В. Комментарии на богословские сочинения 57 страница



И только тогда томизм предстанет перед нами во всей его красоте. Этой философией движут чистые идеи, вера в ценность доказательств и самоотверженность перед лицом требований разума. Возможно, те, кому мешают это понять неоспоримые трудности первых шагов в изучении томизма, смогут яснее увидеть этот его аспект, обратившись к религиозной духовности св. Фомы. Если верно, что томистская доктрина имеет иной источник вдохновения, нежели религиозная жизнь её создателя, разница между ними должна обнаружиться из сопоставления способа молитвы св. Фомы с его способом мышления. Однако, изучая сохранившиеся до наших дней молитвы св. Фомы (религиозная ценность которых так высока, что Церковь включила их в молитвенник), нетрудно заметить, что при всей их пылкости в них нет ни эмоциональной экзальтации, ни страстных восклицаний, ни духовных услаждений, характерных для других способов молитвы. Пыл св. Фомы целиком выражается в прошении у Бога должного и как должно. Это реальная, глубокая, ощутимая, несмотря на суровость, пылкость ритмичных и созвучных формул; но это пылкость духовности, движение которой следует порядку и ритму движения мысли: Precor ut haec sancta Communio non sit mihi reatus ad poenam sed intercessio salutaris ad veniam. Sit mihi armatura fidei, et scutum bonae voluntatis. Sit vitiorum meorum evacuatio, concupiscentiae et libidinis exterminatio, caritatis et patientiae, humilitatis et obedientiae, omniumque virtutum augmentatio; contra insidias inimicorum omnium tam visibilium quam invisibilium firma defensio, motuum meorum tam carnalium quam spiritualium perfecta quietatio; in te uno ac vero Deo firma adhaesio, atque finis mei felix consummatio (Молю, чтобы это святое Причастие было мне не осуждением на кару, но залогом грядущего спасения. Да будет мне оружием веры и щитом благоволения. Да будет грехов моих уничтожением; вожделения и похоти истреблением; любви и терпения, смирения и повиновения и всех добродетелей приращением; от козней всех врагов моих, видимых и невидимых, надёжным оборонением; порывов моих, телесных и духовных, совершенным успокоением; с Тобой единым, как истинным Богом, нерушимым соединением и назначения моего счастливым исполнением)1099. Такая духовность не столько желает наслаждения, сколько жаждет света. Ритм фраз и звучность слов ни в чём не нарушают гармонии идей. Но чьё мало-мальски чувствительное ухо не уловит в этой ритмичной смене формул религиозного волнения и почти поэзии? И действительно, сила разума, которому с такой горячей любовью служил св. Фома, сделала его поэтом — может быть (если верить оценке беспристрастного судьи), самым выдающимся поэтом всего средневековья, писавшим по-латыни. Примечательно, что высокая красота произведений, которые приписывают этому певцу Евхаристии, объясняется почти исключительно строгой точностью и насыщенностью формулировок. Его “Ессе panis angelorum” (“Вот ангельский хлеб”) или “Оrо te devote, latens deitas que sub his figuris vere latitas” (“Благоговейно молюсь Тебе, невидимое божество, поистине сокрытое под этими образами”) — настоящие богословские трактаты в сжатом виде, которые в то же время служили в течение веков источником религиозного вдохновения для стольких верующих. Но, возможно, наиболее показательный образец томистской поэзии — это “Pange lingua”, побудивший Реми Гурмона написать строки, чистотой стиля равные строкам св. Фомы: “Св. Фома Аквинский всегда равно гениален, и гений его — это, прежде всего, гений силы и уверенности, твёрдости и точности. Всё, что он хочет сказать, он говорит утвердительно и словами столь звучными, что сомнение в страхе бежит прочь”1100. Pange lingua gloriosi corporis mysterium Sanguinisque pretiosi quem in mundi pretium Fructus ventris generosi Rex effudit gentium. Nobis datus, nobis natus ex intacta Virgine Et in mundo conversatus, sparso verbi semine Sui moras incolatus miro clausit ordine... (Воспой, язык, таинство славного тела и драгоценной крови, которую во искупление мира пролил Царь народов, плод благородного чрева. Нам данный, для нас рождённый от непорочной Девы и пребывавший в мире, в рассыпанном семени Слова Своего чудесно заключил Он сроки жизни...) Так от философии св. Фомы мы переходим к его молитве, а от молитвы — к поэзии, не ощущая при этом перехода в иную сферу. И это действительно так. Его философия в той же мере богата поэзией, в какой его поэзия насыщена мыслью. Как о “Сумме теологии”, так и о “Pange lingua” можно сказать, что св. Фома всегда равно гениален, и гений его — это, прежде всего, гений силы и уверенности, твёрдости и точности. Всё, что он хочет сказать, он говорит утвердительно и с такой твёрдостью мысли, что сомнение в страхе бежит прочь. Быть может, это единственный случай, когда столь требовательный разум отвечает зову столь религиозного сердца. Св. Фома считал человека, прежде всего, способным к познанию явлений, однако он вовсе не думал, что наиболее адекватное человеку знание есть также наиболее полезное и прекрасное из того, что он может познать. Утвердив человеческий разум в чувственном как в его собственных владениях и приспособив его к исследованию и поискам в этой сфере, св. Фома призывает разум обратиться к другой области - уже не просто человеческой, но принадлежащей детям Божьим. Такова мысль св. Фомы. Если исходить из того, что всякую философию должно определять не по источникам, из которых она заимствует свои элементы, а по вдохновляющему её духу, то мы увидим в томизме не плотиновскую или аристотелевскую доктрину, а, прежде всего, христианство. Учение св. Фомы выразило языком разума всеобщее предназначение христианина. Даже напоминая человеку о том, что в своей земной жизни он вынужден идти во тьме, не видя света и выхода, оно неустанно направляло его шаги к тем вершинам, откуда открываются, подёрнутые дымкой, дальние пределы Земли обетованной.     Приложения I. Жизнь святого Фомы Аквинского Нижеследующие заметки отнюдь не претендуют на оригинальность. В биографии св. Фомы много неясных моментов, и поэтому мы, проявляя максимум сдержанности, приводим лишь основные факты его жизненного пути, подробности которого слишком часто ускользают от нас. Св. Фома родился в начале 1225 г., в замке Рокка Секка, недалеко от небольшого городка д'Аквино, графом которого был его отец. Родители св. Фомы в 1230 г. отдали его в соседний бенедиктинский монастырь Монте Кассино. В ту пору Фоме было пять лет, и позднее он вполне одобрил это решение родителей (Quodl. III, 11 et IV, 23). Ребёнок жил по бенедиктинскому уставу с пяти до четырнадцати лет. Это первоначальное монастырское воспитание оставило в его душе неизгладимый след: отныне и навсегда он был, прежде всего, и главным образом монахом. В 1239 г. Фридрих II изгнал монахов из Монте Кассино. Подросток вернулся в родительский дом и оставался там до осени того же года, когда стал студентом только что основанного Фридрихом II Неаполитанского университета. Отец Фомы умер 24 декабря 1243 г. Чувствуя себя теперь свободным от его воли, молодой человек принимает решение вступить в Орден братьев-проповедников, основанный св. Домиником. Предвидя сопротивление со стороны братьев юного Фомы, магистр Ордена Иоанн Тевтонский решил перевезти его в Болонью, куда отправился сам, а затем отправить его в Парижский университет. Братья захватили Фому во время этого путешествия и удерживали взаперти почти год. Выпущенный на свободу осенью 1245 г., Фома сразу же отправился в Париж, где учился до лета 1248 г. Его учителем был Альберт Великий. Когда тот покинул Париж и уехал в Кёльн, чтобы организовать там Studium generale, то взял с собой и своего молодого ученика. В Кёльне Фома проработал ещё четыре года под руководством Альберта Великого. В 1252 году Фома возвращается в Париж. Здесь он публично читает Священное Писание (1252-1254), а затем “Книгу сентенций” Петра Ломбардского (1254-1256 гг.). Весной 1256 г. он получает licentia docendi, или право преподавать богословие. Письмо папы Александра IV, в котором тот хвалит канцлера Aimery за предоставление Фоме богословской лицензии, датировано 3 марта 1256 г.: “Нам было чрезвычайно приятно узнать... что ещё до получения нашего письма, касающегося этого вопроса, вы предоставили право преподавания на богословском факультете нашему возлюбленному сыну Фоме Аквинскому, из Ордена Проповедников, человеку, выдающемуся благородством происхождения, безупречностью нрава, а также драгоценными познаниями в Писании, которые благодать Божья позволила ему приобрести...” Даже учитывая возможную условность официальных похвал, можно предполагать на основании личного вмешательства папы и используемых им выражений, что уже тогда молодой Фома считался исключительно блестящей личностью. Фома открыл свой богословский курс вступительной лекцией в 1256 г. и продолжал читать его без перерывов до летних каникул 1259 г. Как обладатель полного звания Доктора богословия Парижского университета, Фома был призван в Италию, в папскую курию, где преподавал без перерывов при папах Александре IV, Урбане IV и Клименте IV с 1259 по 1268 гг. С осени 1268 г. по ноябрь 1272 г. он снова находится в Париже, где ведёт доктри-нальные сражения с аверроистами и защитниками традиционного богословия. Не позднее ноября 1272 г. св. Фома был отозван из Парижа и возобновил преподавание теологии в Неаполе. По приглашению папы Григория Х Фома в последний раз оставляет этот город и отправляется в Лион для участия в Соборе. В дороге его настигла болезнь, и 7 марта 1274 г. он умер в цистерцианском монастыре Фосса Нуова, близ Террачине. Ему было 49 лет. II. Основные труды св. Фомы Аквинского Когда пишешь о св. Фоме Аквинском, невозможно не задаваться вопросом: как он сумел в течение столь недолгой жизни написать такое колоссальное количество трудов? Приводимый ниже список включает лишь работы, признанные сегодня, несомненно, подлинными и отобранные среди тех, которые упоминаются в этой книге или могут упоминаться в других книгах, посвящённых учению св. Фомы. Как и биография св. Фомы, список его сочинений представляет собой сегодня поле исследований, которое часто превращается в поле битвы. В изучении этих проблем абсолютно нет моей заслуги, поэтому я могу лишь выразить благодарность замечательным эрудитам, глубоко знающим и научно добросовестным людям, которые щедро поделились со мною плодами своих исследований. Это, прежде всего, R.P. Mandonnet О.Р., Mgr Martin Grabmann и, в самое последнее время R.P. Ignace Th. Eschman 0.Р., эрудицией и скрупулёзностью которого я не перестаю восхищаться. Результаты их исследований обнаруживают замечательное совпадение в основных чертах, при наличии больших расхождений в деталях. Если бы мне было позволено внести свой личный вклад в это коллективное исследование, он состоял бы лишь в крупице скептицизма. Этот скептицизм обоснован. Во-первых, немногие историки имеют опыт написания доктринального сочинения — философского или богословского. От них до некоторой степени ускользает психология литературного творчества, и они не умеют принимать её во внимание в своих расчётах. Во-вторых, я должен выразить удивление относительно некоторых предложенных датировок. Каждый историк следует своей собственной линии исследования, и точки пересечения этих линий порой вызывают сомнение. С 1268 до 1271 г. прошло всего 4 года, но если принять во внимание выводы, в которых, как правило, историки согласны между собой, то окажется, что за четыре года св. Фома должен был написать, помимо некоторой (точно не определяемой) части “Суммы теологии”, II—III, следующие работы: Комментарий на “Физику” Аристотеля, а также на “Метафизику”, “Никомахову этику” и трактат “О душе”; трактаты “De imitate intellectus”, “De substantiis separatis”, “Quaestiones de Quodlibet I-VI”; наконец “Quaestiones disputatae de Spiritualibus creaturis”, “De anima”, “De unione Verbi incarnati”, “De malo” и, возможно, “De virtutibus”. Возможно ли это? Возможно, если принять во внимание экстраординарную работоспособность св. Фомы, которую так или иначе необходимо признать. Однако нужно признать и то, что эти четыре года были чрезвычайно насыщенными, и различение конкретных дат внутри этого столь краткого периода предполагает в исследователе дерзость, которой вполне извинительно и не иметь. Приводимый ниже неполный список сочинений св. Фомы сопровождается весьма условными датировками, не претендующими на точность и призванными просто помочь определить приблизительное место соответствующего сочинения в общем корпусе произведений св. Фомы Аквинского.

Основные труды

А. Богословские синтезы

1. In IV libros Sententiarum Petri Lombardi, 1254-1256.
2. Summa contra Gentiles, 1261-1264.
3. Summa theologiae, part. I. I-II. II-[1, 1265-1268. - 111, 1272-1273. Неокончена. Supplementum написано Регинальдом из Пиперно.
4. Compendium theologiae, не окончен. Датировка неясна. Одни исследователи относят его к началу, другие - к концу деятельности св. Фомы.

В. Комментарии на богословские сочинения

1. In Boetium de Hebdomadibus, до 1260-1261 гг.
2. In Boetium de Trinitate, то же время.
3. In Dionysium de divinis nominibus, до 1268 г.
4. In librum de Causis, после 1270 г.

С. Богословские трактаты

1. De rationibus fidei contra Saracenos, Graecos et Armenos, 1261-1264.
2. Contra errores Graecorum, 1263.
3. Responsio ad fr. Joannem Vercellensem... de articulis 118 ex opere Petri Tarentasii, 1264-1266.
4. Responsio ad fr. Joannem Vercellensem... de articulis 42, 1271.
5. De perfectione vitae spiritualis, 1270.

D. Спорные вопросы

1. Deveritate, 1256-1259.
2. De potentia, 1259-1268.
3. De Spiritualibus creaturis, 1268-1269.
4. De anima, 1269-1270.
5- De unione verbi incarnati, 1268.
6. De malo, 1270-1271.
7. De virtutibus, 1271-1272.

E. Разные вопросы

1. Quaestiones de quolibet., вопр. VII-XII, 1256-1259.
2. Quaestiones de quolibet, вопр. I-VI, 1269-1272.

F. Философские труды

1. De propositionibus modalibus, 1244-1255.
2. De fallaciis ad quosdam artistas, 12454-1245.
3. De principiis naturae, датировка неясна (ок. 1256?).
4. De ente et essentia, 1256 или чуть ранее.
5. De emptione et venditione ad tempus, 1262.
6. De regimine principium (или De regno), ок. 1267; не окончен.
7. De occultis operationibus naturae, датировка неясна (ок. 1270 ?).
8. De unitate intellectus contra Averroistas, чуть ранее 1270.
9. De substantiis separatis, датировка неясна (ок. 1270).
10. De mixtione elementorum, 1270-1271.
11. De motu cordis, 1270-1271.
12. De aeternitate mundi contra murmurantes, начало 1271.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!