Защита христианства от нападок язычества



Защита христианства зародилась во многом по причине того, что становление и распространение его вызывало зачастую неверное представление о христианстве и разногласия с приверженцами других религий. Если с иудеями дискуссия шла, главным образом, о мессианском достоинстве Иисуса Христа и Его Божественности, то с язычниками - о единстве Божества, уникальности Богоявления во Христе, лживости различного рода обвинений против христиан и несправедливости гонений на них. Апологии стали одной из форм обращения к общественному мнению. Они медленно, но верно достигали своей цели: знакомили общество с христианством и разрушали предрассудки и предубеждения против христиан[20].

Предрассудков против христианства было немало. Со стороны внешней, если рассматривать социальное положение последователей христианства, оно казалось врагам его презренным. Христианство, обещавшее за унижения и бедствия в настоящей жизни утешение в будущей и, учившее о равенстве перед Богом всех людей независимо от богатства и происхождения, давало большое утешение мелким труженикам и рабам, на которых богатый и знатный язычник смотрел с презрением. Принадлежность к христианству давала повод думать, что и сама религия невысокого достоинства, если ее исповедуют такие люди. Цецилий в «Октавии» Минуция Феликса называет их людьми «жалкой, презренной секты, которые набирают в свое нечестивое общество последователей из самой грязи народной»[21]. Также по причине того, что первые проповедники христианства вышли из Иудеи, их даже считали иудейскими сектантами, а это тоже неблагоприятно отражалось на христианстве, потому как иудеи не пользовались уважением среди язычников, на которых богоизбранный народ смотрел свысока и отстраненно.

Негативно виделось язычниками и отчуждение христиан от жизни по языческим обычаям, воспринимавшееся как неприязнь к обществу и государству. Христиане отклонялись от участия в языческих, государственных праздниках, чуждались общественной жизни, в целом сторонились общения с язычниками. Особенное подозрение вызывали тайные собрания христиан, которые, по мнению язычников, в тиши и уединении замышляли преступные и антигосударственные деяния. Объяснялось это во многом подозрительностью римского правительства, пережившего многократные заговоры и видевшего политическую подоплеку даже там, где ей места не было. Поэтому римская власть стремилась не допускать существования сообществ, в том числе религиозного характера, если они не были санкционированы правительством. Христианство было включено в разряд гетерий, как недозволенное общество, и подлежало строгой судебной ответственности перед римским законом[22]. Это в свою очередь вызвало гонения христиан.

Начало им было положено Траяном (99 - 117). Как император, укрепляющий государственные и религиозные устои, он не мог благосклонно отнестись к христианству, выделявшемуся из общего течения римской жизни. Траяну принадлежит указ, что христиан не следует отыскивать наряду с другими преступниками. Так появился первый императорский указ, который давал формальное право на преследование христиан. Новые указы против христиан вышли спустя 50 лет после Траяна, в царствование Марка Аврелия (161–180). В его царствование были изданы самые строгие указы против христиан, которые апологет Мелитон называет варварскими по жестокости[23]. По этим указам, правительство приказывало не только хватать христиан, заявивших себя таковыми, но и отыскивать их, если они скрывались. Поощрялись доносы, практиковались пытки. Трудно представить себе, что должны были перенести христиане в эти тяжелые времена гонений. Поначалу христиан было очень мало, и материальная борьба с могучим Римом была невозможна, к тому же христиане гнушались подобным средством борьбы.

 

Не менее отрицательным к ним было отношение и со стороны образованных классов языческого общества. На христиан переносилось презрение, бывшее уделом иудеев, к коим причисляли поначалу последователей новой религии. Тацит, Плиний, Светоний отзывались о христианах с чувством крайней брезгливости, как о преданных нелепому и губительному суеверию, достойных самых тяжелых наказаний[24].

Во II веке, уже отличая христиан от иудеев, язычники с негодованием воспринимали притязание на универсальность. Негатив общества по отношению к христианам был вызван и их отказом ради веры в Распятого от устоев государственной жизни и безразличным отношением к общественным обязанностям, национальным и социальным отличиям. Образованные язычники обвиняли христиан в невежестве, фанатизме и варварстве[25].

 

Плюсом ко всему, из многочисленных случаев столкновения язычников с христианами выяснялся универсальный характер христианства, что грозило подорвать отечественную религию и связанный с нею государственный строй. Поэтому правительство ставило христиан под действие законов, неблагоприятных для христианства, или же издавало новые, специально направленные против него.

Прежде всего, с римской точки зрения, христианство, как не санкционированное римским законом, было религией недозволенной, не имеющей права на существование. Исключительные отношения к христианству объяснялись исключительностью самого христианства, которое слишком отличалось от всех древних религий. Христианская религия не была национальной, так как не была привязана ни к какому народу, как религия языческая и иудейская, не имела авторитета древности, христианский Бог ничем себя не заявил, его почитатели терпят горькую участь, а значит его можно не опасаться и уничтожать христиан без боязни наказания. В сочетании с отказом от поклонения языческим богам и их отрицанием, а также претензией христианства на универсальное значение, власть не могла не начать обвинения и гонения. Христиане, не принимавшие язычества, являлись врагами государства, не заслуживающими никакого снисхождения.
Тяжесть их вины усугублялась тем, что они не признавали также культа цезарей, который выражал и римский патриотизм, и верноподданические чувства[26]. В этих условиях легче было возвести на христиан обвинение в оскорблении власти и религии.

 

Таким образом, язычество было настроено против христиан. Это нашло свое отражение в литературе, которая поддерживала общий настрой против новой секты, каковой христианство считали язычники[27]. Против христиан выступил известный ритор Фронтон Циртский, учитель Марка Аврелия. Он первый воспользовался молвой о неслыханных преступлениях христиан, чтобы в своей ораторской речи бросить в глаза христианам это чудовищное обвинение. Около 167 г. сатирик Лукиан Самосатский написал против христиан язвительное сочинение «О смерти Перегрина», который был сперва пресвитером у христиан, живя весело на их счёт, затем стал аскетом в Египте и, наконец, будучи уже философом-киником, добровольно сжёг себя на костре. Около 178 г. платоник Цельс (Кельс) написал в 4-х частях произведение «Истинное Слово», в котором опровергал христианство с иудейской точки зрения и доказывал, что христиане не поняли мессианских пророчеств Ветхого Завета. В этом труде также доказывалась нелепость мессианской идеи и то, что все действительно стоящее в учении христиан заимствовано у Платона. Всю евангельскую историю Цельс считал измышлённой апостолами, упоминая, что Христос родился от незаконной связи и был волхвом, а распространение христианства объясняется страхом невежественной толпы перед близостью кончины миpa, возвещаемой христианами. Цельс ясно осознавал, что христианство является разрушительным для античного мировоззрения, поэтому обвинял новую веру в пустом желании новшеств, что совпадало с мнением многих ученых язычников, например, историка Светония, называвшего христианство «новым суеверием»[28].

Христианское учение казалось язычникам странным, отталкивающим, даже ненавистным, так как было явным отклонением от общепринятых норм. Непонятным казалось язычникам то, что христиане считают Бога существом исключительно духовным и, покланяясь Ему, не имеют храмов и изображений божества и не приносят жертв, тогда как греко-римское язычество представляло богов человекообразными и почитание их считало возможным только под видимыми образами (под видом идолов), а жертвы были необходимою частью богослужения, нуждающегося в построении многих и великолепных храмов[29]. Язычник Цецилий в сочинении Минуция Феликса говорит: «Почему они (христиане) не имеют никаких храмов, никаких жертвенников, ни общепринятых изображений?»[30].

Кроме того, у римлян существовало, древнее суеверное убеждение, что непочитание их богов влечет за собою божеское наказание: государственные и общественные несчастия, и таких несчастий было немало в первые века, что усиливало негативное восприятие христианской веры[31].

Таким образом, в начале II века получают широкое распространение судебные процессы против христиан, растет количество христианских мучеников происходят массовые внесудебные избиения христиан. И христианство не могло оставить подобные нападки без ответа. И, если непригодными были средства материальные, то можно было обратить к язычникам орудие моральное, - слово убеждения, высказанное во всеуслышание язычникам и особенно обращенное к императорам, которые в силу присущей им власти могли изменить неприятие христианской веры.

Возможность вести подобную борьбу с язычеством появилась во II веке, когда среди христиан стало больше людей образованных и ученых. Стремление помочь страдающим собратьям вдохновляло взяться за перо ради защиты невинных христиан от несправедливых нападок. «Всякий, - говорит Иустин в «Разговоре с Трифоном Иудеем», -кто может возвещать истину и не возвещает ее, будет осужден Богом»[32]. Среди защитников угнетаемой религии были философы и юристы, принявшие христианство и обладавшие знанием литературы, законов, красноречием и диалектикой, что было важно в борьбе с противниками. Вследствие таких благородных мотивов появился целый ряд апологий - защитительных речей, обращенных к императору и властям с просьбой понять бедственное положение христиан, справедливо отнестись к ним и предоставить общегражданские права. Эти речи объясняли также несправедливость и необоснованность враждебного отношения к христианству.

Язычеству, возводившему на христиан всевозможные обвинения, необходимо было показать, что все эти обвинения противоречат нравственному настрою христиан и предписаниям их религии, и доказать божественное происхождение христианства[33]. Целью апологетики стало объяснение непонятного и странного и донесение до сомневающихся и обвиняющих глубокого смысла и значения христианства. Римскому правительству нужно было доказать, что применение к христианству старых законов о недозволенных религиях противоречит римской практике широкой веротерпимости, а издание законов и указов, направленных против христиан, не соответствует общему духу римского законодательства.

Во II веке широкое распространение получили апологии, написанные в защиту христиан, среди которых можно назвать «Апологию»Аристида-философа, «Апологию, представленную в защиту христиан Антонину Благочестивому», «Апологию, представленную в пользу христиан римскому сенату» Иустина Философа и Мученика, апологии Татиана, Тертуллиана и других авторов.

Осуществляя намеченные выше задачи, раннехристианские апологеты применяли два основных метода[34]. Первый из них был наиболее естественным и необходимым, положительным, а именно оправдывающим христиан от возводимых на них обвинений через объяснение христианского вероучения и жизни. После доказательства высокого достоинства христианского вероучения, право христиан на свободное от преследований существование можно было доказать и косвенно, критикуя враждебные религии (потеря божественности иудейством и уклонение от божественной истины язычества), но метод этот являлся отрицательным и спорным, редко применимым. Эти методы вырабатывались в полемике с языческими мыслителями, затрагивающими в своих произведениях христианскую религию.

Освободить христианство от презрительного отношения к нему, господствовавшего в обществе стало научной задачей апологетов, которые доказывали согласие христианства с разумом. Этим объясняются многочисленные аналогии между положениями христианского учения и различных философских школ, мыслями мудрецов, поэтов, учёных. По существу, они указывали на то, что христианство имеет право на свободное существование и терпимость, но в то же время для христианина такой способ доказательства мог казаться недостаточным, потому как он ставил христианство в ряд обыкновенных философских систем[35]. Отсюда дальнейшей задачей апологетов было доказательство превосходства христианского учения над языческим. С точки зрения того времени это значило доказать древность христианства и его божественность[36]. Для этого апологеты обращались к Ветхому Завету, ставя его в тесную связь с христианством, поскольку Христос (Логос) действовал в Ветхом Завете и прообразовывал в нём Новый Завет, доказывали, что ветхозаветные пророки, в частности Моисей, гораздо древнее эллинских поэтов и философов и приводили ряд пророчеств, подтверждающих божественное происхождение христианства.

Так как у язычников существовали сомнения касаемо достоверности иудейских книг, апологеты иногда доказывали истинность сказаний пророков, рассуждали о возвышенности их учения, обращали внимание на гармонию между Писаниями. Положительная аргументация дополнялась обличением языческого многобожия, бичеванием безнравственной языческой мифологии, порой указывая демоническое происхождение политеизма.

Апологетика II века имела огромное значение для всей последующей истории христианства, так как апологеты не только верно поняли задачи своего времени, но и увидели перспективу синтеза христианства и эллинства, заметили некое встречное движение[37]. Свидетельством тому являются слова известного платоника Нумения о том, что Платон – это Моисей, говорящий по-аттически, или же намеки самого Цельса о том, что Иисус наверняка мог читать Платона, а апостол Павел – Гераклита[38].

В ходе защиты христианства апологетам пришлось много потрудиться и многое вынести, огромными усилиями построить отношения с язычниками, которые многократно рушились и заново строились. Результатом длительной работы и борьбы стало в конце концов обращение Римской империи и превращение ее в христианскую державу. И апологеты II века стали одними из первых самоотверженных носителей христианской веры и ее защиты.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 649; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!