Септаккорд. Вводные септаккорды.



Задание к теме: спеть МVII7 и УмVII7в A-dur.

I. Септаккорд.

См. в предыдущем билете.

II. Вводный септаккорд.

Вводный септаккорд – септаккорд, строящийся на VII, вводной ступени лада. Обозначается МVII7 или УмVII7, в зависимости от того, какая септима образуется между его крайними звуками – малая или уменьшенная. По функции вводный септаккорд относится к аккордам доминантовой группы.

В натуральном мажоре образуется МVII7, а в гармонических ладах (гармоническом мажоре и гармоническом миноре) – УмVII7.

Является диссонирующим аккордом, как и все септаккорды (септима – диссонирующий интервал; кроме того, в составМVII7 входит уменьшенное трезвучие (а, следовательно, тритон ум.5) натурального лада, в составже УмVII7, образующегося в гармоническом ладу,входят два уменьшенных трезвучия (и, следовательно, две ум.5) – натурального и гармонического ладов).

Состоит из всех 4-х неустойчивых звуков лада.

Пример (МVII7 в До мажоре, УмVII7 в До мажоре гармоническом, УмVII7 в до миноре гармоническом):

 

Разрешение вводного септаккорда.

При разрешении вводного септаккорда непосредственно в тонику, тоническое трезвучие – T53 (t53), в тоническом трезвучии удваивается терция (средний его звук).

Удвоение терции в тоническом трезвучии при разрешении вводного септаккорда необходимо во избежание запрещенных в голосоведении параллельных квинт. Терция в тонике (III ступень лада) удваивается благодаря тому, что мы разрешаем в нее не только IV, но и II ступень.

Вводный септаккорд может разрешаться в тонику через доминантовый квинтсекстаккорд (D65), с которым он плавно соединяется. Тогда D65, звучащий следом за вводным септаккордом, переходит в тонику по основному правилу (разрешается в тоническое трезвучие – T53 (t53) с удвоенной примой, т. е. тоникой).

(здесь будет изображение)

 

Структура вводного септаккорда.

МVII7(в натуральном мажоре): м.3 + м.3 + б.3

(включает в себя Ум53 натурального лада, и, следовательно, один тритон – ум.5)

УмVII7 (в гармоническом мажоре, гармоническом миноре): м.3 + м.3 + м.3

(включает в себя дваУм53 – натурального и гармонического лада, и, следовательно, два тритона – две ум.5)

 

Звучит МVII7 взволнованно, мечтательно; УмVII7 – драматично, резко, остро, так же, как Ум53, но в Ум53 три звука, а в УмVII7, включающем в себя два Ум53 – четыре звука.

 

Задание теме:спеть МVII7 и УмVII7 в A-dur (Ля мажоре).

 

III.Субдоминантовый септаккорд(необходимый, но не указанный в теме билета материал).

Это основной септаккорд субдоминантовой группы, строящийся на II ступени.

О субдоминантовом септаккорде требуется знать: три его верхних звука представляют собой субдоминантовое трезвучие;обозначение субдоминантового септаккорда: SII7 – в натуральном мажоре, г.sII7 – в гармоническом мажоре, sII7 – в миноре.

Разрешение субдоминантового септаккорда.

При непосредственном переходе его в тонику, в тонике удваивается терция, поэтому SII7 (sII7) разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной терцией T6 (t6).

Удвоение терции в тонике при разрешении субдоминантового септаккорда необходимо во избежание запрещенных в голосоведении параллельных квинт. Терция в тонике (III ступень лада) удваивается благодаря тому, что мы разрешаем в нее не только IV, но и II ступень.

Субдоминантовый септаккорд может разрешаться в тонику через доминантовый терцквартаккорд (D43), с которым он плавно соединяется. Тогда D43, звучащий следом за субдоминантовым септаккордом, переходит в тонику по основному правилу (разрешается в развернутое тоническое трезвучие).

Билет 7


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2950; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!