Глава 2.Основания богословского персонализма в учении В. И. Несмелова.



В православное богословие понятие личность пришло достаточно поздно. Оно было несвойственно в конкретно том понимании и в той проблематике, связанной с понятием личности, так как личность, как личность была разработана и философски обдуманна много позже, нежели чем в то время, когда писали Святые Отцы классического периода. И по преимуществу о личности говорилось в философии, и в философии уже Нового времени. Так само слово стало применяться в литературном обиходе достаточно поздно: «Но, как известно, до определенного времени Европа не имела даже понятия «личность». Лишь в периодс XV по XVIII вв. в новоевропейских языках появились слова, обозначающие личность…[12]» Философскую же обработку это понятие прошло у Канта: « На языке философской рефлексии идею личности удалось выразить И. Канту, обосновавшимпринцип автономности личности. Понятие «лицо» («Person»),по Канту, недостаточно, чтобы доказать имеют ли мыслящиесущества характер личности и осознают свое существование,обособленно от мира.[13]» Так говорится об этом у самого Канта: «Это может быть только то, что возвышает человека над самим собой, что связывает его с порядком вещей, который может мыслить один разум и который вместе с тем охватывает весь чувственно воспринимаемый мир. Это не что иное, как личность, т. е. свобода и независимость от механизма всей природы, рассматриваемая вместе с тем как способность существа, которое подчинено особым, а именно данным собственным разумом, чистым практическим законам; следовательно, лицо как принадлежащее чувственно воспринимаемому миру, подчинено собственной личности, поскольку оно принадлежит и к умопостигаемому миру; поэтому не следует удивляться, если человек как принадлежащий к обоим мирам должен смотреть на собственное существо по отношению к своему второму и высшему назначению только с почтением, а на законы его — с величайшим уважением.[14]» В его понимании личность – это то, что человека делает уникальным, то, с чем связана его свобода и возможность морального выбора и главное долг, то есть акцент делается на разумное в человеке. Далее в истории философии о личности много писал Кьеркегор, оригинально использовал в своих философских построениях в связи с этапами развития личности, причем высшей стадией развития личности для него являлась религиозная стадия. Затем, уже в экзистенциализме это понятие и связанная с ним проблематика стала ключевой. После этого без понятия личность не обходилось почти ни одно антропологическое исследование, оно проникло в психологию и другие науки.

      Но для богословия, а тем более для православного, личность была внове и приходила через некую секуляризацию, сближение методов и языка богословия и современной тому времени философии. Так говорит об этом Лосский, который много привнес в разработку богословского понятия личности: «Я не берусь излагать того, как понимали человеческую личность отцы Церкви или же какие-либо иные христианские богословы. Даже если бы мы и хотели за это взяться, следовало бы предварительно спросить себя, в какой мере оправдано само наше желание найти у отцов первых веков учение о человеческой личности. Не было ли бы это желанием приписывать им мысли, вероятно, им чуждые, но которыми мы, тем не менее, их бы наделили, не отдавая себе ясного отчета в том, как зависимы мы в самом методе нашего суждения о человеческой личности от сложной философской традиции, от образа мысли, следовавшей путем, очень отличным от того, который можно было бы считать путем собственно богословского предания?[15]». Но, несмотря на это, богословие постепенно приняло в себя понятие личность, найдя в нем интуиции и аспекты содержания, важные как для современного понимания догматов, так и даже для дальнейшего развития богословия, как живого организма. Правда, богословие творчески проработало понятие личность, наполнив и обогатив его содержание, а также утверждаясь на другом основании для построения учения, свойственном лишь богословию, сущностью которого является принятие догматов как основы, аксиомы, исходной матрицы: «Догматы суть истины веры, они стоят выше человеческого опыта, выше познавательных способностей человеческого разума, поэтому дать им «твердую опору» может только Божественное Откровение[16]». При этом догматы не мешают работе ума, а скорее задают вектор развития и ориентир: «С признанием точности и неизменности догматических формул, научное раскрытие содержания догматов нимало не исключалось, а только получало более правильное и сообразное с существом деда направление. Разум по-прежнему мог раскрывать содержание веры, но уже не мог по своему произволу искажать и колебать его, потому что в неизменной формуле вера приобретала себе прочное ручательство от всяких покушений на ее точность и истинность со стороны человеческой любознательности[17]». Но вообще христианское богословие никогда не чуждалось философского языка, понятий и инструментария для изучения истин веры и пояснения Писания. Древние отцы Церкви были философски образованными людьми и не чурались философии, например, это видно из слов Григория Богослова: «должно или самому любомудрствовать, или уважать любомудрие, если не хотим совершенно лишиться всякого добра и подпасть осуждению в неразумии, тогда как мы одарены разумом и посредством слова течем к Слову[18]». Таким же принципом руководствовались в большинстве своем и последующие богословы.

    Таким образом, понятие личность начала вводиться в богословский обиход примерно в ХIХ веке. Расцвет же проблематики личности был в веке ХХ и связан с целой плеядой православных богословов и мыслителей: В. Н. Лосский, митрополит Иоанн (Зизиуалас),архимандрит Киприан (Керн), Христос Яннарас, протоиерей Георгий Флоровский, митрополит КаллистУэр. Соответственно, В. И. Несмелов, как стоящий по времени раньше данных богословов, во многом был одним из первых, кто ввел в систему православной антропологии понятие личность и своеобразно развил его в своей философской концепции.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!