Элементы музыкальной речи. Мелодия, период, каденции, типы каденций.



 

I. Элементы музыкальной речи. Мелодия.

Средствамимузыкальной выразительности являются мелодия, гармония, лад, метр, ритм (основные средства),а также регистр, тембр, динамика, темп, штрих (необходимо иметь представление о каждом из перечисленных средств).

Мелодией называется одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.Мелодия – одно из важнейших выразительных средств музыки; музыкальное содержание может быть передано одной мелодией без сопровождения. В мелодии выявляют себя такие средства выразительности как лад, метр, ритм, форма (структура).

Мелодия имеет сходство с речью, важнейший ее элемент – интонация, при помощи различных интонаций, а также ритма, темпа и т. д. можно выразить в мелодии самые разнообразные эмоции, содержание.

Так же, как и речь, мелодия делится на части. Части мелодии или музыкального произведения называются построениями; они бывают различные по продолжительности. Граница между построениями называется цезурой.

II. Период. Предложение, фраза, мотив. Каденции.

Отдельные построения отличаются друг от друга степенью законченности музыкальной мысли.Наименьшее музыкальное построение, выражающее относительно завершенную музыкальную мысль, называется периодом.

Период может быть формой самостоятельного небольшого произведения (или являться частью более крупной музыкальной формы).

Простейший тип периода представляет собой построение из 8 тактов.

Чаще всего период делится на 2 части – 2 предложения (по 4 такта). Предложение, в свою очередь, делится на более мелкие построения – фразы (по 2 такта). Наименьшее построение – мотив, он равен 1-му такту.

Виды периода.

В тональном отношении периоды бывают: однотональный (при окончании периода сохраняется первоначальная тональность) и модулирующий (завершается в другой тональности, к моменту окончания периода происходит модуляция в новую тональность).

В тематическом отношении: период повторного строения (предложения периода начинаются одинаково или предложенияотличаются только каденциями), период неповторного строения (начала предложений не имеют тематического сходства).

 

Каденцией (или кадансом) называется гармоническое заключение построения. Каденциями завершаются предложения периода.

 

III. Типы каденций.

По месту в форме периода: серединная (в конце первого предложения) и заключительная (завершает период).

По степени завершенности, функциональной устойчивости: половинная (завершение не на тонике, чаще всего на доминантовом трезвучии), полная (завершение на тонике; полная каденция может быть совершенной и несовершенной), прерванная (содержащая переход доминанты в трезвучие VIступени вместо тоники).

Что такое совершенная и несовершенная полная каденция. Полная каденция (т. е. каденция, завершающаяся тоникой) называется совершенной, если: а) заключительный аккорд тоники звучит в основном виде (трезвучие), б) в мелодии (верхнем голосе) звучит в завершение Iступень лада (тоника), в) тоническому трезвучию предшествует основной вид доминанты – консонирующей (D53) или диссонирующей (D7), г) тоническое трезвучие звучит на сильной доле такта. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков полная каденция будет называться несовершенной.

!Серединная каденция чаще всего бывает половинной, заключительная каденция (завершающая период) – полной совершенной.

 

Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – аккорд, часто использующийся в каденциях (совпадает по звукам с тоническим квартсекстаккордом – T64 в мажоре и t64 в миноре). Звучит на сильной или относительно сильной доле такта. Кадансовому квартсекстаккорду может предшествовать тоника (тоническое трезвучие), чаще же ему предшествует субдоминанта (субдоминантовое трезвучие или субдоминантовый секстаккорд). После К64 звучит доминанта в основном виде (D53или D7, в заключительных каденциях чаще – D7).

Примеры каденций:

S6 – K64 – D53 – половинная;

T53 – K64 – D53 – половинная;

S6 – K64 – (D53) – D7 – T53(н.) – полная (совершенная при перечисленных выше условиях);

S53 – D53 – D7 – T53(н.) – полная (совершенная при перечисленных выше условиях);

S53 – D53 – T53 – полная (совершенная при перечисленных выше условиях);

S6 – D7 – T53(н.) – полная (совершенная при перечисленных выше условиях);

S6 – K64 – D53 – D2 – T6 – полная (несовершенная);

S53 – K64 – D53 – D7 – VI53 – прерванная.

Билет 10


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 3940; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!