Больше всего мы нуждаемся в создании культуры уважения и достоинства 10 страница



80 Диалог и коммуникация — философские проблемы. Материалы «круг­лого стола»// Вопросы философии. 1989. №7. С. 26-27.


Глава 4. Организационное поведение


119


Коммуникативные отношения в деятельности российских организаций развиты слабо, и пока данной сфере не придается соответствующего значения. Разрыв между управляющим зве­ном и персоналом велик. Разрыв во всем — в положении, дохо­дах, заработной плате, взаимоотношениях. Когда он пытался разговаривать с работниками, он видел, что они очень замкну­ты и не привыкли к такому общению, а само оно носит очень формальный характер.

Как считает Люк Мартин, менеджеры не общаются в долж­ной мере с работниками, не обсуждают с ними вопросов инно­ваций, возникающие проблемы, не выслушивают (хотя бы раз в неделю) их мнения, ссылаясь на нехватку времени, тогда как именно на это они обязательно должны его находить. Напри­мер, я как менеджер с уважением отношусь ко всем людям, добавляет Люк Мартин, но я должен не только думать это, но и демонстрировать.

Он убежден, что менеджеры должны регулярно встречать­ся со всеми своими подчиненными и ставить им конкретные задачи. Это, конечно, непросто. Именно поэтому необходимо готовить руководителей так, чтобы они не только были специ­алистами в области технологий, процедур, организационных структур, но и умели работать с персоналом, проводить его подготовку, анализировать и оценивать деятельность сотруд­ников, общаться с ними.

На Западе менеджеров учат работать, исходя из того, что их сотрудники не только выполняют определенные функции, но и являются живыми людьми, им интересно знать, кто и что есть их руководитель и что с ними происходит. Как считает Люк Мартин, часто необходимо идти даже на такие неординарные шаги, как спрашивать подчиненных: «Что мы должны делать?» Это позволяет показать, что руководитель тоже живой человек и может чего-то не знать.

За рубежом менеджеры проходят специальную подготовку с целью установления эмоционального контакта с подчиненны­ми. Считается, что руководитель должен походить на тренера спортивной команды. До матча он непрерывно общается с иг­роками, анализирует их слабые и сильные стороны, изучает видеозаписи, зато потом, в решающий момент, когда они вы­ходят на поле, уже только координирует их действия.

Также и руководитель компании должен постоянно общаться со своими подчиненными, на основе анализа рынка обсуждать


120


Часть 1. Мир организации


с ними действия конкурентов и варианты ответных мер, вовле­кать их в процесс коллективной разработки, принятия и выполне­ния решений. Тогда подчиненные (как и игроки на поле) будут многое знать и ко многому будут готовы, ведь действия соперни­ков по большей части заранее проанализированы. Они сумеют найти нужную тактику, поскольку обучены работать самостоятель­но, без руководителя. Вот в чем суть командной системы работы, к которой стремятся европейские компании и которая является неким приближением к самоорганизующемуся управлению.

На «Филипсе» пытаются быть как бы одной семьей, коман­дой. Причем в порядке вещей, когда члены команды называют тренера по имени, а не формально «мистер такой-то». А это со­всем иной стиль взаимоотношений. Там считают, что можно быть хорошими друзьями, и при этом один человек является руково­дителем, а другой — подчиненным81.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Как известно, стиль человеческих взаимодействий отража­ется не только в организационном климате, но и в организаци­онной культуре.

В конце 1960-х годов термины «культура» и «климат» в орга­низации использовались многими исследователями взаимоза­меняемо. В 1970-е годы мысль о том, что организации имеют свои «культуры», высказывалась несколькими исследователями, но лишь начало 1980-х годов ознаменовалось возросшим инте­ресом к организационной культуре. Появились концепции, пред­ставляющие организационную культуру как объединяющую силу внутри организации. Она имеет свое материальное выражение, и руководство организации может ее идентифицировать и управ­лять ею для достижения лучших результатов в работе организа­ции. Например, Т. Петерс и Р. Ватерман82, а также Т. Дил и А. Кен­неди83 говорят о возможности достижения положительного ре­зультата в работе организации лишь путем признания и усвоения единых корпоративных ценностей.

81 Проблемы теории и практики управления. 2000. N 4.

82 Цит. по: Neuliep J. W. Human Communication Theory. Applications and
Case Studies. Needham Heights, Mass.: Allyn & Bacon, 1996.

83 Deal Т., Kennedy A. Corporate Cultures: the Basic Course. New York: Harper
Collins College Publishers, 1994.


Глава 4. Организационное поведение


121


Во многих работах прослеживается мысль о том, что куль­тура — это коллективная совесть организации и что менедже­ры могут управлять ею.

Согласно К. Юнгу, все теоретики организационной культуры сходятся в одном: культура — это объединяющее понятие, отра­жающее, с одной стороны, социальное единство и сплоченность организации, а с другой — эффективность ее деятельности84. Обычно используемые понятия, соотносимые с концепцией куль­туры, акцентируют внимание на том или ином ее аспекте или идее, разделяемой членами группы. Основные понятия, ассоци­ируемые с культурой, таковы:

1) наблюдаемые поведенческие стереотипы при взаимо­действии людей: используемый ими язык, обычаи и традиции, ритуалы, совершаемые в определенных ситуациях;

2) групповые нормы: свойственные рабочим группам стан­дарты и ценности;

3) провозглашаемые ценности: артикулированные, объявля­емые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации ко­торых стремится группа;

4) формальная философия: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются действия группы по отношению к акционерам, служащим, клиентам или посредникам;

5) правила игры: правила поведения при работе в органи­зациях; «ограничения», которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; «заведен­ный порядок»;

6) климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов органи­зации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами;

7) существующий практический опыт: методы и техничес­кие приемы, используемые членами группы для достижения определенных целей, способность осуществлять определенные действия, передаваемая из поколения в поколение и не требу­ющая обязательной письменной фиксации;

8) склад мышления, ментальные модели и/ или лингвисти­ческие парадигмы: принятые когнитивные (связанные с позна­нием) системы, определяющие восприятие, мышление и язык,

84 Цит. по: Stapley L. The Personality of the organization: A Psycho-Dynamic Explanation of Culture and Change. London; NewYork: Free Association Books, 1996.


122


Часть 1. Мир организации


используемые членами группы и передаваемые новым ее чле­нам на этапе первичной социализации;

9) принятые значения: мгновенное взаимопонимание, воз­никающее при взаимодействии представителей группы друг с другом;

10) «базовые метафоры», или интеграционные символы: идеи, чувства и образы, выработанные группой для самоопре­деления, которые не всегда оцениваются на сознательном уров­не, но находят воплощение в зданиях, офисной структуре и других материальных аспектах существования группы. Этот уровень культуры отражает не когнитивные, или оценочные, а эмоциональные и эстетические реакции членов группы.

Все эти концепции связаны с культурой и / или являются ее отражением, поскольку они объединены с некими момента­ми, общими для членов группы; в то же время ни одна из них не является собственно «культурой» организации или группы.

Когда мы говорим о том, что сообщество обладает «культу­рой», мы подразумеваем под культурой не только общность определенных элементов, но также их глубинный характер и стабильность. Глубина в данном случае свидетельствует о не­кой неосознанности, а значит, известной неосязаемости и рас­плывчатости этих элементов.

Структурирование или интеграция элементов, выражающа­яся в появлении более общих парадигм или гештальтов (состо­яний), способствует стабильности, связывающей воедино раз­личные элементы, лежащие на более глубоком уровне.

Культура предполагает существование чего-то целого, об­разуемого обычаями, климатом организации, ценностями и моделями поведения. Структурирование и интеграция являют­ся сущностью того, что мы именуем «культурой». Чаще всего культура рассматривается как аккумулированный коллективный опыт данной группы, включающий поведенческий, эмоциональ­ный и когнитивный элементы психологического функциониро­вания ее членов. Коллективному опыту должны предшествовать коллективная история, которая, в свою очередь, предполагает известную стабильность состава группы. При условии такой стабильности и существовании коллективной истории челове­ческая потребность в экономии, постоянстве и осмысленности приводит к формированию из различных общих элементов пат­тернов, которые со временем и получают название «культуры».


Глава 4. Организационное поведение


123


Существующая культура организации, или организа­ционная культура, выстраивает и определяет существу­ющий стиль человеческих отношений и взаимодействий, исходя из реализуемой модели мышления и поведения людей.

Именно культура организации задает систему конвенциаль-ного, или предписанного (ожидаемого), поведения и поведе­ния неформального (неконвенциального). Организационная культура в большой степени программирует коллективное умо­настроение на уровне как формального, так и неформального взаимодействия (рис. 4.11).

Организационная культура

• Система отношений между людьми, которая в течение времени формирует, а затем поддерживает у членов организации уникальную общую для них психологию, которая проявляется в коллективно разделяемых ценностях, убеждениях, традициях и нормах поведения, в общепринятых значениях постановки дела, достижения результатов деятельности, что отличает данную организацию от других

Рис. 4.11

Процесс научения, или приобретения опыта группой, начи­нается с того момента, когда один или несколько ее членов начинают руководить определением возможной стратегии по­ведения и в случае успешного разрешения ими внутренних и внешних проблем приобретают признанный статус лидеров. Группа обладает культурой в том случае, если она имеет исто­рию, достаточно продолжительную для формирования коллек­тивных базовых представлений.


124


Часть 1. Мир организации


Сила коллективных представлений определяется тем, что они начинают работать за пределами сознания. Более того, будучи сформированными и воспринятыми в качестве самооче­видных, они становятся определяющей особенностью группы, позволяющей ей отличить себя от прочих; при этом подобным представлениям приписывается определенная ценность. Те­перь эти представления воспринимаются не просто «нашими», но, поскольку опыт был успешным, истинными и позитивными.

Необходимо подчеркнуть также то, что культура и лидер­ство — две стороны одной медали в том смысле, что культуры создаются лидерами, формирующими группы или организации. Если же культура уже существует, она определяет критерии лидерства и, соответственно, выявляет возможных лидеров. При дисфункциональности культуры именно от руководства, главным образом, зависит выявление функциональных и дис­функциональных элементов существующей культуры. Незнание руководителем культуры, в которой он укоренен, приводит к тому, что не он управляет культурой, а культура начинает управ­лять им.

Культура может анализироваться на нескольких уровнях, соответствующих той или иной степени очевидности культур­ного явления для наблюдателя. Эти уровни охватывают как вполне осязаемые внешние проявления, доступные органам чувств, так и глубинные подсознательные базовые представ­ления, которые называются сущностью культуры85. Между эти­ми двумя полюсами находятся разного рода коллективные ценности, нормы и правила поведения, используемые носи­телями данной культуры для представления ее как самим себе, так и другим.

Ценности могут обсуждаться и оспариваться, люди могут принимать и не принимать их, базовые же представления ка­жутся им чем-то настолько очевидным, что человек, не облада­ющий ими, считается «безумцем», что приводит к его автома­тическому удалению из группы.

Существуют два типа концепций организационной культуры:

1) связанные с «базовыми представлениями», которые под­лежат более глубокому анализу, поскольку именно они кажутся носителям культуры самоочевидными и непререкаемыми86;

85Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002. С. 35. 86 Там же. С. 35.


Глава 4. Организационное поведение


125


2) связанные с «базовыми ценностями», которые опреде­ляют главные индикаторы эффективности организаций87.

Уровни, на которых может анализироваться культура, пред­ставлены на рис. 4.12.

Уровни культуры

Рис. 4.12

Самым поверхностным уровнем является уровень артефак­тов83, включающий все те феномены, которые можно увидеть, услышать и почувствовать при вхождении в новую группу с незнакомой культурой. Артефакты включают зримые продукты группы, такие, как: архитектура ее материального окружения, ее язык, технология и продукты деятельности, стиль, воплоща­емый в одежде, манере общения, эмоциональной атмосфере, мифах и историях, связанных с организацией, описание приня­тых ценностей, внешние ритуалы и церемонии, и так далее. Таким образом, в этот уровень включаются наблюдаемое пове­дение группы и соответствующие организационные процессы.

87 Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культу­ры. СПб., 2001.

88Артефакты—это все созданное человеком, не присущее природе. В дан­ном случае речь идет об очевидных проявлениях культуры.


126


Часть 1. Мир организации


Характерной особенностью данного уровня культуры являет­ся то, что его просто наблюдать, но крайне сложно растолковать. То есть наблюдатель может описать увиденное и услышанное им, однако не способен понять ни подлинного значения изучаемых внешних феноменов, ни важности связанных с ними представле­ний. Основная проблема интерпретации состоит в неоднозначно­сти символов. Понять смысл любого подобного явления можно лишь при одновременном изучении культуры на уровнях ее цен­ностей и базовых представлений.

Весь опыт группы, в конечном счете, — отражение чьих-то оригинальных понятий относительно того, чем именно то, что дол­жно быть, отличается от того, что есть. При создании группы или при обращении ее к решению новой задачи, вопроса или пробле­мы первый ее шаг является отражением чьих-то индивидуальных представлений о правильном и ложном, эффективном и неэффек­тивном. Люди, владеющие инициативой и способные оказывать определенное влияние на принятие группой того или иного под­хода к решению проблемы, в дальнейшем могут стать «лидерами» или основоположниками, однако группа, как таковая, на этом эта­пе еще не обладает коллективным опытом, поскольку еще не выработала механизма выхода из новой для нее ситуации. По этой причине любое предложение имеет в глазах группы лишь услов­ную ценность, пусть даже лицо, высказывающее его, и уверено в его истинности. Пока группа не предпримет совместных действий, и ее участники не увидят их результатов, она не будет обладать общим базисом для понимания истинного положения дел.

Приобретаемый групповой опыт состоит в том, что некото­рые из ценностей, некогда провозглашенных лидерами, способ­ствуют снижению неопределенности в критических областях функционирования группы. Сохранение верности этим ценнос­тям приводит к их трансформации в самоочевидные представ­ления, подкрепляемые набором вербализованных (словесных) убеждений, норм и правил поведения. Соответствующие взгля­ды и моральные / этические правила остаются осознанными и четко сформулированными, выполняя нормативную или мораль­ную функцию, регулируя поведение членов группы в тех или иных ключевых ситуациях и приучая новых ее участников к тем или иным моделям поведения. Набор ценностей, который находит реальное воплощение в идеологии или в организационной фи­лософии, служит ориентиром или моделью поведения в слож­ных или неопределенных ситуациях (рис. 4.13).


Глава 4. Организационное поведение


127


Корпоративная культура

Уменьшает коллективную неопределенность (упрощает общую систему интерпретации)

Создает организационный порядок

(вносит ясность в ожидания членов коллектива)

■ Обеспечивает целостность

(за счет ключевых ценностей и норм организации)

Создает чувство сопричастности к организации и преданность общему делу

Освещает видение будущего

Дает заряд энергии для движения вперед

Рис. 4.13

Ценности этого уровня сознания во многом предопределя­ют поведение, наблюдаемое на уровне артефактов. При этом важно подчеркнуть, что, если их принятию не предшествует при­обретение опыта, они могут отражать только то, что Арджирис и Шен назвали «провозглашенными ценностями», которые доста­точно точно определяют, что будет говориться людьми в целом ряде ситуаций, но могут не соответствовать тому, что они будут делать.

Если провозглашаемые ценности отвечают основополагаю­щим представлениям, то их словесное выражение в форме прин­ципов работы способствует консолидации группы, являясь сред­ством самоидентификации и выражением сути миссии. Следова­тельно, необходимо различать ценности, которые соответствуют основополагающим представлениям, и ценности, противоречащие им и являющиеся следствием неких умозаключений. Зачастую подобные совокупности ценностей не образуют системы, порой их элементы являются взаимоисключающими или же никак не связанными с действительным поведением.

Для того чтобы перейти на еще более глубокий уровень осо­знания культуры, расшифровать систему и научиться правильно предсказывать поведение ее носителей, необходимо лучше по­нять категорию базовых представлений.


128


Часть 1. Мир организации


Культура как набор базовых представлений определяет, на что мы должны обращать внимание, в чем состоит смысл тех или иных предметов и явлений, какой должны быть эмоциональ­ная реакция на происходящее, какие действия следует пред­принять в той или иной ситуации. Разработав интегрирован­ную систему таких представлений, которую можно назвать кар­той мира, или ментальной картой, или когнитивной картой мира, мы будем испытывать комфорт рядом с людьми, разделяющи­ми наше представление мира, и явный дискомфорт в тех ситу­ациях, когда будет действовать иная система представлений, поскольку мы не будем понимать происходящего или же, что еще хуже, будем искаженно воспринимать действия других людей, давая им ложную интерпретацию происходящего.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 388; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!