Задание теме: спеть главные трезвучия с обращениями в D-dur (Ре мажоре).



 

 

Билет 3

Септаккорд. Доминантовый септаккорд и его обращения.

Задание к теме: спеть D7 с обращениями в Es-dur.

I. Септаккорд.

Септаккорд – это аккорд из 4 звуков, расположенных по терциям (т. е. через одну ступень). Называется он септаккордом потому, что между крайними его звуками образуется интервал септима.Поэтому в обозначении септаккордов пишут маленькую цифру 7 внизу.

Звуки септаккорда называются: прима (основной тон, нижний звук), терция (терцовый тон), квинта (квинтовый тон), септима.

Все септаккорды являются диссонансами, т. к. в их состав входит диссонирующий интервал септима (между крайними звуками).

II. Доминантсептаккорд.

Наиболее широко употребляющийся септаккорд – септаккорд Vступени (строящийся на V ступени в ладу) – доминантовый септаккорд (чаще его называют одним словом – доминантсептаккорд).Обозначение – D7.

Он имеет одинаковую структуру в мажоре и гармоническом миноре (в гармоническом миноре в его состав входит VII#). Структуру его можно представить так: к доминантовому трезвучию, находящемуся на V ст. (а доминантовое трезвучие в мажоре и гармоническом миноре – Б53) добавляется еще один звук на расстоянии малой терции. Поэтому структура доминантсептаккорда: Б53 + м.3 (т. е. б.3 + м.3 + м.3).Между крайними звуками доминантсептаккорда образуется м.7 (малая септима).

Звучит доминантсептаккорд очень ярко, т. к. структура его: б.3 + м.3 + м.3; т. е. две нижние его терции образуют мажорное трезвучие (Б53), а две верхние терции – уменьшенное трезвучие (Ум53).

Септаккорды требуют после себя разрешения, т. к. содержат септиму (между крайними звуками), требующую разрешения; доминантсептаккорд содержит в себе также уменьшенное трезвучие (включающее тритон ум.5), за которым всегда следует разрешение.Притяжение D7и его обращений (диссонирующей доминанты) к тонике еще сильнее, чем притяжение D53 и его обращений (консонирующей доминанты) к тоническому центру.

По разрешению доминантсептаккорда (D7) или его обращения в тонику (мажорную или минорную) можно на слух определить, в каком ладу (мажоре или гармоническом миноре) он (или его обращение) находится. Если же D7 или его обращение звучит без разрешения, то сказать, в каком ладу находится данный аккорд, мы не можем, т. к. структура его в мажоре и гармоническом миноре одинакова.

 

Разрешение доминантсептаккорда.

Разрешение доминантсептаккорда. Три верхних неустойчивых звука D7 разрешаются по правилу (основное правило разрешения:II→I, IV→III, VI→V, VII→VIII(I)). Нижний звук D7 – V ступень, на которой он строится, она является устойчивой, но переходит в самую устойчивую – I (тонику). Таким образом, в разрешении D7 утраивается тоника (в нее разрешаются неустойчивые II и VII ступени, а также в нее переходит устойчивая V ступень). В результате разрешения D7 образуется тоническая терция с утроенной тоникой, иначе говоря, неполное тоническое трезвучие: T53 (н.) в мажоре, t53 (н.) в гармоническом миноре.

 

 

II. Обращения доминантсептаккорда.

Доминантсептаккорд имеет 3 обращения (количество обращений созвучия = количество его звуков – 1; поэтому трезвучие имеет 2 обращениясекстаккорд и квартсекстаккорд; септаккорд же имеет 3 обращения, называемые: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд).

Обращения доминантсептаккорда (D7): доминантовый квинтсекстаккорд (D65), доминантовый терцквартаккорд (D43) и доминантовый секундаккорд (D2).

Т. к. доминантсептаккорд имеет терцовую структуру, основной вид аккорда (D7) и его обращения строятся на ступенях, располагающихся через одну: сам D7 (основной вид аккорда) – на V ст., D65 – на VII ст., D43 – на II ст., D2 – на IV ст.

 

 

!Разрешаются обращения доминантсептаккорда (доминантовый квинтсекстаккорд, доминантовый терцквартаккорд и доминантовый секундаккорд) по правилу (см. основное правило разрешения неустойчивых звуков в устойчивые). V ступень (устойчивая) при разрешении D65, D43 и D2 остается на месте (в отличие от разрешения самого D7); поэтому в разрешениях обращений доминантсептаккорда тоника удваивается, а не утраивается, как при разрешении его самого (в тоникув обращениях D7разрешаются только неустойчивые II и VII ступени).

D65 разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой, D43 – в развернутое тоническое трезвучие (где тоника дублируется в разных октавах), D2 – в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой). См. разрешения на схеме выше.

Структура обращений D7.

D65: м.3 + м.3 + б.2

D43: м.3 + б.2 + б.3

D2: б.2 + б.3 + м.3

Как определить на слух обращения доминантсептаккорда.

Доминантсептаккорд, как уже было сказано, звучит очень ярко, т. к. в его составе присутствуют яркое мажорное и острое уменьшенное трезвучия. Обращения доминантсептаккорда, естественно, имеют ту же окраску звучания, потому что те же самые звуки аккорда в обращении просто меняют свое расположение.Звучит ли сам D7 или его обращение, можно определить по местонахождению или отсутствию секунды: в самом доминантсептаккорде секунды в составе нет, т. к. структура его – терцовая, в квинтсекстаккорде секунда находится вверху аккорда, в терцквартаккорде секунда находится в середине, в секундаккорде секунда находится внизу.

Если доминантсептаккорд или его обращение звучит с разрешением, то по звучанию тоники (мажорному или минорному) можно узнать, где он (или его обращение) находится (в мажоре или гармоническом миноре). Вид аккорда (основной или обращение) в данном случае можно определить не по местонахождению или отсутствию секунды, а по движению верхнего голоса при разрешении. При разрешении D65 верхний голос остаётся на месте, при разрешении D43 верхний голос движется вверх, при разрешении D2 верхний голос опускается вниз, при разрешении D7 верхний голос опускается вниз и в разрешении звучит интервал, а не аккорд (тоническая терция, т. е. неполное тоническое трезвучие). См. схему на предыдущей странице.

 

Местонахождение и роль доминантсептаккорда (и его обращений) в аккордовых последовательностях. Доминантсептаккорд – аккорд доминантовой группы, основное свойство доминанты – активное притяжение к тонике.Доминантсептаккорд и его обращения являются более сильными в функциональном смысле аккордами, чем доминантовое трезвучие и его обращения. Доминантовое трезвучие и его обращения – аккорды консонирующей доминанты, доминантсептаккорд и его обращения – аккорды диссонирующей доминанты (в состав входят диссонирующие интервалы). Поэтому D7следует за D53, обращения D7 звучат после обращений D53, в соответствии с логикой гармонического движения (от более «слабых» в функциональном смысле аккордов – к более «сильным»). Доминантсептаккорд, как аккорд доминантовой группы, может следовать за субдоминантовой функцией, а также может звучать после тоники. После доминантсептаккорда (или его обращения) должно звучать разрешение (по вышеуказанным правилам).

!Соединение доминантсептаккорда (или его обращения) с предшествующим аккордом должно быть плавным. Например, D7 плавно соединяется с предшествующим D53, D65 – с предшествующим D6, D43 – с предшествующим D64, D2 – с предшествующим D53.

 

Полные обороты в До мажоре с участием консонирующей (D53, D6,D64) и диссонирующей доминанты (доминантсептаккорда его обращений – D7, D65,D43,D2):

Задание теме: спетьD7с обращениями в Es-dur (Ми-бемоль мажоре).

 

Билет 4


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 3182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!