Теологический аспект понятия личности Несмелова



Несмелов, как богослов, несомненно, знал определения человека, данные Святыми Отцами Церкви. Но также он и знал, что антропологическая проблематика в богословии не сильно развита, как развернутое учение, у Отцов Церкви, за редким исключением, а если и бывала затронутой, то в связи с проблематикой, например, Богопостижения или же сотериологии, учения о грехопадении, в общем, в связи с косвенными и смежными темами. Святыми Отцами в отношении антропологии разрабатывалась, как правило, аскетическая проблематика, то есть Для Несмелова не так важно различение понятий природа и личность, личность и ипостась, свойственное более позднему периоду богословия. Для него личность – это скорее духовная субстанция человека, но при этом не отделенная ни от тела, ни от души. Но, как и по мысли некоторых из святых Отцов именно дух есть высшая составная часть человека, и именно он есть не сотворенная в прямом смысле субстанция, а слепок, отражение, Образ Божий. Дух соединяет собой природные свойства человека, дает власть человеку над своей природой. Тут есть сходная мысль с пониманием личности Феофаном Затворником: «Все разнообразие наших внутренних действий сознаваемых сводится к трем исходным началам, или силам: познающей, желающей и чувствующей. Все же силы сии сосредоточиваются и сходятся в нашем лице, в нашей личности, в том, что говорит в нас: я, которое есть слияние и нераздельное единство всех сил. Они в нем сцентрированы и исходят из него, как из фокуса[19]». Так же мыслит во многом и Несмелов, для него дух во многом, как далее будет сказано в разборе философского аспекта понятия личности Несмеловым, это то, что сцепляет человеческое естество собою и дает силу волить, руководить самим собою. Точнее говорит о понимании Несмеловым природы личности Гаврюшин Н. К.: «Несмелов прямо говорит о том, что человеческая личность «сверхчувственна» по своей природе,т.е. чувственные качества, чувственная определенность для нее, в конечном счете,внешни.[20]»

Посему, человек обладает, как образ и подобие Божие, свободной волей, разумом и уникальностью: «Человек же потому именно и существует в качестве личности, что он изображает собою Безусловную Сущность, и наоборот—он потому только и отображает в себе Безусловную Сущность, что он существует в качестве личности. Следовательно, его личность является не зеркалом по отношению к Богу, а самым изображением Бога, и образ Божий в человеке не возникает под формою какого-нибудь явления сознания, а представляется самою человеческою личностью во всем объеме ее природного содержания, так что это содержание непосредственно открывает нам истинную природу Бога, каким Он существует в себе самом[21]». Как и Бог, человек обладает сущностными свойствами, которые не могут быть поняты до конца, как бы ни старалась объяснить философия или наука: «Поэтому так как одним из свойств, усматриваемых в Божием естестве, является непостижимость сущности, то по всей необходимости и образ в этом имеет сходство с Первообразом. Если бы естество образа оказалось постижимым, а Первообраз был выше постижения, то эта противоположность усматриваемых свойств обличила бы погрешительность образа. Но как не подлежит познанию естество нашего ума, созданного по образу Сотворившего, то имеет он точное сходство со Сверхсущностным, непознаваемостью своею отличая непостижимое свое естество.[22]» Человек для библейской картины мира – это в первую очередь, образ и подобие Божие. Об этом говорится в первых главах Библии. Это так можно сказать, это является основной интуицией, из которой исходит антропологическое богословие. Таким образом, человек, был сотворен и жил в раю, как личность, будучи образом и подобием Божиим, он был целокупен сам по себе, в нем не было разделения. «По библейскому сообщению, человек был создан Богом не посредством механических сил природы, а новым непосредственным актом Божественной силы, образовавшей из земли физический организм человека и сообщившей ему особую душу по собственному образу Божия бытия …» - Так говорит Несмелов - «…так что в свободном самооткровении Бога посредством творения и для творения, очевидно, вполне осуществилась та Божия мысль, которая служила предвечным основанием мирового бытия и в которой поэтому выражается вечная цель бытия[23]». Он мог свободно творить, физическая природа была в подчинении Бога и человека, как наместника и преобразователя природы: «Значит, первобытный мир действительно осуществлял предвечную цель своего бытия и действительно являлся живым откровением Бога; потому что первобытная природа сначала видела в человеке не эгоистичного царя-завоевателя, а только доброго хранителя и промыслителя своего и сама она, как живая среда действенного проявления Божией силы, сначала была для человека не источником счастья или несчастья его жизни, а исключительно только необъятным храмом его чистого служения Богу[24]». Люди жили в свете Божьей любви, исполняя заповеди и не отрываясь от богообщения.

Но, согрешив, люди разрушили тот первозданный мир, сотворенный Богом, и в первую очередь разрушили себя: «Изменился, собственно, один только человек, но и он изменился не в существе своей природы, а только в соотношении ее элементов. Он не потерял ни ума, ни чувства, ни свободной воли своей и сохранил ту же самую физическую организацию, с которой осуществила его в бытии премудрая Божия воля. И тем не менее он все-таки действительно стал совсем другим человеком, потому что его падение осуществило в нем то роковое противоречие тела и духа, которое, как наличный закон его греховной природы, подчинило его физическому закону греха и одновременно поставило его в ненормальное отношение и к Богу, и к миру.[25]» Здесь именно и возникла противоречивая двойственность человека. Люди у Бога не просили прощения потому, что сами себе простить не могли своего преступления. Нанести своим преступлением оскорбление Богу человек не мог бы даже при всем желании, потому что Бог видит в этом желании не оскорбление Себя, а лишь нравственное уродство человека. Преступление же состояло в том, что люди захотели, чтобы их высокое положение в мире зависело не от свободного развития ими своих духовных сил, а от физического питания их известными плодами; они, в сущности, захотели того, чтобы их жизнь и судьба определялась не ими самими, а внешними материальными причинами. «Своим суеверным поступком люди добровольно подчинили себя внешней природе и сами добровольно разрушили то мировое значение, которое они могли и должны были иметь по духовной природе своей личности[26]» . Люди дарованную им Богом свободу подчинили закону механической причинности. Человек стал зависим от мира необходимости, он стал смертен. Его бытие в мире стало постепенно казаться человеку бессмысленным. Он потерял истинное богообщение, уходя все дальше в языческое мировоззрение или даже забвение Бога. Но свою личность, как образ Божий он потерять не мог и интуитивно искал Бога: «Сознавая природное содержание своей личности идеальным, человек в этой самой идеальности сознает свою личность, как реальный образ такой совершенной Личности, бытие которой вполне совпадает с ее сознанием.По содержанию же этого сознания он естественно вступает на путь религиозного мышления и естественно пытается раскрыть тайну сознания в себе свободы, при фактическом подчинении внешней необходимости, и тайну сознания себя как цели, при наличном существовании в качестве невольного средства к обнаружению и развитию одной из многочисленных форм бесцельной мировой жизни, в познании своих отношений к Богу как истинному Первообразу своей личности[27]».

Таким образом, после грехопадения, человеческая личность, стала дробной, человек сам себе и своей природе перестал быть хозяином, он стал претерпевать страдания физические и духовные, но избавиться от этого не мог своими силами, мог лишь сублимировать, уходить, пытаться забыть свое насущное положение.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!