Главные и побочные трезвучия в тональности.
Задание к теме: спеть главные трезвучия с обращениями в D-dur.
I. Главные трезвучия лада.
Любой аккорд можно определить по структуре, т. е. по строению (4вида трезвучий по структуре – Б53 (мажорное), М53 (минорное), Ум53 и Ув53) и по функции (функция зависит от расположения трезвучия в ладу, т. е. от того, на какой ступени оно находится).
Полная функциональная система – совокупность главных и побочных трезвучий лада (а также и септаккордов) в их закономерных функциональных взаимоотношениях.
Рассмотрите схему трезвучий натурального мажора (C-dur), среди которых три трезвучия являются мажорными по структуре, три – минорными, одно – уменьшенным. Главные трезвучия мажора – трезвучия, звучание которых более всего отражает характер лада (мажор – веселый), т. е. трезвучия мажорные (Б53). Как видно на схеме, они строятся на I, IV и V ст.
Рассмотрите схему трезвучий натурального минора (c-moll), среди которых три трезвучия являются минорными по структуре, три – мажорными, одно – уменьшенным. Главные трезвучия минора – трезвучия, звучание которых более всего отражает характер лада (минор – грустный), т. е. трезвучия минорные (М53). Как видно на схеме, они строятся на I, IV и V ст.
Главные трезвучия лада (на I, IV и V ст.) имеют свои названия и обозначения.
Трезвучие на I ступени – тоническое.
В мажоре тоническое трезвучие является мажорным (Б53) по структуре и обозначается T53.
|
|
В миноре тоническое трезвучие является минорным (М53) по структуре и обозначается t53.
Трезвучие на IV ступени – субдоминантовое.
В натуральном мажоре субдоминантовое трезвучие является мажорным (Б53) по структуре и обозначается S53.
В гармоническом мажоре шестая ступень лада понижается (VIb), из-за чего изменяются аккорды субдоминантовой группы, в состав которых она входит. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие становится минорным (М53) по структуре и обозначаетсяг.s53 (маленькая буква s).
В миноре субдоминантовое трезвучие является минорным (М53) по структуре и обозначается s53.
Трезвучие на V ступени – доминантовое.
В мажоре доминантовое трезвучие является мажорным (Б53) по структуре и обозначается D53.
В натуральном миноре доминантовое трезвучие является минорным (М53) по структуре и обозначается d53.
В гармоническом миноре седьмая ступень лада повышается (VII#), из-за чего изменяются аккордыдоминантовой группы, в состав которых она входит. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие становится мажорным (Б53) по структуре и обозначается D53.
! Чаще всего в аккордовых последовательностях в минорном ладу используется гармонический вид минора, т. е. звучит гармоническая доминанта в миноре(D53, D6, D64 с VII#, а такжеVII# включает D7 и его обращения и уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом миноре).
|
|
!В заданиях всех билетов доминанта в миноре – гармоническая (с VII#).
Таким образом, главные аккорды лада – это главные трезвучия и их обращения:
в мажоре – T53, T6, T64; S53, S6, S64 (в гармоническом мажоре г.s53 г.s6, г.s64); D53, D6,D64;
в миноре – t53, t6, t64; s53, s6, s64;d53, d6, d64(в гармоническом миноре D53, D6, D64, употребляется чаще всего, натуральная же доминанта d53с обращениями встречается редко).
Местоположение главных трезвучий лада и их обращений (знать наизусть ступени!!!):
Главные трезвучия с обращениями в тональности строятся таким образом:нужно вспомнить, на какой ступени строится аккорд, затем из каких интервалов он состоит, например,требуется построитьD64 в Ре мажоре, местоположение данного аккорда – II. Квартсекстаккорды состоят из кварты и терции (кварта внизу, терция вверху). IIступень в Ре мажоре – ми, кварта от ми – ми-ля, терция от ля – ля-до. Получаем аккорд ми-ля-до, поем его, учитывая ключевые знаки Ре мажора (поем: ми-ля-до-диез; в записи знаки тональности должны стоять при ключе, возле нот же ставить знаки не нужно). Если мы строим доминантовые аккорды в миноре, то добавляем случайный знак, повышаем седьмую ступень лада, которая входит в состав доминантовых аккордов (как правило, доминанта в миноре – гармоническая, т. е., включающаяVII#, поэтому буква D в аккордовых цепочках в миноре– большая, см. ля минор гармонический на схеме выше).
|
|
*Обратите внимание:так как трезвучие имеет терцовое строение, т. е. ноты в нем располагаются через одну, то основной вид аккорда (трезвучие) и его обращения будут, следовательно, располагаться через одну ступень, потому что секстаккорд строится от среднего звука трезвучия, а квартсекстаккорд – от верхнего звука трезвучия.Поэтому местоположение обращений главных трезвучий запомнить очень легко, например, если S53 строится на IV, S6 будет строиться на VI, а S64 – на I (через одну ступень).
Функциональные взаимоотношения главных функций лада – тоники, субдоминанты и доминанты.
Тоника – устой. Свойство доминанты – сильное притяжение к тонике, поэтому она звучит очень ярко, стремясь к устою. Субдоминанта тяготеет к тонике менее активно.
3 типа аккордовых оборотов, включающих главные функции лада – тонику, субдоминанту и доминанту:
1) Плагальный оборот: (T) – S – T;
2) Автентический оборот: (T) – D – T;
|
|
3) Плагальный оборот: (T) – S – D – T.
Определение на слух аккордовых оборотов (плагальный, автентический, полный).
Лад (мажор/минор) легко определить по звучанию тоники (веселая/грустная тоника), которая всегда завершает оборот и часто его начинает. Типы аккордовыхоборотов(включающих главные функции) в тональности определяются на слух по функциональным взаимосвязям между аккордами. Что же касается структуры аккордов, в натуральном мажоре,например, все три главных трезвучия и их обращения являются мажорными (Б53, Б6, Б64), поэтому в данном случае структура не может подсказать нам тип оборота; но, к примеру, в гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие и его обращения становятся минорными по структуре (М53, М6, М64), что может нам подсказать наличие субдоминанты (гармонической) в аккордовом обороте (плагальном или полном) гармонического мажора.
Плагальный оборот звучит мягко, не отличается утвердительным характером.
Автентический оборот звучит ярко, утвердительно, благодаря сильному тяготению доминанты в тонику.
Полный оборот включает все три главные функции лада.
Функции Sи D в полном обороте могут звучать только в порядке S– D (в классической музыке), но не наоборот; логика гармонического движения (т. е. логика последования аккордов) заключается в том, что более яркие функционально гармонии (аккорды), которые активнее тяготеют в тоническому центру, следуют за более «слабыми» в функциональном смысле, таким образом, гармоническое напряжение в аккордовой цепи нарастает, после чего аккорд, сильнее всего тяготеющий к тонике в данной цепи гармоний, наконец, разрешается в нее.
Желательно помнить плавные соединения аккордов главных функций, см. схемы выше наданной странице. Помнить, с каким из обращений субдоминантового (или доминантового) трезвучия плавно соединяется тоника в виде трезвучия и как соединяется плавно тоника в виде секстаккорда и квартсекстаккорда с субдоминантой и с доминантой. Запомнить плавные соединения аккордов главных функций лада на самом деле очень просто. Представьте себе ряд сменяющих друг друга видов аккорда: 53, 6, 64; 53, 6, 64;53, 6, 64… и так далее. Так вот, тоника плавно соединяется с субдоминантой предыдущего вида, т. е. если тоника имеет вид трезвучия, она плавно соединится с субдоминантовым квартсекстаккордом, если тоника имеет вид секстаккорда, она плавно соединится с субдоминантовым трезвучием и т. д. Тоника же с доминантой плавно соединятся, если взять доминанту последующего вида, т. е. если тоника имеет вид трезвучия, она плавно соединится с доминантовым секстаккордом, если тоника имеет вид секстаккорда, она плавно соединится с доминантовым квартсекстаккордом и т. д.
II. Побочные трезвучия лада.
Три трезвучия лада (на I, IV и V ст.) называются главными, остальные четыре трезвучия (на прочих ступенях: II, III, VI, VII) – побочные. Побочные трезвучия относятся по функции либо к субдоминантовой, либо к доминантовой группе.
К субдоминантовой группе относятся побочные трезвучия, в состав которых входят 2 звука субдоминантового трезвучия, находящегося на IV.ЭтоVI53 и II53.
К доминантовой группе относятся побочные трезвучия, в состав которых входят 2 звука доминантового трезвучия, находящегося на V.ЭтоIII53 и VII53.
Как видно на схеме ниже, если расположить все трезвучия лада по терциям, тотри трезвучия, находящиеся ниже от тонического будут относиться к субдоминантовой группе, а три трезвучия, находящиеся вышетонического – к доминантовой группе.
На схеме видно, что в VI53иII53 входят по 2 звука субдоминантового трезвучия, а в III53VII53 – по 2 звука доминантового трезвучия.
Функциональная яркость аккордов лада определяется степенью контраста их звукового состава по отношению по тонике (звукам тонического трезвучия).
Наиболее контрастны к тонике (и сильны в функциональном смысле) аккорды, которые не содержат с ней общих звуков.В субдоминантовой группе наиболее яркий, сильный аккорд – II53, в доминантовой группе – VII53.
Классической степенью функционального контраста обладают те трезвучия, которые имеют один общий звук с тоникой (тоническим трезвучием), – это IV53 (субдоминантовое трезвучие) и V53 (доминантовое трезвучие), они являются основными представителями функций субдоминанты и доминанты.
Наименее контрастны к тонике (тоническому трезвучию) трезвучия, которые имеют с ней два общих звука, – это VI53 в субдоминантовой группе и III53 в доминантовой группе, поэтому они слабо выражают свои функции (субдоминантовую (VI53) и доминантовую (III53)). К тому же VI53 в натуральном мажоре является тоникой параллельного минора, а III53 в натуральном миноре – тоникой параллельного мажора (то есть они могут восприниматься в данных ладах как параллельные тоники, появление этих трезвучий может вызвать эффект ладовой переменности;вспомните: параллельно-переменный лад – лад основанный на общем наборезвуков параллельных тональностей, в котором тоники мажора и параллельного минора главенствуют попеременно).
Различная степень интенсивности контраста с тоникой, различная функциональная «сила» аккордов определяет и закономерность их последования. Для гармонического движения характерна тенденция к усилению функциональной яркости, поэтому более «слабый» представитель функции тяготеет к переходу в более «сильный». Например, в субдоминантовой группе возможны последовательности:
VI53 → IV53 (собственно субдоминанта),
IV53 (собственно субдоминанта) → II53,
VI53→IV53→II53,
VI53→II53.
Чаще всего из побочных трезвучий употребляются побочные трезвучия субдоминантовой группы (не употребляются побочные трезвучия, по структуре являющиеся уменьшенными, например, II53 (Ум53) в миноре).
См. примеры аккордовых последовательностей ниже.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 5435; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!