Глава 2. Проблематика апологетики II века



Неблагоприятные условия для жизни христиан

Апологетическая деятельность древней церкви была направлена, главным образом, против внешних врагов христианства, создавших самые неблагоприятные условия для его существования. С самого начала положение христианства и его последователей было непростым и во многом опасным. Сам Божественный Основатель христианства умер на кресте жертвою ненависти иудейских законников и фарисеев, которые не приняли новый дух христианской проповеди. Не лучшее отношение претерпевали и апостолы. В Иерусалиме апостола Петра и его соратников заключили в темницу, и потом, по проискам иудейских священников, подвергли побоям[39]. Этому подвергся и апостол Павел за проповедание имени Христова, на которое иудеи отвечали криками: «Истреби от земли такого, ибо ему не должно жить»[40]. Ненависть врагов христианства распространялась не только на апостолов, но и на всех последователей веры. Первый христианский мученик Стефан стал жертвой иудейской ненависти. Призванный в синедрион, он произнес пламенную защитительную речь, которые ослепленные яростью противники не услышали, а затем побили его камнями, как хулителя Бога и Моисея[41]. Мученики в самозащите христианства впереди всех, и их непреклонная твердость в христианской вере, запечатление убеждений своей кровью производили неотразимое влияние. «Sanguis martyrum – semen Christianorum (кровь мучеников - семя христиан)», - так кратко, но сильно выразил эту мысль Тертуллиан[42].

Трудно недооценить весь ужас положения христиан, особенно во II веке: каждый член Церкви знал, что один донос на него влек за собой смерть. Вступая в христианскую общину, человек практически попадал в камеру смертников, где наказание в любой момент могло привестись в исполнение. В первые два столетия жизнь Церкви измеряется кровью преданных своей вере христиан. При распространении христианства мученичество первых веков имело решающее значение. Некоторые из апологетов приняли мученическую смерть или стали исповедниками. Апология, как явление словесной проповеди, через обращение к самым образованным из язычников пыталась приспособить их взгляд к тому, о чем свидетельствовала кровь мучеников. Величие их подвига преумножало христианское слово до высшего смысла.

Величие жизни и деятельности христиан тем больше, чем грубее и ожесточеннее проявляло себя языческое общество, создавая немыслимые для существования условия жизни христиан и развития новой веры. Язычество же боролось с христианами разными средствами[43]. Изначально противники относились к ней с высокомерием и пренебрежением, а после значительного распространения христианства язычество объявило новую веру вредной сектой, несущей в себе опасность для власти и религии Рима. Христианство отныне не имело права на законное существование и встретило на своем пути грубую силу и насилие, которыми язычники пытались подавить и уничтожить растущую духовно и количественно веру, добавляя к этому красноречивые доводы именитых философов и общественных деятелей против христианства. Именно на время жестоких преследований приходятся первые христианские апологии, когда христиане были вынуждены защищать естественное право на существование церкви.

После иудейского восстания, когда права иудеев стали ограничены римской властью, они, потеряв возможность преследовать христиан, в бессильной злобе стали прибегали к постыдному средству – к клевете и подстрекательству римских властей и народа. По свидетельству св. Иустина Философа, иудеи «послали избранных людей из Иерусалима во всю землю разглашать, будто явилась безбожная ересь христианская, и распространять клеветы против христиан, которые обыкновенно повторяют все незнающие христианства»[44]. Обвинения эти были нелепыми и тяжкими одновременно: например, будто бы христиане на тайных собраниях приносили в жертву младенцев, смешивали их кровь с медом и ели эту пищу, что они предавались оргиям на своих ночных собраниях и т.д. Непонятная и малознакомая религия, набиравшая силу, в то время могла вызывать лишь домыслы и клевету.

По­яв­ле­ние апо­логий бы­ло выз­ва­но стрем­ле­ни­ем хрис­ти­ан за­щитить се­бя как от подобных слухов, так и от указов власти. Таков был, например, эдик­т Тра­яна (11-3 г.), согласно которому при­над­лежность к хрис­ти­анс­тву (nomenipsum - са­мое ис­по­веда­ние име­ни хрис­ти­ан­ско­го) дол­жна быть наказана смертной казнью[45]. Переписка Траяна с Плинием свидетельствует о том, что христианам ставилось в вину двойное преступление - ос­кор­бле­ние го­сударс­твен­ной свя­тыни и дер­зкое не­пови­нове­ние за­конам и не­поч­те­ние им­пе­рато­рам, что строго преследовалось римским законодательством[46]. Помимо этого, христианство попадало в категорию недозволенных согласно закону о тайных сообществах. Карались христиане тогда, когда появлялся обвинитель и сами они признавали себя таковыми. Из писем Плиния можно узнать о тех мерах, которым подвергали христиан[47]. Тех, кто на основании доноса подозревался в христианстве, наместник спрашивал, христиане ли они, а сознавшихся он спрашивал во второй и в третий раз, уже пригрозив казнью. Тех, кто упорствовал, он отводил на казнь. Император одобрял эти действия и подтверждал необходимость преследовать христиан, при этом доказательства были не нужны, достаточно было лишь узнать, что подозреваемый - христианин. Отсюда можно сделать вывод, что для римской власти не было важно, что исповедуют подданные, но принципиально было то, насколько упорна и неустрашима позиция подобных сообществ, а значит и насколько велика их угроза для государства. Правление Траяна стало эпохой мучеников и исповедников, среди которых, например, приняли свою мученическую смерть епископ Игнатий Антиохийский, епископ иерусалимский Симеон и Климент, епископ Римский[48]. 

Римские правители, конечно же, значительно повлияли на судьбы и деятельность апологетов и христиан в целом, чьи условия жизни и деятельности были крайне неблагоприятны и опасны. При этом правителе был издан указ, по которому христиане были подвергнуты гонению и отданы в жертву всем проходимцам и клеветникам[49]. Послания церквей лионской к церквам асийским и фригийским говорят о положении христиан в тот период и о том, что они были лишены всяческих гражданских прав.

То есть став христианином, человек лишался любых прав, но приобретал абсолютно нечеловеческую ответственность и вину перед римским обществом. Горожане их притесняли, способствовали арестам, а тех, кто был тверд в своей вере, казнили мечом, отправляли к зверям, а отступников (коих было мало, особенно в сравнении с теми, кто стоял за свою веру до последнего вздоха) отпускали на свободу[50]. У Евсевия говорится: «Взятые под стражу при начале гонения и отрекшиеся от Христа были также заключаемы в тюрьму и претерпевали мучения; отречение не приносило им никакой пользы. Исповедавшие себя тем, чем они были, - христианами, заключаемы были как христиане, не обвиняясь ни в чем более, напротив, отрекшиеся содержались как человекоубийцы и беззаконники»[51].

В царствование Марка Аврелия поощрялись доносы на христиан и привлекались к суду даже те, кто скрытно был христианином, а скрываться приходилось в силу множественных гонений и жестокостей. Доносчики не просто способствовали поимке последователей преступной веры, но и получали вознаграждение, представлявшее собой имущество обвиняемого[52]. Языческие власти заставляли слуг христиан доносить на них, и слуги (язычники), боясь наказания, наговаривали на господ своих невероятные вещи. Мелитон Сардийский замечает, что подвергались христиане и грабежам: «Бесстыдные доносчики и искатели чужого, находя в указах повод, явно разбойничают днем и ночью, разграбляя жителей ни в чем неповинных»[53]. При Марке мученическая кончина настигает величайшего деятеля апологетики Иустина Философа и его учеников.

Со времени правления Марка Аврелия сохранилось множество мученических актов, а также свидетельства о множественных гонениях и казнях. Из апологии Иустина Философа известно, что при Антонине Пие в Риме приняли смерть несколько христиан, в частности был подвергнут сожжению епископ Поликарп Смирнский[54]. Известным исповедником веры Христовой был римский военачальник Евстафий Плакида, которого обезглавили вместе с женой-христианкой, несмотря на его блестящую воинскую службу, что говорит о том, что заслуги перед империей сравнивались с нулем, если человек находил себя в новой и запрещенной религии.

Тот же период известен историей юных мучениц, которых звали Вера, Надежда, Любовь, а также матери их Софии. Тогда же пострадали святые мученики Флор и Лавр. Это многократно подтверждает, что быть христианином и особенно нести знание о Боге в народ, было достаточно для вынесения смертного приговора. Осуществлялось это при множестве обвинителей и без адвокатской поддержки, на которую имели по закону право обычные граждане (язычники).

В принятии мученической кончины прославились Санкт и Бландина Лионские, которая страдала под ударами бичей, под челюстями зверей, на разожженной сковороде, затем была опутана сетью и брошена волу и от таких мучений скончалась. «Бландина, - говорят акты, - исполнилась такой силы, что самые мучители ее, сменявшие друг друга и всячески мучившие ее с утра до вечера, наконец утомились, изнемогли и признали себя побежденными, потому что не знали уже, что более делать с нею»[55]. Акты также замечают, что язычники не ограничились истязаниями и казнями мучеников, они издевались и над самими трупами их. Умерших в темнице язычники бросали собакам и стерегли от желающих захоронить останки, которые затем выставлялись напоказ, сжигались и рассеивались по реке: «И это делали язычники для того, чтобы мученики не имели надежды на воскресение. Теперь посмотрим, говорили они, воскреснут ли они и возможет ли Бог помочь им»[56]. Сами же мученики, несмотря на все неблагоприятности, негодовали, когда их так называли, говоря, что они просто слабые и смиренные исповедники.

Уникальным церковно-историческим документом, относящимся ко временам гонения Марка Аврелия, служат мученические акты Лионских и Вьеннских христиан в Галлии 177-го года[57]. Они описывают народную ненависть к христианам и говорят о всей бедственности их положения в обществе: «Мало того, что для нас закрыт был вход в дома, бани, народные площади, нам нельзя было показываться в каком бы то ни было месте»[58]. Публика негодовала при появлении христиан, прибегала к побоям, бросала в них камнями, не чуралась грабежей. Фактически христианину было попросту невозможно спокойно существовать, затруднительным было даже простое появление на улицах, несмотря на то, что он не приносил совершенно никакого вреда и исповедовал свою веру скромно и тихо.

При Коммоде Антонине положение христиан несколько улучшилось: гонения уже не санкционировались властью, тем не менее, законодательство позволяло наместникам преследовать христиан. К этому периоду относится казнь в Карфагене исхлисских мучеников, а также страдания христианина Аполлония, произнесшего в сенате блестящую речь в защиту христианства[59]. Однако слушавшие остались склонны к «древним законам» и осудили его.

Тертуллиан также упоминает несколько имен проконсулов в Африке, где ненависть к христианам была особенно велика и под страхом смерти запрещалось принимать христианство[60]. В своих апологиях он оспаривал обвинения, предъявляемые христианам, и утверждал, что они являются достойными гражданами и их преследования ожидает только неудача, потому что число христиан увеличивается каждый раз, когда власти начинают на них гонения[61]. Используя свои профессиональные знания, он доказывал сомнительность законов, на основании которых государство преследует Церковь, и показывал, что вероучение и моральные качества христиан более высокого порядка, чем у язычников. Быть христианином в то время – это испытывать беспощадную ненависть со стороны общества и подстрекаемой жрецами толпы, кричащей «Долой безбожников», «Долой христиан», «Христиан - львам, христиан на огонь!» во время народных празднеств, среди представлений цирка, а также по причине общественных несчастий, в которых также винили христиан[62]. Непогода, болезни, неурожай, любые политические и военные неудачи общество суеверно связывало с тем, что среди них есть представители чуждой веры, не разделявшие поклонения их богам и правителям. Толпа была слепой и безумной силой, которой уступали порой даже власти, позволяя им расправиться с ненавистными христианами.

Языческие празднования и развлечения шли рука об руку с мучениями и гонениями христиан. Христиане осуждались на казнь по причине их отказа приносить жертвы в честь императора, курить фимиам перед его статуей и приносить клятву его гению[63]. Отстранение же от государственных торжеств, нежелание принимать участие в любых общественных мероприятиях, которые имели большое значение для язычников, также вызывало преследования и жестокость. По словам Евсевия, мученики рассекаемы были бичами до самых глубоких жил и артерий, так что открывались взору даже внутренности; под них подстилали морские раковины и острые осколки; им растягивали ноги на деревянных колодах; их сажали на горячее железо, или прикладывали его к самым нежным частям организма; сажали в убийственные темницы, морили голодом, жгли на кострах, отдавали на съедение диким зверям и т.д.[64] Христиане становились не только жертвами, но и частью такого развлечения язычников, как цирк, в котором на них, беззащитных, натравливали диких зверей под восторг народа.

Неблагоприятными, а точнее жестокими и, казалось бы, невозможными для существования условиями были окружены христиане, особенно видные деятели, апостолы, епископы, апологеты того времени. С одной стороны, христиане подвергались стихийной ненависти толпы, а с другой стороны - суду, причем судить мог как собственно суд, так и администрация. Положение христиан зачастую зависело от личных воззрений на христианство местных начальников, от корыстолюбия доносчика, от настроения толпы и даже от того, насколько удачно живет языческое общество.

Таким образом, с политической, социальной, юридической и моральной точки зрения положение христиан было практически безнадежным и обрекающим их как минимум в бедственное и внезаконное существование, но чаще всего к нелепой клевете, суровому заточению, кровавым наказаниям и мучительным казням.

Апологеты же стали теми, кто не только наравне со всеми христианами готов был идти на костры и арены цирков, но и разумно, аргументированно, убедительно защитить свою веру от обвинений и наказаний, коих на первые века выпало великое множество.


 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 520; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!