Сколько точек — столько букв.



Цель. Развитие умения подбирать слова по заданному количеству букв, проводить звукобуквенный анализ.

Оборудование. Кубик, на гранях которого различное количество точек (две, три, четыре, пять, ноль).

Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика (В качестве помощи на первых этапах знакомства с игрой могут быть предложены картинки). В конце игры дети вспоминают все слова, какие называли, и некоторые записывают в тетрадь, ставя в скобках цифру, соответствующую количеству буквенных знаков в слове.

Комментарий для учителя. Анализируются по звуковому составу и интонируются только те слова, где имеется совпадение звука и буквы. Остальные названные слова проговариваются орфографически.

Что видел зайка?

Цель. Развитие умения осуществлять буквенный анализ.

Оборудование. К доске прикреплены тыльной стороной картинки; на столе фигурка зайца.

Ход игры. Учитель говорит:

Раз, два, три, четыре, пять — Вышел зайка погулять.

Где зайчишка побывал? Что зайчишка повидал?

Ученик выходит к доске, берет зайку и указывает на одну из картинок. Картинку поворачивают лицом к классу. Ученик называет предмет, на ней изображенный, и анализирует звуковой состав слова. Если анализ сделан правильно, ребенок получает картинку. Побеждают те, у кого есть картинки.

В конце игры ученики могут ответить, где побывал зайка, если он видел свеклу, грушу, сливу, клюкву и т. п.

Рассыпанные буквы.

Цель. Развитие умения составлять слова из рассыпанных букв, звукобуквенный анализ.

Оборудование. У каждого ученика конверт с буквами.

Ход игры. Ученик составляют слово из рассыпанных букв. Выигрывают первые пять учеников, верно составившие слово.

Буквенная эстафета.

Цель. Развитие умения определять последовательность звуков и букв в слове.

Ход игры. Класс делится на группы, по четыре человека в каждой. Учитель называет слово для каждой группы. Первый ученик каждой группы записывает одну букву. Потом передает лист товарищу, тот дописывает еще одну букву и т. д. В результате должно быть написано данное учителем слово. Выигрывает та группа, которая первой правильно выполнила работу.

Волшебный домик.

Цель. Развитие умения прогнозировать слова, исходя из имеющихся буквенных знаков.

Оборудование. Картонный плоский домик с вырезанными окошками, буквы.

Ход игры. Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает в произвольном порядке буквы. Ученики должны отгадать, какие слова «живут» в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон.

Игру можно проводить в виде соревнований между рядами.

Примерный материал. Буквы: 6, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр); к, т, о, л, я (Коля, Толя, кот, кто); м, а, ш, к, а (каша, мак, Маша); ы, р, у, а, к (рука, куры, рак, ура); о, с, а, к (оса, коса, сок); л, к, у, ж, а (лужа, жук, лук, уж, лак); р, ы, б, а, к (рыба, бык, рыбак, рак, бак).

Угадай предмет.

Цель. Развитие умения подбирать слова по заданному количеству букв.

Оборудование. Набор предметных картинок, на тыльной стороне которых написана первая буква названия этого предмета. Остальные буквы слова обозначены черточками.

Ход игры. От каждого ряда ученики по одному выходят и вписывают в схему недостающие буквы. Картинку переворачивают. Если слово соответствует названию картинки, ее забирает ученик. Победителем считается тот ряд, у которого больше картинок.

Примерный материал. Буквы: о-- (осы), с-- (сом), м--- (мыло), л---(луна), у--(усы), н--(нос), ш--(шар), н---(ноги), к--(кот), б--(бусы), р---(рама), у---(утка), ж--(жук), д--(дом).

Цепочка слов.

Цель. Развитие умения образовывать новые слова, заменяя одну букву.

Оборудование. Записанные на доске первые слова для каждого ряда; расчерченные линейки для записи последующих слов. Картинки для слабоуспевающих учащихся.

Ход игры. К доске выходят учащиеся (по одному от каждого ряда) и, заменяя одну букву, пишут новое слово. Выигрывает тот ряд, который составит большее количество слов.

Примерный материал. Слова: сом, сон, лук, сыр, сын, рак, лак, ком, кот, нога, нора, город, горох, миска, мишка, мальчик, пальчик и др.

Подбери пару.

Цель. Развитие умения подбирать похожие по буквенному составу слова, сравнительный анализ.

Оборудование. По шесть карточек со словами у каждого ученика.

Ход игры. Учащиеся составляют пары слов так, чтобы в каждой паре одно слово отличалось от другого одной буквой. Выигрывают первые пять учеников, правильно подобравшие пары слов. Каждый ученик должен уметь объяснить, чем отличаются слова в любой паре.

Примерный материал. Слова: пар — парк, кот — крот, роза — гроза, рот — крот, сук — стук, ком — корм, каска — краска, зал — звал, лещи — клещи, бор — борщ, ужи — лужи, ужи — ужин, утка — шутка, кран — экран, лапа — лампа, усы — бусы, осы — косы, сорок — сорока, стол — ствол, так — танк, сон — слон, сор — спор, дал -ц- ждал.

Подвижные буквы.

Цель. Развитие умения составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове.

Оборудование. Карточки со словами и буквы разрезной
азбуки.      

Ход игры. Ученик получает карточку со словом и буквы, составляющие это слово. Дети должны выложить сначала слово, напечатанное на карточке, а затем переставить буквы так, чтобы получилось новое слово. Выигрывают пять первых выполнивших задание учеников.

Примерный материал. Слова: липа — пила, кот — ток, сон — нос, лапка — палка, рано — нора, маяк — ямка, карп — парк, марка — рамка, кулак — кукла, лес — сел, кот — кто.

Ребусы.     

Цель. Развитие умения составлять слова из букв, проводить звуко-буквенный анализ.

Оборудование. Карточки с ребусами.

Ход игры. Каждый ученик получает карточку, отгадывает слово и выкладывает его из букв разрезной азбуки. Выигрывают первые пять учеников, выполнивших правильно задание.

Примерный материал. Картинки с первой или последней буквой для вставки: (ш) утка, (э) кран, (б) усы, (к) осы, (к) рот, (р) роза, шар (ф).

Сложи буквы.

Цель. Закрепление начертания рукописных букв.

Оборудование. У каждого ученика конверт с несколькими (3—5) элементами букв, вырезанными из картона.

Ход игры. Учитель предлагает ученикам достать из конверта элементы букв. Из них надо сложить две буквы так, чтобы не осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.

Допиши букву.

Цель. Обобщение знаний о графическом изображении рукописных букв, закрепление начертаний букв.

Оборудование. Каждый ученик получает лист бумаги, на котором написан один и тот же элемент буквы столько раз, сколько в русском языке букв, в состав которых входит данный элемент.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.

Сортировка букв.

Цель. Закрепление умения соотносить рукописный и печатный варианты букв.

Оборудование. У каждого ученика на парте три-четыре группы букв (рукописного и печатного вариантов), наклеенных или написанных по одной на карточке.

Ход игры. Учитель предлагает ученикам разложить все буквы в три-четыре столбика так, чтобы в одном столбике была одна и та же буква в разном написании. Выигрывает тот, кто первый правильно разложил все буквы.

Отгадай, кто я.

Цель. Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование. Элементы букв у каждого ученика.

Xод игры. Учитель называет элементы букв, например: овал палочка с закруглением внизу; два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т. д. Учащиеся находят их, складывают букву, произносят соответствующий звук. Первые пять учеников, правильно справившиеся с заданием, получают игровые жетоны. Выигрывают те, кто набрал большее количество жетонов.

Все равно узнаю.

Цель. Закрепление начертания рукописных букв, дифференциация сходных букв.

Оборудование. У каждого ученика конверты с несколькими буквами, представленными каждая в разных видах (вырезанные из бумаги, картона, фанеры, пластмассы, большие, маленькие).

Ход игры. Учитель предлагает каждому ученику вынуть содержимое его пакета и подобрать знаки, обозначающие одну букву, затем другую и т.д. (Узнать их несмотря на разную величину и материал.) Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.

Комментарий для учителя. Для игры учитель отбирает две-три буквы, написание которых вызывает затруднения у группы учеников, или буквы, сходные по начертанию.

Загадки.

Цель. Отгадывание загадок, определение признаков, на основе которых отгадывается загадка, звукобуквенный анализ слов-отгадок для последующей их записи.

Ход подземный строит ловко, роет спальню и кладовку.

(Крот.)

Через речку лег, пробежать помог.

(Мост.)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней?

(Врач.)

Я под маленькою крышей прогуляться в дождик вышел.

(Зонт.)

В лесу зимой холодной ходит злой, голодный. Зубами «щелк!». Это серый ... (волк).

Крепка железная рука, любая тяжесть ей легка.

(Кран.)

Лежу я, тихонько в кармане звеня.

Я весь из железа, Я в щелку залезу. Ты в дом ни за что

не войдешь без меня. (Ключ.)

Красна, вкусна, внутри косточка. (Вишня.)

Вот чудесные цветы небывалой красоты. Яркие, пахучие... Ай-ай-ай! Колючие! (Розы.)

Я росла в лесу дремучем, поднималась к синим тучам. Но теперь меня срубили и в игрушки нарядили.

(Елка.)

Ребятам весело со мной, на ножке я кручусь одной.

(Юла.)

Нет моей походки тише, и меня боятся мыши.

(Кот.)

Зимой и летом зелена. В лесу живет она. А на ней иголки и коротки, и колки.

(Ель.)

Когда со мною умываются, то слезы появляются.

(Мыло.)

Вроде ежика на вид, но не просит пищи. По одежде пробежит — и одежда чище.

(Щетка.)

Легкий, круглый, но не мяч, и не прыгает он вскачь. На веревочке висит, Зазеваюсь — улетит.

(Шар.)

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь нажужжусь.

(Жук.)

Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома — длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту.

(Аист.)

Солнце под потолком светит вечерком.

(Лампа.)

Тихо, чтоб никто не слышал, в озере из норки вышел, повернулся, а потом зашагал... вперед хвостом.

(Рак.)

Не бьет, не ругает, а от него все плачут. (Лук.)

 Комментарий для учителя. Все игры с загадками, кроме учебной цели, решают и коррекционные задачи: развитие речи и мыслительной деятельности детей. Отгадывание каждой загадки опирается на картинку или натуральный предмет, выделение его признаков помогает расшифровать загадку.

 

ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ

Красное — синее.

Цель. Закрепление умения различать гласные и согласные звуки.

Оборудование. Синие и красные кружки у каждого ученика.

Ход игры. Учитель произносит гласный звук, учащиеся повторяют его вслед за учителем, поднимая красный кружок. При произнесении учителем согласного звука учащиеся поднимают синий кружок и произносят звук. Выделенные от каждого ряда наблюдатели фиксируют ошибки и уменьшают количество баллов. Выигрывает тот ряд, кто получил большее количество очков.

Найди место.

Цель. Закрепление умения различать гласные и согласные звуки, выделять первые звуки в словах.

Оборудование. Предметные картинки; два кружка, синий и красный, у каждого из учеников.

Ход игры. Учащиеся определяют, с какого звука начинается название картинки и раскладывают их под синим или красным кружком. Выигравшими считаются первые пять учеников, верно выполнивших работу.

Кто больше

Цель. Закрепление умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Класс делится на группы. Каждой группе учитель предлагает выбрать какой-нибудь один звук, гласный или согласный. Когда звук выбран, ученики подбирают слова, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее количество слов. (Слабо успевающим детям дается набор картинок).

Найди картинке ее домик.

Цель. Закрепление умения различать гласные и согласные звуки.

Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок и с кружками: на одном домике — красного цвета, на другом — синего; предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.

Ход игры. У учителя на столе лежат предметные картинки. Ученики по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в соответствующий домик. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игра может выполняться как соревнование рядов.

Лото

Цель. Закрепление умения различать гласные и согласные буквы.    

Оборудование. Большие карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате написано слово; синие и красные квадраты, которыми нужно будет закрывать слова; предметные картинки.

Ход игры. Учащиеся получают карточку лото и четыре квадрата (два синих и два красных). Учитель показывает картинку, учащиеся ищут в своей карточке это слово и закрывают его в зависимости от начальной буквы либо синим, либо красным квадратом. Выигрывает тот, кто первым правильно закрыл все слова.

Примерный материал: 1) ложка, яблоко, пенал; 2) яблоко, вилка, ослик; 3) ослик, ложка, апельсин; 4) апельсин, вилка, пенал; 5) ножик, арбуз, тарелка; 6) арбуз, апельсин, тарелка; 7) медведь, шапка, автобус; 8) шапка, яблоко, троллейбус; 9) заяц, автобус, медведь; 10) троллейбус, юла, заяц; 11) полка, катушка, дятел; 12) дятел, юла, полка; 13) катушка, автобус, собака; 14) якорь, ежик, барабан; 15) собака, баран, якорь; 14)ежик, утюг, заяц.

 Чей домик?

 Цель. Развитие умения определять наличие или отсутствие изучаемого звука в слове, различать гласные и согласные.

 Оборудование. Два домика, белого и синего (красного) цвета в зависимости от того, с согласными (синий домик) или гласными (красный домик) работают дети; набор предметных картинок.

 Ход игры. Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет изображенный на ней предмет и определяет, есть ли изучаемый звук в слове. Если звук есть, кладет в синий (красный) домик, если изучаемого звука в слове нет — в белый домик.

При правильном выполнении учебной и игровой задачи ребенок получает право вызвать к доске любого товарища по классу. Если задание выполнено неверно, исправляет его другой ученик по вызову учителя.

Каждой гласной свое место.

Цель. Развитие умения узнавать слова по опорным буквам.

Оборудование. Два-три столбика записанных на доске слов, в которых гласные буквы обозначены черточками; над каждым столбиком набор необходимых гласных букв.

Ход игры. Ученики из каждого ряда по очереди, используя данные гласные буквы, вписывают их в схемы вместо пропущенных букв. Выигрывает тот ряд, который первым и правильно заполнит пропуски в словах своего столбика.

Примерный материал:

аоыяе аиоея аоуыя
-ы- а (рыба)                 -и-а (липа) -а-я (Катя)
-о-я (Боря) -е-о (лето) -у-ы (куры)
-е-о (небо) -о-е (поле) -о- (кот)
-а-я (баня) -е-я (Петя) -у-а (рука)

 

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Глухой — звонкий.   

Цель. Развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные. Закрепление знания о парных звонких и глухих согласных.

Оборудование. У каждого ученика по два синих флажка, один из них с красной окантовкой.

Ход игры. Учитель произносит звук, ученики показывают соответствующий флажок: если звук глухой — синий, если звонкий — синий с красной окантовкой.

 Наоборот.

 Цель. Развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, правильно произносить их

 Ход игры.   

I вариант. Учитель произносит звонкий согласный бросает мяч, ученик, поймав его, отвечает парным глухим, или наоборот.

II вариант. Сидящие в первом ряду называют звонкие согласные,
во втором — парные глухие (каждый ученик по одному звуку).

Произнесение звука можно совместить с определением его по глухости/ звонкости (произносится с голосом или без голоса). В этом случае ученик за правильный ответ получает два очка вместо одного. За каждый неправильный ответ снимается одно очко. Выигрывает ряд, поучивший наибольшее количество очков.

Тима и Дима.

Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Ход игры. Класс делится на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого — Тима. Командиры становятся лицом к своей команде. Учитель говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...»

Далее учитель сообщает, что он будет называть упражнения, которые выполняли братья. А команды вместе со своими командирами будут повторять их. Выигрывает та команда, которая будет точно выполнять задания.

Учитель продолжает рассказ: Тима поднял руки вверх, а Дима развел их в стороны. Дима стал махать руками, а Тима – хлопать, Тима присел, а Дима встал на носки и т.д. Подводится итог игры.

Комментарий для учителя. Игра может повторяться несколько раз при изменении имен командиров. Например: Сима и Зина, Боря и Поля, Жора и Шура.

Чья команда победит? 

Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Ход игры. Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает себе названия из предложенных учителем, например: «Динамо» и ли «Торпедо». Учитель объясняет, что каждая из команд забивает в ворота соперника гол, в том случае если назовет слово со звонкой или глухой согласной в зависимости от названия команды. Забивают голы по очереди каждый член команды. За каждый правильно подобранное слово команде засчитываются очки.

Кто вернее и быстрее?

Цель. Развитие умения выделять первый согласный 'в слове и определять его по глухости /звонкости.

Оборудование. Наборы предметных картинок, цветные мелки.

Ход игры. Класс делится на группы по рядам. Ученики каждой группы выходят по порядку к столу, берут верхнюю картинку из своей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный звук в слове, определяют его как звонкий или глухой. За каждый правильный ответ ряд получает 2 очка. Неправильно выполненное одно из заданий оставляет ряду только очко.

 Лото.

 Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

 Оборудование. Большие карточки лото с тремя картинками: бочка, полка, ваза, фартук, гуси, кукла, домик, тыква, жук, шапка, зонтик, санки — в различных сочетаниях. Маленькие карточки с вышеперечисленными картинками у педагога. У каждого ученика по три синих и три синих с красной окантовкой фишки (или со звоночком фишки).

 Ход игры. Ведущий берет карточку и называет предмет, изображенный на картинке. Ученики поднимают руку, если находят в своих карточках лото названный предмет. Учитель спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен назвать слово, вы-делить первый звук, сказать, какой он — звонкий или глухой. После этого все, кто нашел у себя такую же картинку, закрывают ее соответствующей фишкой в зависимости от того, какой первый звук — глухой или звонкий. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки в карточке лото.

Домино.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Домино с картинками: ваза — кукла, кукла — флаг, флаг — гуси, гуси — дыня, дыня — туфли, туфли — сова, сова — бусы, бусы — заяц, заяц — пальто, пальто — жук, жук — шишка, шишка — пусто. Фишек домино столько, чтобы каждому ученику хватило по три штуки; наборное полотно. (См. Приложение.)

Ход игры. Учитель берет фишку домино «ваза — кукла» и ставит ее на наборное полотно. Остальные фишки перемешиваются и раздаются по три штуки каждому ученику. Ученики ищут у себя пластинку с картинкой «кукла». Кто нашел, поднимает руку. Учитель спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен выделить в слове «кукла» начальный звук, определить его по звонкости или глухости. После этого он ставит свою фишку на наборное полотно. Получается цепочка: «ваза — кукла, кукла­-флаг». Теперь ученики ищут картинку «флаг» и т. д. Работа продолжается до тех пор, пока в конце не окажется пластинка «пусто». Выигрывает тот ученик, у которого осталось на парте меньше пластинок домино.

Найди картинке ее домик.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок. На одном кармашке синий квадрат, на другом — синий с красной окантовкой; предметные картинки, названия которых начинаются звонким или глухим согласным.

Ход игры. Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет предмет, на ней изображенный, выделяет в слове первый звук, характеризует его и кладет картинку в соответствующий кармашек. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам.

Комментарий для учителя. Если на уроке выделяется и дифференцируется определенная пара звуков, то на домики прикрепляется соответствующая пара букв. А цветные квадраты, символизирующие звонкий и глухой согласные, прикрепляются на итоговом уроке по этой теме.

Магазин игрушек.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Игрушки: кукла, грибок, собачка, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чек – буква.

 Ход игры. Учитель раскладывает на столе игрушки и предлагает ребятам поиграть в «магазин»: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за нее чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук названия игрушки». Надо также объяснить, какой это звук — звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной. Ученик берет ее, чтобы на перемене поиграть.

Учитель следит за тем, чтобы все ученики правильно и отчетливо проговаривали слова.

Загадки.

Цель. Развитие умения находить признаки, по которым отгадывается предмет, выделять первый согласный в слове-отгадке, характеризовать его по звонкости (глухости).

Смастерили из досок и надели поясок. И хранит посуда эта, с грядки собранное лето.           

(Бочка.)           

Кто по елкам ловко скачет и влезает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?

 (Белка.)

На потолке в уголке висит сито, не руками свито.

 (Паутина)

С неба к нам он прилетел, покружился, тихо сел, замерзающую землю в шубу теплую одел.

 (Снег)

Меня хлопали лопатой, меня сделали горбатой, меня били, колотили, ледяной водой облили и скатились все потом с моего горба гуртом.

(Горка.)

Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит.

(Дятел.)

Я с полями, с козырьком, с лентой алой и цветком. Я защищаю голову от солнца и от холода.

(Панама, шляпа.)

Он признался ножу: — Без работы я лежу. Построгай меня, дружок, чтобы я работать мог.

(Карандаш.)

 

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ

 

Все игры, описанные в разделе «Звонкие и глухие согласные», можно использовать при прохождении темы «Твердые и мягкие согласные», подобрав соответствующий лексический материал и оборудование.

Загадки.

Цель. Развитие умения отгадывать загадки и различать твердые и мягкие согласные в начале слов-отгадок с последующей их записью.

Белый камушек растаял — на доске следы оставил.

(Мел.)

Пушистой маленькой хозяйке морозы не страшны: приберегла она на ветках сушеные грибы.

(Белка.)

Был сперва водой, потом прочным сделался мостом.

(Лед.)

Длиннохвостые крошки боятся кошки.

(Мышки.)

Зверь забавный сшит из плюша: есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу.
    (Мишка.)

 За долиной на просторе он стоит зимою голый.      

Лето начинается — в зелень одевается.       

(Лес.)

Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет.      

(Мяч.)

СЛОГ

Чудесный мешочек.

Цель. Развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование. Мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Ход игры. Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса, в зависимости от задания.

Игра идет как соревнование. Ряду насчитываются очки.

Телеграф.

Цель. Развитие умения делить слова на слоги.

X о д игры.

Первый вариант. Учитель говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем
в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете
передавать по телеграфу в другой город». Первое слово учитель
произносит по слогам и сопровождает его хлопками. Затем он
называет слово, а вызванный ученик самостоятельно произносит
его по слогам, сопровождая хлопками. Если ученик неправильно
выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку
хлопать в ладоши. Испорченный телеграф нужно починить, т. е.
произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Ученик, правильно выполнивший задание или исправивший ошибку товарища, получает фишку. Выигрывает тот ряд или те ученики, кто был мастером и у кого больше фишек.

Второй вариант. Учитель говорит: «Сейчас мы с вами будем отгадывать слова. Я не назову их, а только передам по телеграфу: отстучу
количество слогов. Вы должны подумать и сказать, какие это
могут быть слова». Назвавший сразу два-три слова становится
телеграфистом или получает флажок (по договоренности).

Купи игрушку.

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование. Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики, пирамидка, матрешка, пушка.

Ход игры. Учитель раскладывает игрушки на столе и предлагает ученикам «купить» те из них, в названиях которых два слога. Ученик подходит к столу, выбирает игрушку, четко произносит слово по слогам. Если ответ правильный, ученик отставляет игрушку в сторону — она «куплена». После того как игрушки, в названиях которых два слога, «куплены», предлагается детям «покупать» игрушки, в названиях которых три слога.

В конце игры учитель выясняет, почему никто не «купил» мяч и пирамидку.

Комментарий для учителя. Для данной игры можно подбирать игрушки из наборов посуды, мебели. Вместо игрушек можно использовать картинки, изображающие предметы одежды, обуви и т. д. Соответственно изменяется и название игры.

Молчанка.

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование. Карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика.

Ход игры. Учитель называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.Подбор слов может быть произвольным и тематическим.

Комментарий для учителя. Из числа учащихся выделяется судья, который отмечает ошибки детей, насчитывая ряду штрафные очки.

Кто быстрее?

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование. Слова, записанные на доске в два-три столбика (по количеству рядов).

Ход игры. Ученики по одному с каждого ряда выходят к доске и отмечают цифрой против слова в своем столбике количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает очко. Дополнительные очки насчитываются за найденные у соперника ошибки.

Зоопарк.

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количест-
вом слогов.

Оборудование. Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, под кармашками графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек — один слог, второй — два слога, третий — три слога); карточки с изображением животных и их названиями.

Ход игры. Учитель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Ребятам предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Ученики по порядку выходят к доске, берут карточку с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове. По количеству слогов находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

Примерный материал. Картинки: Слон, верблюд, тигр, лев, медведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.

Слог — шаг.

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

 Ход игры.

Первый вариант. Учитель дает каждому ученику задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!»

Ученик должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

Игровой жетон вручается тому, кто правильно «прошагал» слово.

Второй вариант. Все ученики получают по одной картинке. Представитель каждого ряда с поднятой картинкой делает столько шагов, сколько слогов в слове.

Выигрывает тот ряд, чьи представители сделали меньше ошибок и правильно «прошагали» названия своих картинок.

Кто уйдет дальше?

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

 Ход игры. Один из учеников выходит к доске и идет от нее к классу, делая шаг на каждый слог выбранного им слова. Его остановка отмечается знаком на полу. Учитель спрашивает школьников, кто может уйти дальше, и вызывает к доске желающего. Если ученик прошагал дальше, т. е. подобрал слово с большим количеством слогов, его остановка также отмечается. Если остановка оказалась ближе, чем у предыдущего ученика, ход не засчитывается. Выигрывает тот, кто, правильно разделив слово на слоги, ушел дальше всех.

Отгадайте, кого я называю?

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Ход игры. Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего должны встать Се-ре-жа, Ма-ри-на, Та-ма-ра и т. д. Затем на два хлопка встают дети с именами в два слога.

Собери слова.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. Карточки со слогами.

Ход игры. Учитель пишет на доске слог ва и раздает по одной карточке каждому ученику. Ученики по порядку выходят к доске и прикладывают свою карточку к написанному слогу так, чтобы получилось слово. В конце игры учитель предлагает записать в тетрадь запомнившиеся слова по слогам.

Выигрывает тот, кто правильно и больше всех записал слов. Примерный материал. Слоги: тра, дро, та, за, гон, со, бук, тык, хал, клюк.

Перевертыши.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. Карточки со слогами (4—6) у каждого ученика.

Ход игры. Учитель называет по отдельности два слога. Ученики берут карточки со слогами и составляют из них сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Выигрывают те, которые ответят, какие два слова получились.

Примерный материал. Слоги: сос, на; чай, ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.

Точка.

Цель. Развитие умения быстро составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами.

Оборудование. Большая карточка со словом точка. Карточки со слогами ве, кле, ни, лен, кис, кар, лас, фор, кур, у, коф, шу – у каждого ученика по одной.

Ход игры. Учитель предлагает детям прочитать слово на большой карточке, а затем добавить к этому слову слог на своей карточке так, чтобы получилось новое слово и подобрать к нему картинку. Игра идет как соревнование. Выигрывает ряд, который правильно составит слова и подберет соответствующую картинку.

Полслова за вами.

Цель. Развитие умения подбирать слова по данному слогу.

Ход игры. Учитель, обращаясь к каждому ученику по порядку, произносит первый слог двусложного слова. Ученик должен закончить слово, назвав второй слог. Если он не может подобрать слово, то выбывает из игры, а слово заканчивает его товарищ. Назвав два и более слов, начинающихся данным слогом, он может ввести в игру любого из выбывших одноклассников. Выигрывает тот, кто чаще всего помогал друзьям, выручая их.

Цепочка.

Цель. Развитие умения подбирать слова по данному слогу.

Ход игры. Дежурный записывает на доске слово, например, окнопо слогам. Далее ученики подбирают слово, которое начинается "с последнего слога данного слова (но-ра), затем — новое слово, начинающееся слогом ра (ра-ма), и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку. Слабым учащимся предлагается набор картинок.

Потерянный слог.   

Цель. Развитие умения подбирать слова по данному слогу.

Ход игры. Учитель говорит: «Наташа и Вова составляли различные слова из двух слогов. Но когда они хотели показать эти слова детям, случилась беда: слоги упали и рассыпались. У Наташи остался первый слог ва а у Вовы последний слогка. Помогите им, дети! Какие слова составляли Наташа и Вова?»

Учащиеся составляют слова, подбирая к любому из данных слогов первый или последний слог. За каждое правильно названное слово ученик получает фишку. Выигрывает тот, кто больше всех набрал фишек.

 Найди ошибку.

 Цель. Развитие умения определять правильное и неправильное деление слов на слоги.

Оборудование. Слова, записанные на доске в следующей разбивке: пар-ус, пар-та, пар-к, пар-ад, пар-а, пар-ник.

Ход игры. Учитель говорит: «Мальчик не знал правил деления слов на слоги, а ему нужно перенести слова парус, парта, парк, парад, пара, парник. Он отделил во всех словах первую часть пар, а вторую часть решил перенести. Правильно ли он сделал? Найдите ошибки».

Правильный ответ оценивается фишкой. Победитель выявляется по сумме полученных фишек.

Загадки.

Цель. Развитие умения отгадывать загадки и делить на слоги (или для переноса) слова-отгадки с последующей их записью в тетрадях.

Ее всегда в лесу найдешь. Пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем.

(Елка.)

Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям друг.

(Дятел.)

Мой хвост не отличишь от головы. Меня всегда в земле найдете вы.           

(Червяк)

Из железа тучка, а у тучки ручка. Эта тучка по порядку полила за грядкой грядку.

(Лейка.)

С неба — звездой, на ладошке — водой.

(Снежинки)

Набита пухом, лежит под ухом.

(Подушка.)

Зверька узнаем мы с тобой по двум простым приметам: он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке — летом.

(Белка.)

Под березой иль под елкой бродит кто-то весь в иголках. Берегитесь ночью, мыши! Он все видит, он все слышит.

(Ежик.)

Стоит Антошка — только шапка да ножка. Дождик пройдет — Антошка подрастет.

(Гриб.)

Что же это? Кап да кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять, Мы промочим ножки.

(Дождь.)

Только дождик удалился, в небе мостик появился, яркой выгнулся дугой, будто пояс золотой.

(Радуга.)

Не ворона, не синица – как зовется эта птица? Примостилась на суку - раздалось в лесу «ку-ку!».

(Кукушка.)

АЛФАВИТ

Алфавит.

Цель. Закрепление знания алфавита.

Оборудование. У каждого ученика по одной-две карточки с буквами.

Ход игры. Учитель читает стихотворение:

Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит и называется ... (алфавит).

Ученики угадывают последнее слово стихотворения. Затем они называют признаки, по которым узнали алфавит. Учитель предлагает вспомнить порядок букв в алфавите и расставить их на наборном полотне. Ученики выходят к доске, когда подходит очередь тех букв, которые они имеют. Карточка с буквой ставится на наборное полотно. Когда все буквы выставлены, школьники хором читают алфавит. Выигрывают все, вовремя вышедшие с буквой к доске.

Тридцать три богатыря.

Цель. Закрепление знания алфавита.      

Оборудование. Штрафные карточки.

Ход игры. Учитель предлагает классу загадку:

На странице букваря тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.

Учащиеся называют отгадку и признаки, по которым они узнали алфавит. Далее учитель предлагает назвать буквы алфавита и сосчитать их. Для подсчета называемых букв назначается ученик-контролер. Остальные школьники называют по порядку буквы алфавита. Если ученик ошибся, он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующий день, перечислив буквы алфавит.

Кто быстрее?

Цель. Практическое применение знания алфавита.

Оборудование. Две-три стопки книг в зависимости от рядов в классе.

Ход игры. Каждому ряду дается одинаковое количество книг. Учащиеся раскладывают книги так, чтобы фамилии авторов располагались по алфавиту. Выполнение задания проверяется коллективно.

Кто за кем?

Цель. Практическое применение знаний алфавита.

Оборудование. Классная касса с заглавными буквами.

Ход игры. Каждый ученик называет свою фамилию, определяет, с какой буквы она начинается, берет соответствующую карточку из кассы. Когда все дети возьмут карточки, учитель предлагает им выстроиться в ряд по алфавиту. Правильность построения проверяется по классному журналу. Выигрывают те, которые верно определили свое место в ряду.

Поможем зверям.

 Оборудование Картинки, изображающие животных, с подписями.

 Ход игры. Учитель говорит: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им, ребята?»

Дети выходят по очереди к доске и закрепляют картинки с названиями животных в порядке алфавита. Если ученик ошибся, он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующий день, повторив алфавит.

Примерный материал. Картинки: слон, лев, тигр, обезьяна, гепард, волк, жираф, медведь, белка, заяц, кабан, дикобраз, енот, пантера, еж, носорог, рысь, шакал, хорь, антилопа.

Словарь — наш друг.

Цель. Закрепление знания алфавита; обогащение словаря.

Оборудование. Школьный орфографический словарь, карточки с буквами.

Ход игры. Каждый ученик получает карточку с буквой. Предлагается всем найти в словаре слова, начинающиеся с данной буквы, и четыре-пять из них выписать в тетрадь. Выигрывает тот, кто быстро, правильно, красиво выполнил задание и сумел объяснить значение выписанных слов. Первые пять учеников получают отличную оценку.

Азбука в картинках.

Цель. Практическое употребление знания алфавита; активизация словаря учащихся.

Оборудование. Азбука в картинках с пропусками на месте некоторых картинок и букв; набор фишек.

Ход игры. Учитель показывает ребятам незаконченное пособие и просит помочь в изготовлении азбуки в картинках для первоклассников. Для этого в пустых окошках надо написать или наклеить готовые буквы, нарисовать или вырезать и наклеить соответствующие картинки. На уроке проводится подготовка к изготовлению пособия. Ученики должны назвать пропущенные буквы и предложить к ним интересные картинки. Правильные ответы оцениваются фишками. Победитель определяется по количеству полученных фишек.

Комментарий для учителя. На уроках труда или во внеурочное время дети под руководством учителя или воспитателя заканчивают изготовление азбуки в картинках и передают пособие в первый класс.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!