Модуляция и отклонение. Родство тональностей.



Задание к теме: определить тональности 1-й степени родства к G-dur.

I. Модуляция и отклонение.

Отклонение – это кратковременный переход в другую тональность с последующим возвращением в первоначальную.

Модуляция – это переход в другую тональностьи завершение в ней музыкального построения (например, период, оканчивающийся модуляцией в новую тональность, называется модулирующим).

Модуляция совершается чаще всего в родственную тональность.

Модуляция бывает постепенная и внезапная. Постепенная модуляция осуществляется посредством общего для обеих тональностей аккорда.

 

(здесь будет изображение)

 

II. Родство тональностей.

Родственные тональноститональности, содержащие общие элементы (например, До мажор и Соль мажор,они отличаются одним знаком (ключевой знак Соль мажора – фа-диез, отсутствующий в До мажоре), потомуони содержат много общих элементов, при этом элементы До мажора, включающие звук фа, отсутствуют в Соль мажоре, а элементы Соль мажора, включающие звук фа-диез, отсутствуют в До мажоре).В ближайшем родстве находятся параллельные тональности (тональности содними и теми же ключевыми знаками, имеющие в натуральном виде одинаковый набор звуков).

Тональности 1-й степени родства.

В мажоретрезвучия всех ступеней лада (за исключением, естественно, тонического) – главные и побочные трезвучия натурального вида, а также субдоминантовое трезвучие гармонического вида являются тоническими трезвучиями тональностей 1-й степени родства. Трезвучие VII ступени не образует тоники родственной тональности, т. к. оно является по структуре уменьшённым, тоника же может либо мажорной (мажорным трезвучием), либо минорной (минорным трезвучием).

В миноре трезвучия всех ступеней лада (за исключением, естественно, тонического) – главные и побочные трезвучия натурального вида, а также доминантовое трезвучие гармонического вида являются тоническими трезвучиями тональностей 1-й степени родства. Трезвучие II ступени не образует тоники родственной тональности, т. к. оно является по структуре уменьшённым, тоника же может либо мажорной (мажорным трезвучием), либо минорной (минорным трезвучием).

Таким образом, каждая тональность имеет 6 тональностей первой степени родства.

Задание теме: определить тональности 1-й степени родства к G-dur (Соль мажору).

Родственные тональности (1-й степени родства) к G-dur (Соль мажору):

a-moll (ля минор) – от трезвучия второй ступени Соль мажора;

h-moll (си минор) – от трезвучия третьей ступени;

C-dur (До мажор) – от трезвучия четвертой ступени (субдоминантового трезвучия);

c-moll (до минор) – от трезвучия субдоминантового гармонического;

D-dur (Ре мажор) – от трезвучия пятой ступени (доминантового трезвучия);

e-moll (ми минор) – от трезвучия шестой ступени.

(Трезвучие седьмой ступени нельзя принять за тонику родственной тональности, т. к. оно является по структуре уменьшенным, тоника же может быть либо мажорной (мажорным трезвучием), либо минорной(минорным трезвучием)).

 

 

Билет 9

Родство тональностей. Альтерация. Хроматизм. Правописание хроматической гаммы.

 

I. Родство тональностей.

См. в билете №10.

II. Альтерация. Хроматизм.

Альтерация (от. лат. – изменять) – изменениеосновной ступени лада посредством случайного знака – знака альтерации (знаков альтерации 5 – диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар).

Хроматизм (от др. греч. – цвет, краска) – полутоновое изменение основных ступеней лада (при помощи случайного знака альтерации).

Хроматическая гамма – последовательность звуков полутонами.

Правописание хроматической гаммы.

Хроматическая гамма представляет собой последовательность звуков полутонами. Хроматическая гамма не образует самостоятельного лада. В основе ее лежит мажорная или минорная гамма. Хроматическая гамма является усложненным видом мажорной или минорной гаммы, образуется в натуральной гамме мажораи минора посредством заполнения больших секунд хроматическими звуками.

Правило правописания хроматической гаммы основано на родстве тональностей.

В мажоре оно заключается в следующем: все основные ступени гаммы остаются без изменений (на схеме не закрашиваются), большие секунды заполняются при восходящем движенииповышением ступеней, но понижается VII ступень(взамен повышения VI); при нисходящем движении большие секунды заполняются понижением ступеней, но повышается IV ступень(взамен понижения V).

Пример (хроматическая гамма в До мажоре):

 

 

Понижение VII ступени при восходящем направлении и повышение IV ступени при нисходящем направлении необходимы для того, чтобы все измененные ступени были звуками, соответствующими ступеням родственных тональностей натурального или гармонического видов. Например, звуков ля-диез и соль-бемоль нет в родственных тональностях До мажора. Поэтому не следует в мажореповышать. VI ступень при движении вверх и понижать V ступень при движении вниз по хроматической гамме.

Правописание хроматической гаммы в миноре.Можно заметить, что при движении как вверх, так и вниз без изменения остаются I и V. Ввосходящем направлениииспользуются хроматические звуки параллельного мажора, следует принять во внимание, что I ступень минора является в параллельном мажоре VI ступенью и вследствие этого не должна повышаться, взамен повышения I понижается II ступень. В нисходящем направлении хроматическая гамма минора пишется как одноименная мажорная гамма.

Пример (хроматическая гамма в ля миноре):

 

Пример использования хроматических звуков (тональность примера – До мажор):

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 3850; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!