Ветхозаветный профетизм. Цели и задачи пророческого служения. Пророки-писатели и пророки-неписатели.



 

В библейском словоупотреблении истинный пророк – это человек, который возвещает людям волю Божию.

пророческие книги отличаются тем, что «содержат пророчества или предсказания о будущем, и наипаче об Иисусе Христе». Оказывается, они вполне укладываются в рамки данного определения. Предсказание будущего пророками делается не просто для того, чтобы удовлетворить людское любопытство: что будет?

 

Откровение о будущем пророк изрекает не для того, чтобы просто предупредить людей о событиях, а для того, чтобы раскрыть их причины: каким образом воля Божия проявляется в событиях будущего.

Пророк – тот, кто зрит единое и вечное в настоящем, прошедшем и будущем, озаряя этим Вечным всю жизнь. Пророк – тот, кто умеет видеть великое и сокровенное в обыденном.<…

Итак, пророк – это тот, кому открыто то, на что еще нет никаких указаний, что известно одному всеведущему Богу, и, кроме того, открыт духовный смысл происходящего и имеющего произойти. Пророчество – это проекция вечности в истории, вечного в преходящем. И это – от Бога. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам.

Пророк – это не только тот, кто знает тайны Божии, но и тот, кто их возвещает.

он очень тесно включен в жизнь народа. Самуил управляет народом, Самуил помазывает Саула, через Самуила происходит отвержение Саула, через Самуила помазывается на царство Давид. То есть его деятельность как пророка очень тесно связана с жизнью всего народа, его служение носит такой принципиально-общественный характер. Оно нужно потому, что народ часто или отпадает от веры, или вера становится формальной, и встречаются тяжелейшие нравственные отклонения,  Наибольшая «интенсивность» пророческого служения наблюдается в период царств. И первым здесь должен быть назван, конечно, Самуил. В Пятикнижии четко указаны признаки истинного пророка. Главный из них — исполнение предсказанного. Самуил становится известным народу, когда оказывается, что «не осталось ни одного из слов его неисполнившимся» (1 Цар.3:19), что он действительно пророк.

 

Фрагменты, написанные от третьего лица, указывают на иного автора, нежели сам пророк. Это явственно засвидетельствовано в книге пророка Иеремии. Пророк диктует Варуху (Иер 36:4) все речи, которые он 23 года возвещал от имени Ягве, ср. Иер 25:3. После того, как собрание текстов было сожжено царем Иоакимом (Иер 36:23), тот же Варух переписал свиток заново (Иер 36:32). Изложение этого события может принадлежать только самому Варуху, которому, очевидно, следует приписать и последующие сообщения биографического характера (Иер 37–44), хотя они и кончаются словами утешения, с которыми к Варуху обращается Иеремия (Иер 45:1–5). В дополнение говорится, что ко второму свитку Варуха «прибавлено много подобных тем слов (Иер 36:32), — Варухом или другими.

Сходные обстоятельства можно было бы представить и для составления других книг. Возможно, что пророки сами записывали или диктовали часть своих слов и повествований от первого лица, ср. Ис 8:1; Иер 30:2; 51:60; Иез 43:11; Авв 2:2. Возможно, что часть этого наследия хранилась только благодаря устной традиции в кругах пророков или их учеников (об учениках Исайи достаточно достоверно свидетельствует Ис 8:16). В тех же кругах вживе сохранялись воспоминания о пророках, которые содержали в том числе и пророчества, такие как предания об Исайе, собранные в книгах Царств (4 Цар 18–20), откуда они и попали в книгу Исайи (Ис 36–39), или же рассказ о столкновении пророка Амоса с Амасией (Ам 7:10–17). Из таких фрагментов составлялись собрания текстов;

+

Пророк — это человек, который возвещает людям волю Божию. Возвещение воли Божией — это центральная функция пророческого служения. Откровение о будущем пророк излагает не для того, чтобы просто предупредить людей о событиях, а для того, чтобы раскрыть причины этих событий: каким образом воля Божия проявляется в событиях будущего. Пророки так же вспоминают и показывают события прошлого, то тоже для того, чтобы показать, как Господь действовал в истории. Пророк — это тот, кому открыто то, что известно одному всеведущему Богу. Пророческое слово может быть обращено и к будущим поколениям, современники могут и не понимать его. 

Патриархи библ. были тоже пророками в ограниченном смысле. Енох (Иуд.1:14) и Ной были пророками. Авраам знал волю Божию. В большей степени - Моисей и Сам Господь его называет пророком. 

Наибольшая «интенсивность» пророческого служения наблюдается в период царств. Первый - Самуил. В Пятикнижии четко указаны признаки истинного пророка. Главный из них — исполнение предсказанного. Самуил становится известным народу, когда оказывается, что «не осталось ни одного из слов его неисполнившимся» (1 Цар.3:19) Пророк, его служение нужно потому, что народ часто или отпадает от веры, или вера становится формальной, и встречаются тяжелейшие нравственные отклонения. Именно в такие моменты, времена, Господь и посылал пророков. Последними по времени до Иоанна Предтечи были пророки Аггей, Захария, Ездра и Малахия, которые пророчествовали уже после возвращения из плена. Так же были и пророчицы: Девора (Суд.4:4) и другие.

Пророки происходили из всех слоев общества: пророки Иеремия и Иезекииль были священниками; пророки Исаия и Софония — из царского рода; пророк Даниил - чиновник; пророк Самуил был судьей. Пророк Амос был пастухом.

Получение и передача людям пророчеств

Пророки различают два основных способа получения пророчеств — через слово и через видение. У пророка Даниила 2 глава - пророчество через видение во сне. А 9 глава - через слово, явление архангела Гавриила. "Благодать Св. Духа, различно действуя в пророках, устроила так, что иные видели что-либо, как богомудрый Исаия, Михей, Даниил, Иезекииль и Захария; а иным посредством гласа сообщалось, что угодно было Духу"

Как передавали людям пророчества - по разному. Иезекииль - по средствам образов. 4 глава, пророк нарисовал рисунок осады Иерусалима. 4-8. Лежание на левом и правом боку. 9-17. Питание нечистою пищею - хотел показать будущее падение Иерусалима.

Другие увещевали словом, которое низпосылал через них Господь. Пример: Аггей - И было слово Господне через Аггея пророка (людям): а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 794; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!