Историческое развитие сознания.



Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная опосредованная речью орудийная деятельность людей.
Формирование сознания в онтогенезе – это возникновение и формирование сознания у отдельного человека. В.Штерн, С.Холл, Гетчисон, Бюллер, Торндайк выдвинули теорию рекапитуляции, т.е. повторения развития рода в психологическом развитии индивида (с позиций биогенетического закона.)
Теория Л.С. Выготского. По мнению Л.С. Выготского среда действовала на животное и видоизменяла его, а животное приспосабливалось к среде и это обуславливало биологическую эволюцию. При этом на животное влияли безусловно рефлекторные механизмы и инстинкты. С возникновением человека, который начал действовать на природу и видоизменять ее, используя орудия, к трем имеющимся у животного предпосылкам добавляются: видовой, культурно-исторический опыт человечества; процесс присвоения видового опыта индивидом. Постулат Выготского, что сознание вторично, а общественное бытие первично, т.е. исходная внешняя деятельность интериоризируется во внутреннюю и, таким образом порождается сознание.
Теория А.Н. Леонтьева. В основе любых форм психического отражения от элементарных до наисложнейших лежит активность субъекта. Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективной. Коллективный труд, в свою очередь предполагал разделение труда. Цель деятельности отделяется от ее мотива, и в деятельности выделяется новая единица – действие, что в психическом отражении сопровождается переживанием смысла действия. Смысл – отражение отношения цели к мотиву. Значение – обобщенная форма отражения субъекта общественно исторического опыта, приобретенного в ходе совместной деятельности и общения. Социальное не причина, а эффект существования сознания.
Теория Э. Нойманна. Задача сознания – осознать себя как единство. Движущей силой развития сознания является центроверсия – это врожденная тенденция целого к созданию единства своих частей и к синтезу их в объединенные системы.
Теория биологической целесообразности. Э. Фромм указывает: вместо ослабленных инстинктивных способностей к адаптации, у человека возникают механизмы сознатель-ного отражения и регуляции своей деятельности.
Теория Поршнева. Появление речи(2 сигнальной системы) является причиной появление сознания. Появление речи способствовало развитием лобных долей мозга у человека.

16.Что такое «значение». Его место и роль в развитии и функционировании сознания.

Значение употр как содержание обществ сознания, усваиваемое индивидом.

Знач рассматривалось как форма сознания, т.е. осознание человеком своего человеческого бытия. Оно же рассм как реальные психологич единицы сознания, и как факт индивид сознания.

Бывают операционные, предметные, вербальные, житейские и научные.

Знач- это преобразованная и свернутая в материю языка идеальная форма существования предметного мира. Знач преломляют мир в сознании чел. Знач сами по себе не психологичны, как та общественно познанная реальность, которая лежит за ними.

Смысл – это суб понимание и отн-е к сит, инф. Непоним связано с трудностями осмысления знаний.Процессы взаимной трансформации знаний и смыслов. Это процессы означения смыслов и осмысление знаний. Они выступают средством, обеспеч взаимопонимание.

Понятие смысла выражает укорененность индивид сознания в бытие чел-ка, а зач- подключенность сознания к сознанию об-ва, к культуре. Большой интерес представляют собой исследования того, как смысл рождается в действии.

Смысл, как и знач связаны со всеми компонентами структуры сознания. Наиболее очевидны отн-я мдузнач и смыслами, функц в рефлексивном слое сознания.

Соотношение смысла и значения

 

Различие «смысла» и «значения» было отмечено в отечественной психологии еще в 30-е годы XX в. Л.С. Выготским («Мышление и речь», 1934). «Если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл» – это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации».

Именно это различие и дает возможность автору текста, оперируя значениями языковых единиц, конструировать необходимые ему смыслы. Причем индивидуальная заданность смысла не обязательно должна быть определенной. Возможен расчет и на двусмысленность и многоплановость текста и соответственно его прочтения, а также одновременно прочтения поверхностного и глубинного. Смысл, лежащий на поверхности текста или его компонентов, более объективно привязан к значению его (или их) составляющих высказываний. Глубинный смысл более индивидуален и менее предсказуем.

Надо сказать, что есть тексты, которые рассчитаны на однозначность восприятия, инотолкования им противопоказаны по своей сути. Это тексты нехудожественные (научные, деловые). В таком случае двойной смысл или просто неясность, неопределенность смысла означает несовершенство текста, его недостаточную отработанность. В случае же художественного текста наличие глубинного смысла или подтекста создает особую значимость произведения, его индивидуально-художественную ценность. Как и отчасти исчезновение смысловой определенности текста, особенно в тексте поэтическом.

Средства перевода уровня внешних, поверхностных значений на уровень внутреннего смысла могут быть различные – это часто невербализованные средства: фоновые знания, паузы, интонация, пунктуация. Это и особые синтаксические структуры, в частности парцелляция.

18. Строение и функции сознания

Сознание — это высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Составляющие в структуре сознания: чувственная ткань образа - порождается в практическом взаимодействии с внешним предметным миром как непосредственное впечатление от него; она служит материалом, из которого строятся сознательные, предметные («значимые») образы; она выполняет функцию свидетельствования о внешней реальности, функцию «придания реальности сознательной картине мира» (восприятие). Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира. Значения преломляют мир в сознании ч-а. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы осмысления значений и означения смыслов выступают средством диалога и взаимопонимания. Биодинамическая ткань движения и действия. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, тк для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Основные функции: отражательная, порождающая (творческая, креативная), регулятивно-оценочная, рефлексивная (размышления о мире), духовная. Согласно Агафонову, родовой функцией сознания является понимание.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 868; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!