В скороговорках не ошибаются.



Nbsp;  

Аксенова А. К., Якубовская Э. В.

Дидактические игры на уроках русского языка в 1—4 классах специальной (коррекционной) школы: Кн. для учителя.— 3-е издание, переработанное— М.: Просвещение, 2011

В книге представлены дидактические игры, используемые на уроках русского языка в 1—4 классах специальной (коррекционной) школы У111 вида с учетом особенностей развития умственно отсталых детей. Приводятся образцы языкового материала и оборудования для проведения игр.

Книга предназначена для учителей младших классов специальной (коррекционной) школы У111 вида.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В младших классах специальной (коррекционной) школы У111 вида одним из эффективных методов (1 класс) и приемов (последующие классы), активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

Остановимся на некоторых особенностях детей с нарушением интеллекта, влияющих на характер и методику проведения игр на уроках русского языка в специальной школе. В исследованиях психологов и педагогов отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса у умственно отсталых детей, неустойчивость этого интереса, малая его глубина. Вместе с тем ученые и практики отмечают, что появление заинтересованности в обучении у учащихся специальной школы в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.

На уроках русского языка речь, язык становятся предметом обучения и изучения. Это предполагает, как отмечал К. Д. Ушинский, опору на логическую способность ребенка, на его умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение».

Речевое недоразвитие умственно отсталых детей, отсутствие у них внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых обобщений, которые в норме появляются в период от 2 до 5 лет, недостатки мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы делают предельно сложным преподавание русского языка в специальной (коррекционной) школе. Эти трудности особенно четко проявляются на первоначальном этапе обучения.

Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению определенного интереса к русскому языку как учебному предмету.

В практике работы специальной (коррекционной) школы дидактическая игра заняла достаточно прочное место на уроках русского языка. Однако в методике ее проведения имеются некоторые недостатки.

Игра достаточно часто оказывается обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

Не всегда учитываются особенности умственно отсталых детей при выработке правил игры.

Не подводятся результаты игры, в связи с чем она теряет одно из своих привлекательных свойств: выявление победителя или победителей.

Игра выпадает из общих целей урока, не содействуя их реализации.

Смешение дидактической игры и упражнений с использованием наглядных средств чаще всего возникает в связи с общностью учебных задач, которые решают эти методы обучения. Упускается при этом из виду тот факт, что дидактическая игра, кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Так, в игре «Чей домик?» игровой задачей будет определение домика для изображенного на картинке предмета; в игре «Где спрятался звук?» — постановка фишки на соответствующий квадрат; в «Цепочке» — умение ее не порвать; в «Звуковой линейке» — освобождение квадратов от закрывающей их бумажной ленты.

Учебной задачей во всех этих играх является формирование
фонематического восприятия в различных его проявлениях: умение слышать изучаемый звук в слове («Чей домик?»), определение места звука («Где спрятался звук?»), выделение первого конечного звука в слове («Цепочка»), установление звукового ряда слова («Звуковая линейка»). 

Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Так, называя предмет, изображенный на картинке, учащиеся вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука, в результате чего помещают картинку в домик того или иного цвета.

Мыслительные операции, которые осуществляются учениками специальной школы, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество одним-тремя условиями в зависимости от года обучения и временной стадии игры. На этапе овладения учащимися игрой после показа игровых действий целесообразно их выполнить совместно с учителем. Надо отметить, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры.

Эффективность дидактической игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к игровым действиям детей, от заинтересованности в ее результатах. Кроме того, не все школьники одновременно усваивают игровые правила, поэтому учитель продолжает помогать таким учащимся в процессе игровой ситуации. Однако эта помощь должна быть, по возможности, скрытой от других учеников так, чтобы у всех детей, и у слабых, и у сильных, создавалось впечатление равноценности их участия в игре. Ребенку с затруднениями в обучении можно и нужно во время помочь, упростив материал игры, напомнив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций. Например, при изучении темы «Слова, обозначающие предметы» во втором классе можно использовать игровое лото. На карточках лото изображены предметы одного назначения, но в различных сочетаниях. Например: кружка, чашка, стакан/, чайник, чашка, сахарница/, миска, глубокая тарелка, салатница/, миска, салатница, мелкая тарелка/, портфель, ранец, сумка/, ранец, сумка, пакет и т. д. На карточках, которые даются слабым учащимся, подбор картинок должен быть таков, чтобы они могли узнать каждый из нарисованных предметов. Лучше, если их будет на карточке не более двух. В случае выигрыша учащиеся должны их назвать и записать названия на доске. Уменьшение содержания работы, знакомые на картинках предметы облегчают решение игровой задачи слабоуспевающим школьникам. Доступный материал помогает этим им не чувствовать себя ущемленными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать. После неоднократного возвращения к данному заданию и при накоплении опыта в выполнении условий игры все дети играют без дополнительной помощи. Можно привести и другой пример дифференцированного подхода к подбору игрового материала и заданий к нему. Так, первоклассники, участвуя в игре «Каждому свое место», получают по три картинки, в названиях которых необходимо установить место заданного звука. При этом сильная группа школьников может выделить звуки в любой позиции, а слабоуспевающие дети, имея соответствующий подбор двух картинок, узнают этот звук только в начале и конце слов.

Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введения новых правил. Так, в разделе «Слог» есть игра «Купи игрушку». Учащиеся получают игрушку (или картинку с ее изображением), если четко произнесут ее название, разделят слово на слоги, определят количество слогов. В дальнейшем можно предложить детям «покупать» сначала те игрушки, названия которых состоят из одного слога, затем — из двух и, наконец, из трех. Количество мыслительных операций остается прежним, усложнение идет за счет вынужденного выбора, требующего мысленного разграничения названий картинок в соответствии с новыми игровыми условиями. Игра будет еще более сложной (это вариант для сильных учащихся), если после деления трехсложных слов останутся игрушки, названия которых состоят из четырех слогов.

Все дидактические игры, помещенные в пособии, предполагают выявление победителей в лице ученика или группы. В специальной школе, как показала практика, значимость выигравшего коллектива правильно оценивается уже учащимися первого класса. Групповая игра-соревнование служит хорошим воспитательным средством. Так как коллектив отвечает за каждого своего члена, можно предложить, например, сильным ученикам одного ряда помочь отстающим, прорепетировать с ними заранее игровые действия. Несомненно, что в организации этой работы большая роль отводится учителю, поскольку помощь детей друг другу протекает под его контролем. Он учит и того, кто помогает, и того, кому эта помощь необходима.

Подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса. Важный эмоциональный момент — поздравление победителя: вручение вымпела, игровых фишек, жетонов и т. д. Забвение этого условия ведет к угасанию интереса, к потере игровой задачи.

Выбор дидактической игры определяется целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, речевые, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий. Учащиеся разгадывают загадки и записывают слова-отгадки, ориентируясь на изученное ранее правило. Здесь коррекционно-развивающие и познавательные поурочные цели прослеживаются достаточно четко. Дети переключаются на новый вид деятельности: выбирают картинки-отгадки, доказывают правильность выбора. Образуется пауза, заполненная интересным и полезным для учащихся занятием, после чего следует выполнение учебной задачи: запись слов-отгадок.

Та же игра с загадками во время знакомства с орфографическим правилом отвлекает внимание школьников от решения основной цели урока: усвоения нового материала. В результате возникает ложная занимательность, ничего общего не имеющая с пробуждением интереса к самому орфографическому явлению.

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания возможно провести игру «Кто вернее и быстрее?»., Учащимся дается время для прочтения по тетради слов, в которых дома нужно было вставить пропущенную орфограмму, подчеркнуть и проверить ее. Затем по команде учителя ребята, по одному из каждого ряда, на доске записывают столбиком слова в порядке их следования в упражнении. Осуществляется перекрестная проверка записанных слов, выявляются ошибки, подсчитываются очки, определяется ряд-победитель, который награждается за быстрое и верное выполнение задания игровыми жетонами. Далее каждый ученик сверяет с записью на доске, правильно ли он выполнил домашнее задание. Учитель проходит по рядам, наблюдая за действиями детей. Школьникам, успешно выполнившим домашнее задание, а также тем, кто правильно осуществил проверку, вручаются дополнительные жетоны. Если, в ходе урока используется несколько игр, в конце его жетоны предъявляются учителю для получения соответствующей оценки (например, 5 жетонов — отличная отметка, 4—хорошая).

В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к усвоению нового материала. Например, изучение звука предваряется его узнаванием в стихотворении, которое читает учитель, в названиях картинок, которые произносят дети с утрированным выделением звука.

Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Но и на этом этапе место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или излишней заторможенности, из-за сложности того материала, с которым будут работать школьники

Если какое-то задание требует от учащихся большого интеллектуального напряжения, лучше отделить его от следующего упражнения, используя для этой цели игру, которая повысит эмоциональный тонус детей, внесет определенную разрядку в общий ход урока.

В случае вялости, общей заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно повторяться, сопровождая закрепление или повторение темы.

При излишней возбудимости учащихся класса игре лучше отвести заключительную часть урока, особенно, если ее проводить в виде соревнования. Если каждый ученик совершает игровые действия самостоятельно, вне зависимости от окружающих детей в этом случае игру можно использовать и на других этапах урока.

Предлагаемый сборник составлен на основе имеющегося у авторов опыта работы по использованию дидактических игр на уроках русского языка и в соответствии с требованиями действующей программы. Материал собирался в течение нескольких лет и представляет собой либо модификацию игр, уже описанных в методической литературе для массовой школы и дошкольных учреждений с учетом особенностей умственно отсталых детей, либо оригинальные игры, апробация которых велась в младших классах специальной (коррекционной) школы.

Дидактические игры расположены в сборнике по программным темам, а не по годам обучения. Это упрощает выбор игрового материала и дает учителю возможность вернуться к ранее проведенной игре (в усложненном варианте) при изучении той же темы в следующем классе.

Для более точного и правильного выбора игрового материала в соответствии с назначением того или иного этапа урока авторы указывают цели каждой игры, ее оборудование, условия проведения. Некоторые игры сопровождаются комментарием, в котором оговаривается возможность замены материала на более простой или сложный, предлагаются другие формы ее проведения и т. д.

К ряду игр со сложным оборудованием даются в приложении образцы либо весь набор дидактического материала или подробное описание этого оборудования.

Дидактические игры представлены несколькими видами. Наиболее распространенной является игра-соревнование. О ее значении мы говорили ранее. В сборнике также много головоломок. К ним относятся загадки, ребусы, кроссворды, игры в рифму, некоторые игры под рубрикой «Полминутки для шутки». В пособие включены также игры, когда каждый ученик реализует игровую и дидактическую задачи относительно самостоятельно. Игры подобного рода могут проводиться как коллективно (но каждый отвечает только за себя), так и индивидуально. Примерами игр данного вида могут служить «Поезд», «Построим пирамиду», «Волшебная яблоня», «Родственники осины», «Светофор», «Рассыпанные буквы» и др.

В данный сборник вошли игры, основная цель которых – это развитие речи школьников: умение строить предложение, точно отбирать слова, ориентируясь на контекст, включать предложения в текст. Для закрепления диалогической речи использован новый вид игры — ролевой. Для ее проведения важно иметь некоторый реквизит, использование которого приблизит игровую к реальной жизненной ситуации.

Авторы надеются, что данная книга поможет учителям сделать процесс обучения русскому языку более интересным, разнообразным по характеру используемых методов и приемов, а учащимся стать более активными и самостоятельными.

 

ЛИТЕРАТУРА

Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение,1991

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966 - №6.

Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка.- М., 1939

Игры в логопедической работе с детьми /Под ред. В. И. Селиверстова.— М., 1999;

Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: «Бук-Мастер», 1993

Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. Воспитание познавательных интересов учащихся вспомогательных школ.- М., 1958

Кузьмина Е.С. Роль игры в развитии целенаправленной деятельности учащихся 1-!!! классов вспомогательной школы.- Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук.- М., 1985.

Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя.— М., 1983

Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М., 1969

Морозова М.Я., Петрова Е.Н. Грамматические игры для начальных классов.— М.,1963;

Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе.— М., 1976;

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.— М., 1982;

Ушаков Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах.— М., 1967;

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.— М., 1974.— Т. 2.— С. 256.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.— М., 1981

 

                                       Звуки и буквы

Узнай, кто какие звуки издает.

Цель. Развитие слухового восприятия.

Оборудование. Предметные картинки: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, поезд.

Ход игры. Учитель показывает картинку, учащиеся называют изображенный на ней предмет. На вопрос учителя, как звенит пила, жужжит жук и т. д., отвечает представитель ряда, а затем все дети воспроизводят этот звук. Победителем считается тот ученик или ряд, чьи ответы были всегда правильными.

Чей голосок?

Цель. Развитие слухового восприятия.

Ход игры. Водящий становится к классу спиной, а все учащиеся хором произносят четверостишие, последнюю строчку которого читает один из детей по указанию учителя. Если водящий угадывает его, узнанный ученик становится водящим.

Примерный материал.

Мы  немножко порезвились, по местам все разместились. Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай.

Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, закричала: «Ква-ква-ква!»(последние слова произносит один ученик).

 Мы по кругу идем, мы лисичку зовем. Пусть глаза не зевай, Кто кукует, отгадай! «Ку-ку! Ку-ку!»

Сел петух на забор, закричал на весь двор. Слушай, (Коля), не зевай, кто петух у нас, узнай! «Ку-ка-ре-ку».

 К нам кукушка в огород залетела и поет. А ты, (Витя) отгадай, кто позвал тебя, узнай! (называет имя водящего)

Мы по кругу идем, мы лисичку зовем. Пусть глаза не открывает, нас по голосу узнает: «Лисичка, кто я»

По звуку угадай предмет.

Цель. Развитие слухового восприятия.

Оборудование. Ширма, набор звучащих предметов: колокольчик, детское пианино, барабан, погремушка, дудочка и др.

Ход игры. Учитель за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Учащиеся отгадывают и хором называют предмет.

Угадай звук.

Цель. Отработка четкости артикуляции.

Ход игры. Учитель или ведущий ученик произносит звук, имеющий внешнюю артикуляцию, про себя, четко его проговаривая. Учащиеся по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Ребенок, угадавший звук первым становится ведущим.

В скороговорках не ошибаются.

Цель. Отработка четкости артикуляции.

Ход игры. Каждая команда школьников получает от учителя скороговорку. В течение двух-трех минут ученики репетируют шепотом, упражняясь в правильном ее произношении. Затем из каждой команды по очереди выходят играющие и произносят свою скороговорку. Правильное, четкое, громкое произнесение оценивается двумя баллами. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков.

Примерный материал.

Ткет ткач ткани на платок Тане.

Мама Милу мылом мыла.

Очень часто блюдца у Танечки бьются.    

Лара и Валя играет на рояле.

Ученица-озорница получила единицу.   

У ежа ежата, у ужа ужата.        

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

На окошке кошка ловит лапкой мошку.

Во дворе горка, под горой норка.

Сеня — незнайка, а Зина — зазнайка.

Саша любит сушки, а Соня — ватрушки.

У кого хороший слух?

Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Оборудование. Набор предметных картинок.

Ход игры. Учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, один из учеников проговаривает ее название и отмечает наличие или отсутствие заданного звука. Правильная работа учащихся поощряется игровой фишкой. В конце игры фишки подсчитываются, результаты игры, коллективные или индивидуальные, оцениваются.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 340; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!