Экклезиологический аспектпонятия личности.



Одним из важнейших вопросов православного богословия является вопрос о Церкви и о том, как человеку в ней жить, где граница Церкви, кто есть член Церкви и в конце концов, что дает человеку Таким образом, Христос, умерший и воскресший, стал Спасителем мира и человечества. Но спасение – это не механический процесс, в который всеобще без своей воли вовлечены люди. Если бы это было так, то человек утратил бы одно из ключевых свойств своей личности, то есть свободу. Грехи принимаются Богом не механически, Бог не отнимает их от человека, а принимает их только в том случае, когда грешник сам желает освободиться от них: «в действительности искупление может совершаться лишь совместною деятельностью Бога и грешника[33]». Здесь Несмелов вполне традиционен в своих рассуждениях и идет вслед за богословским Преданием.Таким образом,.

Христос вознесся, но он основал Церковь, в которой по учению Церкви пребывает до конца времен. Христос дал людям Таинства, которые помогают людям всем приобщаться, это Дары Бога людям: «Надо принять все те Дары, которые принес Христос. Это и дар божественности и дар человечности, соединенных воедино и нераздельно.И посему Христовы Дары мы износим из алтаря к людям с призывом: «Приступите! Здесь Тело Христово и Дух Христов, и они вместе. Причаститесь от них, чтобы всецелый Христос был в вас!» И на нашей Литургии мы сначала проповедью Евангелия исправляем наш ум, затем мы молимся к Духу Святому, чтобы Он сошел и освятил наши сердца, и, наконец, причащаемся Тела Христова, чтобы Господь прошел во все уды, во все составы, во все части наши, чтобы мы всецело были охристовлены[34]». Соответственно, несмотря на самостоятельность личности

Но как же так происходит, что люди принимая Таинства, тем не менее грешат и падают: «Гораздоскорее против действительности таинства евхаристии можно указывать на факты действительной немощи христиан. Но в таком случае, разумеется, необходимо доказать, что христианин остается совершенно беспомощным в своей жизни, несмотря на то что он ищет себе божественной помощи Христа именно в тех самых условиях, в которых эта помощь ему действительно была обещана Христом. Между тем это обстоятельство не подлежит исследованию и, стало быть, не может допускать никаких доказательств, потому что одна только личная совесть человека может решить, с каким душевным настроением он на самом деле относится к Христу[35]».

В целом, можно выделить, что для Несмелова человеческая личность одним из путей своего становления и развития имеет пребывание в православной Церкви и приобщение к Таинствам. У него нет принципа, что вне Церкви нет спасения, но тем не менее ,он говорит

 

Глава 3. Основания философского персонализма в учении В. И. Несмелова.

Несмелов, осознавая себя, скорее как богослов, тем не менее, понимал богословие в непременной связке с философией, и считал себя ученым и философом. Недаром он говорил о том, что Фейербах был очень близок к разгадке тайны личности человека. Также его построения представляют собой глубоко продуманную философскую систему, стремящуюся путем умозрения уяснить догматическое учение христианства — «выяснить те положительные основания, которые позволяют языческому уму человека уяснить себе содержание христианской проповеди[36]»

Философский аспект понятия личность.

Несмелов, как философ, несомненно, ближе к спиритуализму, правда с большими оговорками, ибо он по мысли о нем Бердяева старается не уходить в абстрактность и отвлеченность, а стремится описать факты жизни человека: «Метод Несмелова можно назвать онтологически — психологическим, он все время исходит из жизненных фактов, а не из понятий и идей.Отвлеченная диалектика понятий совершенно чужда Несмелову и представляется ему схоластикой[37]». Он начинает именно исследование развития и становления душевной жизни человека, его когнитивных качеств, пробуждения духа, становления Я и т.д. Начинает Несмелов с утверждения основополагающей роли сознания вообще в человеке: « Всякое психическое явление может существовать только под формою сознания, и весь мир психической действительности есть только мир сознания.[38]» Из его дальнейших рассуждений выявляется, что сознание является непрерывным процессом. Сознание понимается Несмеловым не как поле, не как сфера чего-то, что можно зафиксировать и рассмотреть в многообразии фактов сознания, а как процесс, в котором последовательно чередуются моменты сознания.

Далее затем он, устанавливая первичность сознания, описывает этапы развития сознания: 1)первая ступень это отсутствие субъектно-объектных отношений, за отсутствием вызовов извне, необходимых для дальнейшего развития сознания. 2) затем происходит формирование и утверждение впечатлений, а с ними и различение их, а с этого все и начинается: «Но раз совершился акт различения, значит — сознание открылось, и душевная жизнь началась[39]». 3) Установление взаимосвязи чувства удовольствия и неудовольствия с впечатлениями, и отсюда возникновение ощущений. Вместе с этим можно наблюдать начало возникновения субъектно - объектных отношений в силу самой природы ощущений и начало восприятия. 4) Далее Несмелов говорит о процессе восприятия: «Процесс восприятия есть лишь дополнение и дальнейшее развитие процесса ощущения, потому что восприятие представляет собою только осуществление выраженного в ощущении побуждения определить каждое впечатление отвне субъекта, а в этом определении Объективного значения впечатлений и заключается все содержание процесса восприятия.[40]» Таким образом, восприятие базируется на процессе так называемой объективации, то есть восприятия впечатления или комплекса впечатленийвнешним, как таковым.И уже в результате вынесения комплекса впечатлений вовне и вследствие этого формируется представление. 5) Представления формируются на основании данных сенсорных чувств, к примеру, осязания. Впечатления эти формируются посредством связи первого опыта с рядом последующих опытов в комплекс впечатлений, которые фиксируются сознанием в единстве их в пространстве и во времени. Вместе с тем Несмелов утверждает, что исходя из природы сознания, представление может быть только объективированным, то есть находящимся в фиксации вовне по отношению к сознанию предметом, наделенным теми свойствами, которыми наделил его субъект, исходя из своего опыта впечатлений. Но так как этот предмет определен как единый в пространственно-временной перспективе, то он и является объективированным. Несмелов приводит интересный аргумент в защиту своего довода: «Следовательно, невозможно так думать, что будто, когда человек смотрит на вещь, он воспринимает ее, а когда он воспроизводит в сознании образ виденной вещи, тогда он представляет ее себе. В действительности человек тогда именно и представляет себе вещь, когда он смотрит на нее, а когда он воспроизводит в сознании образ виденной вещи, он только вспоминает о своем представлении вещи[41]» Также фундируется Несмеловым идея того, что представление, по сути, и есть восприятие.В этом Несмелов схож с «субъективным идеализмом» Беркли: «...я не в состоянии помыслить ощущаемые вещи или предмет независимо от их ощущения и восприятия. На самом деле объект и ощущение — одно и то же (arethesamething) и не могут быть абстрагируемы одно от другого.[42]» 6) Затем Несмелов говорит, что описываемые до этого составляющие развития сознания являются лишь пассивными элементами в жизни сознания. Это лишь отражение внешних вещей и реакция на эти впечатления в виде удовольствия и неудовольствия, то есть чувства. Но есть еще и активный компонент в сознании – это воля, которая может продлевать впечатления приятные, отметать неприятные, в общем, всячески проводить работу с материалом впечатлений и изменять их по своему усмотрению. И здесь сознание отмечает, что внешние действия явлений и внутреннее действие воли различаются. То есть одни явления обусловлены внешней причиной, другие внутренней и обязаны своим появлением воле. То, с чем связано внутреннее, определяется как Я, а внешнее, как противоположность Я, то есть не-Я. По словам Канта, «сознание моего собственного существования есть вместе с тем непосредственное сознание других вещей вне меня[43]». Далее Несмелов раскрывает и более поясняет начальный период концепта Я в сознании: «ВЯ дух становится субъектом воли, в не Я мир делается объектом представления. И так как начальное содержание Я целиком выражается сознанием обособленного единства воли, а равным образом и в содержании вещи=не-Я нет ровно ничего такого, что бы не было дано в представлении, то само собою понятно, что в разложении первичного безразличия субъективного и объективного субъект есть только воля, объект есть только представление, а следовательно—и все бытие есть лишь воля и представление.[44]» Несомненно, тут видно влияние работ

Проблема Я и не-Я также рассматривалась и у Фихте. Рассматривая Я как изначальный факт, Фихте подчеркивал его невыводимость из чего-либо: «Я возникает первоначально для самого себя впервые лишь через этот акт и только через него, через действование на само действование, каковому определенному действованию не предшествует никакого действования вообще[45]». Однако существование Я с неизбежностью порождает и существование не-Я: «как только Я существует для самого себя, то необходимо возникает для него также и бытие вне его[46]». Здесь получается, что Несмелов не соглашается с Фихте о невыводимости Я из чего-либо, у него как уже было сказано выше Я осознается и раскрывается из оппозиции внутреннего и внешнего в сознании. По вопросу же не-Я Несмелов мыслит сообразно Фихте, что не-Я это бытие, обозначенное внеЯ и внутреннего, то есть, что это представления. Но это лишь первая стадия, которая перетекает в более сложные формы. Далее так называемый Несмеловым дух, понимаемый как познающий, мыслящий, чувствующий субъект, можно сказать само для-себя-бытие, если по Гегелю: «...Дух, как таковой, не порождается чем-то другим, но переводит себя из своего в-себе-бытия в для-себя-бытие, из своего понятия—в действительность, делая, таким образом, то самое, через что он должен был быть положен, чем-то таким, что положено им самим[47]» или же самосознание, не останавливается на своем выражении в качестве воли.

Как и для митрополита Антония Храповицкого, для Несмелова личность зарождается из волевой деятельности, самоопределения человека и свободы воли. Основная мысль его о бытии человека, как личности, в мире заключена в двойственности бытия человека.

Для Несмелова вопрос определения личности связан с разрешением проблемы идеи Бога у человека. Разрешает ее он вполне оригинально, указав, что как спиритуалисты, так и материалисты спорят не о том, не по существу: «Но так как те и другие мыслители в своих положениях говорят об идее Бога, а в доказательстве этих положений имеют в виду представления и понятия человека о Боге, то само собой разумеется, что никакого решения спорного вопроса они в действительности не дают и спорят между собой только по чистому недоразумению.[48]» По мысли Несмелова, представления и понятия о Боге в большинстве тех форм, которые мы имеем, сотворены человеком. С этим согласны, называемые Несмеловым эмпирики, то есть те, кто утверждают естественное происхождение религии и Бога (придумано людьми для функциональной помощи в жизни в процессе эволюции) и говорят о субъективности идеи Бога. И их противники спиритуалисты это отрицают и утверждают объективность понятия о Боге, говоря или о врожденности его, то есть данности Богом нам этого понятия априори, или же. Но как говорит Несмелов, не правы в своей аргументации, так как они работают либо с явлениями окружающего мира, либо с явлениями сознания, но частного порядка, например состояние аффекта и т.д. По словам Несмелова: «Между тем спорный вопрос допускает не одно только косвенное и гипотетическое, но и прямое и положительное решение его. Для этого нужно лишь отделить идею Бога от понятия о Боге и объяснить именно содержание идеи Бога, а не содержание различных понятий о Нем[49]». Несмелов переносит вопрос с области частных явлений сознания и форм представлений Бога, на идею Бога в самом сознании, при этом указывая на то общее, что в этой идее Бога есть у человека: «В идее Бога выражается сознание человеком реального бытия живой Личности, обладающей могуществом свободной причины и достоинством подлинной цели. В этом сознании заключается все содержание идеи Бога, и это содержание является единственным содержанием человеческого богосознания. Человек может мыслить о Боге как о телесном или бестелесном, как о происшедшем во времени или безначальном, как о живущем в каком-нибудь определенном уголке мира или вездесущем…. но при всех различиях в содержании человеческого мышления о Боге идея Бога остается все-таки одной и неизменной[50]». Утверждая то, что обоснованием наличия идеи Бога, является сама личность человеческая, имеющая идеальную природу, Несмелов возвращается к одному из главных посылов своей философии: «Откуда же возникает у человека идея такой Личности и почему именно утверждается человеком объективное значение этой идеи? Подробный ответ на этот вопрос мы уже дали в своем психологическом анализе живого самоопределения человеческой личности в условиях ее действительного существования[51]». Он состоит в том, что человек, будучи двойственным в своем бытии как физически наличествующая часть мира условного, мира необходимости, при этом же обладает свободной, идеальной природой, необусловленной и живущей исходя, из самой себя: «Если бы человеческая личность не была идеальной по отношению к реальным условиям ее же собственного существования, человек и не мог бы иметь идеи Бога, и никакое откровение никогда бы не могло сообщить ему эту идею, потому что он не в состоянии был бы понять ее. И если бы человек не сознавал идеальной природы своей личности, то он и не мог бы иметь никакого сознания о реальном бытии Божества, и никакое сверхъестественное действие никогда бы не могло вложить в него это сознание, потому что своим человеческим сознанием он мог бы воспринимать только реальность чувственного мира и реальность себя самого как физической части мира. Но человеческая личность реальна в бытии и идеальна по своей природе, и самым фактом своей реальной идеальности она непосредственно утверждает объективное существование Бога как истинной Личности[52]». Таким образом, и существование личности человеческой возможно лишь потому, что Бог даровал возможность познать себя через личность, наделив человека при творении своим образом и подобием. Одна из характеристик личности и, пожалуй, по Несмелову главное, что должно быть содержанием личности и иметь исходный смысл – это нравственность, ибо остальные аспекты выражения личности, как например искусство, не имеют такого устремления в вечность и отражает этот мир физический. Нравственность же имеет дело с личностным бытием почти во всем своем содержании, в отношении личности и к себе, и к другим личностям.В этом его мысли схожи с митрополитом Антонием Храповицким: «Нравственная область тем и отличается от всякой другой, что нравственная деятельность всецело и внутренно соединяется в нашем сознании с нашим я, тогда как всякая другая область деятельности имеет к нему лишь внешнее отношение, так что наше я может от нее отрешаться в сознании.Нравственное сознается постольку нравственным, поскольку оно исходит из этого я.[53]»

Также качеством человеческой личности, как и Божественной, является творчество: «Насколько мы можем судить и говорить о душевной жизни животных, мы можем определить эту жизнь, как необходимое выражение сознанием необходимых взаимоотношений внешнего мира и животного организма, тогда как личным сознанием человека в тех же самых условиях физической необходимости развивается свободное творчество жизни. Факт этого творчества, при полном единстве физических условий жизни, очевидно является не причиной личности, а продуктом ее, т. е., человек не потому становится личностью, что его душевная жизнь как-нибудь механически слагается в процесс творческого положения психических явлений—сил, а потому именно и возможен этот творческий процесс жизни, что человек существует как личность[54]».Это во многом согласуется с концепцией митрополита А. Храповицкого: «…наше я, как принадлежащее к миру умопостигаемому (а не чувственному, не в своей фактической, временной определенности), мыслится не только неопределенным и проблематическим (так мог познать его уже разум теоретический), но, что касается закона причинности, даже познается определенным и ассерторическим. Эту то способность мы назовем творчеством, поскольку ею осуществляется нечто еще не существующее и не имеющее причины своего осуществления за пределами этой способности. Насколько определения нашего я суть самоопределения, настолько и это творчество является как самотворчество[55]».

Таким образом, личность по Несмелову в философском аспекте есть психо-духовно-материальное существо, самосознающее себя, и самое главное самоопределяющее свое бытие в мире, и, в общем, то это, если так можно выразиться «кто», а не «что». При этом человеческая личность не производная от слепых сил природной эволюции, а самобытное, самопознающее в этом мире, вернее заброшенное в этот материальный мир бытие, происхождением и основанием своим имеющее бытие Личности Божественной.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!