V. Уменьшенные трезвучия в мажоре и миноре.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ
Билет 1
Аккорд, трезвучие, обращения трезвучий. Виды трезвучий. Уменьшенные трезвучия в мажоре и миноре.
Задание к теме: построить и спеть Ум53 в B-dur.
I. Аккорд.
Аккорд – это созвучие, состоящее из трех или более звуков разной высоты, воспринимаемых в единстве.В классической гармонии (гармония – учение об аккордах и их последовательностях) – созвучие из трех или более воспринимаемых в единстве звуков разной высоты, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
II. Трезвучие.
Трезвучие – аккорд, состоящий из 3-х звуков, расположенных по терциям (т. е. расположенных через одну ступень). Трезвучие, таким образом, состоит из двух терций (нижняя, верхняя).
Когда звуки аккорда расположены по терциям, то такое положение его называется основным. Основной (нижний) звук трезвучия называется примой (основным тоном), средний – терцией (терцовым тоном), верхний – квинтой (квинтовым тоном).
III. Обращения трезвучия.
Когда порядок расположения звуков трезвучия изменяется (таким образом, что нижним звуком аккорда становится терция или квинта), то такое положение аккорда называется обращением.
Трезвучие имеет 2 обращения, они называются: 1-е – секстаккорд, 2-е – квартсекстаккорд.
В секстаккорде нижним звуком становится терция (терцовый тон), а в квартсекстаккорде – квинта(квинтовый тон). См. схему выше.
|
|
Обращения строятся путем переноса нижнего звука аккорда на октаву вверх: если перенести нижний звук трезвучия вверх на октаву, образуется секстаккорд, если перенести звук, находящийся внизу секстаккорда, на октаву вверх, образуется квартсекстаккорд (см. схему ниже).
Трезвучия обозначаются цифрами 53, секстаккорды – цифрой 6, квартсекстаккорды – цифрами 64, т. к. в состав данных аккордов входят интервалы, обозначаемые цифрами. (См. аккорды на схеме выше).
Трезвучие состоит из двух терций, между крайними его звуками образуется квинта. Секстаккорд – из терции и кварты (терция внизу, кварта вверху), между крайними его звуками образуется секста. Квартсекстаккорд – из кварты и терции (кварта внизу, терция вверху), между крайними его звуками образуется секста. См. аккорды на схеме выше.
IV. Виды трезвучий.
Виды трезвучий. Трезвучие состоит из двух терций(нижней и верхней), между крайними звуками трезвучия образуется квинта. Вид трезвучия зависит от того, какие терции входят в его состав и каков порядок их расположения.
Из больших и малых терций образуются 4 вида трезвучий:
1) Б53 – мажорное (большое), в котором нижняя терция большая (б.3), верхняя – малая (м.3); между крайними звуками трезвучия образуется чистая квинта (ч.5).
|
|
2) М53 – минорное (малое), в котором нижняя терция малая (м.3), верхняя – большая (б.3); между крайними звуками трезвучия образуется чистая квинта (ч.5).
3) Ум53 – Уменьшенное, состоит из двух малых терций (м.3+м.3); между крайними звуками трезвучия образуется уменьшенная квинта (ум.5).
4) Ув53 – Увеличенное, состоит из двух больших терций (б.3+б.3); между крайними звуками трезвучия образуется увеличенная квинта (ув.5).
Краткая схема видов трезвучий:
Б53 (мажорное, большое) б.3+м.3 (между крайними звуками – ч.5)
М53 (минорное, малое) м.3+б.3 (между крайними звуками – ч.5)
Ум53 (уменьшенное) м.3+м.3 (между крайними звуками – ум.5)
Ув53 (увеличенное) б.3+б.3 (между крайними звуками – ув.5)
* Курсивом изложен материал, который необходимо знать и уметь использовать при выполнении различных задач, но который не указан в теме билета.
Изложенный мелким курсивом материал(с пометкой «для любознательных» и без нее) предназначен для лучшего понимания соотношений и взаимосвязи музыкальных элементов.
Обращения Б53(мажорного трезвучия) – Б6 и Б64, обращения М53(минорного трезвучия) – М6 и М64, обращения Ум53(уменьшенного трезвучия) – Ум6 и Ум64, обращения Ув53(увеличенного трезвучия) – Ув6 и Ув64имеют определенный интервальный состав.
|
|
Например, обращения Б53 имеют структуру: Б6 – м.3+ч.4; Б64, – ч.4+б.3. См. схему ниже – обращения мажорного трезвучия до-ми-соль.
Краткая схема структуры обращений мажорного и минорного трезвучий:
Б6 (мажорный секстаккорд) м.3+ч.4 (между крайними звуками – м.6)
Б64 (мажорный квартсекстаккорд) ч.4+б.3 (между крайними звуками – б.6)
М6 (минорный секстаккорд) б.3+ч.4 (между крайними звуками – б.6)
М64 (минорный квартсекстаккорд) ч.4+м.3 (между крайними звуками – м.6)
* Обратите внимание на особенности расположения интервалов в данной схеме и используйте одну из обнаруженных закономерностей для ее скорейшего запоминания (важно запомнить:1-е обращение любого вида трезвучия, т. е. секстаккорд, состоит из терции и кварты (т.е. терция внизу, кварта вверху), а 2-е обращение трезвучия, квартсекстаккорд, наоборот, – из кварты и терции).
Можнообратить внимание, к примеру, вначале на терции: при обращении трезвучия в секстаккорд нижним интервалом секстаккорда становится верхняя терция трезвучия (значит, мажорный секстаккорд начинается малой терцией, т. к. верхняя терция мажорного трезвучия – малая, а минорный секстаккорд начинается с большой терции, т. к. верхняя терция минорного трезвучия – большая); при обращении в квартсекстаккорд верхним интервалом квартсекстаккорда становится нижняя терция трезвучия (значит, верхний интервал мажорного квартсекстаккорда – большая терция, а верхний интервал минорного квартсекстаккорда – малая терция).
|
|
Таким образом, секстаккорд – верхняя терция трезвучия + кварта (кварта в обращениях мажорного и минорного трезвучий – чистая, т. к. между крайними звуками мажорного и минорного трезвучий образуется ч.5). Квартсекстаккорд – кварта (кварта в обращениях мажорного и минорного трезвучий – чистая) + нижняя терция трезвучия.
Далее можно рассмотреть сексты, образующиеся между крайними звуками секстаккордов и квартсекстаккордов,в Б6 и М64, при сочетании чистой кварты и малой терции, между крайними звуками образуется м.6, ав М6 и Б64, при сочетании чистой кварты и большой терции, между крайними звуками образуется интервал б.6.
Схему строения обращений уменьшенного и увеличенного трезвучий запоминать не нужно, но желательно рассмотреть и проанализировать:
Ум6 (уменьшенный секстаккорд) м.3+ув.4 (между крайними звуками – б.6)
Ум64 (уменьшенный квартсекстаккорд) ув.4+м.3 (между крайними звуками – б.6)
Ув6 (увеличенный секстаккорд) б.3+ум.4 (между крайними звуками – м.6)
Ув64 (увеличенный квартсекстаккорд) ум.4+б.3 (между крайними звуками – м.6)
Терции в обращениях уменьшенного трезвучия – только малые, потому что Ум53 состоит из малых терций, кварта в его обращениях – увеличенная (тритон), т. к. между крайними звуками Ум53 образуется уменьшенная квинта (тритон).
Терции в обращениях увеличенного трезвучия – только большие, потому что Ув53 состоит из больших терций, кварта в его обращениях – уменьшенная (характерный интервал), т. к. между крайними звуками Ув53 образуется увеличенная квинта (характерный интервал).
Сексты в обращениях уменьшенного трезвучия большие, в обращениях увеличенного трезвучия – малые.
Консонирующие и диссонирующие аккорды.
Интервалы, входящие в состав мажорного (Б53) и минорного (М53) трезвучий являются консонирующими, следовательно, мажорное и минорное трезвучия, а также их обращения по звучанию (фонизму) относятся к консонирующим, т. е. к благозвучным аккордам (консонансам). В состав уменьшенного и увеличенного трезвучий входят диссонирующие интервалы – ум.5 (тритон) в Ум53, ув.5 (характерный интервал) в Ув53, следовательно, уменьшенное и увеличенное трезвучия, а также их обращения являются диссонансами.Обратите внимание, что к диссонирующим интервалам относятся как тритоны, так и характерные интервалы; вне музыкального контекста характерные интервалызвучат, как несовершенные консонансы, т. к. равны им по количеству тонов(например, ув.5 =м.6), но,образуясь в ладу, характерные интервалы и несовершенные консонансы звучат совершенно по-разному; в мелодии, в составе аккордов, например, ув.5 вУв53, характерные интервалы представляют собой ладовый диссонанс.
Консонирующие мажорное и минорное трезвучия звучат соответственно весело и грустно. Диссонирующие трезвучия: уменьшенное звучит напряженно, драматично, резко, увеличенное – удивленно, загадочно.
V. Уменьшенные трезвучия в мажоре и миноре.
Рассмотрите ниже схему трезвучий натуральных и гармонических ладов (До мажор (C-dur) натуральный и до минор (c-moll) натуральный, они же гармонические).
Сверху над каждым трезвучием указано его местоположение (ступень, на которой оно строится), под трезвучием – его структура (Б53, М53, Ум53 или Ув53), еще ниже – обозначение по функции (трезвучия на I, IV, V – главные, т. е. тоническое, субдоминантовое и доминантовое; они обозначаются большими буквами T, S, D, если являются мажорными по структуре и маленькими буквами t, s, d, если являются минорными по структуре; остальные трезвучия на прочих ступенях – побочные, обозначаются римскими цифрами, указывающими на их местоположение).
*Обратите внимание: если в гармоническом ладу трезвучие строится на измененной по сравнению с натуральным видом лада ступени, т. е. на VIb (гармонический мажор), на VII# (гармонический минор), то букву «г.» писать не нужно, т. к. сами измененные ступени указывают на гармонический вид лада. Если же трезвучие строится на какой-либо другой ступени и в его состав входит измененная ступень, тогда перед обозначением трезвучия ставится «г.», например, г.II53, г.s53в гармоническом мажоре, в состав которых входит VIb. Исключение– гармоническая доминанта в миноре с VII#, которая, в отличие от гармонической субдоминанты мажора, включающей VIb, пишется без «г.»,а обозначается просто большой буквой D – D53, написание этой буквысильно отличается по виду от маленькой d в натур. миноре, поэтому в букве «г.» в данном случае нет необходимости.
Обратите внимание: в натуральных ладах по одному уменьшенному трезвучию – на VII в мажоре и на II в миноре (вводные ступени); в гармонических ладах уже по два уменьшенных трезвучия – на обеих вводных ступенях (добавляются гармонические уменьшенные трезвучия за счет VII#в гармоническом миноре и VIbвгармоническом мажоре). В гармонических ладах появляется также по одному увеличенному трезвучию, в гармоническом мажоре на VIb, в гармоническом миноре на III (включающее VII#).
В натуральном мажоре уменьшенное трезвучие (Ум53) строится на VII ступени (VII53). См. выше схему трезвучий в натуральном До мажоре (C-dur).
В натуральном миноре уменьшенное трезвучие (Ум53) строится на II ступени(II53). См. выше схему трезвучий в натуральном доминоре (c-moll).
В гармоническом мажоре (благодаря понижению шестой ступени лада на полтона – VIb) появляется уменьшенное трезвучие (Ум53) на IIступени (г.II53). Поэтому в гармоническом мажоре 2 уменьшенных трезвучия: на VIIступени (натуральное, VII53) и на II ступени (гармоническое, г.II53, в состав которого входит VIb). См. выше схему трезвучий в гармоническом До мажоре (C-dur).
В гармоническом миноре (благодаря повышению седьмой ступени лада на полтона – VII#) появляется уменьшенное трезвучие (Ум53) наVII# ступени (VII#53). Поэтому в гармоническом миноре 2 уменьшенных трезвучия: на IIступени (натуральное, II53) и на VII#ступени (гармоническое, VII#53). См. выше схему трезвучий в гармоническом до миноре (c-moll).
Итак, уменьшенные трезвучия строятся на вводных ступенях лада (вводные ступени – ступени, окружающие тонику, т. е. VII и II). На VII – Ум53 в натур. маж., на VII# – Ум53 в гарм. мин.; на II– Ум53 в натур. мин., на II– Ум53 в гарм. маж., в состав которого входит VIb.
Пример в До мажоре и до миноре:
Примечание 1.В одноименных гармонических ладах (одноименные лады – лады с одинаковой тоникой, например, До мажор и до минор), как видно из схемы, уменьшенные трезвучия совпадаютпо звукам и расположению – находятся на вводных ступенях. Уменьшенные трезвучия гармонического До мажора: си - ре-фа и ре - фа-ляb(где ляb – случайный знак, VIb); уменьшенные трезвучия гармонического до минора: си-бекар - ре - фа и ре - фа - ляb (где си-бекар – VII#, а ляb – ключевой знак).То есть совпадает уменьшенное трезвучие натурального мажора (VII53) с уменьшенным трезвучием, образующемся в одноименном гармоническом миноре (VII#53), а также совпадаетуменьшенное трезвучие натурального минора (II53) с уменьшенным трезвучием, образующемся в одноименном гармоническом мажоре (г.II53, в состав которого входитVIb).
Примечание 2. В параллельных натуральных ладах все элементы совпадаютпо звукам, находясь на разных ступенях, поэтому, например, уменьшенное трезвучие си-ре-фа находится в натуральном До мажоре на VII, оно же находится в натуральном ля миноре на II.
Примечание 3. Трезвучия на вводных ступенях состоят только из неустойчивых ступеней лада.
Примечание 4. Из звуков двух уменьшенных трезвучий, расположенных на вводных ступенях гармонического лада состоит уменьшенный вводный септаккорд, образующийся в гармоническом ладу (гармоническом мажоре или гармоническом миноре).См. тему «Септаккорды».
Из звуков уменьшенных трезвучий гармонического мажора состоит уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом мажоре. Из звуков уменьшенных трезвучий гармонического минора состоит уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом миноре.
Примечание 5.(Для построения, выполнения задания по теме).Чтобы построить 2 уменьшенных трезвучия в тональности (одно натуральное и одно появляющееся дополнительно в гармоническом виде лада), нужно найти вводные ступени(окружают тонику –VIIи II) и нарисовать от них «снеговички». Если построение выполняется в мажоре, то в одном из трезвучий нужно найти шестую ступень лада и понизить ее (VIb), гармоническим, то есть содержащим эту измененную ступень, окажется уменьшенное трезвучие на II ступени (Ум53 – г.II53), уменьшенное трезвучие же VII ступени – натуральное (Ум53 – VII53). Если построение выполняется в миноре, нужно найти в одном из трезвучий седьмую ступень лада и повысить ее (VII#), гармоническим будет уменьшенное трезвучие на самой VII# (Ум53 – VII#53), уменьшенное же трезвучие на II ступени – натуральное (Ум53 – II53).
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 4111; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!