Лекция 6. Управленческие концепции цивилизаций Древнего Востока



 

 

Главная особенность восточного рабства заключается в масштабах хозяйственных функций государства, обусловленных в значительной степени объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части управления. Однако чрезмерная государственная опека (регулирование) натурального, по сути, хозяйства по средствам регламентации различных сфер производственно-хозяйственной деятельности, сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства.

Особенности способа производства естественно придают управлению специфические черты. Рассмотрим наиболее популярные из дошедших до нас источники, содержащие управленческие концепции Древнего Востока.

Древний Египет

Один из документов датируется XXII столетием до н.э. – это так называемое "Поучение гераклеопольского царя своему сыну". В этом "Поучении" приводятся "правила" государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя весьма важно. Другой источник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется "Речение Ипувера". Главная его идея – не допустить бесконтрольный рост ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения "простолюдинов" и начала в стране гражданской войны.

В труде "Поучение Птаххотепа", созданном около 4 тыс. лет назад, содержатся мысли, не потерявшие значения и для современных управляющих: "Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не останавливай его прежде, чем он не облегчит свою душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса".

В древнеегипетских текстах констатировалась важность управления государством, указывалось на существование особых групп людей, занятых управленческой деятельностью. При этом центральной фигурой выступал фараон, образ которого восхвалялся и идеализировался. Наиболее популярны были кадровые вопросы, что связано с необходимостью организовывать большие массы людей для осуществления грандиозных работ по строительству пирамид, оросительных и ирригационных систем.

Характеризуя управленческую деятельность, древние египтяне много внимания уделяли взаимоотношениям, которые складывались в этом процессе между верховными правителями и высшими чиновниками.

Несмотря на жестокость рабовладельческих порядков, в источниках высказывалась мысль о необходимости гуманизации управления, об учете в нем интересов простых людей и защите справедливости.

Вместе с тем, в системе управленческих действий большое внимание уделялось карательным функциям, направленным на обеспечение порядка и подавление противодействия верховной власти.

Во II тыс. до н.э., чтобы лучше организовать управленческий процесс, египтяне стали создавать прототипы будущих табелей о рангах. При этом создавались документы, регламентирующие работу наиболее важных участников процесса управления. В них перечислялись функции, порядок служебной деятельности, права и обязанности верховных сановников, которые решали широкий круг вопросов центрального и местного управления, а также в подчиненных им ведомствах.

Подробно описывалась и роль писцов (управленцев более низкого уровня), которые занимались не только составлением текстов и делопроизводством, но и выполняли разнообразные административно-финансовые функции. Они вели многочисленные приходно-расходные книги, 2 раза в год составляли кадастр всех земель в стране, делали перепись населения, его имущества и др. Таким образом, проблемы экономического управления в основном ложились на плечи писцов. Именно они отвечали за сбор податей и налогов, вели учет того, что производилось и потреблялось.

В Египте начала формироваться судебная система. С точки зрения управления это выделение функции административного воздействия за несоблюдение каких-либо правил, требований, установок, обычаев.

Основные достижения и вклад египетской цивилизации в развитие управления состоят в том, что здесь впервые были использованы смысловые понятия, которые соответствуют современным понятиям "организация", "административно-территориальное деление", "аппарат управления", "решения", "исполнительность", "ответственность", "управление объектом", "идеология управления". Таким образом, в Египте складывалась концепция управления, основными положениями которой являются:

– вертикальная структура власти;

– иерархия власти (начиная от фараона и его приближенных и кончая старостами общин, сотниками крепостных гарнизонов, писцами – сборщиками налогов);

– использование стимулирования (поощрения и наказания, морали и этики управления);

– обучение управленческих кадров (подготовка жрецов и писцов);

– осознание необходимости планирования, организации и контроля;

– необходимость децентрализации в управлении большими проектами, использование в связи с этим в управлении письменных документов и создание своего рода штабов.

Вавилон

Это государство Древнего Востока, находившееся в Месопотамии, оставило нам сочинения своего царя Хаммурапи, часто именуемые кодексом законов, который действовал в этой стране в XXVIII в. до н.э. В соответствии с ним, чтобы избежать разрушения натурального хозяйства и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность – вплоть до смертной казни. Вот некоторые примеры законодательных установок из кодекса Хаммурапи:

– посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;

– за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане-вавилоняне более нс лишаются своих земельных наделов;

– срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, сына, дочери либо отца семейства) на должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;

– процент по денежной ссуде не должен превышать 20%, а по натуральной – 33% от ее первоначальной суммы.

В Месопотамии сильнее, чем в других регионах, была выражена нацеленность управления на обеспечение справедливости и служение подданным. Например, в законах Хаммурапи ставилась задача "справедливо управлять своей страной", "справедливо руководить людьми и дать стране счастье", добиваясь, "чтобы сильный не притеснял слабого".

Во всех управленческих установках четко прослеживалось неприятие злоупотреблений служебным положением, корысти, использование власти для личного обогащения.

Древний Китай

Своеобразие древнекитайских управленческих воззрений связано в основном с именем Конфуция (551–479 до н.э.) и его сборником "Лунь юй" ("Беседы и суждения"), а также с идеями популярного в IV–III вв. до н.э. коллективного трактата "Гуань-цзы".

Конфуций, сторонник патриархального стиля руководства, считал, что только образованный правитель, "являясь отцом народа" и гарантом "правильного действия", способен реально влиять на равномерное распределение благ, создаваемых обществом. По его мнению, у народа будет тогда достаток, когда управление хозяйством будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях великой общности (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

Важными мерами, стабилизирующими государство и общество, считались: регулирование государством цен на хлеб; создание государственных запасов хлеба; введение льготных кредитов земледельцам; замена прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары).

Управленческие концепции античных государств

Рабство в Древней Греции и Древнем Риме в I тыс. до н.э. называют классическим или античным. Масштабы хозяйственных функций государства и государственное рабовладение здесь были значительно меньше, чем в государствах Древнего Востока. Тип хозяйства, так же как и в государствах Древнего Востока, был натуральным.

По сравнению с древневосточной античная культура имела более демократичный и рациональный характер. Эту культуру создавали свободные граждане городов-полисов. В античном обществе всесторонний характер развития личности граждан был приоритетной целью общественного производства и соответственно управления им, а личность выступала как главная форма богатства. Духовные ценности и гражданские доблести ставились греческой культурой много выше, чем владение вещами и деньгами.

Древняя Греция

Лучшими достижениями научной мысли периода конца V – IV в. до н.э. были труды Сократа, Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому ниже мы будем говорить об их взглядах на управление и организацию хозяйственной деятельности.

Сократ (469–399 до н.э.), анализируя обязанности хорошего промышленника, торговца, военачальника, показал, что, по сути, они у всех одинаковы и главная состоит в том, чтобы поставить нужного человека в нужное место и добиться выполнения своих указаний. Таким образом, он сформулировал идею об универсальном характере управления.

Ксенофонт (430–354 до н.э.) свои воззрения изложил в трактате "Домострой", в котором приводит следующие положения:

– разделение труда на умственный и физический виды, а людей – свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

– природному предназначению отвечает преимущественно развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;

– производительно может выполняться "наиболее простая работа";

– степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;

– всякому товару присущи полезные свойства и способность обмениваться на другой товар;

– деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять товарное обращение и накапливать богатства, но не ростовщическое обогащение.

Рассматривая древнегреческую эргастерию (крупную мастерскую, где трудились сотни работников), Ксенофонт дал описание преимуществ разделения труда.

Платон (428–347 до н.э.) свои воззрения изложил в произведениях "Государство" и "Законы".

В первом произведении речь идет о роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении управления и общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных людей.

Во втором произведении автор выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом.

По сути, Платон предвосхитил ряд элементов так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства.

Аристотель (384–322 до н.э.) в своих основных трудах "Никомахова этика" и "Политика" настаивает на "естественности" деления общества на свободных и рабов, а их труда на умственный и физический и указывает на более значимую роль в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Аристотель считает, что земледелие, ремесло и мелкая торговля (экономика) должны поддерживаться государством, так как они способствуют удовлетворению насущных потребностей населения. Крупную торговлю, посреднические операции и ростовщичество (хрематистику) Аристотель решительно осуждает. Поэтому он против использования денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе "ради меновой торговли", и признается в том, что ростовщичество вызывает у него ненависть.

Помимо научных трактатов ученых и их публичных выступлений, источниками управленческой мысли в античной Греции были также законы города-государства.

Важным результатом античной общественной мысли была разработка основ натурального и элементов товарного хозяйства. Достижением управленческой мысли была разработка проблем управления этими формами хозяйствования. В числе проблем рассматривались следующие:

– управление государственным натуральным хозяйством;

– государственная регламентация формирующегося товарного хозяйства;

– учет условий и результатов производственной деятельности.

Управление натуральным хозяйством предполагало его планирование и организацию, соблюдение пропорций между сельским хозяйством, ремеслом, торговлей, строительством, координацию усилий но управлению разными отраслями натурального хозяйства.

Государственная регламентация товарного хозяйства осуществлялась с помощью фиксации цен, стандартов качества, монополизации отраслей. В качестве косвенных мер использовались уровень налогообложения, продажи части государственных запасов и др.

Древний Рим

Здесь следует назвать имя КатонаСтаршего (234– 149 до н.э.), который писал, что объезжая свое поле, владелец должен посмотреть, как далеко продвинулись работы, что сделано и что осталось сделать. После этого потребовать от управляющего отчета о проделанной работе, сравнить задания с результатом и получить объяснение, если часть их не выполнена. После ответов владелец должен, если работе помешала плохая погода, дать задание о ее организации в закрытых помещениях. Катон отмечал, что владелец должен давать управляющему письменный план работы на год и четко объяснять задачи. Как видим, здесь речь идет об основных функциях управления: планирование, организация, контроль.

Особенностью управления в Древнем Риме была его диверсификация (государственное, военное, церковное управление, общественное самоуправление), причем в названных сферах управления присутствовали общие для всех организация, процессы и правовое обеспечение. Каждый вид управления характеризовался наличием иерархии, соподчиненности и ритуалами. Во всех сферах управления имело место правовое обеспечение.

В экономических процессах наблюдались тенденции монополизации и капитализации. Например, денежное дело, почта, налогообложение были прерогативой правителей.

Поэтому в Риме начала складываться система городского управления, ориентированная на городское хозяйство. Она заключалась в организации уборки и мощении улиц, их освещении, пожарной охране, формировании полицейской службы, проведении канализации и водоснабжения и т.д. Развивалось территориальное управление, которое приобретало все большие масштабы по мере расширения империи, т.е. с появлением колоний.

Таким образом, в Древнем Риме было апробировано и накоплено многое из того, что впоследствии стало аксиомой теории менеджмента.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 684; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!