ГЛАВА 3. Апологеты второго века



Жизнь и деятельность апологетов

 

С начала II в., когда выяснилось положение христианства в государстве, его стали принимать образованные люди, знающие языческую культуру и зачастую вышедшие из нее. Представления о Боге и добродетели, к которым приходили эти пытливые умы, открывали им и их слушателям путь к христианскому учению. Принявшие христианство странствующие философы приносили свой опыт борьбы и умение произносить пламенные речи с литературными навыками на благо христианской веры.

Первые научные защитники христианства руководствовались нравственными целями, находили слушателей и использовали теории, которыми религиозная и нравственная жизнь могла оправдать свои стремления. Средством, которым это движение распространялось, было развитие интереса к публичным речам и состязаниям и во многом было обусловлено тем, что образование по греческому методу было широко литературным. Связано это было с именем апологетов - писателей, посвятивших свои силы защите христианства перед враждебным ему правительством и общественным мнением язычников.

Свои способности они принесли в служение церкви и стали первыми литературными защитниками христианских интересов. История знает достаточно много авторов, известных своими апологетическими трудами. Каждого из них со своей историей становления апологетом, на фоне исторических, политических, социальных и юридических факторов объединили общие задачи[79]:

1. Практическая или юридическая: опровержение обвинений, предъявленных христианству со стороны народа и правительства.

2. Научно-теоретическая: доказательство истинности и возвышенности христианского учения.

В первом случае апологеты касались преимущественно жизни христиан, во втором - их учения. Освободить христианство от презрительного и враждебного отношения стало теперь научной задачей апологетов. Для этого апологеты прежде всего доказывали согласие христианства с разумом и этому служили многочисленные аналогии между пунктами христианского учения и положениями различных философских школ, изречениями мудрецов, поэтов, учёных. Такой способ мог казаться недостаточным, ибо он ставил христианство в ряд обыкновенных философских систем. Следовательно, дальнейшей задачей апологетов стало доказательство превосходства христианского учения над языческим. С точки зрения того времени это значило доказать[80]:

а) древность христианства,

б) его божественность.

Апологетические произведения, написанные весьма различными по положению, образованию и характеру авторами, представляют собой единство, потому что подчиняются одним и тем же целям. Для всех апологетов их труды были вызваны необходимостью защиты христианства, были направлены против предубеждений и для достижения терпимого отношения со стороны государства и сочувствия со стороны мыслителей и всего народа. Для достижения одной цели и средства употреблялись подобные, если даже не тождественные. Поэтому апологеты, несмотря на индивидуальные различия, особые тенденции, разницу в предметах сочинений, равно как и в тоне речи, составляют одну группу церковных писателей, одно целое, со свойственными ему характерными особенностями.

Деятельность апологетов была нередко связана с различными школами. Так, главной защитницей разума и философии являлась так называемая Александрийская школа[81]. В Александрии, как центре учености, христианская Церковь впервые воспользовалась философией для служения вере. Здесь трудились обратившиеся к христианству философы. Александрийцы старались использовать все те знания, которые накопило человечество, для осмысления и проповеди христианства, использовать аппарат языческой мудрости для разоблачения этой самой языческой мудрости. Противоположность Александрийской школе представляла собой школа Североафриканская.

Среди апологетов, внесших свой вклад в историю Церкви, следует вспомнить Квадрата (Кодрата) - первого христианского апологета, чья апология утрачена, и всеми сведениями о нём мы обязаны Евсевию: «Кодрат, слушатель Апостолов, и Аристид, афинский философ нашего учения, подали апологии Адриану»[82]. Скорее всего, апология Кодрата была подана в Афинах императору Адриану в 126-м году, и из нее Папий извлёк своё свидетельство, что воскрешённые Христом дожили до времени Адриана. Кодрат стал одним из первых, кто лично не побоялся подать императору свой защитительный труд, знакомящий также с самим вероучением.

Евсевий в своей хронике также заявляет, что Аристид, афинский философ, подал свою апологию одновременно с Кодратом императору Адриану[83]. Иероним называет Аристида «весьма красноречивым философом, выступавшим под простою одеждою (то есть философской мантией), учеником Христа»[84]. О личности самого Маркиана Аристида ничего не известно, но сохранились его рукописи как пример перехода от простых по форме и содержанию творений апостолов к апологии, отличающейся элементами классической философии и науки[85].

Наиболее яркой фигурой среди апологетов того периода был мученик Иустин Философ. В своем «Историческом учении об отцах Церкви» Филарет, архиепископ Черниговский, пишет: «После мужей апостольских первое место занимает Иустин Философ по имени и образованию, учитель Церкви с ревностью и духом Апостольским, по страдальческой кончине - мученик Христов»[86].  Он родился около 110 года в Палестине в языческой семье. Показательна история его становления христианином после встречи с почтенным старцем, беседа с которым воспламенила в юном искателе истины любовь к мудрости пророков и христиан.[87]Отстранившись от античной мудрости пифагорейцев, неоплатоников и иных языческих философов, святой Иустин весь свой талант и голос ученого направил на защиту и проповедь христианства. Эллин своим обликом и образованием, пламенный христианин своей верой, Иустин путешествовал по всему римскому миру, чтобы повсеместно распространять и утверждать христианскую веру. Это был странствующий проповедник, не имеющий ни постоянного места жительства, ни церковной должности. Восторженное уважение, засвидетельствованное его учеником Татианом, говорит о привлекательности Иустина Философа и о силе его личного влияния на окружающих[88].Он почти юридически доказывал, что христиане не разрушают государства, а наоборот, укрепляют его, что они не приносят вреда людям, не являются безбожниками, как их изображали языческие авторы, и показывал, что христианское мировоззрение неизмеримо выше языческого.

Иустин мученик открыл одну из первых христианских школ по типу частных философских школ и в целом был образцом подлинного христианского учителя, талантливого, начитанного и привлекшего немало учеников, из которых выделился кружок ревнителей Христовых. Для большего успеха проповеди он не снимал философский плащ, который привлекал больше слушателей и придавал больший авторитет его словам. Стремясь распространять христианское учение среди людей разных национальностей и религиозных убеждений, он являлся ревностным защитником гонимых христиан, устно и письменно доказывая несправедливость подобного отношения. Он был смелым проповедником и говорил во всеуслышание, не боясь того, что среди слушателей могут быть и враждебно настроенные люди. В Риме он был представлен суду, после бичевания был обезглавлен при префекте Юнии Рустике между 165-м и 167-м гг. Его миссионерские странствования способствовали распространению христианского учения, в ходе которого Иустин и приобрел врагов (в частности Крискента, который донес на него римским властям)[89] и встретил мученическую смерть вместе с учениками, таким образом, ценой своей жизни отстояв Истину, которую когда-то еще юношей искал.

Татиан, также обладавший ищущим умом, с целью получения образования покинул Ассирию и много путешествовал. Ему были хорошо известны греко-римская поэзия, мифология, история, философия, ораторское искусство[90]. До принятия христианства он много путешествовал и был учителем софистики. Знакомство с Писанием и чистота и нравственность христианской жизни, а также готовность христиан бестрепетно умирать за свои религиозные убеждения поразили и вдохновили его принять христианство в Риме, что, возможно, произошло и под влиянием Иустина Мученика.[91] Св. Ириней Лионский называет Татиана «слушателем», а Евсевий- «учеником» св. Иустина[92]. Некоторое время он состоял во главе христианской школы в Риме, но уклонившись от правильного учения, основал на Востоке гностическую секту энкратитов (отвергали брак, считая его блудом, не употребляли мяса и вина, вплоть до того, что заменили в Евхаристии вино водой). Умер около 175 года.

Афинагор Афинянин также имел отношение к образованию, так как был первым руководителем Александрийского училища. Он жил во времена Адриана и Антонина, которым и адресовал «прошение за христиан»[93]. Примечательно, что еще до Кельса он хотел написать послание против христиан и обратился к Писанию, чтобы бороться с христианством со знанием дела, но был столь впечатлен, что вместо преследователя стал учителем веры. Он также исповедовал христианство в плаще философа, стоя во главе академической школы[94]. Возможно, Афинагор в Александрии открыл частную философско-христианскую школу наподобие школы св. Иустина в Риме, которая являлась прообразом будущего «огласительного училища», имеющего черты церковного учреждения[95]. Философы, и по обращении в христианство, имели обыкновение собирать учеников и организовывать нечто наподобие школы, примером чему и служит жизнь и деятельность Афинагора. Таким образом, можно сказать, что древние апологеты стояли у истоков христианского образования и были одними из первых учителей.

Также и св. Феофил Антиохийский, до апологетической деятельности бывший неверующим, обратился к Богу после прочтения Священных Писаний пророков, разделив судьбу многих апологетов II века[96]. По его работам также ясно, что был он человеком образованным. Он родился и вырос в язычестве, а после знакомства с Писанием принял христианство. Убедившись в превосходстве богооткровенного учения, Феофил оставил прежнюю веру и до конца своих дней посвятил все силы и способности служению Богу[97]. Глубокая вера, научное образование и совершенный образ жизни обратили на него всеобщее внимание и позволили стать епископом. Памятником борьбы Феофила с заблуждениями язычества служит его апология, а пастырские труды и святая жизнь были оценены, после чего Церковь причислила его к лику святых[98].

Известен своей жизнью и достижениями также св. Мелитон Сардийский, целиком живший в Духе Святом и являвшийся строгим подвижником, епископом города Сарды, мудрейшим учителем[99]. Он получил обширное образование: ораторское, философское, христианское. Характеристики многих его современников говорят о том, что Мелитону был свойственен высокий авторитет и глубокое почитание верующих[100]. Он принимал деятельное участие в прекращении спора о времени празднования Пасхи и написал на эту тему две книги[101].  Для него характерны также путешествия в поисках знаний, как и для многих его соратников, и плодовитая писательская деятельность. Доблестный пастырь, он отозвался и  гонениях на христиан, и подал Антонину апологию на христиан, причем сделал это скорее всего лично, то есть не затруднился даже поездкой в Рим для представления своей апологии[102]. Мелитон в своих многочисленных трудах был догматистом, экзегетом, критиком, теологом, моралистом, и эти славные характеристики можно отнести ко многим деятелям того времени.

Обращенным в христианство является и Марк Минуций Феликс, африканского происхождения, родом язычник[103]. Пораженный возвышенным учением Евангелия и мужеством христианских мучеников, он принял христианство уже в зрелом возрасте. Он получил блестящее риторское образование и был адвокатом. Защитительные позиции он сохранил и в христианстве, став прекрасным апологетом.

Африканское происхождение отличает и Тертуллиана, который не являлся отцом Церкви, но благодаря многогранному уму стал апологетом, догматистом, моральным учителем[104]. Родившись в семье римского сотника в Карфагене, до своего обращения Тертуллиан жил обычной жизнью языческой среды, он также был хорошо образован, знал философию, право, медицину. После принятия христианства он стал ревностным защитником новой религии и принял священство. Новой религии Тертуллиан посвятил все свое время и силы, написал немало сочинений в защиту христианства от гонений и за ревностную службу и почти подвижническую жизнь был назначен пресвитером города Карфаген[105].

Жизнь и деятельность христианских философов была несколько схожей с институтом странствующих пророков, апостолов. Став христианами, писатели и ораторы не отказались от своего призвания и философской мантии. В своей общине или среди ближайших учеников они стали носителями христианской мысли в научной форме.

В целом, апологетов II века можно при всех их различиях личностей и судеб охарактеризовать несколькими общими чертами:

· Известнейшие апологеты того времени чаще всего были выходцами из языческой среды и после знакомства с Писанием и жизнью христиан, их мученической защитой своей веры, принимали христианство и становились его ревностными защитниками.

· Апологетам свойственно знание языческой культуры, языков, права, ораторского искусства, философии, литературные навыки, то есть их становлению апологетами также способствовало прекрасное образование.

· Нравственные и интеллектуальные качества апологетов зачастую позволяли им стать учителями, основателями школ, епископами, то есть прекрасными лидерами и примером для многих и многих христиан.

· Распространению христианского учения способствовал страннический образ жизни защитников христианства, отличавших неутомимость в путешествиях.

· Характеризует апологетов II века и бесстрашие, с которым они одними из первых обратились со своими защитительными речами к правителям.

Таким образом, как видно из жизни и деятельности апологетов того времени, христианами не рождались, а становились, разочаровавшись в языческой религии и философии мудрецов. Принять крещение после долгих сомнений и борьбы, с опасностью для своего положения в обществе и для жизни в целом, а после бесстрашно защищать принятую веру - это величайшая заслуга апологетов того времени.


 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 563; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!