СЕМЬЯ («ВЕНЕЦ БЕЗБРАЧИЯ»), УМ И РАЗУМ 17 страница



Память - враг настоящего времени, если ею неумеренно пользоваться. Хорошие воспоминания могут нам вредить, когда мы начинаем сравнивать с ними действительность, и если она покажется хуже, у нас испортится настроение. Плохие воспоминания не просто отвлекают от действительности, как хорошие, они вообще не позволяют смотреть на нее, так как их не устраивает "второй план", и плохое настроение гарантируют при любой действительности. Зло, которое мы помним, доминирует над хорошими воспоминаниями. Одно маленькое зло, причиненное нам, может перечеркнуть множество предшествующих ему радостных событий. Люди незлопамятны, злопамятна сама природа вещей. Зло - нечто не принятое, не пережитое, не переработанное, выпавшее из общего процесса, как шлак. Отходов в своем "производстве" природа не допускает, и этот "шлак" будет мешать жить, двигаться дальше, прежде всего тому, кто его произвел. И пока виновник не переработает его и не запустит в общий процесс как добро, сам с места не сдвинется.

Однажды не принятое событие порождает отрицательную эмоцию, которая со временем становится злопамятностью. Мы думаем, что помним несправедливые события, на самом же деле помним обиду - время, прожитое со знаком "минус". Пока в нас находится обида - это "минусовая" жизнь, не можем рассчитывать ни на счастье, ни на благополучие. Время не лечит. Просто переждать не получится. Избавиться от обиды можно либо отомстив, «сравняв счёт», и успокоиться на этом, либо простив. В первом случае проблема не уходит, она просто меняет свой облик. Справедливость обиженного человека требует уравновесить зло злом. Ему не приходит в голову обратить причинённое зло в добро, хотя это также бы восстановило равновесие.

От того, сколько у человека обид и в каком возрасте они получены, зависит свобода человека. Если, например, человек обиделся, то есть получил психологическую травму в возрасте до семи лет, то есть в возрасте полной зависимости (от родителей), то всю жизнь будет от всех зависим. Это потенциальный нищий или бродяга.

Обида в возрасте частичной зависимости (от 7 до 14 лет, когда ребенок практически свободен только на пути между домой и школой) фиксирует, останавливает расширение свободы на уровне свободы момента получения обиды, в момент получения обиды.

Неприятные ситуации в следующей семилетке (14-21 г.), когда человеку очень важно чувствовать себя самостоятельной личностью, и он старается доказать это всем и самому себе, приводят к тому, что по жизни пойдет воин. Необязательно, что он будет постоянно отстаивать справедливость по отношению к себе, это может быть направлено и на защиту слабых, но все равно вся жизнь будет в борьбе. Все равно, это постоянно ущемленное самолюбие,  возникающее в сравнении себя и более удачливых людей (зависть, в общем-то), острое ощущение несправедливости и желание выровнять положение. Такое поведение, - суть поведения Герострата, - уничтожить великое, чтобы самому стать великим. Других шансов почувствовать себя индивидуальностью у этой категории нет.

И так далее. Обида сама по себе не пройдет, она будет всю жизнь сопровождать нас, меняя облик. Вместе с ней нас будет сопровождать свобода, которой было достаточно для ребенка, но явно не хватает для человека взрослого. Счастливые в детстве, мы становимся несчастными, став взрослыми, если границы нашей свободы не расширились. Спрос с человека начинается, когда он вырастает, адаптируется в мире и готов действовать. Это называется - стать взрослым. Насколько человек к этому времени свободен, настолько он естественен и настолько ему сопутствует удача. Обиды, страхи имеют следствием комплексы неполноценности (до 7 лет - комплексы по телу, с 7 до 14 - комплексы по полу, и т.д.) и несвободу и возникают даже не с рождения, а с момента зачатия. Например, мысли беременной женщины, желающей избавиться от ребенка, имеют следствием суицидные мысли родившегося.

Вселенная, говорят ученые, расширяется, действует на все большем пространстве, то есть расширяется свобода ее действий. Логично предположить, что пока расширяется свобода действий вселенной, то же и должно происходить с каждым объектом, в ней находящимся. Обида -показатель остановки роста нашей свободы. Причина остановки роста - решение расти "не в ту сторону", не по предназначению. Незачем искать чужой свободы, когда каждому дана своя. Расширяются, растут только естественные объекты, живые. Мы не живы, когда идем не по своему пути (неинтересному для нас пути). А мертвым свобода не нужна.

Потерю детского естественного интереса к жизни, а вместе с ним свободы и счастья, можно рассматривать как наказание за грехи в начале жизни или как карму прошлого воплощения, где психологические травмы детства есть запись прошлой кармы на эту жизнь. Когда происходит "запись", те, кто наносят психологическую травму, как правило, не замечают этого. Они исполнители. Обиженный помнит обиду все время, но начинает ощущать ее последствия на себе только тогда, когда приходит пора стать свободнее, а этого не происходит. Здесь хорошо то, что каждый человек имеет возможность сам вспомнить причину и, убрав ее, расширить свою свободу. И для этого не нужно обращаться к экстрасенсам, чтобы они, просматривая наше прошлое, объяснили нам наши "недоделки" в прошлой жизни. Впрочем, карма ли это прошлой жизни, или "свежая", сути дела не меняет - от обид придется избавляться.

Народная мудрость призывает нас не помнить обид и плохого прошлого. "На обиженных воду возят", "Кто старое помянет, тому глаз вон", "Что было, то прошло", "О покойниках или хорошо или никак". Человека, который нас обидел, уже нет, он в прошлом, это "покойник", сейчас он - живой. И другой. А память рисует его прежним. Обиженными не рождаются. Рождаются потенциально счастливыми и свободными. Накопив претензии к жизни, мы приобретаем таких же друзей - единомышленников, которым "есть о чем рассказать'. Встречи таких друзей проходят в "изливании души", осуждении негодяев, сочувствии к пострадавшему. После таких разговоров, полных взаимопонимания, становится легче (временно, конечно). Это похоже на оздоровительный сеанс в клинике. Лечиться хорошо, но быть здоровым лучше. Такие собеседники просто обменялись проблемами, но не избавились от них. Пройдет совсем немного времени, и проблемы вернутся на свои места.

Что же делать тем, кто уже не свободен? Необходимо понять, что каждый эмоциональный момент жизни, что запечатлела память, это была встреча с Богом. Бог ничего неприятного нам делать не будет, и если в памяти остается неприятное зрелище, это лишь означает, что мы в момент встречи смотрели не в мир, не на Бога, а в противоположную сторону, то есть на себя. И видели не Бога, а "зеркало", видели свою проблему, которая и притянула наш взгляд на себя, вследствие обеспокоенности (за свое физическое тело, в конечном счете). Проблема приятной быть не может. Не обязательно носить с собой груз тяжелых воспоминаний. Обида - агрессия, которая родилась в нас и не нашла выхода. Ее можно выплеснуть на обидчика, но она все равно вернется к нам, как всякое творение возвращается к своему творцу. "Обида всегда факт твоей, а не его биографии" (А. Подводный). Обида, как линза, искажает нам видение мира, мы видим его плохим, и из этого плохого желаем сделать хорошее. Которое уже есть. Обида - неестественная реакция, и мы сами наказываем себя за эту неестественность. Обиду нельзя забыть или выбросить, но можно пережить по-новому. Можно пересмотреть прошедшую ситуацию и вспомнить присутствие Бога в ней. Воспоминания о Нем заменит воспоминание о себе, а носить память о Боге не составит труда. Жизнь пусть идет как идет, не нужно ей только мешать. Но чтобы она шла уже совсем свободно, необходимо удалить те моменты, когда мы препятствовали ей; они, как заторы в реке, будут искажать ее божественное течение.

Показателен случай с одним человеком, у которого все хорошо - хорошо в семье, с детьми все в порядке, его бизнес процветает. Но вот досада, как только к нему приезжает его мать, или он получает письмо от нее, или она просто позвонит, все меняется. В семье - непонимание, дети не слушаются, сделки - расторгаются. Нельзя сказать, что у него с матерью плохие отношения; он делает для нее все, что может. Неприятно только то, что она постоянно его учит. Проанализировав ситуацию, бизнесмен выяснил, что с появлением матери, его свобода в любых действиях ограничивается рамками свободы возрастной категории 7-14 лет. Самым незабываемым неприятным моментом в этом промежутке времени был случай, произошедший в возрасте 10-ти лет, когда его отпустили в кино. Фильм оказался двухсерийным, он пришел позже, у матери из-за этого сорвались какие-то планы. Она наказала его; праздник, которого он ждал две недели, был испорчен. И вот в зрелом возрасте в бизнесмене "включался" с появлением матери тот обиженный 10-тилетний мальчик, с которым поступили чудовищно несправедливо, посадив под домашний арест, ограничив его свободу действий в мире по сравнению со свободой сверстников. У бизнесмена происходила та же ситуация, только при других декорациях. Этому человеку удалось вспомнить любовь матери к нему в тот момент, когда она его наказывала, удалось увидеть "присутствие Бога". На это ушло два дня, это не было легко - развернуть направление своего внимания на 180 градусов, перестать видеть себя и "увидеть Бога". В этом деле не поможет, если мы логически докажем себе справедливость наказания, не поможет, если мы оправдаем обидчика. Ибо логика никогда не "перевесит" эмоцию. Она может лишь временно потушить ее, но не заменит отрицательную на положительную. Эмоцию может победить только эмоция. Теперь приезд матери уже не оказывает такого разрушительного действия на жизнь этого человека - дети не перестают слушаться, жена не устраивает скандалов по поводу свекрови, работа не останавливается. Это удивительно, какую силу имеет человеческое желание, какие изменения в мире оно влечет за собой. Но еще удивительнее сила человеческого прощения - насколько она быстрее и мощнее действует.

Найдя причину своей обиды, своего недовольства кем-то. логически осудив себя и оправдав обидчика, мы ничего не достигаем в деле налаживания хороших искренних отношений. Вот еще один пример "технологии" нелогического решения проблемы. На курсах по расширению возможностей человека учащиеся получили домашнее задание - выяснить своего главного врага, и за трое суток превратить его в лучшего друга. При этом было рекомендовано применить следующее. Для начала отделить у себя свои мысли от не своих. Своя мысль - эта та что возникла в связи с какой-то собственной деятельностью или в результате события, произошедшего лично с нами. Например, человек, ремонтирующий машину, в процессе работы думает о друге, который обещал принести деталь, необходимую сейчас для работы. Это собственная мысль, она возникла в связи с окружающей реальностью. Друг в это время, предположим, смотрит телевизор, и вдруг у него неожиданно, не связанно с сюжетом фильма, мелькает мысль о том, что он забыл отдать деталь для машины. Это мысль чужая, наведенная. Мысль своя и наведенная отличаются по тексту, но одинаковы в смысле оценки действия партнера. Например, если ремонтирующий машину нервничает и думает осуждающе ("обещал, а не принес!"), то друг думает также осуждающе ("Ему надо - мог бы и сам зайти, а не беспокоить людей!"). В таких случаях, как мы оцениваем человека, так он вынужден оценивать нас. Но он думает, что это его собственная оценка. Вот этим и было предложено воспользоваться. Думать о враге хорошо, тогда и он будет делать то же самое. В принципе, истинную оценку поведения мы можем дать только самому себе и никому больше. Также и нас никто не может осудить и оценить. Поэтому, плохо оценивая поведение ближнего, мы позже будем вынуждены выслушать от него свою собственную оценку себя. Желательно думать о таком качестве "врага", которое в нас практически отсутствует, чтобы не сравнивать. Тогда появляется возможность восхититься им. В каждом из окружающих есть врожденное качество, нам не достижимое. Мысли не подскажут нам это качество, они могут лишь рассказать нам о себе. Это качество можно только увидеть, увидеть индивидуальность того человека, а это возможно только переведя внимание с себя на него.

Человек, получивший "домашнее задание" - превратить врага в друга, в течение получаса напряженно размышлял, стараясь вспомнить что-то хорошее о своем "объекте". Безуспешно. Тот, о ком он думал, был очень жадным человеком, "нечистым на руку", трусливым. Когда, уже потеряв надежду найти хорошее в своем враге, решил бросить это дело, вспомнился эпизод из общих отношений. "Враг" однажды принес баночку меда, узнав, что больна его дочка Воспоминание об этом, как по мановению волшебной палочки, вдруг высветило всю жизнь этого неприятного человека в ином свете. Дошло до ума и то, что, в общем, было и раньше известно. То, что "враг" - сирота, что он не имел ничего того, что имеют обычные дети. Естественно - повзрослев, рассчитывал только на себя и казался на общем фоне жадным. Он постоянно в работе, но результаты работы шли на детей и внуков. По сравнению с ним, человек почувствовал себя таким эгоистом, таким ленивым, что начал им восхищаться. "Поиск" той баночки с медом был на самом деле усилием отвернуть взгляд от себя на ближнего. И неудивительно, что, найдя маленькую добродетель у человека, видишь его всего добродетельным, понимаешь поступки его совсем по-другому. Встретившись в этот же день с "врагом", человек поразился хорошим отношениям, возникшим из "ничего". Они долго разговаривали, рассказывали друг другу о своей жизни, и с тех пор стали относиться друг к другу очень хорошо.

 

 

БЕГСТВО ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

Обида переносит человека из настоящего времени в ненастоящее. Он перестает воспринимать мир, так как ему не дают покоя мысли о прошедшем травмирующим его событии, или мысли о будущем мщении. Избавиться от обиды в ненастоящем времени, изменить что-то, нельзя; место действия - настоящее. Сбегая от обиды в прошлое, где мы представляем себя победителем, или в будущее, где "будем отомщены", сбегаем от действительности.

Люди, занятые самосозерцанием, чей взор устремлен не в мир, а внутрь своих проблем, есть сбежавшие от действительности. Вместо миросозерцания у них - созерцание себя. Это созерцание мы обычно и называем мировоззрением. Такое собственное мировоззрение рождает ситуации, которые нас учат. Этих "мировоззрений" столько, сколько проблемных людей, и каждое из них рассказывает не о мире, а о личной проблеме. Настоящее мировоззрение - одно и описать его невозможно. Жизнь - изменение, мир - изменение и привыкнуть к нему нельзя. Когда у нас образуются привычки, это и будет образованием собственного мировоззрения. И нас начинают отучать от них, чтобы мы всегда были свежи к восприятию настоящего мира, а не мирка собственных проблем.

Восточная философия склонна рассматривать духовный мир - как реальный, мир материальный - как иллюзию. Западная - считает материальный мир чрезвычайно важным для человека Где истина? Где иллюзия? Истина, видимо, там, где любовь. Иллюзия там, где нет любви. Иллюзия нам никогда не нравится - где нет любви, есть проблемы. Мир Духа земными глазами не увидеть, материальный разум здесь беспомощен. На материальный мир все смотрят разными глазами (а вернее - мозгами), и соответственно каждый видит по-своему. Наименьшее расхождение во взглядах на него у нас тогда, когда мы в состоянии любви.

Есть состояние у людей, когда человек не любит, не разрушает, не творит от себя, а пассивно сбегает от действительности. Сбегает, погружаясь в сериалы, газеты, фильмы. Само по себе это не страшно, главное, чтобы это было не в ущерб действительности, там, где есть в нас нужда. Главное, не делать из средств массовой информации и искусства, для себя "политического убежища". Чтобы не получилось так, что человек переживает из-за террористических актов в соседней стране, не видя рядом с собой плачущего ребенка. Действительность здесь и сейчас, а не где-то и когда-то, действительность там, где человек имеет возможность действовать.

Бегство от действительности может быть не только пассивным, когда человек находится в положении потребителя историй о жизни, но и активным. Это, например, выражается в том, что человек излишне переключает свое внимание с людей на животных. Жить в ненависти к людям трудно, хоть кого-то хочется любить. Любить у себя дома кошку или собаку, конечно, гораздо легче. Так же легче, как десятикласснику решать задачи первого класса. Но десятикласснику желательно решать свои задачи, а человеку находиться в "своей стае". Причиной такого отношения к жизни является желание покомандовать среди себе подобных, а когда это не получается, го заводят себе бессловесных рабов. "Многие люди думают, что они питают любовь к Богу или к Природе, тогда как на самом деле они питают ненависть к людям" (Уильям Индж).

В самом начале нам дают попробовать детство - самый верный образ жизни. Дети не убегают от действительности, им просто некуда убегать. У них нет ничего в памяти, и потому не приходиться сравнивать и выбирать. Они принимают жизнь в настоящем, а не в "лучшем былом прошлом". Попытка заменить новое известным -есть попытка остановить жизнь. Когда мы все-таки настаиваем на этом, то пребываем в смерти. Мы это называем "сделать лучше", "справедливее", или еще как-нибудь, но сами не можем знать, что лучше, справедливее. Наше неприятие - плод сравнения, а какое может быть сравнение в мире, где нет абсолютных повторов?

В мире нет повторов, нет ничего лишнего, случайно созданного, а, значит, все имеет какой-то смысл, пусть нам и неизвестный. Все, стало быть, важно, все в равной степени нуждается во внимании. Творец не делает разницы между большим и малым, все охвачено Его вниманием, почему бы и человеку не поступать также? Делить в своей жизни все на важное и неважное, на большое и малое - это разновидность деления на добро и зло. Идеально было бы, например, одинаково стремиться на работу и с работы домой, в отпуск и из отпуска, не делая различия на тягостное и радостное, а воспринимая как смену, как разнообразие. В отличие от детей интерес взрослого человека планируется им самим, а планируется в основном благополучие. Планируются праздники и сюрпризы. Такой регулируемым "интерес" перестает быть интересным. Он делает неповторимую жизнь монотонной, а действительность не радует. И мы бежим от нее первым попавшимся способом. А сбежав, не только перестаем видеть реальный мир, мы уже не догадываемся о его существовании, и если кто-то бы сказал, что для нас приготовлено нечто лучшее, чем проблемы, мы бы не поверили. Этого нам никто и не скажет, ведь мы окружены подобными себе. Но рано или поздно сами проблемы выгонят нас в реальность.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!