Плоды трудов апологетов на ниве христианства



Каждая школа и каждый апологет во II веке внесли значимый вклад в защиту христианства и историю Церкви. В особенности это касается философских истоков деятельности апологетов и вопроса взаимоотношения философии и апологетики. Так, например, Климент Александрийский из соответствующей школы значителен тем, что разрешил вопрос об отношении между христианством и философией, верой и наукой в смысле полного признания участия честного разума в делах веры[106]. По Клименту, нет знания без веры и веры без знания: вера нуждается в научном раскрытии и должна быть внутренне связана со знанием и снабжена доказательствами: «Послушное вере знание и вера, подкрепленная знанием, взаимно сопровождая друг друга, составляют благотворное согласие между собой»[107]. Климент опровергает язычество, увещевает к принятию христианства, излагает основы веры для новообращенных и пытается создать философию христианства для образованных людей. Поэтому Климент Александрийский, стремившийся научно и философски обосновать христианское богословие, может быть назван одним из родоначальников апологетики как науки.

В целом работы апологетов можно подразделить по адресатам, то есть по принципу, к кому в первую очередь были обращены эти работы.

Так, одним из первых противников христианства было иудейство, но во II веке после римского вторжения иудаизм ослаб, поэтому апологий против иудеев было мало. Все они (например, сочинения Аристона, Иустина) написаны в форме диалога, хотя это было скорее только литературной формой. Противоиудейская апологетика отличается от противоязыческой по своим задачам и содержанию: написаны они, чтобы утвердить христиан в правильной точке зрения на иудейство и его притязания[108]. Сохранились только три целых апологии, опровергающие иудейские ложные мнения о христианстве. Это обширная апология св. Иустина Мученика: «Разговор с иудеем Трифоном», сочинение Тертуллиана «Против иудеев» и труд св. Киприана «Свидетельство против Иудеев»[109]. В этих апологиях доказывается временное значение Закона, мессианство Иисуса Христа, а Ветхий Завет понимается как прообраз Нового[110]. Общая цель этих сочинений - доказать истину христианства на основании ветхозаветного учения, превосходство христианства перед завершившим подготовительную миссию иудейством и явление в лице Иисуса Христа истинного Мессии[111].

Многочисленнее и разнообразнее христианские апологии, написанные по причине гонений и нападений на христианство со стороны языческого мира[112]. В эпоху Антонинов, просвещённых императоров, именно к ним обращались апологеты со своими сочинениями (Кодрат, Аристид, Иустин, Афинагор), взывая к их чувству справедливости[113]. Другие апологеты ориентировались на общественное мнение (Татиан) с опровержением обвинений против христиан и критикой языческих заблуждений. Некоторые апологии были адресованы и отдельным лицам («Феофил Антиохийский к Автолику», «Послание к Диогнету», «Октавий» М. Феликса).

Существенное содержание этих апологий сводится к доказательствам несправедливости гонений на христиан, приглашению власти языческого мира к знакомству с верой христиан и борьбе с обвинениями христиан в безбожии через указание невидимого триединого Бога: Отца, Сына и Св. Духа (Иустина,Афинагор)[114]. Апологии показали христианскому миру не только основы христианской веры, но и ее чистоту, высоту нравственности, «доброе поведение христиан, их миролюбие, благотворительность, твердость в перенесении несчастий, любовь даже к врагам, добросовестность в исполнении обязанностей»[115].

Объяснялась в таких апологиях также несовместимость христианства с языческими обычаями и защищалось право на распространение учения. У Афинагора, Феофила и Татиана обличается идолослужение, доказывается недостаточность языческой философии для познания истины, а также божественное достоинство Иисуса Христа, как личного Слова (Логос) Отца, через Которое все сотворено (Татиан) и Которое было светом и для язычников, не имевших писанного откровения (Иустин, Афинагор). Христианство изображено в древних христианских апологиях как единственно истинная и достойная религия, которая в полном и совершенном виде являет то, что было истинно у древних философов и что содержалось в неполном виде в ветхозаветной религии. То есть апологии того периода представили современникам и наследникам представление о полноценности, самодостаточности и совершенности христианской веры.

По отношению к языческой культуре в целом можно увидеть некое различие между апологетами. В одних апологиях (Татиан) представлено отрицательное отношение к языческой философии, а в других апологиях (св. Иустин, Феофил, Афинагор) видны примирительные тенденции и стремление к синтезу: философия ценится высоко, а главной задачей апологетики становится не столько критика, сколько поиск сходных с христианством учений. Но, указывая на такое сходство, апологеты должны были и получить преимущество перед язычеством. Достигалось это, на примере работ св. Иустина, двояко[116]:

1) указывалось, что все сходные с христианством истины были почерпнуты философами у Моисея, из Ветхого Завета,

2) утверждалось, что истины эти обязаны своим происхождением действиям в языческом мире того Логоса, Который Сам и во всей полноте сообщил христианам истину, явившись во плоти на земле.

Таким образом, в апологетике впервые между Откровением и философией допускалось внутреннее сродство (в силу единства источника Божественного Разума)[117]. Во многом это заложило и дружественный настрой христианского учения как к философии, так и к науке, что немаловажно для Церкви, ее истории и развития.

Замечательно в деятельности апологетов не только их одновременная общность и различия (школы, получатели, методы), но и индивидуальный вклад каждого из мыслителей. К сожалению, апологии того периода настигла участь многих памятников - большая часть их погибла: от апологий Кодрата, Аристона, Мильтиада, Аполлинария, Мелитона остались одни названия или отрывки. Среди сохранившихся первое место по объему и по важности принадлежит произведениям св. Иустина. Прежде него написана была апология Аристида. После - «Речь против греков» Татиана, «Прошение о христианах» Афинагора, «Три книги к Автолику» Феофила. Также дошло до нас несколько анонимных сочинений: «Речь к эллинам», «Увещание к эллинам», «О единоначалии», «Послание к Диогнету», приписываемых св. Иустину. Перечисленные апологии написаны на греческом языке. К концу II в. появляется первая апология и на латинском языке: «Октавий» Минуция Феликса. Это только часть той обширной апологетической литературы, которая развилась в Церкви во II в., но и они имеют огромнейшее значение как одни из фундаментальных работ, на коих до сих пор строится христианская жизнь и вера.

Апологеты способствовали разработке ключевых понятий христианской веры, ставших неотъемлемой частью христианского самосознания. Так, Аристид в своей апологии указывает на истину бытия Бога, Творца всего, и первым предлагает философское определение понятия о Боге, как Высочайшем Существе, к Которому неприложимы ни тленность, ни изменяемость стихий, ни половые отличия, ни человеческие страсти и лишения, но Который представляет собою полноту совершенств, не требует жертв и ни в чём не нуждается[118]. В содержание понятия Бога Аристид добавил также признак нравственного совершенства: «в Боге нет ни гнева, ни ярости, заблуждения и забвения нет в Его природе, ибо Он - совершенная мудрость и ведение, и чрез Него всё существует»[119]. В конце своей апологии автор указывает на Страшный Суд, который через Христа придёт на весь Род Человеческий, и говорит о будущей жизни по Воскресении. Соединяя все эти пункты, можно увидеть довольно полную формулу Символа веры в апологетике Аристида[120].

С точки зрения философии полемики Аристида как раннего апологета просты, но недостаток философских влияний связана с преобладанием у Аристида нравственной точки зрения. Религию он ставит в тесную связь с нравственностью: пороки римского общества выводит из недостатков его религиозных верований[121]. Для доказательства истинности веры христиан он считает достаточным изображение их жизни. Только христиане, по его мнению, знают истинного Бога, правильно почитают Его, соблюдают заповеди, ведут чистую жизнь, во всём помогают друг другу, постятся и хвалят Бога. Полнее об образе жизни христиан Аристид предлагает прочесть самому императору в христианских книгах, чтобы тот убедился, что им ничего не вымышлено. Так Аристид подал тем самым нравственный ориентир новообращенным христианам и будущим поколениям христиан.

Из ранних апологетов использованием научно-методического аппарата и понятиями греческой философии пользуется мученик Иустин Философ, который в своих трудах использовал научно-методический аппарат и понятия, разработанные до него греческой философией. Благодаря этому облегчалось решение его задачи как апологета – сделать свои труды наиболее понятными античной публике и показать, что достижения греческой философии способствуют раскрытию содержания и защите христианства. Стиль творений Иустина характеризует архиепископ Филарет: «…святой Иустин был философом по духу своему; таков он был в жизни; таков он и во всех сочинениях своих. Свои мысли он излагает не в той форме простого наставления, в какой излагают их мужи апостольские; он исследует, сравнивает, проверяет»[122].

Согласно его трудам[123]:

а) эллински образованный человек может принять и исповедовать христианство,

б) христианство - более высокое мировоззрение, чем язычество и иудейство,

 в) христианство есть завершение еврейской религии, а Христос - Тот Мессия, Которого евреи ждали на протяжении веков.

Иустин Философ первым высказал предположение, что Господь Бог вел человечество ко встрече Иисуса Христа двумя путями: первый путь - путь еврейского народа, которого Бог готовил как избранный народ, а через него -и все человечество к встрече пришествия в мир Иисуса Христа; второй путь - это путь всего человечества через греческую философию[124].

Иустину принадлежит учение о Логосе как вывод из учения о Боге, «пребывающем выше небес, находящимся выше мира»[125]. Логос у Иустина - это мысль и выражение мысли в слове, посредник между Богом и миром. Иногда называет также Логос Ангелом. Он вводит еще и понятие Святого Духа, носителем которого был Христос. Среди его наследия также можно назвать учение об ангелах и демонах, о грехе и злых духах, которых он связывал с язычеством. Ему же принадлежит утверждение о том, что человеку дана бессмертная душа и свобода воли (как и ангелам), тесно связанная с разумом.

У Иустина были ученики и последователи, но пути многих из них разошлись: они по-разному стали относиться к философии и античной культуре. Например, Татиан резко отрицательно относился ко всей греческой культуре, связывая христианство с полным разрывом с греческой культурой и упрекая эллинов в том, что они лишили себя истинной мудрости, а античную философию - в безнравственности. Догматическое же учение близко к трудам учителя, говорящее о Боге и Логосе, о разумной душе человека, которая не может существовать вне тела, и Духе Божьем, обитающем в человеке. Также Татиан писал о грехопадении человека, когда грех удалил Дух по той причине, что люди приняли сатану за Бога[126].

Другой последователь Иустина Философа, Афинагор, напротив, обращен к греческим авторам и одним из первых пытается дополнить веру разумом, а Откровение - принципом доказательства. Ему принадлежит первое в истории христианства теологическое «дедуктивное доказательство», направленное против языческого многобожия: Бог по самому своему понятию есть существо беспредельное всеохватывающее, следовательно, Он должен быть один[127]. В работах Афинагора разработана ангелология, которая сводится к тому, что мир ангельский сотворен Богом, ангелы бестелесны и разумны, являются «Служителями Божиими» и предназначены выполнять роль «частичных управителей», заботящихся о мире чувственном[128]. Демонология же Афинагора примечательна идеей падения ангелов. Человеческая же жизнь, по мнению Афинагора, подчинена «логосу» и «номосу» (закону), Промыслу Божию и действию диавола и его приспешников[129]. Афинагору принадлежит также защита учения о воскрешении и понятие «доказательные основания нашей веры»[130]. С почти юридической точностью Афинагор опроверг упреки против христиан и соединил свою полемику с обращением к любви, истине и справедливости императоров.

Таким образом, на примере рассмотренных выше апологетов, уже во II веке в христианском обществе четко определились два подхода к проблеме соотношения знания и веры. Ими также внесен существенный вклад в решение проблемы взаимоотношений христианства и веры, веры и государства и многих других.

Например, критике язычества посвящена работа «Три слова к эллину Автолику о вере христиан» Св. Феофила Антиохийского, изобличающая нелепости языческих культов и положительно раскрывающая основы христианского вероучения. В этом апологет близок точке зрения Татиана. Феофил стал также первым христианским писателем, который употребил понятие «Троица» (на Западе это понятие чуть позже употребил Тертуллиан), говорят о ней как о Боге, Его Слове и Его Премудрости[131]. Также мыслителем доказывалась древность и достоверность библейского сказания. Немаловажно, что и Феофилом утверждается высокое нравственное достоинство религии.

Св. Мелитоном Сардийским в своей апологии коснулся вопроса взаимоотношений не просто с язычеством, а с языческой властью: он предвидел союз империи и христианской Церкви[132]. Ему же принадлежит сочинение «О крещении», защищавшее таинство крещения и говорившее о нем в «космической перспективе», то есть утверждавшее бесспорную важность крещения. Как и многие апологеты, Мелитон говорит о Христе как о Боге и совершенном Человеке. Четкость терминологии данного апологета знаменует значительный прогресс христологии того времени.

Нельзя не вспомнить и такой диалог, как «Октавий» Минуция Феликса, который был написан при императоре Коммоде (180-192). Он подобен цицероновским диалогам, но дух и содержание диалога уже христианские: поиск истины для Минуция Феликса заканчивается принятием веры[133]. Следуя античной традиции, автор диалога дает возможность нелицеприятно высказаться как христианской, так и языческой партии диалога - случай исключительный для раннехристианской литературы. Отвечая на обвинения Цецилия против христиан, Октавий-Минуций отстаивает чистоту и духовность христианской морали, политическую лояльность христиан, их готовность к мученичеству во имя веры[134]. Аморализм религиозной и гражданской жизни языческого мира он напротив критикует. Античные и библейские представления переплетались в диалоге Минуция Феликса во имя достижения главной для него цели - доказательства того, что христианство не противоречит почитаемому римлянами разуму и что христиане - наследники античных философов. Своей апологией Минуций Феликс сближает христианство с античной культурой и пытается от конфликта прийти к миру, что до сих пор является одной из основ христианской культуры.

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, выйдя, как и Минуций, из латинской риторической школы, напротив, не воспринял ни цицероновского отношения к философии, ни его высокой оценки просвещенного разума. Тем не менее, его наследие представляет огромный вклад в христианское предание: он положил начало латинской патристике и церковной латыни - языку средневековой западной мысли, написал более 40 трактатов и выразил концепцию Троицы.Как юридически образованный человек, в своем «Апологетическом трактате» он доказывает, что преследование христиан со стороны государства не оправдывается законами самого государства. А свой трактат «О крещении» он направил против Квинтиллы, который учил, что крещение не является необходимостью. У Тертуллиана также впервые встречается объяснение монограммы ИХТИС, состоящей из начальных букв титула Иисус Христос Tе`уИ`осСот`ир (Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель)[135]. Слово ИХТИС по-гречески означает «рыба», а рыба, которая в раннехристианском искусства была символом Христа, живет в воде, что также в апологии Тертуллиана служит аргументом в пользу крещения.

В сочинении «О свидетельствах души» Тертуллиан утверждает, что природная, не приобщенная к культуре душа человека есть христианка, так как ей изначально близки христианские истины и образ Бога. Тертуллиан объясняет, что Христос избрал для своей проповеди не софистов и философов, а простых рыбаков, потому что «те, кто неумудрен и прост, больше годны для обращения, чем те, кто побывал в школах и библиотеках»[136]. Под верой он всегда понимал «чистую веру» без примеси рационализма.

Тертуллиан внес большой вклад в процесс распространения христианства среди образованных слоёв римской публики. Показательным до сих пор остается мастерское владение пером Тертуллиана, его темперамент, живой стиль, афоризмы и неологизмы - все это стало ценным наследием и примером для многих писателей. Средние века приписали Тертуллиану также максиму: «Credo quia absurdumest» (Верую, ибо абсурдно), которая вдохновляла теологов, выступавших в защиту концепции чистой веры[137].

Огромная заслуга Тертуллиана заключается в том, что он впервые употребил выражения, которые прочно вошли в православное троичное богословие. Он писал, что Сын обладает той же сущностью, что и Отец, что Дух Святой исходит от Отца через Сына, что Отец, Сын и Дух Святой обладают одной божественной природой. То же самое можно сказать и о его христологии: его описание Христа почти совпадает с халкидонским вероопределением: «...в Иисусе Христе соединились Бог и человек, ... Бог жил среди людей как человек, чтобы человек научился жить божественной жизнью».[138]

Он уделил много внимания вопросам нравственности, дал картины семейной жизни того времени, с которыми было бы полезно познакомиться и в наше время. А это значит, что плоды трудов апологетов неизмеримо ценны и актуальны по сей день. Апологии II века – это великое наследие для всех последующих церковных деятелей, несмотря на то, что обращены они были в первую очередь к противникам веры.

 Христианские апологеты отдали множество сил, времени и даже свои жизни для того, чтобы сблизить почти несовместимые поначалу мировоззрения и сделать понятным для другой культуры христианский мир. Во многом результатом их трудов стало обращение Римской империи и превращение ее в христианскую державу. Их учения обнаруживают сильное сходство, несмотря на различия, потому что главным принципом для апологетов было чувство единства, направляющего Церковь. Именно апологеты раскрыли глубины Священного Писания, объяснили суть христианства, показали, как надо относиться к наукам, светской (языческой) культуре и взаимодействовать с ними ради христианства. Их опыт особенно ценен сейчас, когда Церковь окружает атеистический мир.

Таким образом, среди множества заслуг и плодов деятельности апологетов можно назвать:

· Разработку ключевых понятий и терминологии христианского учения, а значит фундаментальное значение защиты христианства в становлении науки апологетики и христианского учения в целом;

· Существенный вклад в развитие христологии, триадологии, ангелологии, этика христианства;

· Разрешение вопросов взаимоотношения христианства с философией, наукой, другими религиями и государством;

· Пример блестящего владения словом и пером.

Современный богослов-апологет многому может научиться у древних апологетов христианства, их самоотдаче, пламенности, энергии, искренности и бесстрашию, с какими те выступали в защиту христианства. Сама методология, способы и средства, приемы древних апологий до сих пор впечатляют читающих. Древние христианские апологии важны для нас, как ценные памятники деятельности древней церкви, имеющие великое значение в развитии христианско-богословской мысли и в подготовительной истории науки основного Богословия. В них глубоко и верно схвачен внутренний мир человека, а это значит, что независимо от места и времени, общечеловеческое значение их не потеряется, пока люди верят. Своему плодотворное влияние на развитие христианско-апологетической письменности древние апологии не теряют уже около двух тысяч лет.

 

Заключение

Апологетика появилась тогда, когда иудеи и язычники стремились унизить и уничтожить христианство, претендовавшее на абсолютное значение и набиравшее силы, при этом используя самые несправедливые средства. Исключительное отношение к христианству стало следствием исключительности самого христианства. На долю христиан пало бесправное положение в обществе, клевета, суды, преследования, доносы и казни. Материальная борьба с могучим Римом была невозможна в силу малочисленности христиан и их моральных принципов, поэтому способом борьбы и защиты стала литература и собственная жизнь и знания защитников христианства.

Опровергая клевету, необходимо было доказать значимость и полезность новой религии, способной укрепить моральные и нравственные устои общества. Апологии и стали формой обращения к общественному мнению противников. Они знакомили с христианством и разрушали предрассудки и предубеждения против христиан. Среди авторов были философы и юристы, принявшие христианство и обладавшие знанием литературы, законов, красноречием и диалектикой. Начиная с апологетов, христианство обретает защиту и силу разума, фактов и логики. Представления о Боге и добродетели, к которым приходили эти пытливые умы, открывали им и их слушателям путь к христианскому учению. Странствующие философы привнесли свой опыт борьбы и умение произносить пламенные речи с литературными навыками на благо христианской веры.

Апология через обращение к самым образованным из язычников пыталась приспособить их взгляд к тому, о чем свидетельствовала кровь мучеников, чей подвиг преумножал христианское слово до высшего смысла. Христианами, а тем более их защитниками, не рождались, а становились, разочаровавшись в язычестве и философии. Принятие христианства с опасностью для своего положения в обществе и для жизни в целом, а после бесстрашная защита принятой веры стали величайшей заслугой апологетов того времени. Своим личным примером христиане создали нравственное основание существования христианства в мире, и любое их выступление было всегда большим, чем ораторское мастерство и мудрость мысли.

Апологетика II века имела огромное значение для всей последующей истории христианства, так как апологеты не только верно поняли задачи своего времени, но и увидели перспективу синтеза христианства и языческой культуры. Из жизни и деятельности апологетов того времени видно, что они были великими учителями, мучениками, проповедниками, писателями, защитниками и мыслителями. Именно они раскрыли глубины Священного Писания, объяснили суть христианства, показали, как надо относиться к науке, обществу и взаимодействовать с ними ради христианства.

Изучив деятельность апологетов II века, можно прийти к выводу, что апологии в обширном единении дают вполне ясный ответ на поставленный христианскому миру вопрос об Истине. Если в языческой философии истина - это абстрактная идея, призванная удовлетворить физические и интеллектуальные запросы человека, то в христианстве Истина - это Сам Христос. Изучение целей и задач апологетики II века приводит нас к заключению, что предметом и объектом только христианской религиозной веры в отличии от «веры всех народов» является Бог.

Первоначально зная христианство только по слухам, язычество запятнало новую веру различными пороками и преступлениями, но, узнав его поближе, убедилось в несостоятельности подобных характеристик. К концу III века различная клевета на христианство прекратилась, что объясняется изменением взглядов и отношения язычников к христианству. Во многом причиной подобных изменений стала апологетическая литература и жизнь самих апологетов, настойчиво свидетельствовавшие о безупречности христианского учения. Смелость и самоотверженность защитников христианства стали также и средством ободрения христиан, окруженных врагами. Теперь они уже были не одни и не были оставлены в несчастье, в условиях, в которых невозможно было существовать морально, социально, юридически и физически. Апологеты подавали пример мужества и помогали перенести все несчастья.

Помимо морального значения, апологетика имела и научно-догматическое значение, так как именно апологеты потрудились над раскрытием догматов и разработкой вопросов об единстве Божием, о Боге как Творце, о Божестве Иисуса Христа, о воскресении мертвых, Страшном Суде, Святой Троице и многом другом.

Ответ христианства на языческие и иудейские учения и нападки, которые влияли на жизнь каждого человека, пришедшего к учению Христа, рождается из опыта, который был у апостолов, который есть у Церкви, и который стал доступен каждому христианину. Апологетика, начавшая собой новый этап христианской истории, когда Церковь вступила в активную борьбу с античным миром, имела высшее значение для современных ей религий и сохраняет его до сих пор в виде величайшего примера и наследия.

    Сейчас апологетика представляет интерес как памятник, свидетельствующий о состоянии языческого и христианского мира того периода, их взаимоотношениях и судьбах. Древняя апологетика непосредственно связана с современной христианской культурой, предоставляя этический, научный, философский, стилистический пример и фундамент в борьбе с противниками христианства. Современный апологет может заимствовать приемы и методы, возражения и аргументы против неверия и отрицания, которые не теряют свою актуальность.


 

Список использованных источников и литературы:

Источники:

1. Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. 299 с.

2. Каледа Г., прот. История апологетики. [Электронный ресурс]. Электрон., текст. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/istorija-apologetiki/ (дата обращения: 25.02.2018).

3. Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. 189 с.

4. Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. 349 с.

 

Литература:

5. Библия. М.: Российское Библейское общество. 2006. 2152 с.

6. Алексеев А. Фемистокл и Аристид// Наука и жизнь. 2013. № 7. С. 81-88.

7. Андреев И. М. Православная апологетика. (Краткое конспективное изложение курса лекций, читанных в Св.-Троицкой Духовной Семинарии). М.: Издательство Сретенского монастыря. 2006. 192 с.

8. Вдовиченко А.В. Раннехристианские апологеты II-IV веков. Переводы и исследования. М.: Ладомир. 2000. 189 с.

9. Гусев Д. В. Чтения по патрологии: Период христианской письменности с половины II и до начала IV века. Казань. 1898. 280 с.

10. Гусев Д.А., Рябов П.В. Великие философы. М.: Астрель. 2005. 464 с.

11. Епифанович С.Л. Лекции по патрологии. СПб.: Воскресение. 2010. 608 с.

12. Зеньковский В.В.,прот. Апологетика, М.: Лепта-Пресс, 2004, 544 с.

13. Казаков М.М. Рим на пути от язычества к христианству. Алтарь Победы // Вестник древней истории. 1995. № 4. С. 25-38.

14. Казаков М.М. Толерантность и нетерпимость христиан и язычников // Известия Смоленского государственного университета. 2012, № 3 (19). С. 41-56.

15. Каледа Г., прот. Библия и наука о сотворении мира // Альфа и Омега. 1996. № 2. 1997. С. 10-18.

16. Клавдиан (Ларьков) архим. Хранители Древнего Благочестия. Тула: Астра Принт. 2010. 384 с.

17. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. [Электронный ресурс]. Электрон., текст. URL: http://dugward.ru/library/lebedev_a_p/lebedev_a_p_epoha_goneniy.html (дата обращения: 22.02.2018).

18. Можейко П.П. Христианские апологеты в языческом культурном ареале (заметки о христианской философии эпохи патристики на примере Тертуллиана и Климента Александрийского) // Философские науки. 2008. № 2. С. 43-47.

19. О Ключах Христовой церкви. Апология о Церкви. Трехдневная беседа на Святую Пасху (конволют). М.: Огни. 1993. 350 c.

20. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Издание Сретенского монастыря. 2006. 187 с.

21. Попов И.В. Патрология. Краткий курс. М.: Издательство Учебного комитета Русской Православной Церкви. 2003. 288 с.

22. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб. 1884. [Электронный ресурс]. Электрон., текст. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhdestvenskij/hristianskaja-apologetika-kurs-osnovnogo-bogoslovija/ (дата обращения: 27.02.2018).

23. Столяров А. А. Патрология и патристика. М.: Канон. 2001, 120 с.

24. Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Апологетика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/75696.html (дата обращения: 02.03.2018).

25. Вальяно М.В. Основы философии. М.: Дело и Сервис. 2012. - 544с.

26. Васильев П. П. Основное богословие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. - 1890 - 1907.

27. Габинский Г.А. Теология и чудо. М.: Мысль. - 1978. – 236 с.

28. Осипов А.И.: Путь разума в поисках истины. М.: Сретенский монастырь. - 2004. – 25 с.

29. Спасский А. Эллинизм и христианство. СПб.: Издательство Олега Абышко. - 2006. - 360 с. Светлов П.Я., прот. Курс апологетического богословия. Пособие студентам к повторению догматико-апологетического курса лекций по богословию. Киев: Тип. С. В. Кульженко. 1900. - 426 с.

30. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V - начало VII века). М.: Наука. - 2012. - 320 с.

 

 


[1]Каледа Г., прот.Библия и наука о сотворении мира // Альфа и Омега. 1996. № 2. 1997. С. 12.

[2] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства., СПб.: Сатисъ, 2007., С. 28-29.

[3]Андреев И. М. Православная апологетика. (Краткое конспективное изложение курса лекций, читанных в Св.-Троицкой Духовной Семинарии). М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006, С. 25.

[4]Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Апологетика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/75696.html (дата обращения: 02.03.2018).

[5]Каледа Г., прот. Библия и наука о сотворении мира // Альфа и Омега, 1996. № 2. 1997. С. 15.

 

[6]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 38.

[7]Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Апологетика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/75696.html (дата обращения: 02.03.2018).

[8] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С. 47.

[9] Столяров А. А. Патрология и патристика. М.: Канон. 2001. С. 87

[10]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 148.

[11] Там же, С. 150.

[12]Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 137.

[13]Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 139

[14] Гусев Д. В. Чтения по патрологии: Период христианской письменности с половины II и до начала IV века. Казань. 1898. С. 56.

[15]Андреев И. М. Православная апологетика. (Краткое конспективное изложение курса лекций, читанных в Св.-Троицкой Духовной Семинарии). М.: Издательство Сретенского монастыря. 2006. С. 27.

[16] Столяров А. А. Патрология и патристика. М.: Канон. 2001. С. 21.

[17]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 148.

[18]Епифанович С.Л. Лекции по патрологии. СПб.: Воскресение. 2010. С. 57.

[19]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 150.

[20]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 151.

[21] Попов И.В. Патрология. Краткий курс. М.: Издательство Учебного комитета Русской Православной Церкви. 2003. С. 37.

[22] Столяров А. А. Патрология и патристика. М.: Канон. 2001. С. 88.

[23]Там же. С. 89.

[24] Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб, 1884. [Электронный ресурс]. Электрон., текст. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhdestvenskij/hristianskaja-apologetika-kurs-osnovnogo-bogoslovija/ (дата обращения: 27.02.2018).

[25] Там же.

[26] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ. 2007. С. 40.

[27]Там же. С. 41-45.

[28] Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 139.

[29] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ. 2007. С. 46.

[30] Там же.

[31]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 137.

[32] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ. 2007. С. 39.

[33] Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 138.

[34] Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 140.

[35]Епифанович С.Л. Лекции по патрологии. СПб.: Воскресение. 2010. С. 68.

[36] Там же, С. 70.

[37] Столяров А. А. Патрология и патристика. М.: Канон. 2001. С. 89.

[38] Там же, С.92.

[39] Попов И.В. Патрология. Краткий курс. М.: Издательство Учебного комитета Русской Православной Церкви. 2003. С. 36. 

[40] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С. 10

[41] Там же.

[42] Там же, С. 15.

[43] Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб. 1884. [Электронный ресурс]. Электрон., текст. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhdestvenskij/hristianskaja-apologetika-kurs-osnovnogo-bogoslovija/ (дата обращения: 27.02.2018).

[44] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С. 13.

[45] Там же.

[46]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 150.

[47] Там же, С. 152.

[48] Вдовиченко А.В. Раннехристианские апологеты II-IV веков. Переводы и исследования. М.: Ладомир. 2000. С. 35.

[49] Там же, С. 42.

[50] Там же, С. 45.

[51] Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огн., 1996. С. 137.

[52] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С. 17.

[53] Там же, С. 18.

[54] Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб, 1884. [Электронный ресурс]. Электрон., текст. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhdestvenskij/hristianskaja-apologetika-kurs-osnovnogo-bogoslovija/ (дата обращения: 27.02.2018).

[55] Вдовиченко А.В. Раннехристианские апологеты II-IV веков. Переводы и исследования. М.: Ладомир. 2000. С. 41.

[56] Там же.

[57] Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 138.

[58] Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 139.

[59] Вдовиченко А.В. Раннехристианские апологеты II-IV веков. Переводы и исследования. М.: Ладомир. 2000. С. 42.

[60] Там же. С. 44.

[61]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 78.

[62] Вдовиченко А.В. Раннехристианские апологеты II-IV веков. Переводы и исследования. М.: Ладомир. 2000. С. 49.

[63] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С. 22.

[64] Там же.

[65] Вдовиченко А.В. Раннехристианские апологеты II-IV веков. Переводы и исследования. М.: Ладомир. 2000. С. 54.

[66] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С. 23.

[67]Епифанович С.Л. Лекции по патрологии. СПб.: Воскресение. 2010. С. 65.

[68] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С.112

[69] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С., С. 121

[70] Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. [Электронный ресурс]. Электрон., текст. URL: http://dugward.ru/library/lebedev_a_p/lebedev_a_p_epoha_goneniy.html (дата обращения: 22.02.2018).

[71] Там же.

[72] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С.115

[73] Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. [Электронный ресурс]. Электрон., текст. URL: http://dugward.ru/library/lebedev_a_p/lebedev_a_p_epoha_goneniy.html (дата обращения: 22.02.2018).

 

[74] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С.117.

[75] Там же, С. 143.

[76] Там же, С. 77

[77]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 143

[78] Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 157

[79]Епифанович С.Л. Лекции по патрологии. СПб.: Воскресение. 2010. С. 79.

[80]Епифанович С.Л. Лекции по патрологии. СПб.: Воскресение. 2010. С. 78.

[81]Андреев И. М. Православная апологетика. (Краткое конспективное изложение курса лекций, читанных в Св.-Троицкой Духовной Семинарии). М.: Издательство Сретенского монастыря. 2006. С. 88.

[82] Там же.

[83] Там же. С. 90.

[84] Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. [Электронный ресурс]. Электрон., текст. URL: http://dugward.ru/library/lebedev_a_p/lebedev_a_p_epoha_goneniy.html (дата обращения: 22.02.2018).

[85]Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 140.

[86]Каледа Г., прот. История апологетики. [Электронный ресурс]. Электрон., текст. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/istorija-apologetiki/ (дата обращения: 25.02.2018).

[87] Попов И.В. Патрология. Краткий курс. М.: Издательство Учебного комитета Русской Православной Церкви. 2003. С. 42.

[88]Там же. С. 44.

[89]Попов И.В. Патрология. Краткий курс. М.: Издательство Учебного комитета Русской Православной Церкви. 2003. С. 46.

[90] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С. 77

[91] Попов И.В. Патрология. Краткий курс. М.: Издательство Учебного комитета Русской Православной Церкви. 2003. С. 54

[92] Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 189

[93] Попов И.В. Патрология. Краткий курс. М.: Издательство Учебного комитета Русской Православной Церкви. 2003. С. 57

[94] Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 207

[95] Там же, С. 208

[96]Там же, С. 225

[97] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С. 121

[98]Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С. 122

[99] Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 253

[100] Там же.

[101] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С. 112

[102] Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 256.

[103]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 260

[104]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г., С.268

[105] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С. 141

[106] Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб, 1884. [Электронный ресурс]. Электрон., текст. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhdestvenskij/hristianskaja-apologetika-kurs-osnovnogo-bogoslovija/ (дата обращения: 27.02.2018).

[107] Там же

[108]Епифанович С.Л. Лекции по патрологии. СПб.: Воскресение. 2010. С. 134.

[109] Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб, 1884. [Электронный ресурс]. Электрон., текст. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhdestvenskij/hristianskaja-apologetika-kurs-osnovnogo-bogoslovija/ (дата обращения: 27.02.2018).

[110]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 267.

[111] Там же.

[112] Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб, 1884. [Электронный ресурс]. Электрон., текст. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhdestvenskij/hristianskaja-apologetika-kurs-osnovnogo-bogoslovija/ (дата обращения: 27.02.2018).

[113]Епифанович С.Л. Лекции по патрологии. СПб.: Воскресение. 2010. С. 135.

[114] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С. 45.

[115] Там же.

[116] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С. 47.

[117]Каледа Г., прот. История апологетики. [Электронный ресурс]. Электрон., текст. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/istorija-apologetiki/ (дата обращения: 25.02.2018).

[118]Каледа Г., прот. История апологетики. [Электронный ресурс]. Электрон., текст. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/istorija-apologetiki/ (дата обращения: 25.02.2018).

[119] Там же.

[120]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 161.

[121] Там же., С. 162.

[122]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 176.

[123] Там же., С. 176-178.

[124]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 186.

[125] Попов И.В. Патрология. Краткий курс. М.: Издательство Учебного комитета Русской Православной Церкви. 2003. С. 46.

[126] Там же., С.60.

[127]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 222.

[128] Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 221

[129]Там же. С. 224

[130]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 224.

[131] Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 237

[132]Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 249

[133] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С. 177.

[134] Там же., С. 179.

[135] Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатисъ, 2007. С.140

[136] Там же., С. 170.

[137]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 274.

[138]Киприан (Керн) архим. Патрология. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского. 2004 г. С. 284.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 503; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!