Глава 1. Условия возникновения апологетики



Все состояния в мире языческом были больны, и каждое состояние еще имело свою болезнь, и все больные восстали на тех, кого послал Господь врачевать больной мир». Архиеп.Филарет Гумилевский

Введение

В последние столетия происходит сближение научных и религиозных представлений, а наука все чаще подтверждает своими методами библейские и новозаветные повествования. Одни ученые приходят к религии, через науку, другим углубленное занятие научными проблемами помогло сохранить веру, третьи в изучении Библии углубили свое христианское миропонимание и мироощущение, свой духовный опыт.  Свои истоки эти процессы во многом берут в обширной деятельности апологетов, особенно в первые века христианства.

С начала своего бытия, Православная Церковь подвергалась различным гонениям, которые носили как физический, так и интеллектуальный характер. На христиан ополчились в первую очередь иудеи и язычники. Апологетам предстояло не только опровергнуть все нелепые обвинения язычников, но и найти параллели между греческой философией,христианской мыслью и одновременно представить языческую философию предшественницей христианства. Апологии можно считать первой главой церковного богословия, первой попыткой систематизировать христианское вероучение.

В данной работе рассматриваются труды апологетов II века в защиту христианской веры от нападок на нее иудеев и язычников. Для того, чтобы исследовать полемику между христианскими апологетами, язычниками, иудеями, необходимо было провести анализ основных обвинений язычников, иудеев и разобрать доводы апологетов.

Апологеты II века являются важной частью христианства в годы притеснения язычниками христиан, которые были пропитаны кровью мучеников, прославлявших Христа не только словом, но и делом. Большое количество написанных трудов, книг, многое говорят об этом веке, о высокой духовности, самозабвенной преданности Христу, спасении многих душ через страдание. Апологеты подчеркивали высокие нравственные качества своей веры в противовес язычеству и своим существованием воплощали христианские идеи.

Актуальность темы исследованияобусловлена тем, что, во-первых, по данной теме отсутствуют фундаментальные работы о жизни и деятельности апологетов, во-вторых данная работа будет полезна при изучении курса апологетики и патрологии. Исходя из этого, актуальность темы может быть признана научной, так как вопросы деятельности апологетов обсуждаются в духовных, научно-богословских школах. А также и общественной, поскольку наследие святых угодников, в том числе и апологетов полезно для изучения каждому христианину.

Целью данной работыстало изучение деятельности апологетов, возникшей в результате взаимоотношений мира христианского и языческого. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующиезадачи: во-первых, дать понятие апологетике, во-вторых, изучить генезис взглядов апологетов, в-третьих, раскрыть их деятельность.

Структура исследования соответствует целям и задачам работы.Данная дипломная работа состоит из трех глав:

1. Условия возникновения апологетики. Здесь рассмотрено понятие апологетики, причины ее появления, как защиты от обвинений и гонений со стороны язычества.

2. Проблематика апологетики II века. Данная глава посвящена неблагоприятным условиям жизни христиан и тому, какой личный пример подавали апологеты в противовес обвинениям языческого мира в адрес христиан.

3. Апологеты II века. В этом разделе внимание уделено специфике жизни и деятельности главных фигур апологетики, а также проанализировано значение трудов защитников христианства.

Хронологические рамки данной работы охватывают II век, как время зарождения и наиболее активного развития апологетики.

Объектом исследованияявляются главные представители христианской апологетики II века. Предметом -жизнь и деятельность главных фигур апологетики того периода.

Степень изученности темыпозволяет установить анализ источников, посвященных изучаемым подвижникам и их богословским трудам. Весомый вклад в изучение данной темы внесли И.П. Реверсов, И.В. Попов, И.М. Андреев, С.Л. Епифанович, В.В. Зеньковский, А.И. Сидоров, Г. Каледа, Н.П. Рождественский, А.А. Столяров, И.М. Андреев, архимандрит Киприан (Керн).

 Анализ литературы по теме исследования.Наиболее разработана эта тема в курсах патрологии и патристики, лекциях по апологетике, книгах выдающихся профессоров духовных учебных заведений и священнослужителей. При написании дипломной работы, была использована литература по патрологии, по догматическому и основному богословию. Дипломная работа основывается на указанных выше произведениях данных богословов и церковных учителей.

Теоретико-методологическая основа исследования.При написании дипломной работы были использованы богословские и общенаучные методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д).

Новизна исследования.Данная работа представляет собой попытку исследования и анализа наследия христианских апологетов. В связи с обширностью написанных работ на данную проблематику, дипломная работа представляет собой обобщение и систематизацию основных апологетических взглядов II века. Рассмотренная проблематика и аргументация апологетики того периода, а также наиболее значимые достижения апологетов вполне позволяет показать актуальность раннехристианских апологий и в наше время. В частности, эти апологии можно применить в качестве аргументов в обличении сект и лжеучений.

Глава 1. Условия возникновения апологетики

Что есть апологетика?

Христианская Церковь за все время своего существования пережила множество эпох, трудностей и гонений, встречала на своем пути враждебные силы, не принимавшие христианства и Иисуса Христа, и старавшиеся оклеветать и уничтожить веру. Держа на своих руках младенца Христа, Симеон Богоприимец произнес: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» [Лк. 2:34]. Эти слова остаются пророчеством на протяжении уже целых двух тысячелетий[1].

Слишком много нового и несовместимого с традиционными языческими представлениями несло с собой новое и радостное благовестие Господа. Поэтому трудности и препятствия в становлении христианства определяют появление такого феномена, как апологетика, существующего практически с самого зарождения христианства. На Церковь с самого начала начинают нападать неприятели христианского учения, и если первое время эти нападки имели характер беспорядочных гонений, то потом преследования христианства становятся более организованными, к правительственным нападкам присоединяются языческие писатели, иудейские законники.

Неприятелями христианства были в первую очередь[2]:

· Иудейство;

· Язычество;

· Светская наука и философия;

· Государственная власть.

Древняя христианская апологетика была вызвана нападками противников и тяжелыми условиями, в которых находилась Христова Церковь в первые века своего существования. Существует множество определений апологетики, среди которых можно привести следующие:

· Апологетика (греч. «защита, оправдание, заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту кого-либо»; « защищаться, оправдываться, приводить, говорить что-либо в свою защиту») - это любая защита христианства от обвинений и критики со стороны его противников; в специальном - раздел богословия, имеющий целью такое раскрытие и обоснование истин христианской веры, которое должно дать ответ каждому вопрошающему, а также опровержение неверных религиозных, философских и иных мировоззренческих взглядов, противостоящих христианству[3].

· Апологетика есть богословская наука, представляющая собой систематическое изложение, обоснование и защиту (апологию) основных христианских истин, как их понимает Церковь. Эти истины суть: истина бытия Божия, истина бессмертия души человека и истина Божественного откровения [4].

· Апологетика есть защита христианства, его священных книг и преданий оружием разума, данными науки и философии, а также положениями юриспруденции против критики и действий власть имущих[5].

Таким образом, апологетика - это защита христианства, которая существует с самого его зарождения и остается в этом качестве до настоящего времени, при этом сохраняет свою специфику и ориентируется, главным образом, на защиту христианства от критики со стороны иных мировоззрений.

Появление апологетики обусловлено тем, что христианство с первых веков было вынуждено защищаться, а защитники христианства стали известны как апологеты - просвещенные христианские умы, которые оставили миру во II и III веках свои произведения[6].
Крайне важными являются именно первые века христианства, когда и появляется особый жанр богословско-полемических сочинений, то есть апологии[7]. Эти сочинения имеют два адресата: иудейство и язычество, по разным причинам противостоящие христианству. «Мы проповедуем Христа распятого, - пишет ап. Павел, -для иудеев соблазн, а для эллинов безумие»[1 Кор. 1:23].

И иудеи, и греко-римские язычники прилагали все усилия, чтобы ослабить, унизить и даже уничтожить христианство, при этом используя самые несправедливые средства. Причин для такого отношения было множество. В первую очередь, это был сам характер христианства как религии вселенской, истинной, спасительной. Христианство во многом претендовало и имело право на мировое значение и универсализм, что вызвало враждебное отношение со стороны народов, веривших в незыблемость и вечность своих религий. Многочисленность их вызвала жестокие преследования и гонения христиан, которые были значительно слабее противника.

Первыми обратили внимание на христианство именно иудеи, потому как первые христиане вышли из их среды и к ним же прежде всего направили свою проповедь о Христе, рассказывающей об исполнении в Его лице пророчества о Мессии[8]. Христианские проповеди во многих важных позициях расходились и даже противоречили иудейству. Так, иудеи не признали Мессию в Иисусе Христе из Назарета, так как он происходил из бедной семьи, жил скромно, не имел признаков царского достоинства и закончил свою жизнь как разбойник – на кресте[9]. То есть признание распятого Христа за Мессию иудеями было невозможным. Также причиной иудейской вражды была различная до противоположности иудейская и христианская точка зрения на закон Моисеев, так как христианство объявляло, что закон Моисеев с пришествием Спасителя потерял свое значение, а значит, иудейство потеряло свою историческую роль и должно уступить свое место христианской религии1.Это, конечно,превращало иудеев в противников христиан, которые не побоялись порвать с той средой, из которой вышли, и от всего, что не совмещалось с евангельским учением. Непримиримость иудеев по отношению к христианству была особо сильной, потому что в нем иудейство усматривало измену себе и своему прошлому[10]. Первое обвинение христианства иудейством можно увидеть уже в деяниях апостолов. Иудейские обвинения христианству могут быть сведены к следующему[11]:

1) Христиане -многобожники (неправильное понимание иудеями догмата о Св. Троице).

2) Христиане отреклись от Закона и не исполняют его.

3) Христиане - изменники вере своих отцов.

Неприятие христианской веры, конечно же, сопутствовало ее распространению. Появление жанра апологетической литературы в истории церковной письменности обусловлено во многом тем, что христианская Церковь во II в. сделала значительные успехи в своей миссионерской деятельности и христианство проникло во многие уголки огромной Римской империи, ставшей вторым противником христианства[12]. Процесс обращения в христианство охватил почти все слои общества, что вызвало острую реакцию, исходящую с трех сторон:

· государственное неприятие христианства,

· оппозиция языческой интеллигенции,

· непонимание со стороны обычных язычников.

Язычество, обладавшее огромными материальными средствами, способными причинить христианству вред, стало врагом более опасным, чем иудейство, но это смягчается тем фактом, что язычество обратило внимание на христианство уже тогда, когда количество христиан значительно возросло, религия сравнительно окрепла для противостояния врагу.
На христианство прежде всего ополчились люди, чьи интересы пострадали от распространения христианства, среди них те, чей заработок зависел от того, насколько крепко «стоит на ногах» их вера, кому язычество давало хлеб насущный: архитекторы храмов, скульпторы, живописцы, поставщики жертв, гадатели и особенно жрецы[13]. По причине распространения христианства снижалась необходимость в их услугах, страдал их заработок, что обусловило негативное отношение к христианству. И чем больше проходило времени и чем меньше становилось идолопоклонников, тем сильнее ненавидели христиан и искали возможность отомстить им. Питая к ним злобу, они, подобно иудеям, начали подстрекать людей, результатом чего стали нередкие преследования мирных христиан.

В сочетании с враждебным отношением иудеев эти факторы определили задачи христианской апологетики II в. Христианским апологетам II в. необходимо было доказать[14]:

1) право христианства на свободное отправление своего религиозного культа с нравственно-религиозной и юридической точки зрения и несправедливость судов, которым подвергались христиане,

2) в связи с высокомерием и презрением к христианству языческих ученых и философов, необходимо было показать всю высоту, божественное величие и неизмеримое превосходство христианского учения над всеми древними религиозно-философскими воззрениями и системами,

3) по причине религиозного фанатизма римско-языческого общества, обвинявшего христиан в небывалых преступлениях, христианские апологеты должны были представить чистоту христианских догматов, святость христианской морали и высокий нравственный характер жизни и поведения христиан.

Если изначально первые христиане проповедовали о Христе распятом и воскресшем как об истинном факте и не нуждались в научных и философских построениях и диалектических тонкостях, совершая и веря в чудеса, то христианство, появившись в иудейско-языческом мире, вынуждено было защищаться и вскрывать заблуждения иудеев и язычников[15].Но, появившись в иудейско-языческом мире, христианство должно было, защищая себя от нападок, вскрывать заблуждения язычников и иудеев. Язычникам необходимо было доказывать, что Бог христианский есть истинный Бог, а иудеям - что Христос является Мессией. Опровергая клевету, необходимо было доказать значимость и полезность новой религии, способной укрепить моральные и нравственные устои общества. Этим и объясняется характер первых христианских апологий. Христианские истины стали защищаться с учетом рациональных философских достижений человеческого знания. В ответ на критику со стороны языческих ученых и философов (Флавий, Лукиан Самасатский, Цельс, Филистрат, Иерокл и другие) христианство выдвинуло замечательных апологетов: Иустин Философ, Татиан, Кодрат, Аристид, Афиногор Философ, Климент Александрийский и другие.

В противостоянии молодой христианской мысли с древней языческой философией появилась острая необходимость в защиту перед языческими философскими системами представить христианство, как систему с разумной аргументацией. Таким образом, неблагоприятные условия существования Церкви во враждебном им иудейско-языческом мире обусловили появление апологетики, определили во многом и ее задачу[16]. По причине вражды, нападок и гонений, которые встречала Церковь с самого начала существования христианства, главной задачей было доказательство необоснованности и несправедливости обвинений, вражды и ее последствий. Следовательно, нужно было противникам христианства объяснить, что это религия божественная, истинная и спасительная, а ее последователи ведут нравственную, непорочную, мирную жизнь, которой претят преступления и прочие нарекания, которыми клеймили их враги, а значит, христиане имеют право на свободное существование без стеснений и запрета на исповедование веры.

Эта обширная задача, требовавшая множества всевозможных доводов, осложнялась еще тем, что вражда различных противников христианства вытекала из различных мотивов; следовательно, апологеты должны были считаться с каждым из этих мотивов в отдельности, доказывая их несостоятельность применительно к воззрениям своих противников.

Стоит отметить, что перед христианством в эту эпоху встала еще одна задача - это вхождение в историю[17]. Христианство в лице пророков, апостолов, епископов выбрало не быть раздавленным государством и историческим процессом, не закрыть глаза на обвинения и враждебность недругов. Христианство включилось в историю и кроме готовности умереть за своего Божественного Учителя, оно показало способность защищаться и бороться за Него. И исторические обстоятельства выступления апологетов во многом благоприятствовали им[18]. Эпоха их появления и активной деятельности была временем активного развития философии и риторики. Во многих городах открывались аудитории, где находились риторы, а любовь к публичным состязаниям развилась очень сильно. Многие философы того времени всю жизнь проводили в путешествиях по разным городам, в диспутах и всегда находили слушателей. К категории странствующих философов можно отнести и апологетов, с тем различием, что своим положением они пользовались не для стяжания славы, а для распространения и защиты христианства. Они же выступали и на литературном поприще.

Апологетика ставила и ставит своей целью такое раскрытие и обоснование христианской веры, которое позволило бы каждому сомневающемуся или враждебно настроенному человеку, ищущему смысла жизни увидеть, что христианство - это не слепая вера, не секта и не суеверие, а религия, действительно отвечающая основным жизненным запросам человеческого бытия. Этим объясняется и специфика данной науки, заключающаяся, прежде всего, в том, что она обращается не только к Библии и святоотеческому учению, но и к нехристианской религиозной и философской мысли, к достижениям наук, к истории, искусству - культуре в целом.

Среди всех богословских дисциплин апологетика занимает сейчас особое положение. Являясь частью богословия, она занимается современными научными открытиями, подтверждающими христианские откровения, историческую правду христианства, и отражает нападки на христианство атеизма и нехристианских религий. Она ищет возможности использовать в интересах Церкви и ее членов существующие в настоящее время государственные законы, гражданский и уголовный кодексы и подзаконные акты.Обобщая сказанное, можно дать определение апологетики, несколько отличное от данных в начале, более эмоциональное и отражающее психологию христианского апологета. Апологетика есть воинствующая защита христианства, его священных книг и преданий оружием разума, фактов и логики против отрицающей критики и власть имущих на шумной площади мира сего[19].

Начиная с апологетов, христианство обретает эту защиту и силу разума, фактов и логики, а также прикасается к истории мира, к интересам государства и общества.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!