КРАТКИЕ ПАСТОРОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ



К III-му курсу

 

     Задачи и цели пастырства определяются его сущностью. Если пастырство обязано спасать, то и цели его и задачи исчерпываются не иначе как интересами вечности. В земном плане жизни пастырь имеет три основных обязанности: учить, священнодействовать и руководить.

     Но на этом грандиозном пути пастырство неминуемо сталкивается с огненными искушениями. Как диавол однажды дерзнул искусить Пастыреначальника (Мф. 4,1-11), точно по таким же принципам он искушает и пастыря.

     Победа в этой страшной борьбе одерживается пастырем не иначе, как на путях неизменной верности и любви к Богу Христу и Его Святой Церкви.

         

     Г л а в а I. Учительство пастыря - первая и насущная его обязанность. Эта заповедь Спасителя (Мф. 28,19) полагается в основу всей пастырской проповеди. Постигнуть тайну проповеди Спасителя, приблизиться к Его методам, научиться проповедовать просто, ясно, убедительно - задача всей жизни пастыря. Приблизиться словом до сердец великих грешников, вывести их на «пажить» светлого Евангельского пути - основная обязанность пастырского учительства.

     Пастырь учит словом, делом и самым своим молчанием. Основное место его учительства - храм, а затем и везде.

     Пренебрежение пастырем обязанности учительства (по любым мотивам) ставит его в положение «наемника», нерадящего о своих пасомых (Ин. 10,12).

     Внутренне благодатная личная жизнь пастыря обуславливает неотразимую силу и действенность его проповедей. Субъективная сторона пастырского учительства прогрессируется за счет постоянно усиливающегося пастырского подвига, все нарастающей внутренней работы над собой, а также вследствие постоянного воздействия на пастырское сердце Божественной благодати.

     Залог успеха объективной работы священника кроется в его личном максимально-благодатном субъективизме. И наоборот, внутренний духовный минимализм обрекает все дело пастыря на полную неудачу и разрушение.

     Учительная деятельность пастыря является первой ступенью его восхождения к высотам духовного подвига. За ней открывается вторая обязанность пастыря, по заповеди Спасителя (Мф. 28,19) - священнодействие. Здесь пастырь - предстоятель пред Богом за весь мир. Он - тайносовершитель.

 

     Г л а в а II. Предстояние пастыря пред Богом в общем и специальном смысле есть ничто иное, как целожизненный пастырский труд, во всех его проявлениях и сферах деятельности. Максимально-благодатный успех этого предстояния зиждется на неуклонном «возгревании» дара хиротонии.

     Из предстояния вытекает пастырское «посредничество». Идея же посредничества вскрывается искупительным подвигом Иисуса Христа. И посредничество пастыря как таковое есть постоянное продолжение по всем векам и поколениям посредничества Пастыреначальника.

     Евхаристия - наиболее сокраментальный и действенный момент пастырского посредничества. Здесь пастырь «ведет» как бы личную беседу с Богом, «лицом к лицу», трепетно выражая Ему свои пастырские прошения и нужды.

     Внешняя и внутренняя подготовка к Богослужению, наипаче Евхаристии - насущная обязанность служителя алтаря Господня. Благодатные истоки этой подготовки кроются в сокровенных келейных молитвословиях (правило к св. Причащению).

     Степень благодатной подготовки к Богослужению дает пастырю право предельно-дерзновенного ходатайства о пасомых при Евхаристической Жертве на литургии.

     Так как Евхаристия - служение мира, то здесь же особенно пастырь вымаливает себе и пастве, и всему миру вожделенный мир как стихию жизни, счастья и созидания.

     Литургийные моменты: проскомидия, литургия Оглашенных и литургия Верных - переживаются пастырем как этапы постепенно нарастающего посредничества его пред Пастыреначальником, завершением которого является мистически-светлый и страшный момент встречи пастыря с Христом в Таинстве Евхаристии. Здесь завершаются все пастырские прошения. Здесь они и... исполняются.

 

     Г л а в а III. Душепопечительство - третья, решающая и вместе завершающая пастырская обязанность. Она требует от пастыря наибольшей самоотрешенности и даже жертвы. Требует и определенной опытности в пастырском руководстве.

     Вопрос душепопечения связан с пастырским судом. Имеется в виду суд не юридический, а духовно-нравственный, имеющий своей целью не наказывать, но, главным образом, исправлять. Пастырь судит не человека, а грех, как аморальное явление жизни.

     При пастырском решении о грешнике милость возвышается над правдой. Воздействие на душу грешника производится преимущественно сострадательной любовью. К тому же, пастырское влияние не нарушает свободу воли человека, так как ведет его к благу, то есть, освобождает от рабства греха и выводит человека на просторы истинной Евангельской свободы.

     Душепопечение имеет свои конкретные виды или проявления. Оно осуществляется словом (научением), Богослужением и особенно исповедью (частной, общей, смешанной).

     Исповедь (частная) дает наиболее положительный эффект пастырского воздействия на добрые стороны человеческой души. Она же и наилучшим образом способствует грешнику избавиться от своих грехов и стать лучшим.

     Препятствия в области душепопечения (возникаемые от диавола, общины, пастыря), преодолеваются не иначе как силой Христовой, пламенной молитвой и постоянным неослабным пастырским терпением.

 

     Г л а в а IV. Проблема душепопечения имеет свои наиважнейшие стороны, из которых складывается полнота пастырского подвига. Пастырское терпение неизменно раждает как следствие награду (и здесь и в вечной жизни). Оно же, в союзе с любовью, создает добрую атмосферу пастырских взаимоотношений. И только при указанных условиях возможен подлинный успех общего пастырского дела. При наличии же разобщенности пастырского круга проблема душепопечения обречена на полный провал и разрушение.

     Истинная же любовь между пастырями есть ничто иное, как духовный цемент, связующий эти «живые камни» в единое духовное здание Церкви Божией.

     Уклонение от норм любви ведет к эгоцентричности пастырских отношений, в лучшем случае, а в худшем - к явной личной прелести и полному извращению духовных отношений к пасомым.

     Здравы анализ других христианских исповеданий, с точки зрения идеальных требований пастырства, выделяет православное пастырство как наиболее правоверное, соответствующее духу Евангельского учения и святоотческих суждений.

     Одним из следствий истинного душепопечения являются пастырские страдания, которые дают как самому пастырю, так и его пасомым величайшую неоценимую пользу. Отсюда следует, что пастырю не только не нужно бежать от скорбей и страданий, но более полезнее желать их, так как они являются наилучшим возрождающим фактором для пастыря и его пасомых. Рабский животный страх пред искушениями ставит пастыря в пресловутое положение наемника, по инстинкту самосохранения оставляющего паству на расхищение волкам.

 

     Г л а в а V. Уставность - это церковность. Это беломраморные берега, направляющие кристально-благодатные потоки молитв в ритме всех церковных Богослужений. Произвольное сокращение и «урезка» уставности Богослужений неизменно ведет к благодатному минимализму (оскудению благодати). Исполнение же уставности, наоборот, приводит к благодатному максимализму.

     Возможность сокращения уставности в службах допускается, с позволения настоятеля, в особых исключительных случаях (болезнь служащего связенника, перегрузка в церковно-богослужебных делах и проч.).

     Сокращение производится в менее существенных местах чина Богослужения (кафизмах, седальнах, часах). Опущенная часть Богослужения должна компенсироваться сокрушенно-благодатной молитвенностью пастыря и всего клира.

     Целесообразность и благодатность уставных служб (хотя и продолжительных) самоочевидна. Их любит народ. Они приятны Богу.

     Весьма важно сохранение уставности и при исполнении всех таинств (крещения, миропомазания и прочих), а также и различных треб (молебнов, панихид). Здесь именно вскрывается наибольшая опасность к соблазну сокращения.

     В совершении целостности уставного Богослужения и, следовательно, его благодатно-мистической качественности усматривается нравственно-благодатный уровень души настоятеля и его любви к своему делу.

 

     Острая проблема назревших канонических вопросов в церковной жизни побуждает пастыря более внимательно относиться к своим высшим обязанностям, постоянно молитвенно испрашиваться себе благодатного содействия свыше и совершать свой долг в радости и терпении.

     Пастырское отношение к внешнему миру определяется доброй совестью пастыря и заповедью святого апостола Павла (Рим. 13). Пастырь молится за власть и весь народ не только по чувству долга, но и по совести. Он - сын своего народа, он - патриот своего Отечества. Его долг - всех жалеть, всем помогать, всех примирять, всех вести в единую великую семью народов, Отцом которых является Господь Бог.


Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

 

1. Св. Иоанн Златоуст. Творения, тт. 3, 7, 11. СПб., 1897.

2. Св. Григорий Богослов. Творения, т. 1.

3. Св. Василий Великий. Творения, т. 6.

4. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 1872. Слово к пастырю.

М., 1872.  

5. Святейший Патриарх Алексий. Слова и речи, т. 2. М., 1954; т. 4. М., 1963.

6. Епископ Феофан. Письма о христианской жизни. СПб., 1880. Письма к разным лицам. М., 1904 (лекция 10).

7. Епископ Игнатий Брянчанинов. Жизнеописание. СПб., 1881.

8. Архиепископ Вениамин. Всемирный светильник. Париж, 1932.

9. Профессор архимандрит Вениамин (Милов). Лекции по Пастырскому богословию, 1953 (машинопись, библиотека МДА).

10. Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. М., 1912.

11. Епископ Арсений. Духовный дневник. М., 1914.

12. Иеромонах Софроний. Старец Силуан. Париж, 1952.

13. Игумен Михаил. Новые и старые пути. СПб., 1904.

14. Отец Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе.

15. Священник П. Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914.

16. Л.П. Денисов. Житие преподобного Серафима Саровского. М., 1884.

17. Чичагов. Летопись о преподобном Серафиме. СПб., 1902.

18. Профессор А. Некрасов. Чтение греческого текста Евангелия. Казань, 1888.

19. Профессор Н.Н. Глубовский. Война и мир в Финляндской Православной Церкви. София, 1929.

20. Профессор В.В. Болотов. Лекции по Истории Древней Церкви. СПб., 1913.

21. Профессор Павлов. Курс Канонического права. ТСЛ, 1902.

22. Профессор Лебедев. Духовенство Древней Вселенской Церкви. М., 1905.

23. Профессор Н. Суворов. Учебник Церковного права, изд. 2. М., 1902.

24. Профессор А.И. Алмазов. Тайная исповедь, т. 1.

25. Профессор Светлов. Отдых христианина, № 6. М., 1915.

26. Е. Поселянин. Русские подвижники XIX века, т 2. СПб., 1900.

27. Г. Шавельский. Православное пастырство. София, 1929.

28. В. Экземплярский. О сущности священства. Киев, 1904. О должностях пресвитеров приходских.

29. П. Кратиров. Святитель Тихон Задонский как пастыреучитель. 1897.

30. А.С. Хомяков. Записки о Всемирной истории, т. 7. М., 1906.

31. С. Булгаков. Два града, т. 2. М., 1911. Настольная книга для священнослужителя. Киев, 1913.

32. П. Иванов. Смирение во Христе. 1930.

33. В.А. Жуковский. Страдание и вера в Промысл Божий. М., 1911.

34. Б.И. Гладков. Толкование Евангелия. СПб., 1913.

35. П. Нечаев. Практическое руководство для священнослужителей. СПб., 1893.

36. А.П. Чехов. Собрание сочинений. СПб., 1890.

37. Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы, т. 9. М., 1958.

38. Журнал Богословский вестник, 1902, январь.

 

 


[1] Проф. В.Сокольский, "Евангельский идеал христианского пастыря", Казань, 19^4 г., стр. 212.

 

[2] Чиновник архиерейский.

1 Еп. Феофан. Письма к разным лицам. М., 1904, с. 175.

2 Митроп. Антоний. Полное собрание сочинений, т. 2. Казань, 1900, с. 222.

1 Митроп. Антоний. Полное собрание сочинений, т. 2. Казань, 1900, с. 228.

2 Свят. Патриарх Алексий. Слова и речи. М., 1963, т. 4, с. 64.

1 Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 3. СПб., 1897, с. 323.

1 Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 1. СПб., 1897, с. 429.

2 Там же, т. 1, с. 469; Св. Амвросий Медиоланский. Об обязанности священников.

3 Св. Иоанна Златоуст. Творения, т. 1, с. 431.

4 Св. Григорий Богослов. Творения, т. 1, с. 33.

1 Еп. Игнатий Брянчанинов. Жизнеописание. СПб., 1881, с. 119.

2 Там же, с. 120.

3 Первое Послание к Коринфянам св. апостола Павла, гл. 1, ст. 11-14.

1 Епископ Феофан Затворник.

2 Руководственный образец поведения в данном случае мы имеем в Лице Самого Спасителя. Св. Евангелист Иоанн пишет: «Сам Иисус не вверял Себя им (сентиментально привязанным к Нему), потому что знал всех» (Ин. 2,24).

3 Еп. Игнатий Брянчанинов. Жизнеописание, т. 119.

1 Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 1, с. 453.

2 А.П. Денисов. Житие преподобного Серафима Саровского. М., 1884, с. 235.

3 Еп. Феофан Затворник. Сочинения, т. 1. СПб. 1880, с. 48.

1 Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода от 28 августа 1948 года № 18; см. Практическое руководство для пастырей 1959-60 гг., с. 204. И7 Максим. Машинопись, библиотека МДА.

1 Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 1, с 20.

1 Проф. В. Сокольский. Евангельский идеал христианского пастыря. Казань, 1904, с. 208.

2 Там же, с. 209.

[3] П. Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914, с. 4.

[4] Е. Поселянин. Идеалы христианской жизни. СПб., 1913, с. 190.

[5] П. Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914, с. 5-7.

[6] Митроп. Филарет Московский. См.: Свят. Патриарх Алексий. Слова и речи. М., 1954, с. 128.

[7] Там же, т. 4, с. 84.

[8] Срав: Митр. Антоний. Лекции по Пастырскому богословию. М., 1909, с. 103.

[9] Св. Патриарх Алексий. Слова и речи. М., 1954, с. 59.

[10] Процесс внутреннего обновления человека частично раскрывается наукой Нравственного богословия. Но здесь он имеет специфическое значение (Примечание автора).

[11] Как и понятие «священства» идет от широкого к частному или от духовного к иерархическому (Исх. 19,6; 1 Петр. 2,3-5; см.: В. Экземплярский. О сущности священства. Киев, 1904, с. 37).

[12] Е. Поселянин. Русские подвижники XIX века. СПб., 1900, ч. 2, с. 197.

[13] О предстоянии пастыря пред Богом в специальном смысле см. в главе 2 настоящих лекций.

[14] Исх. 19,6; 1 Петр. 2,3-5; Рим. 8,28-30; Лекции по Пастырскому богословию архим. Тихона, т. 2 (О предыизбрании), 1967; с. 175 (Машинопись); проф. В. Экземплярский. О сущности священства. Киев, 1904, с. 37.

[15] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 7. СПб., с. 665.

[16] Св. Патриарх Алексий. Пасхальное послание преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Йеркви. М., 1966, с. 2.

[17] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 3. СПб., 1897, с. 36-38.

[18] Г. Шавельский. Православное пастырство. София, 1929, с. 122.

[19] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 1. СПб., 1895, с. 416.

[20] С.В. Булгаков. Настольная книга для священнослужителя. Киев, 1913, с. 741.

[21] Там же, с. 743 (в примечаниях)

[22] Проф. А. Ветелев. Божественная литургия (изъяснение), ч. 2, с. 200. М., 1966 (машинопись).

[23] П. Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914, с. 111.

[24] Прот. И. Сергиев. Мысли о церковном Православном Богослужении. СПб., 1894, с. 15.

[25] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 1. СПб., 1894.

[26] Святитель Григорий Двоеслов. Беседы, кн. 2. Казань, 1863, с. 431.

[27] С.В. Булгаков. Настольная книга для церковнослужителя.

[28] О должностях пресвитеров Православной Церкви, с. 240.

[29] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 2. СПб., 1897, с. 604, 658, 659.

[30] Митроп. Антоний. Полное собрание сочинений, т.2. Казань, 1900, с. 241.

[31] Свт. Иоанн Златоуст. Творения, т. 2. СПб., 1897, с. 480-481.

[32] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 2. СПб., 1897, с. 564.

[33] Там же, с. 604.

[34] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 2, с. 604.

[35] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 2, с. 604.

[36] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 10. СПб., 1904, с. 632.

[37] Проф. А. Ветелев. Божественная литургия, с. 66.

[38] Преп. Симеон Новый Богослов. Слова, вып. 1. М., 1892, с. 374.

[39] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 7, кн. 1. СПб., 1901, с. 521.

[40] Архиеп. Вениамин. Небо на земле. Париж, 1932, с. 32.

[41] Архиеп. Вениамин. Небо на земле, с. 21

[42] Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. М., 1882, с. 295.

[43] Митр. Арсений. Изъяснение Божественной литургии. Киев, 1874, с. 234. Желающим подробнее ознакомиться с содержанием Божественной литургии рекомендуем следующих авторов:

           а) проф. А.И. Георгиевский. Чинопоследование Божественной литургии. М., 1951;

           б) К.Арсеньев. О литургии и таинстве Евхаристии. Париж, 1924;

           в) прот. И. Сергиев. Мысли о Церкви и Православном Богослужении. СПб., 1894;

           г) И. Дмитриевский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение литургии. СПб., 1884.

[44] С. Муретов. О поминовении бесплотных сил на проскомидии. М., 1897, с. 64.

[45] В глубокой древности литургия Оглашенных совершалась среди храма (вне алтаря) и только по ее окончании пред Великим входом священнослужительи входили в алтарь. Начиналась проскомидия и Великий вход.

[46] Св. Кирилл Иерусалимский. Творения. СПб., 1893, с. 248.

[47] Св. Иоанн Златоуст. Слово о священстве.

[48] Троекратное призывание Святого Духа на освящении Святых Даров содержится во всех древних литургиях, например, в литургиях времен св. Иринея Лионского (3 век). См.: Сборник древних литургий, издание 1874 г., с. 49, а также в книге «Постановлений Апостольских», также, с. 125, у преп. Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», кн. 4, гл. 13 и других.

[49] Прот. Н. Благоразумов. Святоотеческая хрестоматия. М., 1895, с. 494.

[50] Прот. И.Сергиев. Моя жизнь во Христе, ч. 2, гл. 4. СПб., 1886, с. 519.

[51] Св. Кирилл Александрийский. Сочинения, ч. №». Сергиев Посад, с. 322.

[52] Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1865, с. 381.

[53] Св. Иоанн Златоуст. Беседа 24 на 1 послание к Коринфянам, глава 10.

[54] Свящ. Г. Дьяченко. Попечение Православной Церкви о спасении мира. СПб., 1850, с. 227.

[55] Писания святых отцов и учителей Церкви относительно истолкования Божественной литургии. СПб., 1853, с. 52.

[56] Архиеп. Вениамин. Всемирный светильник. Париж, 1932, с. 299.

[57] П7Кратиров. Святитель Тихон Задонский как пастыреучитель. М., 1897, с. 71.

[58] Проф. А. Некрасов. Чтение греческого текста Святого Евангелия. Казань, 1888, с. 32.

[59] Пролог на 2 марта.

[60] Иером. Софроний. Старец Силуан. Париж, 1952, с. 56.

[61] Иером. Софроний. Старец Силуан. Париж, 1952, с. 81 (машинопись).

[62] Б.И. Гладков. Толкование Евангелия. СПб., 1913, с. 475.

[63] Архиеп Вениамин. Всемирный светильник. Париж, 1932, с. 208 и др.

[64] Св. Григорий Двоеслов. Беседа на Евангелие, кн. 2, с. 84.

[65] Митроп. Антоний. Собрание сочинений, т. 2. Казань, 1900, с. 174.

[66] Св. Тихон Задонский. Творения, т. 2. М., 1898, с. 193.

[67] Св. Иоанн Златоуст. Беседа 34 на Послание к Евреям.

[68] Слово к епископу Киприану в ТСЛ, 1961 год (Патриарх Алексий. Слова и речи, т. 4. М., 1963, с. 74).

[69] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 3. СПб., 1897, с. 412.

[70] Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода от 28 августа 1948 года за № 18.

[71] Митроп. Антоний. Полное собрание сочинений. Казань, 1900 с. 192.

[72] Митроп. Николай. Слова и речи, т. 3. М., 1954, с. 188.

[73] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 8. СПб., 1905, с. 305.

[74] Прот. И. Сергиев. Моя жизнь во Христе, т. 2. СПб., 1894, с. 32.

[75] Г. Шавельский. Православное пастырство. София, 1929, с. 4.

[76] Св. Григорий Богослов. Творения, ч. 2. М., 1889, с. 54.

[77] Устав Духовной Конституции, ст. 68.

[78] П. Нечаев. Практическое руководство для священнослужителей. СПб., 1893, с. 181.

[79] Требник, ч. 1. М., 1955, с. 38.

[80] Св. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 1872, с. 146.

[81] Митроп. Антоний. Полное собрание сочинений. Казань, 1900, с. 356-357.

[82] Проф. Г.И. Шавельский. Православное пастырство. София, 1929, с. 280; проф. А.И. Алмазов. Тайная исповедь, т. 1, с. 400.

[83] Проф. А.И. Алмазов. Тайная исповедь, т. 1, с. 436.

[84] Чичагов. Летопись о преп. Серафиме Саровском. СПб., 1902, с. 436.

[85] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 7, кн. 1. СПб., 1901, с. 364.

[86] Еп. Арсений. Духовный дневник. М., 1914, с. 19.

[87] Проф. архим. Вениамин (Милов). Лекции по Пастырскому богословию, 1953, с. 124 (машинопись, библиотека МДА).

[88] Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. СПб., 1880, с. 64.

[89] «Нужно укреплять веру, не убивая, а умирая, не жестокостью, а терпением» (Лактанций). - Проф. В.В. Болотов. Лекции по Истории Древней Церкви. СПб., 1913, с. 42.

[90] Святейший Патриарх Алексий. Слова и речи, т. 4. М., 1963, с. 72.

[91] Проф. Светлов. Журнал «Отдых христианина», № 6. М., 1915, с. 676.

[92] Архиеп. Вениамин (Милов). Лекции по Пастырскому богословию, с. 132.

[93] Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. М., 1912, с. 268.

[94] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 5. СПб., 1897, с. 451-452.

[95] Послание св. Поликарпа на русском языке. ЖМП, 1967, 1 8, с. 59.

[96] Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник, с. 56.

[97] Лествица св. Иоанна. Слово 30,9. М., 1872.

[98] Св. Василий Великий. Творения, т. 6. СПб., с. 245-246.

[99] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 11. СПБ., 1897, с. 881.

[100] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 9. СПб., 1897, с. 355-356.

[101] Преп. Иоанн Лествичник. Слово к пастырю, 2,12.

[102] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 11, с. 658.

[103] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т 12, с. 164-165.

[104] Проф. архим. Вениамин (Милов). Лекции по Пастырскому богословию, 1953, с. 210.

[105] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 11, с. 102.

[106] Проф. архим. Вениамин (Милов). Лекции по Пастырскому богословию, с. 90.

[107] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 9, с. 280.

[108] Архим. Серафим Чичагов. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1902, с. 37.

[109] А.С. Хомяков. Записки о Всемирной Истории, т. 7. М., 1906, с. 346.

[110] Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе. Приложение «Русский паломник». М., 1903, с. 337.

[111] С.В. Булгаков. Настольная книга для священнослужителя. Киев, 1913, с. 743. Сравни: Распоряжение Свят. Патриарха Алексия от 15 февраля 1941 года.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!