Схема ОБРАБОТКИ РИСУНКА В ТЕСТЕ «ДОМ»



Выделяемый признак

1. Схематическое изображение.

2. Детализированное изображение.

3. Метафорическое изображение.

4. Городской дом.

5. Сельский дом.

6. Заимствование из литературного или сказочного сюжета.

7. Наличие окон и их количество.

Продолжение прил. 2

 

8. Наличие дверей.

9. Труба с дымом.

10. Ставни на окнах.

11. Размер окон.

12. Общий размер дома.

13. Наличие палисадника.

14. Наличие людей рядом с домом и в доме.

15. Наличие крыльца.

16. Наличие штор на окнах.

17. Наличие растений (количество).

18. Количество животных.

19. Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы и т.д.).

20. Наличие штриховки по шкале интенсивности 1, 2, 3.

21. Толщина линий по шкале интенсивности 1, 2, 3.

22. Дверь открытая.

23. Дверь закрытая.

Человек

Голова

Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова большая – неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности.

Нечеткая голова – застенчивость, робость.

Голова изображается в самом конце – межперсональный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола – мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея

Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

Подчеркнута шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле.

Чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.

Толстая короткая шея – уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры

Признак физической силы или потребности во власти.

Плечи чрезмерно крупные – ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности.

Продолжение прил. 2

 

Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Плечи широкие – сильные телесные импульсы.

Туловище

Символизирует мужественность.

Туловище угловатое или квадратное – мужественность.

Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.

Лицо

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.

Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут– потребность доминировать.

Подбородок слишком крупный – компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты – возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы – сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Глаза выпучены – грубость, черствость.

Глаза маленькие – погруженность в себя. Подведенные глаза – грубость, черствость.

Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины – женственность.

Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Рот впалый – пассивная значимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой – презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.

Ноздри – примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы – агрессивность.

Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное – незащищенность. Лицо, похожее на маску, – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие – презрение, изощренность.

Продолжение прил. 2

Волосы

Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).

Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову – субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности

Руки – орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

Широкие руки (размах рук) – интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча – недостаточный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны – субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка.

Руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые – субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные – чрезмерно амбициозные стремления.

Руки расслабленные и гибкие – хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу – неповоротливость, ригидность.

Руки очень короткие – отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

Руки слишком крупные – сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук – чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне – социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу – напряжение. Большие руки и ноги у мужчины – грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги – женственность.

Руки длинные – желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые – зависимость, нерешительность, потребность в опеке.

Продолжение прил. 2

 

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то, – зависимость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные – агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые – ощущение недостаточности достигнутого.

Рука как боксерская перчатка – вытесненная агрессия.

Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе.

Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки большие – компенсация ощущаемой слабости и вины.

Руки отсутствуют в женской фигуре – материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Пальцы отделены (обрублены) – вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы – грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие.

Пальцы длинные – скрытая агрессия.

Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест.

Кулаки прижаты к телу – вытесненный протест.

Кулаки далеко от тела – открытый протест.

Пальцы крупные, как гвозди (шипы) – враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей – сознательные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные – сильная потребность в независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног – боязливость.

Ступни не изображены – замкнутость, робость.

Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров – амбивалентность в стремлении к независимости.

Ноги отсутствуют – робость, замкнутость.

Ноги акцентированы – грубость, черствость.

Ступни – признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные – потребность безопасности; потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость.

Продолжение прил. 2

Поза

Голова изображена так, что виден затылок – тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело анфас – тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула, – сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

Человек, изображенный бегущим, – желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне – отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве – возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге – хорошая приспособляемость.

Абсолютный профиль – серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный – определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны – особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура – напряжение.

Куклы – уступчивость, переживание доминирования окружения.

Робот вместо мужской фигуры – деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек – может означать увиливание и негативизм.

Фигура Бабы-яги – открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура – свойственное подросткам ощущение неполноценности; враждебность; самопрезрение.

Фон. Окружение

Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия.

Забор для опоры, контур земли – незащищенность.

Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) – незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, «мальчик катается на тонком льду». Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже – под человеком.

Оружие– агрессивность.

Многоплановые критерии

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка – сфера конфликта.

Продолжение прил. 2

 

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы – зависимость.

Контур. Нажим. Штриховка. Расположение. Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии – женственность.

Комбинация уверенных, ярких и легких контуров – грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный – боязливость, робость.

Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, безопасность.

Линии неодинаковой яркости – напряжение.

Тонкие продленные линии – напряжение.

Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, – изоляция.

Эскизный контур – тревога, робость.

Разрыв контура – сфера конфликтов.

Подчеркнуто линией – тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные линии – дерзость, враждебность.

Уверенные твердые линии – амбиции, рвение.

Яркая линия – грубость.

Сильный нажим – энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

Легкие линии – недостаток энергии.

Легкий нажим – низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом – агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим – эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.

Длина штрихов

Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет – удлиняются.

Прямые штрихи – упрямство, настойчивость, упорство.

Короткие штрихи – импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка – чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи – тревога, неуверенность.

Штрихи угловатые, скованные – напряженность, замкнутость.

Горизонтальные штрихи – подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи – незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Продолжение прил. 2

 

Штриховка справа налево – интраверсия, изоляция.

Штриховка слева направо – наличие мотивации.

Штриховка от себя – агрессия, экстраверсия.

Стирания – тревожность, опасливость.

Частые стирания – нерешительность, недовольство собой.

Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка – наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) – внутренний конфликт или конфликт собственно с этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок – экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

Маленькие фигуры – тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром – скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии – незащищенность.

Рисунок у самого края листа – зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении.

Детали

Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные – отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей – «неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей – субъект, скорее всего, не умеет входить в контакты с людьми.

Недостаточная детализация – тенденции к замкнутости.

Особо щепетильная детализация – скованность, педантичность.

Продолжение прил. 2

Ориентация в задании

Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его – критерии неутерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом – хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка – недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность – быстрое истощение.

Название рисунка – экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка – идентификация с женским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности, – хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования – скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.

Дерево

Интерпретация, предложенная К. Кохом, исходит из положений К. Юнга (дерево – символ стоящего человека). Корни – коллектив, бессознательное. Ствол – импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви – пассивность или противостояние жизни.

Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признака «округленная крона», «недостаток энергии», «дремота», «клевание носом» и тут же «дар наблюдательности», «сильное воображение», «частый выдумщик» или: «недостаточная концентрация» – чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных определений. Например: «пустота», «напыщенность», «высокопарность», «плоский», «пошлый», «мелкий», «недалекий», «жеманство», «притворство», «чопорность», «вычурность», «фальшивость» и тут же – «дар конструктивности», «способности к систематике», «техническая одаренность»; или сочетание «самодисциплина», «самообладание», «воспитанность» – «напыщенность», «чванство», «безучастность», «равнодушие».

Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.

Продолжение прил. 2

 

Земля приподнимается к правому краю рисунка – задор, энтузиазм.

Земля опускается к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений.

Корни

Корни меньше ствола – тяга к спрятанному, закрытому.

Корни равны стволу – более сильное любопытство, уже представляющее проблему.

Корни больше ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой – детское поведение в отношении того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий – способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное – отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения.

Центральная позиция – желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.

Расположение слева направо – увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

Форма листвы

Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность.

Круги в листве – поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.

Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.

Листва-сетка, более или менее густая – большая или меньшая ловкость в избежании проблемных ситуаций. Уход от неприятных ощущений.

Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего.

Продолжение прил. 2

 

Открытая и закрытая листва на одном рисунке – поиски объективности.

Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом.

Закрытая густая листва – скрытая агрессивность.

Детали листвы, не связанные с целым, – малозначительные детали принимаются за характеристику явления в целом.

Ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.

Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви – хорошее различение действительности.

Листья-петельки – предпочитает использовать обаяние.

Пальма – стремление к перемене мест.

Листва как узор – женственность, приветливость, обаяние.

Плакучая ива – недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.

Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.

Ствол

Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол в форме разломанного купола – желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.

Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи.

Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться и действовать свободно.

Листва тонкими линиями –тонкая чувствительность, внушаемость.

Ствол линиями с нажимом – решительность, активность, продуктивность.

Линии ствола прямые – ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые – активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

«Вермишель» – тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом – уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка «убежать» в мечты и игры.

Ствол открыт и связан с листвой – высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.

Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

Окончание прил. 2

 

Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки.

Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу.

Ствол сужается книзу – ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое «Я» против беспокойного мира.

Общая высота – нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

Нижняя половина листа – менее выраженная зависимость и робость.

Три четверти листа – хорошее приспособление к среде.

Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Высота листвы (страница делится на восемь частей):

1/8 – недостаток рефлексии и контроля, норма для ребенка четырех лет;

1/4 – способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия;

3/8 – хорошие контроль и рефлексия;

1/2 – интериоризация, надежды, компенсаторные мечты;

5/8 – интенсивная духовная жизнь;

6/8 – высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов;

7/8 – листва почти на всю страницу – бегство в мечты.

Манера изображения

Острая вершина – защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) – детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.

Два дерева – могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации).

Добавление к дереву различных объектов – трактуется в зависимости от конкретных объектов.

Пейзаж – означает сентиментальность.

Переворачивание листа – независимость, признак интеллекта, рассудительность.

Земля

Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа – спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

Библиографический список

1. Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии / Б.Г. Ананьев
// Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. – Л. : ЛГУ, 1976. – С. 13–35.

2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е междунар. изд. – СПб. : Питер, 2007.

3. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А.Ф. Ануфриев. – М. : Ось, 2004. – 112 с.

4. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2002.

5. Волков, Б.С. Методы исследования в психологии : учеб.-практ.
пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М. : Пед. о-во России, 2002.
– 208 с.

6. Ганзеп, В.А. Теория и методология психологического исследования : практ. рук. / В.А. Ганзеп, В.Д. Далин. – СПб. : СПбГУ, 1991. – 76 с.

7. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию
/ Д.С. Горбатов. – Самара : Бахрах-м, 2000. – 272 с.

8. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента : учеб.
пособие / Р. Готтсданкер. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 464 с.

9. Грязнова, Т.В. Психологические механизмы готовности к социальному риску в профессиональной деятельности руководителя (на примере руководителей высшего звена железнодорожного транспорта) / Т.В. Грязнова. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2007. – 163 с.

10. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование
/ Дж. Гудвин. – СПб : Питер, 2004. – 558 с.

11. Дружинин, В.Н.Выборочное наблюдение и эксперимент / В.Н. Дружинин. – М. : Москва, 1977. – 176 с.

12. Дружинин, В.Н.Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин.
– М. : ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

13. Ильин, Е.П. Мотивы и мотивация / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – 512 с. – (Серия «Мастера психологии»).

14. Куликов, Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению / Л.В. Куликов. – СПб. : Речь, 1994. – 184 с.

15. Марищук, В.Л. Психодиагностическая беседа с элементами физиогномики. В 3 ч. Ч. 1 / В.Л. Марищук, Е.В. Сенопальников, С.С. Шестаков. – СПб., 1996. – 39 с.

16. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / под ред. Т.В. Корниловой. – М. : Форум, 1998. – 295 с.

17. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб. : Питер, 2004. – 268 с.

 

18. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / под ред.
А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб., 2000.

19. Плотницкая, М.Р. Стратегии самореализации личности при различных типах гендерной идентичности / М.Р. Плотницкая. – Петропавловск-Камчатский : КамГУ им. Витуса Беринга, 2008. – 159 с.

20. Попов, С.В. Визуальное наблюдение / С.В. Попов. – СПб. : Речь, 2002. – 320 с.

21. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова. – СПб. : Питер, 2003. – 560 с.

22. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования / под ред. К.М. Гуревича. – М. : Педагогика, 1981. – 232 с.

23. Психологическая диагностика / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисова. – М. : Изд-во УРАО, 2002 – 341 с.

24. Регуш, Л.А. Тренинг профессиональной наблюдательности / Л.А. Регуш. – Л., 1991. – 114 с.

25. Регуш, Л.А. Наблюдение в практической психологии / Л.А. Регуш.
– СПб. : Образование, 1998. – 23 с.

26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
– СПб. : Питер, 2000. – 712 с.

27. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности
/ Е.Т. Соколова. – М. : Изд-во МГУ, 1980. – 150 с.

 

 

Оглавление

Введение........................................................................................................... 3

1. Общее понятие о психологическом исследовании....................... 4

2. Понятийный аппарат психологического исследования............. 8

3. Методы исследования психологии................................................... 17

4. Наблюдение как метод научного исследования........................... 23

5. Эксперимент как метод
психологического исследования...................................................... 35

6. Анкетирование как метод психологического
исследования............................................................................................ 48

7. Беседа как метод психологического исследования................... 58

8. Тестирование как метод
психологического исследования...................................................... 65

9. Проективный метод психологического исследования.............. 72

10. Метод экспертной оценки как метод
психологического исследования.................................................... 80

11. Метод социометрических измерений
как метод психологического исследования............................... 86

12. Архивный метод как метод психологического
 исследования.......................................................................................... 94

Итоговое практическое задание........................................................... 100

Итоговый тестовый контроль............................................................... 103

Заключение................................................................................................... 119

Терминологический словарь.................................................................. 120

Приложение 1. Методика «Мотивация обучения в вузе»............................. 125

Приложение 2. Тест «Дом. Человек. Дерево».............................................. 128

Библиографический список.................................................................... 145

 

Учебное издание

 

ЛеженинаАнна Андреевна

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!