Культурологический аспект понятия личности.



Вообще для Несмелова культура имеет своим основанием два истока – окружающий нас физический мир, который далеко неблагоприятен для человека, причем это мир падший, после грехопадения, то есть и духовно и физически он во тьме, то есть далек от Бога, как безусловной Личности и творца и подавателя света и добра. Но вторым истоком культуры, несомненно, является человеческая личность, пусть и утратившая многие свои свойства, и получившая в наследство от грехопадения двойственность, как факт своего существования, проявляющуюся в идеальных устремлениях личности, но при этом в невозможности воплотить эти устремления в наличной своей физической жизни. Таким образом, культура, если в широком смысле является приспособлением человека к бытию в наличном физическом мире, враждебном и выращивающем волчцы и терние, по словам Библии. Но есть и культура в более узком смысле, как мысленная и творческая часть жизни человека, устремленная к определенным идеалам, их поиску и воплощению – это искусство, религия, нравственность, философия. Они нацелены на поиск истины, Бога, красоты, добра – ценностей, которые так или иначе связаны с идеальным, безусловным, вечным и сверхъестественным. Более интересует Несмелова как философа и богослова философия и религия, как область жизни и работы мысли человека.      

Рассуждение о человеческой личности в культуре Несмелов увязывает с разбором вопроса о происхождении религии. Оспаривая несостоятельность утверждения об эволюционном происхождении религии и религиозного сознания, тем не менее, сам Несмелов проводит некую эволюцию идейного содержания учений о Боге. Он говорит о «Христианство освободило человека от власти космической бесконечности, — писал русский философ Н. Бердяев, — в которую он был погружен в древнем мире, от власти духов и демонов природы. Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило его в зависимость от Бога, а не от природы[56]»

Заключение

Благодаря творчеству Несмелова в конце XIX в. не только в академической, но и в русской философии вообще стал возникать совершенно новый метод познания, отличный как от схоластического, так и патриотического. В духовно-академической мысли его определяют как "антропологическое богословие", развивающееся из внутреннего опыта. Однако у Несмелова переосмыслено и само понятие "внутреннего опыта": оно не уводит в сторону мистики и ссылок на особые озарения, а ориентируется на естественное развертывание сущности человека, рост личностного самосознания, что определяется в работе как духовное познание, основанное на вере.

По итогам первой главы была рассмотрена биография В. И. Несмелова. Он предстает перед нами как философ и человек, проживший жизнь, ставший личностью в лучшем смысле этого слова и пронесший сквозь всю свою жизнь, несмотря на все невзгоды, верность своей философии, сохранив веру, не выдав никого, пройдя репрессии и своему пониманию личности, исходящему из самоощущения с одной стороны, а с другой ощущения себя образом Безусловного бытия. Он, если так можно сказать, на себе доказал многие из постулатов своей философии. При этом он, в своем научном поиске был одним из немногих, кто сочетал стезю и философа, и богослова, что отразилось на оригинальности его концепции.

Во второй главе рассмотрено то, что Несмелов говорит о Боге, как о Личности, при этом этот разговор связан и с человеком. Рассмотрение вопроса о Боге Несмелов строит от «человека к Богу», ведь человек ощущает в себе безусловное бытие, которое он реализовать не может, но через самоощущение он приходит к мысли о Боге как о Личности и даже познает его. У Несмелова акцент идет на Христа и его спасительную роль. Он не рассматривает Троицу и вопрос о личности в Троице. Для него Бог обладает Единым самосознанием и Единой получается Личностью. Подробности этого постулата не рассмотрены и не разработаны четко в оригинальной концепции В. И. Несмелова. Но на то время этот вопрос и не был рассмотрен у философов и богословов того времени, да и цели в своей работе В. И. Несмелов преследовал другие в своих работах. Здесь он увлекается понятием личности и перспективой личностных отношений Бога и человека. Можно выделить, что здесь он является предтечей богословского персонализма, так как основой бытия мира и итории является для Несмелова бытие челвоека личности, обладающего

В третьей главе можно понять, что Несмелов главную свою мысль о человеческой личности в том, что она есть сверхчувственное, идеальное, духовное, свободное, моральное, познающее и творческое самосознание, находящееся в конфликте со своей физической вещественной ограниченностью. При этом условиями и в то же время характерными чертами человека есть свобода и творчество, благодаря которым человек определяется как человек, творит историю и культуру и самого себя. Эта мысль была в то время довольно новой, ее в дальнейшем использовали и другие философы, например, Бердяев, правда в связи с немного другой проблематикой.
Таким образом, надо отметить, что сочетание в нем философа и богослова, при непременных положительных чертах, в некоторых вопросах давало уклон либо в сторону философии, либо в сторону богословия. Это отразилось в недостаточном подкреплении святоотеческой мыслью некоторых богословских аспектов, в которых он был слишком философ, спорящий с материалистами, но при этом оставаясь в сфере научной парадигмы, необходимой для спора, иногда подходил с ним и к вопросам будущей жизни,например, и этим уходя от апофатики к катафатике и в этом ключе объяснения немного наивны в сравнении с учением Святых Отцов, так же и в некоторых других случаях. Но, тем не менее,заслуга Несмелова в том, что задолго до формирования православного персонализма как богословского направления и парадигмы со всей остротой поставил проблему возможности и допустимости использования в православном богословии категории личности. В этом плане, он является персоналистом по своим идеям, пусть самоназвания богословский персонализм и не существовало, но Несмелов смог выразить на метапредметном языке правослвногобогословия и современной философии интуицию в отношении экзистенции человека, как личности и обоснование бытия личности человека, как образа Безусловной, Трансцендентной Личности Бога. Рассмотрев философское учение Несмелова, а также исследовав истоки и понятийное поле персонализма, следует признать, что Несмелов Виктор Иванович является персоналистом.

 

Список использованнойлитературы:

1.Голубинский Е.Е. О реформах в быте Русской Церкви. М., 1913. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubinskij/o-reforme-v-byte-russkoj-tserkvi/#0_1 (дата обращения: 07.12.2017)

2. Прот. Зеньковский В. История русской философии. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkovskij/istorija-russkoj-filosofii/3_4 (дата обращения: 07.12.2017)

3. Хондзинский П. В.. Антропология Аполлинария Лаодикийского в трудах В. И. Несмелова. Режим доступа: http://pstgu.ru/download/1455701473.3_khondsinsky_38-49.pdf (дата обращения: 07.12.2017)

4. Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. Опыт философского оправдания христианства. Режим доступа: http://predanie.ru/berdyaev-nikolay-aleksandrovich/book/91044-duhovnyy-krizis-intelligencii/#toc26 (дата обращения: 07.12.2017)

5. Гаврюшин Н.К. /Идеал любви и трагедия власти: митрополит Антоний (Храповицкий)/ Митрополит Антоний и В.И. Несмелов. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/rus/philology/258/4214/5039/ (дата обращения: 07.12.2017)

6. Журавский А. Краткое жизнеописание профессора Казанской духовной академии Виктора Ивановича Несмелова. Режим доступа: http://www.ostrova.org/meteo/nesmelov/ (дата обращения: 07.12.2017)

7.Рыжкова Г. С. Христианский персонализм ХХ в. / Г. С. Рыжкова // Философия. XX век: рубеж столетий: материалы II всероссийской научной конференции молодых ученых, Екатеринбург, 18–20 марта 2010 г. — Екатеринбург : Ажур, 2012. Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/28121 (дата обращения: 07.12.2017)

8. Кант И. Критика практического разума. Т. 4. Ч. 1. Режим доступа: http://krotov.info/library/11_k/an/t_4_312.htm (дата обращения: 07.12.2017)

9. Лосский В.Н. По образу и подобию. Богословское понятие человеческой личности. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/po-obrazu-i-podobiyu/6 (дата обращения: 07.12.2017)

10. Давыденков О. Догматическое богословие. Понятие о догматическом богословии. - М. 2005. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/1_1 (дата обращения: 07.12.2017)

11. Несмелов В. И. Догматическая система святого Григория Нисского. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/dogmatika_nisskogo/04#2 (дата обращения: 07.12.2017)

12. Свт. Григорий Богослов. Слово 25, в похвалу философа Ирона. - т.1.Режим доступа: http://www.odinblago.ru/sv_grigoriy_t1/25 (дата обращения: 07.12.2017)

13.Феофан Затворник, свт. Начертания христианского нравоучения. - Москва, 1998. 

14. Гаврюшин Н. К. Антропология и гносеология В. И. Несмелова./ Доклад прозвучал на Вторых Махмутовских чтениях в Казани. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Viktor/antropologija-i-gnoseologija-v-i-nesmelova/#note2_return

15. Несмелов В. И. Наука о человеке. Метафизика жизни и христианское откровение. Т.1. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke2/3 (дата обращения: 07.12.2017)

16. Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka/#0_12 (дата обращения: 07.12.2017)

17. Несмелов В. И. Наука о человеке. Метафизика жизни и христианское откровение. Т.2. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke2/3 (дата обращения: 07.12.2017)

18. Кураев А. В. Протестантам о православии. – Режим доступа: https://azbyka.ru/protestantam-o-pravoslavii#taynoe_predanie_tainstv

19. Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

20.Кант И. Критика чистого разума.— Соч. в 3 т. М., 1964. Режим доступа: http://krotov.info/library/11_k/an/t_3_155.htm#165

21. Фихте И.Г. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. СПб., 1993. Режим доступа: http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/fikhte_i_g_sochinenija_v_dvukh_tomakh_sost_i_primechanija_vladimira_volzhskogo/12-1-0-154 (дата обращения: 07.12.2017)

22. Храповицкий А. митр. Полное собрание сочинений, Т. III. Часть II. Диссертация. Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapovickij/polnoe-sobranie-sochinenij-tom-3/

23. Бердяев Н. А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. № 2.

 

 


[1]Голубинский Е.Е. О реформах в быте Русской Церкви. М., 1913./ I. Благие желания относительно русской Церкви. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubinskij/o-reforme-v-byte-russkoj-tserkvi/#0_1(дата обращения: 07.12.2017)

[2]Прот. Зеньковский В. История русской философии./ Часть III. Период систем.// Глава IV. Несмелов. Тареев. Каринский. Мит. Антоний. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkovskij/istorija-russkoj-filosofii/3_4(дата обращения: 07.12.2017)

[3]Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской духовной

академии после ее преобразования. 1870–1892. Казань, 1892. Стр. 270

[4]Хондзинский П. В.. Антропология Аполлинария Лаодикийского в трудах В. И. Несмелова. Режим доступа: http://pstgu.ru/download/1455701473.3_khondsinsky_38-49.pdf(дата обращения: 07.12.2017)

[5] Бердяев Н. А.Духовный кризис интеллигенции. Опыт философского оправдания христианства. Стр. 303 Режим доступа: http://predanie.ru/berdyaev-nikolay-aleksandrovich/book/91044-duhovnyy-krizis-intelligencii/#toc26(дата обращения: 07.12.2017)

[6]Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской духовной

академии после ее преобразования. 1870–1892. Казань, 1892. Стр. 268

[7] Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. Опыт философского оправдания христианства. Стр. 305 Режим доступа: http://predanie.ru/berdyaev-nikolay-aleksandrovich/book/91044-duhovnyy-krizis-intelligencii/#toc26(дата обращения: 07.12.2017)

[8] Гаврюшин Н.К. /Идеал любви и трагедия власти: митрополит Антоний (Храповицкий)/ Митрополит Антоний и В.И. Несмелов.Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/rus/philology/258/4214/5039/(дата обращения: 07.12.2017)

[9]Цит. по: Сосуд избранный. История российских духовных школ. 1882–1932. СПб., 1994. Стр. 259

 

[10] Журавский А. Краткое жизнеописание профессора Казанской духовной академии Виктора Ивановича Несмелова. Режим доступа: http://www.ostrova.org/meteo/nesmelov/(дата обращения: 07.12.2017)

[11] Цит. по: А. Журавский. Краткое жизнеописание профессора Казанской духовной академии
Виктора Ивановича Несмелова. – Режим доступа:http://www.ostrova.org/meteo/nesmelov/(дата обращения: 07.12.2017)

[12] Рыжкова Г. С. Христианский персонализм ХХ в. / Г. С. Рыжкова // Философия. XX век: рубеж столетий: материалы II всероссийской научной конференции молодых ученых, Екатеринбург, 18–20 марта 2010 г. — Екатеринбург : Ажур, 2012. — С. 48. Режим доступа:http://hdl.handle.net/10995/28121(дата обращения: 07.12.2017)

[13] Рыжкова Г. С. Христианский персонализм ХХ в. / Г. С. Рыжкова // Философия. XX век: рубеж столетий: материалы II всероссийской научной конференции молодых ученых, Екатеринбург, 18–20 марта 2010 г. — Екатеринбург: Ажур, 2012. — С. 48.Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/28121(дата обращения: 07.12.2017)

[14] Кант И. Критика практического разума. Т. 4. Ч. 1. - С. 414 Режим доступа: http://krotov.info/library/11_k/an/t_4_312.htm(дата обращения: 07.12.2017)

[15]Лосский В.Н. По образу и подобию. / Гл. 6. Богословское понятие человеческой личности. Режим доступа:https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/po-obrazu-i-podobiyu/6(дата обращения: 07.12.2017)

[16] Давыденков О. Догматическое богословие./ Гл.1. Понятие о догматическом богословии. - М. 2005. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/1_1 (дата обращения: 07.12.2017)

[17] Несмелов В. И. Догматическая система святого Григория Нисского. Стр.108 Режим доступа: http://www.odinblago.ru/dogmatika_nisskogo/04#2(дата обращения: 07.12.2017)

[18] Свт. Григорий Богослов. Слово 25, в похвалу философа Ирона. - т.1, с.358. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/sv_grigoriy_t1/25(дата обращения: 07.12.2017)

[19]Феофан Затворник, свт. Начертания христианского нравоучения. - Москва, 1998. - С. 188

[20]Гаврюшин Н. К. Антропология и гносеология В. И. Несмелова./Доклад прозвучал на Вторых Махмутовских чтениях в Казани. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Viktor/antropologija-i-gnoseologija-v-i-nesmelova/#note2_return(дата обращения: 07.12.2017)

[21]Несмелов В. И. Наука о человеке. Метафизика жизни и христианское откровение. Т.1 с.270 - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke2/3 (дата обращения: 07.12.2017)

[22] Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека./ Гл.11 . О том, что естество человеческое неуразумеваемо. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka/#0_12(дата обращения: 07.12.2017)

[23] Несмелов В. И. Наука о человеке. Метафизика жизни и христианское откровение. Т.2 с.220 - Режим доступа:http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke2/3(дата обращения: 07.12.2017)

[24] Несмелов В. И. Наука о человеке. Метафизика жизни и христианское откровение.Т.2 с. 223 - Режим доступа:http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke2/3(дата обращения: 07.12.2017)

[25]Наука о человеке. Метафизика жизни и христианское откровение. Т.2 с.238 - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke2/3 (дата обращения: 07.12.2017)

[26]Наука о человеке. Метафизика жизни и христианское откровение. Т.2 с.240 - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke2/3 (дата обращения: 07.12.2017)

[27] Несмелов В. И. Наука о человеке. Т.1 стр 280 Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke1/6

(дата обращения: 07.12.2017)

[28]Наука о человеке. Метафизика жизни и христианское откровение. Т.2 с.292 - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke2/3 (дата обращения: 07.12.2017)

[29]Наука о человеке. Метафизика жизни и христианское откровение. Т.2 с.295 - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke2/3 (дата обращения: 07.12.2017)

[30]Несмелов В. И. Наука о человеке. Метафизика жизни и христианское откровение. Т.2 с.350 - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke2/3 (дата обращения: 07.12.2017)

[31]Несмелов В. И. Наука о человеке. Метафизика жизни и христианское откровение. Т.2 с.350-351 - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke2/3 (дата обращения: 07.12.2017)

[32]Несмелов В. И. Наука о человеке. Метафизика жизни и христианское откровение. Т.2 с.358 - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke2/3 (дата обращения: 07.12.2017)

[33] Несмелов В. И. Наука о человеке. Метафизика жизни и христианское откровение. Т.2 с.220 - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke2/3 (дата обращения: 07.12.2017)

[34] Кураев А. В. Протестантам о православии. – Режим доступа: https://azbyka.ru/protestantam-o-pravoslavii#taynoe_predanie_tainstv

[35]Несмелов В. И. Наука о человеке. Метафизика жизни и христианское откровение. Т.2 с.220 - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke2/3 (дата обращения: 07.12.2017)

[36]Несмелов В.И. Наука о человеке. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни Т.2 стр.3 Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke1/6(дата обращения: 07.12.2017)

[37] Бердяев Н. А. Опыт философского оправдания христианства. - Режим доступа: http://predanie.ru/berdyaev-nikolay-aleksandrovich/book/91044-duhovnyy-krizis-intelligencii/#toc26(дата обращения: 07.12.2017)

[38] Несмелов В.И. Наука о человеке. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни Т.1 стр.14  - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke1/6(дата обращения: 07.12.2017)

[39] Несмелов В.И. Наука о человеке. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни Т.1 стр. 37 Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke1/6(дата обращения: 07.12.2017)

[40] Несмелов В.И. Наука о человеке. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Т.1 стр. 39 Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke1/6(дата обращения: 07.12.2017)

[41] Несмелов В.И. Наука о человеке. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Т.1 стр. 48. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke1/6(дата обращения: 07.12.2017)

[42] Беркли Дж. Сочинения. М., 1978. С. 173

[43]Кант И. Критика чистого разума.— Соч. в 3 т. М., 1964, с. 287Режим доступа: http://krotov.info/library/11_k/an/t_3_155.htm#165

[44] Несмелов В.И. Наука о человеке. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Т.1 стр. 53. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke1/6 (дата обращения

[45]Фихте И.Г. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. СПб., 1993. С. 485 – Режим доступа: http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/fikhte_i_g_sochinenija_v_dvukh_tomakh_sost_i_primechanija_vladimira_volzhskogo/12-1-0-154(дата обращения: 07.12.2017)

[46]Фихте И.Г. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. СПб., 1993. С. 483- Режим доступа: http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/fikhte_i_g_sochinenija_v_dvukh_tomakh_sost_i_primechanija_vladimira_volzhskogo/12-1-0-154(дата обращения: 07.12.2017)

[47] Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. – М., 1977. С. 49 – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000390/(дата обращения: 07.12.2017)

[48] Несмелов В.И. Наука о человеке. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Т.1 стр. 48. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke1/6(дата обращения: 07.12.2017)

[49]Несмелов В.И. Наука о человеке. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Т.1 стр. 48. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke1/6(дата обращения: 07.12.2017)

[50]Несмелов В.И. Наука о человеке. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Т.1 стр. 48. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke1/6(дата обращения: 07.12.2017)

[51]Несмелов В.И. Наука о человеке. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Т.1 стр. 65. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke1/6 (дата обращения: 07.12.2017)

[52]Несмелов В.И. Наука о человеке. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни Т.1 стр. 195-196 - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke1/6

[53] Храповицкий А. митр. Полное собрание сочинений, Т. III. Часть II. Диссертация. Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapovickij/polnoe-sobranie-sochinenij-tom-3/

[54] Несмелов В.И. Наука о человеке. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни Т.1 стр. 195-196 - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/nauka_o_cheloveke1/6

[55]Храповицкий А. митр. Полное собрание сочинений, Т. III. Часть II. Диссертация. Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapovickij/polnoe-sobranie-sochinenij-tom-3/

[56]Бердяев Н. А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 159.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!