Личный пример апологетов против обвинений язычников



 

Подобное тяжелое положение христиан требовало не ограничиваться апологиями как литературной защитой веры, необходимо было воздействовать на общественное мнение, опровергать клевету и рассеивать предубеждения личным примером: своим образом жизни и деятельностью. Поэтому, только столкнувшись с христианством лицом к лицу и увидев, что и кто стоит за получившими распространение защитительными речами, противник мог увидеть не просто обвиняемого, не просто угрозу и нелепое суеверие, а сотни и тысячи бесстрашных и искренних личностей.

Апология была вторична по отношению к главному свидетельству христианской веры - мученичеству[65]. По примеру Самого Иисуса Христа, лучшим доказательством истинности веры был подвиг добровольного страдания, при котором доверие к свидетельству завоевывалось ценой жизни апологетов. Своим личным примером они создавали нравственное основание существования христианства в мире. Поэтому любое выступление христиан было всегда большим, чем ораторское мастерство и мудрость мысли.

История Церкви показывает, что самой действительной защитой христианства была сама жизнь христиан и исповедание христианской веры. Сам факт огромнейшей моральной силы христианства, которую наблюдали его враги, вызывал непонимание и удивление. Древние христианские литераторы неустанно представляли вниманию врагов серьезную, строгую, полную смирения, чистую жизнь исповедников новой веры. «Наш Спаситель молчал, когда Его обвиняли перед судом, - говорит Ориген. - Разве не может наша религия сама защищать себя? Не должна ли беспорочная жизнь учеников Иисуса обратить в ничто все клеветы?»[66].

Ненависти и грубой силе противника со стороны христианства всегда противостояла самодостаточность жизни христиан и их непоколебимая уверенность в своей избранности. На враждебность язычества христианство отвечало не только словом, но и собственной жизнью, честной и обособленной. В мученичестве Поликарпа, епископа Смирнского, прослеживаются некоторые черты этой ситуации[67]. Его мужество на суде и в противостоянии диким зверям вызывало ярость толпы, кричащей «Смерть безбожникам! Разыскать Поликарпа!». Почтенный старец мужественно противостоял крепким воинам и суду, велевшему ему поклясться Фортуной Кесаря и сказать: «Смерть безбожникам!». На что Поликарп ответил, что его учили начальники и власть, поставленные от Бога, воздавать приличную и безвредную честь. И именно честь и бесстрашие первых христиан творили историю новой веры.

Высоконравственная жизнь христиан, их удаление от языческих сценических представлений, от гладиаторских зрелищ и цирков достаточно защищало христиан, по их мнению, от указанных обвинений. К тому же христианство во II веке стали принимать и образованные люди, знающие самый языческий мир с его культурой. Соответственно, большинство апологетов, как и можно было ожидать, были обращены из язычества. Они хорошо знали обе стороны по личному опыту и в собственной жизни испытали силу как того, от чего они отказывались, так и того, что принимали. Это служило примером, как для языческого, так и для христианского мира, преумножая число последователей Христа.

Примечателен пример апологетов не только как писателей, ученых, философов, но и как выдающихся людей и добрых христиан. Такеп. Ефесский, помимо плодотворной апологетической деятельности, отмечает отличительный образ жизни св. Мелитона, его целомудренность и согласие всех его поступков с внушением Святого Духа[68]. Выдающимся членом христианской общины был и св. Феофил Антиохийский, который отрекся от прежней веры и познал истинного Бога, чему и посвятил всю свою жизнь и силы как ученый, искренне верующий и ведущий совершенный образ жизни христианин[69]. Строгой и почти подвижнической жизнью отличился и апологет Тертуллиан.

Мученическая смерть св. Игнатия Богоносца, согласно Кольбертинской и Ватиканской рецензий актов, следовала за доблестным управлением Игнатия Антиохийской церковью, самоотверженным исповедованием христианства и добровольным обращением к Траяну. Беседа с правителем приводит к тому, что Игнатия отправляют в Рим на растерзание зверями в амфитеатре, но по пути туда Игнатий проводит немало бесед с епископами и пишет послания. Даже близкая и мучительная кончина не могла заставить Игнатия оставить дело своей жизни. Бесстрашие Игнатия перед заточением, угрозами и грядущей смертью поразило Траяна, который впоследствии издал указ, несколько облегчающий положение христиан[70].

Как замечательный случай на допросе христиан у проконсула, акты рассказывают также о христианине Веттии Эпагафе, который нашел несправдливым суд над христинами без адвоката (что в судах Рима обычно было недопустимо) и ходатайствовал за христиан, держал речь в их защиту от обвинений в безбожии и нечестивости[71].

Иустин Философ, известнейший апологет того периода, возвел истоки мученичества к основам христианской этики, потому как лучше принять смерть, чем нарушить заповедь о недопустимости лжесвидетельства. Это стало примером высокоморальной и честной жизни личности христианина перед язычниками. Нельзя не вспомнить слова св. Игнатия: «Дайте мне стать пищей зверей. В полной жизни выражаю я свое горячее желание смерти... Мои земные страсти распяты, и живая вода, струящаяся во мне, говорит: приди ко Отцу. Я не хочу больше жить земной жизнью...»[72]. В них - всепобеждающая уверенность в превосходстве подлинной жизни над миром, бесстрашный пример сотням и тысячам апостолов, апологетов, мучеников. Тертуллиан своим примером и работами также доказывал, что вероучение и моральные качества христиан более высокого порядка, чем у язычников.

Сами язычники, встретившиеся лицом к лицу с тем, как живут христиане, не всегда слепо шли на поводу ненависти и неприятия, нередким становилось то, что они начинали видеть истинное лицо своего, как они считали, врага. И тогда уже не отрицали бескорыстный и честный их образ жизни. Так, Плиний в переписке с Траяном свидетельствует: «Вся их вина, по их словам, состояла в том, что в известные дни, рано утром, они сходились вместе и пели песнь Христу как Богу, что во имя религии они обязывались не на преступление какое-нибудь, но к тому, чтобы не красть, не грабить, не прелюбодействовать, честно держать свое слово и возвращать вверенные залоги, что после этого они расходились и затем собирались снова для вкушения пищи, впрочем, обыкновенной и невинной»[73]. Так, своим образом мысли и жизни христиане представляли пример самого безобидного врага, какой только мог быть у язычников.

Христианские апологеты в свою очередь делились с язычниками своим знанием и мудростью, светом новой веры. То есть к врагу, бросающему их в темницы и на арены амфитеатров к диким зверям, апологетика предлагала самое ценное, что было у христианства - знание и понимание, что же такое христианство и насколько оно спасительно. Так, Минуций Феликс примерно в 200 году сочинил диалог «Октавий» с целью обратить своего друга Цецилия в христианскую веру и разделить с ним ее благо[74]. Таким образом, проповедники и защитники слова Божия были бесстрашны, они жили и несли знание о Божестве Иисуса Христа открыто и были одними из первых, кто навлек на себя гнев врагов. 

Навлекая гнев врагов, христианство в свою очередь в своих защитительных выступлениях чаще всего обращалось к диалогу, дружественно объясняло суть своей веры, редко прибегая даже к словесной критике в адрес противника. Апологетами ценились даже незначительные ограничения к мерам против христианства, которым они придавали большое значение, ища проявления доброты и благожелательности со стороны их ненавистников. Так, например, для Тертуллиана запрет разыскивать христиан свидетельствует о том, что Траян был убежден в их невиновности[75].

Многие апологеты были выходцами из языческой среды, принявшими христианство, которое впечатляло их не только своим учением, но и высоконравственной и чуждой суеты и греха жизнью. Примером тому может служить апологет Татиан, который был поражен целомудренностью и возвышенностью христианских женщин, а также готовностью граждан любого возраста и пола умирать за свою веру[76]. По примеру св.Иустина он стал проповедником и защитников христианства. В этом и многих подобных случаях (например, история Афинагора, бывшего язычника, обратившегося в христианство, и его последователя Климента) наблюдается преемственность и великое значение личного примера апологетов в истории христианства.

Св. Иустин, Афинагор и св. Григорий Чудотворец, как принявшие христианство, в своей апологетической деятельности продолжали носить философские плащи, своим внешним видом свидетельствуя о том, что христианство - это истинное Любомудрие[77]. При этом многие из апологетов применяли и некоторые философские понятия из античной мысли (например, Логос) и стремились к синтезу христианского мировоззрения с привычной язычеству философией. Св. Иустин на своем примере в апологии «Диспут» показал эту логику перехода от увлечения греческой философией к христианскому любомудрию[78].

Отличительной особенностью апологетики было также и то, что среди защитников веры практически не было анонимных авторов, они говорили не только от всего христианства, но и лично от себя.
Каждый апологет был готов подтвердить свои слова подвигом, причем, вовсе не считая его таковым, а принимая собственную жертву как нечто естественное, соответствующее высокоморальным принципам христианской веры.

Те, кому были адресованы апологии того времени, видели, как самоотверженно жертвуют собой христиане, и задавались вопросом о сути их веры. Ее последователи предпочитали мучительную гибель отказу от того, что они несли в мир, и это не могло не впечатлить и подать пример язычникам. Вспомнив крылатые слова Тертуллиана о том, что «кровь мучеников - семя христианства», нельзя усомниться в том, что слова эти имели и самое прямое значение, потому что публичная казнь и множество испытаний, выпавших на долю защитников своей веры, лишь преумножала количество христиан. Смелость и самоотверженность каждого апологета ободряла верующих, окруженных недоброжелателями и гонимых, ненавидимых ими. Благодаря апологиям люди понимали, что их не оставят в беде и всегда защитят, даже ценой жизни.

Христианские апологеты своим примером укрепляли веру, а составленные ими апологии имели широкое употребление среди читателей. Подобно подвигам мучеников, защитительные речи и личный пример каждого из многих самоотверженных и преданных своей вере и соратникам апологетов способствовали распространению христианской веры в Римской империи и за ее пределами.

 


 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 415; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!