Христологический аспект понятия личности



По мысли Несмелова, падший человек, живущий в противоречии своего идеального устремления природы личности и необходимостью обслуживать свою физическую природу, хочет избавиться от этого. Но он не может сам от этого избавиться. Даже зная Бога, и закон Бога, он все равно не может избавиться от своего нынешнего плачевного состояния. Так с грехопадения прародителей началось блуждание человека по дорогам истории в поисках истины и смысла жизни, в поисках спасения и искупления от греха. В Лице Иисуса Христа в мир неправды явился праведник в собственном смысле этого слова. Никогда не следуя внушениям человеческой плоти и крови, Христос действительно раскрыл в своей человеческой жизни такую полноту нравственного совершенства, которая возможна только в жизни истинного человека от Бога. Его земная жизнь явилась совершенным воплощением мысли о жизни самого Небесного Отца. Он — Иисус Христос — впервые осуществил вполне Божию мысль о бытии. Уже одним тем, что, будучи Сыном Божиим, жил в этом мире, Он вполне оправдал Божие дело создания мира, т. е. Христос явил оправдание Бога в Его творческой деятельности. Но это еще не оправдание людей пред Богом за их уклонение от Божия закона жизни.

Для Иисуса Христа смерть не была необходимостью: в Нем дух не служил смертному телу, а тело являлось органом нравственной жизни бессмертного духа. Поэтому Иисус Христос выпадал из общей закономерности подчинения закону смерти и распада, и поэтому Его мученическая смерть была искупительной — она уничтожила грех в мире. Личность Христа сама по себе является ответом на загадку о человеке: Христос по плоти есть абсолютный, божественный Человек, предвечно осуществленный Образ и Подобие Отца. Он добровольно принес Себя в искупительную жертву и таким образом спас от гибели жизнь грешного мира. По единству Ипостаси в воплощении Сын Божий приобщением к Себе человеческой природы «сделал вечной в Себе не какую-нибудь индивидуальность человеческую, а всецелую природу. Так что по своей человеческой природе, как единосущный Христу, каждый человек необходимо является членом вечного Тела Христова. Таким образом, вечное богочеловечество Иисуса Христа делает для нас совершенно понятным непостижимый иначе закон воскресения, и этот закон вполне объясняет собою и непостижимую иначе необходимость всеобщности воскресения[28]».

Мир воссоздан, изменен Христом, но так, что условия его наличного существования еще остаются неприкосновенными. Смерть уничтожает и грех или вину. Но обычная смерть разрушает и самого человека. Поэтому недостаточна обыкновенная мученическая смерть на Кресте, хотя она и уничтожает грех. Крестная Христова смерть «собственно не избавляет грешника от погибели, а только дает ему действительную возможность достигнуть своего спасения[29]».

Но крестная смерть Христова, составляя необходимое условие к достижению человеком своего действительного спасения, не избавляет его от смерти, ибо только воскресение умерших есть именно Божие спасение погибшего человека силою воскресения Христова.

Поскольку Сын Божий соединился с человеческой природой, а не с личностью человека: «…мы должны, очевидно, признавать во Христе такого человека, который, будучи истинным собственником человеческой природы, не носил, однако, индивидуальной человеческой личности, так что Его праведность была праведностью не отдельного человека, а праведностью природы человеческой…[30]». Поэтому Иисус Христос — это Новый Адам и поэтому обожение охватывает всю человеческую природу, а не только конкретную её личность: «Поэтому,при двух совершенных природах, Он естественно имел только божеское лице Сына Божия, человеческой же личности в Нем не было и не могло быть, так как человеческая личность выражается не фактом самосознания, а фактом свободного самоопределения к разумной жизни, самоопределение же это во Христе было предвечное, стало быть— божеское. На этом основании все, что было в Его человеческой жизни по нуждам человеческой природы, то и принадлежало, конечно, только Его человечеству; все же, что было совершено Его человеческой природой по свободному определению Божеской ипостаси Его, то и принадлежит Ему, именно как Богу, хотя фактически было совершено только человеческой природой Его[31]».

 Своим воскресением Иисус Христос приобщает человеческую природу к вечности Божией. Сын Божий, принимая в вечность человеческую природу, тем самым указывает, что все её собственники становятся участниками вечности. Воскресение Христа не является воскресением индивидуальной человеческой личности, но воскресением всей человеческой природы. Поэтому воскресение Христа вводит закон всеобщего воскресения людей. При этом Несмелов утверждает в своих мыслях верность учению церкви о том, что человек понимается как именно человек, только тогда, когда у него есть и физическое тело и душа, сознание вместе. Раздельно когда они, то это сознание без тела, не могущее творить, а могущее скитаться как призрак и питаться воспоминаниями, а тело без души лишь хладный труп, разваливающаяся субстанция, пригодная для пропитания гробовым червям. Так было до сошествия Христа в ад, но после изменилось многое: «…в проповеди о воскресении Спасителя умершие люди, наконец, в первый раз могли получить себе прочную надежду и положительное свидетельство, что для них временной была не жизнь, а лишение жизни и что они действительно могут снова образовать из себя мир живых людей. Эта надежда, конечно, сама по себе составляет творческий элемент жизни, потому что она позволяет духу умершего человека не только вспоминать свою минувшую жизнь, но и создавать представление о своей будущей жизни…[32]».


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!