержанный не только ведущими организа­циями интеграционистов (ЮКХР, НАСПЦН, НГЛ, Братство проводников спальных вагонов), но также Национальной ассоциацией студентов, на­считывавшей около 1,5 млн. членов, профсоюзами (рабочих транспорта, мебельной промышленности, портных женской одежды и др.) и церков­ными организациями. На этот раз участники похода требовали не только десегрегации учебных заведений, но и справедливого найма на работу, а также ликвидации безработицы среди черных. Это расширение про­граммы борьбы отражало возраставшую роль рабочих (черных и белых) в движении за гражданские права.

В 1960—1961 гг. всю страну охватили массовые «сидячие демонстра­ции», участники которых требовали покончить с расовой сегрегацией в сфере услуг. Они были поддержаны отдельными профсоюзными и церков­ными организациями страны. Движение началось стихийно, но затем его возглавила новая массовая радикальная в то время организация — Сту­денческий координационный комитет ненасильственных действий (СККНД) 128. Главную силу «сидячих демонстраций» составляли пред­ставители черного студенчества, демократической интеллигенции, служа­щих, рабочей молодежи. Только за первые шесть месяцев в этих выступ­лениях на Юге участвовало около 200 тыс. человек. Местные власти и расистские организации пытались подавить движение силой. Но оно прекратилось лишь после того, как на Юге фактически была десегреги­рована значительная часть сферы услуг. «Сидячие демонстрации» поло­жили начало широкому межрасовому движению против расовой сегрега­ции и привели к сближению ведущих организаций, выступавших под лозунгами расового равенства.

В 1961 г. в движении против расовой сегрегации на передний план выдвинулась другая форма борьбы: «рейсы свободы», основное руковод­ство которыми взял на себя Конгресс расового равенства (КРР) при под­держке ЮКХР, СККНД и НАСПЦН. «Рейсы свободы» начались 4 мая 1961 г., когда группа черных и белых двинулась на автобусах из Ва­шингтона в Новый Орлеан через южные штаты Виргиния, Северная Ка­ролина, Джорджия, Алабама. Участники рейсов добивались, чтобы чер­ных обслуживали наравне с белыми в местных ресторанах, автовокзалах, станционных буфетах, на бензозаправочных станциях, в мотелях и т. Д. «Рейсы свободы» по плану КРР должны были закончиться 17 мая 1961 г. Но движение продолжало развиваться стихийно. Со временем его возг-

128 С 1969 г.— СКК.


лавили четыре организации: Южная конференция христианского руко­водства, Студенческий координационный комитет ненасильственных дей­ствий, Студенческое движение Нашвилла и Конгресс расового равен­ства 129.

Национальный комитет КП США обратился с открытым письмом к американскому народу, в котором говорилось: «Мы гордимся такими американскими традициями, как аболиционизм, профсоюзное и негри­тянское движения, которые внесли огромный вклад в борьбу за демокра­тию... „Рейсы свободы" продолжают эти славные традиции» 130. Комму­нисты активно и мужественно включились в движение, помогая ему правильно понять условия борьбы, ее непосредственные и долговремен­ные цели. В ответ на «рейсы свободы» расисты решили подавить это движение силой. Главарь американской нацистской партии Рокуэлл на­правил на Юг «автобусы ненависти» для борьбы с участниками «рейсов свободы», многие из которых уже пострадали в жестоких схватках с куклуксклановцами и полицией. В этот ответственный момент в услови­ях нависшей опасности над силами демократии со стороны крайней реак­ции правительство Дж. Кеннеди заняло позицию невмешательства, а ми­нистр юстиции Р. Кеннеди призвал борцов против расизма воздержаться от дальнейших поездок до «охлаждения» накалившейся обстановки.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 282; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!