Проблема человека в современной науке



Такого многообразия подходов к изучению человека, которое существует сейчас, ещё никогда не знала история науки. Современное научное знание всё более полно охватывает многообразные связи человека с миром:

w природа (абиотические и биотические факторы) ↔ человек

w общество и его историческое развитие ↔ человек

w человек ↔ техника

w человек ↔ культура

w человек и общество ↔ Вселенная

В системе тех или иных научных дисциплин человек изучается как:

1.продукт биологической эволюции – вид HomoSapiens,

2.субъект и объект исторического процесса,

3.естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определённым диапазоном изменчивости,

4.основная производительная сила общества,

5.субъект труда, субъект познания, коммуникации и управления, как предмет воспитания и т.д.

Уже из этого достаточно краткого перечисления можно видеть, что в настоящее время складывается (и даже сложилась) сложно разветвлённая система теоретического и практического человекознания, значение которого для человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе.

Для современной науки, связанной именно с проблемой человека, характеры три важные особенности:

1.превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, включая точные и технические науки;

2.всё возрастающая дифференциация научного изучения человека, углублённая специализация отдельных дисциплин и их дробление на ряд всё более частных учений;

3. тенденция к интеграцииразличных наук и методов исследования человека в различные комплексные системы, тенденция к построению синтетических характеристик человеческого развития (например, психонейроэндокриноиммунология).

Всё это ведёт к изменению самой структуры научного знания, одной из важнейших характеристик которого в настоящее время является смежность. Она представляет собой своего рода преобразование прикладных функций одной науки по отношению к другой. Так было, например, с биофизикой и биохимией, которые начали своё существование с приложения физических и химических методов к изучению живой природы, а затем стали самостоятельными важными отраслями.

Внедрение физики и химии в познание человека и математизация антропологии повлекли за собой участие фундаментальных областей естествознания в исследованиях различных параметров человеческого развития – своеобразную антропологизацию точных и технических наук. Этот процесс идёт, в основном, в двух направлениях: одно связано с техникой связи (приём и передача по каналам связи человеческой речи поставили фундаментальные проблемы в теории коммуникации), другое – с автоматическим регулированием машин и механизмов.

Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки, как уже было сказано, привело к возникновению новых научных дисциплин. Среди новых гуманитарных дисциплин, имеющих важнейшее значение для общей теории человекознания, Б.Г. Ананьев («О проблемах современного человекознания») отмечает следующие:

1.эргономику (специальная наука о трудовой деятельности человека);

2.семиотику (эта наука о знаковых системах имеет важное значение для понимания механизмов культурного развития человека);

3.аксиологию (наука о ценностях жизни и культуры);

4.эвристику (общая теория мыслительных поисков и творческого мышления, возникшая на базе психологии, логики, теории познания, нейрофизиологии и биофизики);

5.психолингвистику (объединяет психологию речи и общения с общей теорией языка);

6.характерологию (объединяет психологию личности с социологией и этикой).

Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология становится орудием связи между всеми областями познания человека. Но всё же интеграция естествознания и общественных наук определяется, прежде всего, прогрессом философского учения о человеке. Философское и методологическое осмысление того явления, что в сфере человекознания с прогрессом всё больше открывается глубина непознанного, говорит о том, что создание новых дисциплин и междисциплинарных связей следует рассматривать как новый подступ к фронтальному наступлению науки на непознанные ещё явления и законы человеческого развития. По мнению Ананьева, единое философское учение о человеке будет осуществляться на базе истории философии и отдельных наук, истории умственного развития ребёнка, истории умственного развития животных, истории языка, психологии, физиологии органов чувств. Познание взаимосвязей человека с миром и философское их обобщение является необходимым условием практического овладения управлением человеческим развитием.

Потребность в едином фундаментальном учении о человеке остро ощущается и в различных областях общественной практики. Для современной медицины, например, характерно сочетание хирургии и терапии с профилактикой и гигиеной, всё больше внимания уделяется морально-психологическим условиям жизни людей. То есть не только наука, но и практика испытывает потребность в единой теории человекознания, в сближении и интеграции всех средств познания человека и руководства его развитием. И естественно, что основу такой общей теории должна составлять философия, для которой человек – великая, вечная и универсальная проблема.

Как уже говорилось, наряду с философией именно психологии Ананьев отводит роль орудия объединения различных наук. И если в истории промежуточное положение психологии всегда оценивалось как своего рода аномалия научного познания, дефект, то сейчас оно оборачивается принципиальными выгодами для всей науки. Психологическое познание человека становится в современных условиях одной из общих моделей человекознания, поскольку исследование многообразных отношений человека к миру невозможно без исследования его сложнейшей структуры, а эту структуру тем более нельзя понять вне системы отношений человека к обществу и природе, звеньями которых он является.

Это положение психологии отражается в классификации наук академика А. Кедрова (более подробное рассмотрение этого вопроса в билете №2). Согласно ей психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

ПСИХОЛОГИЯ
Технические науки
Общественные науки
Естественные науки

 

 


Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

Ананьев, однако, предостерегает от одной весьма распространённой ошибки: часто функции естествознания в познании человека представляются крайне аморфными и второстепенными по сравнению с социальными науками как науками именно о человеке, поскольку понятие «человек» идентифицируется с понятиями «общество и мышление». Между тем значение естествознания в современной системе наук о человеке не уменьшается, а возрастает, так как в изучение человека всё более успешно включаются многие точные и естественные науки с их техническими приложениями. Это становится ещё более очевидным, если учесть тот факт, что и по сей день не завершена дискуссия по поводу того, является психология наукой гуманитарной или же естественнонаучной.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2806; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!