Глава 1. Жизненный путь и творческая биография Несмелова



Nbsp; Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет

Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Уральский гуманитарный институт

Департамент философии

 

Кафедра истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры / социальной философии / онтологии и теории познания

 

 

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК

 

Зав. кафедрой ___________________

 

______________  _________________

                                                                                    ( подпись)                                         (Ф.И.О.)

«______»__________________2018 г.

 

ПЕРСОНАЛИЗМ В.И. НЕСМЕЛОВА

Пояснительная записка (аннотация)

_______________________________________________________________________

 

 

Выпускная квалификационная работа

студента 4 курса

Сергеева И. Ю.

______________

     ( подпись)         

 

Научный руководитель:

кандидат философских наук,

доцент РЫЖКОВА Г.С.

______________

     ( подпись)         

 

Нормоконтролер:

______________  _________________

   ( подпись)                           (Ф.И.О.)

 

 

Екатеринбург

2018

                                          Оглавление

Введение

Глава 1. Жизненный путь и творческая биография В. И. Несмелова

Глава 2 Основания богословского персонализма в учении В. И. Несмелова

2.1 Теологический аспект понятия личности.

2.2 Христологический аспект понятия личности.

2.3 Экклезиологический аспект понятия личности.

Глава 3. Основания философского персонализма в учении В. И. Несмелова.

3.1 Философский аспект понятия личности

3.2 Культурологический аспект понятия личности

Заключение.

Список литературы.

 

Введение    Проблема человеческой личности всегда интересовала человека. Ведь с познания себя начинается познание всего остального. Из размышления о себе как о личности, человек осознает и ощущает себя именно как человека. То богатство содержания, которое таится в его душе, ставит его перед вопросом, что есть и кто есть он, это все и приводит к началу философии, как к познанию самого себя. И здесь он приходит к вопросу, откуда он, каково происхождение его личности, так отличающейся от мира вовне его сознания, каковы условия возникновения его личности и т.д. На эти вопросы, систематически разбирая их, и пытается ответить Виктор Иванович Несмелов.Он сводит к антропологии все важнейшие разделы человеческого знания — метафизику, онтологию, гносеологию, теологию. Главная проблема для разума заключается в человеке. В нем же находится и решение этой проблемы. Все вопросы и все ответы пересекаются и совпадают в одной точке. Имя ей — человек и его личность, если брать глубже. По его мысли человек тогда познает, когда познает себя, это первостепенное знание. В истории человечества и вообще в ходе истории, все ,что самое ценное человекможет обнаружить – это свою личность. Это центр, от которого уже исходит остальное знание. Также благодаря личностному в человеке возможно постижение и Бога, о чем говорит автор. Актуальность тематики обусловлена извечным поиском человека вопроса о себе, автор пытается фундаментально дать ответ на этот вопрос. Также сейчас в обществе борются в понимании человека несколько концепций, одно из противостояний это персонализм и имперсонализм. Сейчас происходят дискуссии по вопросу человеческой личности, ее роли в истории, в обществе, в бытии самого человека. Но, тем не менее, без этого слова – личность, не обходится практически ни одно исследование о человеке, в психологии, философии и богословии. Анализ оригинальной концепции Несмелова, когда понятие личности развивалось и вместе с этим развивался и персонализм, как концепция, вошедшая в современную философию и богословие, поможет осмыслению многих и современных проблем. Анализ содержания и понимания одного из ключевых понятий в философской антропологии Несмелова – понятия личность в его различных аспектах, обоснование включения Несмелова в персоналистскую парадигму и рассмотрение оригинального вклада его в развитие персонализма является целью дипломной работы.

Объектом данной работы являются труды В.И. Несмелова, а также его творческая биография, предметом – проблематика персонализма и учение о личности  В. И. Несмелова в различных аспектах. Цель и задачи исследования определили следующую структуру курсовой работы: введение, основная часть, заключение, список литературы и источников.

В работе применялся сравнительно-исторический метод, генетический метод, герменевтический метод.

Во введении раскрывается актуальность темы, степень изучаемого вопроса, цель и задачи, определена практическая значимость исследования.

Основная часть делится на три главы: в первой главе исследуется творческая биография В.И. Несмелова; во второй главерассматривается богословский аспект понятия личности в философской концепции Несмелова; в третьей главе рассматривается философско-культурологический аспект понятия личностив философской концепции Несмелова. В заключении сформулированы выводы по данной теме. Завершает работу список литературы.

 

 

Глава 1. Жизненный путь и творческая биография Несмелова

Прежде чем рассматривать учение философа, необходимо постараться изучить его жизненный и творческий путь. Без знания биографии мы не сможем понять, что повлияло на взгляды того или иного мыслителя, не сможем понять, каким человеком он был, что вело его. Не зная биографии, для нас останется неизвестным период становления этого человека как личности и как философа. Не узнаем мы также и то, что применил ли человек свою философию в своей жизни, или же его учение - это только не подкреплённые практикой умозрительные построения.Виктор Иванович Несмелов (1 января 1863 — 30 июня 1937) — русский философ и богослов, профессор Казанской духовной академии. Автор трудов по философской антропологии, открывших новое направление в религиозной философии и богословии.

Родился 1 (13) января 1863 г. в селе Вертуновка( также Никольском по названию местной церкви в честь св. Николая Чудотворца) Сердобского уезда Саратовской губернии в семье сельского священника. C детских лет был глубоко верующим человеком. Что могло означать то, что человек был рожден в семье сельского священника в ХIХ веке? Во-первых, это, если брать в социально-экономическом аспекте, низкий уровень жизни, или можно даже сказать бедность. Священникам приходилось не только совершать службы и служить требы, за которые можно было ожидать пожертвования от паствы, в основном бедной и отдающей «натурой», то есть крупами, зерном или яйцами, но и самим работать в сельском хозяйстве. Так об этом описывает почти современник Несмелова и также сын сельского священника церковный историк Е. Е. Голубинский в своей статье «Благие желания относительно русской Церкви»: «...так что человека хватает, наконец, только на то, что суть наши священники в настоящее время, – быть механическим совершителем церковных служб и треб, и более ничего. В продолжение всего лета крестьянские работы от восхода солнца до вытухания вечерней зари; в продолжение зимы, чуть не целый день, заботы о скотине, которая содержится для земледельчества, в приготовлении ей корма и в самом ее кормлении,– когда тут о книжках, когда читать их надлежащим образом, когда тут думать и размышлять... Всякому можно личным образом наблюдать, как земледельчество в весьма непродолжительное время изменяет семинариста, поступающего в священники, совсем в другого человека, нежели каким он поступил: человек поступает на место исполненный разных благих мечтаний; но проходят три-четыре года и от мечтаний не остается ни малейшего и следа,– человек просто грамотный крестьянин, и более ничего[1]».Или же можно вспомнить рассказ ЧеховаНо и при таких довольно непростых условиях человек остается человеком, со всеми дурными или благими наклонностями. Но такая среда и жизнь в ней воспитывает характер, а также сочувсвтие и понимание проблем других. Думается, юный Виктор Иванович получил хорошее домашнее воспитание и как уже дальше будет сказано образование. А это во многом характеризует его родителей и его семью, как людей, готовых на лишения ради того, чтобы дети жили лучше, были образованнее, чем родители.

Во-вторых, не смотря на низкий экономический уровень дохода, выходец из священнической семьи, мог вполне рассчитывать на образование – от церковно-приходской школы до духовной Академии. Были бы способности, а стезя духовного образования была открыта. В 1883 г. Виктор Иванович оканчивает Саратовскую духовную семинарию. По словам протоиерея Василия Зеньковского: «Его первые занятия философией склоняли его в сторону эмпиризма; он сначала отрицал возможность метафизики, скептически относился к «разумному» обоснованию религиозной веры[2]». Его интересовала естественнонаучная проблематика, что видно уже позднее, в его голосовании на Предсоборном присутствии в 1906 году за введение естественнонаучных дисциплин в Духовное образование. Поступает в Казанскую духовную академию, которую оканчивает в 1887 г. В 1887-1888 годах начал преподавание метафизики, будучи профессорским стипендиатом, под руководством профессора Снегирева, что означало: «По 54 § академическаго устава, для приготовленіякъзанятіюпреподавательскихъвакансійвъакадеміи, Совѣту предоставлено было новое, не бывшее досеіѣ, право оставлять при академіи на годичный срокънаиболѣедаровитыхъстудентовъ, окончившихъкурсъсъотличнымъуспѣхомъ, съсодержаніемъвъразмѣрѣ не свыіше 700 руб. на каждаго и съобязательствомъ по истеченіи года представить Совѣтуотчетъвъсвоихъзанятіяхъ[3]». Было бы нелишним описать, что в то время, хотя Казанская академия и считалась последней и имевшей небольшую историю, так как была закрыта в начале ХIХ века и восстановлена лишь в 1842 году. Также в силу даже своего географического положения немного захолустной в списке Духовных Академий России, но там подобралась к тому времени целая плеяда ученых, философов и богословов: архиепископ Никанор Бровкин, Юркевич Гусев, Бобров, Снегирев, Тареев, Кудрявцев, митрополит Антоний Храповицкий. Всех их объединял интерес к антропологической и психологической проблематике. Сам Несмелов считал своим учителем Вениамина Алексеевича Снегирева, много лет читавшего в Академии психологию. Ему он много позже посвятил статью «Памяти Вениамина Алексеевича Снегирева». Там он говорит и то, что учение Снегирева повлияло на его собственные исследования: «Достойно упоминания, что в ней Виктор Иванович выделил две характерные черты психологической концепции Снегирева: во-первых, «научный»характер его подхода к явлениям душевной жизни; во-вторых, тот факт, что «вовсех душевных явлениях он видел одну и ту же действующую личность, вместе — мыслящую, чувствующую и волящую, словом — живую человеческую личность, как она действительно существует и непосредственно каждым сознаетсяи познается»; иными словами «его психология была по преимуществу психологией живой личности[4]». Также необходимо отметить, что развитие проблематики личности, но в более широком смысле, выведение понятия личности на метафизический уровень уже в философии, а не в психологии, как у его учителя, будет одной из основных интеллектуальных интуиций творчества Несмелова.

Было бы не лишним вообще попытаться описать характер и особенности личности В. И. Несмелова – это человек с одной стороны постоянный, преданный своему делу, не мятущийся разные стороны, ни выборе профессии, ни в вопросах политического устроения. Если и были, как у всякого в молодости быть может неизбежные поиски, то они проходили спокойно, без внешнего выражения, как в виде присоединения к революционному движению, так и к крайне реакционному обществу. Это был, можно сказать, человек дела, нашедший смысл своей жизни в философии и богословии, в преподавании и обучении. Отличную характеристику дает ему Н.А. Бердяев: «Это — одинокий, вдали от жизни стоящий мыслитель. Благородство и цельность его стиля поражают в нашу растрепанную и разбитую эпоху. В Несмелове пленяет его внутреннее спокойствие, органическое сознание правоты и величия своего дела, независимость от власти времени имелочных его интересов и дуновений. В выдержанном стиле Несмелова чувствуется дух вневременности, обращение к вечности. В нем нет той надорванности и разорванности, которые чувствуются у людей, слишком погруженных в нашу эпоху, в ее меняющиеся настроения, в ее злобы дня. Несмелов целиком поглощен злобой вечности. Поэтому он не растерял своих духовных сил, собрал их для одного дела. Но эти же особенности Несмелова делают его чуждым людям нашего поколения. Трудно перебросить от него мост к современной мятущейся душе. Его совсем не знают и не ценят, его нужно открыть и приобщить к современности[5]». И это при том, что Бердяев был, не так щедр на лестные оценки по отношению к современникам.

В то же время, судя по публицистике, а именно по ней в большинстве своем и можно судить о чертах характера Несмелова, он предстает и как серьезный, дотошный исследователь, разносторонне разбирающий вопрос, и как полемист, критикующий и отстаивающий свое мнение, не боящийся оценок мнений многих своих соперников, как нелепость, например. Также он обладал изрядной долей юмора, и даже сарказма,проявленного, например, в статье «К вопросу о цели образования», где он обличает пороки

По завершении курса обучения Несмелов был причислен Советом академии в первый разряд выпускников и удостоен степени кандидата богословия. Ему было предоставлено право при соискании степени магистра богословия не проводить нового научного исследования и не представлять нового сочинения, а только напечатать и защитить имеющееся курсовое сочинение по теме «Догматическое богословие св. Григория Нисского» в качестве магистерской диссертации, что прекрасно самим этим фактом характеризует его как исследователя. В этой работе фундаментально рассмотрены общие положения богословия Григория Нисского, а также его особенности.

Позже, готовя свою магистерскую диссертацию, он углубился в проблемы философской антропологии, и в этих занятиях определилась его основная интуиция христианства, положенная в основу системы, которую он выразил в «Науке о человеке».

Защита магистерской диссертации состоялась 21 февраля 1888 года: «Февраля 21 профессорскійстипендіатъ В. Несмѣловъзащищалъсочиненіе: „Догматическая система св. Григорія нiскаго". Оффиціальными оппонентами были: ординарныйпрофессоръБудринъ и доцентъ А. Гусевъ[6]» Она прошла успешно, была принята, как серьезная и фундаментальная научная работа. В 1888 году Несмелов, как один из лучших студентов был представлен к премии митрополита Макария за свою работу,получив 250 рублей. Однако такой исследовательский успех был омрачен некими фактами жизни. Об этом периоде его творчества Н А. Бердяев пишет: «Духовная цензура свирепствовала. Так, например, книга В. И. Несмелова "Догматическая система Св. Григория Нисского" была искажена духовной цензурой, его заставили изменить конец книги в смысле неблагоприятном для учения Св. Григория Нисского о всеобщем спасении[7]».

24 июня 1888 года  с одобрения Совета академии получил степень магистра богословия и утвержден в ней Святейшим Синодом с предоставлением права преподавать в семинарии.30 октября 1888 года занял должность доцента академии.

В 1894 г. женится на Любови Андреевне Ясницкой, дочери протоиерея грузинской церкви Казани Андрея ДмитриевичаЯсницкого. Молодая семья довольно скоро становится многодетной: рождается дочь Нина и четверо сыновей — Валентин, Иван, Владимир и Андрей.

В 1895 году читает публичную лекцию в Казанской городской Думе на тему «Вопрос о смысле жизни в Новозаветном откровении», в которой содержались основные идеи его фундаментальной работы «Наука о человеке». Эта работа характеризуется

Почему Несмелов назвал свою работу «Наукой о человеке»? На это он даёт ответ в предисловии к своей работе. Он говорил, что философия с эпохи античности пошла по двум путям. Для одного, более истинного с точки зрения Несмелова, мудрость и истина находится в самом человеке. И найти эту мудрость можно только через познание самого себя. Для этой философии, философия и наука не являются тождественными областями знания. Наука даёт человеку знание о внешнем мире, философия же ведёт его к «мудрости жизни» через познание самого себя. Основоположником этой философии Несмелов считал Сократа. В целом

С 1898 г. Несмелов стал профессором кафедры метафизики Казанской духовной академии. Там его ценили как студенты и коллеги-преподаватели, так и ректоры. Например, был известен факт его близких отношений и уважения митрополитом Антонием Храповицким. Исследователь Гаврюшин Н. К. пишет о данном факте следующее: «Став ректором Казанской Духовной Академии, архимандрит Антоний не упустил возможности сблизиться с профессором В.И. Несмеловым. Известно, что в определенные дни он вывешивал на дверях своего кабинета записку с просьбой его не беспокоить, так как он занят беседой с Несмеловым[8]». Это объясняется также и тем, что научные поиски их были близки, примерно в одно и то же время, но независимо друг от друга, в 1880-е годы оба опубликовали диссертации антропологически-психологической направленности. Несмелов старался быть близким со студентами, поддерживать талантливую молодежь, общаться на исследовательскую и философскую проблематикув неформальной обстановке- так он был одним из учредителей филосфского студенческого кружка наряду с А.Н. Потехиным и при поддержке ректора, также понимавшего важность такой практической деятельности. Важной вехой в научно-исследовательской и общественной деятельности Несмелова былоучастие в 1906 году в работе комиссии Предсоборного присутствия, где была подготовлена база для будущего Поместного Собора в 1917 году, который являлся очень важной вехой в истории русской Церкви. В. И. Несмелов работал в Vотделении Предсоборного присутствия, где разрабатывались и обсуждались вопросы духовного образования. В целом, рассматривая протоколы заседаний можно выделить, что Несмелов старался придерживаться практического и даже можно сказать прагматического подхода, при этом он свое мнение выражал не так что, как другие члены комиссии, но делал чрезвычайно ценные дополнения по существу учебного процесса. Он предлагал максимально возможно

В 1913 году присуждается звание заслуженного профессора Казанской духовной академии, в которой преподает до ее закрытия в 1919 году.К началу печально известного 1917 года Несмелов более чем преуспел в академической карьере, хотя к чинам никогда и не стремился, он их получал, занимаясь своим делом, погружаясь в свою работу и отдавая себя.Так он был действительным статским советником, заслуженным ординарным профессором по кафедре систематической философии и логики, членом Правления Академии. О признании ученых и педагогических трудов Несмелова свидетельствуют и многочисленные его ордена: Станислава III и I степеней, Св. Анны III и II степеней, Св. Владимира IV и III степеней.Он имел к тому времени более 15 лет преподавательской деятельности

Советская власть почти сразу же решила контролировать высшие духовные заведения. Как и в Петрограде, большевистские власти не допустили слияния Казанской Академии с университетом, и положение ее ухудшалось с каждым днем. О состоянии, в котором она оказалась к началу 1919 года, писал последний ректор Академии, епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) все тому же профессору Н.Н. Глубоковскому: «Библиотека в наших руках и взята под свою защиту архивной комиссией. Половина наличных студентов (человек 20) и Ваш покорный слуга, а равно и канцелярия, помещаются в здании академическом. В главном здании заразный госпиталь, почему пришлось отказаться даже от академической церкви и перейти в приходскую. Треть корпорации находится по ту сторону фронта, а трое в Москве. Остальные профессора почти все служат на советской службе и сравнительно немногие на епархиальной или совмещают должности в академии[9]». После закрытия академии безуспешно пытается устроиться на работу на кафедре психологии Казанского университета.Не принял революцию, да и мог ли принять ее человек, проведший почти всю свою жизнь при Церкви, при церковном образовании? Ведь советская власть достаточно ясно и четко проявила свое отношение к Церкви. А самого Несмелова лишила работы, которой он посвятил свою жизнь, разрушила то, что было ему дорого. В то же время он был верен себе и оставался вне борьбы, и старался мирно жить по совести, не уходя в активный политический протест или вооруженную борьбу. Он был, как и многие в то время, внешне лояльным, но внутренне несогласным с большинством идей. Идейное неприятие советской власти привело к разрыву отношений со старшим сыном Валентином, ставшим чекистом и убитым толпой во время изъятия ценностей из храмов Раифского Богородицкого мужского монастыря под Казанью. Трудно представить, каково это было пережить человеку, который всей душой был православным, и толпа православных же людей убивает его сына, и в чем-то по поводам вполне обоснованным, по крайней мере, для разгоряченного сознания людей, спасающих святыни от поругания. Так говорит об этом Журавский, исследователь истории Казанской митрополии: «Эта личная драма переживалась Виктором Ивановичем много болезненнее по причине того, что избрание сыном пути, приведшего к столь бесславному концу, сам Несмелов рассматривал как личное поражение, поражение педагога, пекущегося о духовном возрастании будущих деятелей Церкви и просмотревшего духовную болезнь собственного сына. И все же это не ожесточило Несмелова, не заслонило перед ним необходимости и важности его общественно-церковного служения, не встало между ним и Церковью[10]».

В 1920-е годы на его квартире собирается кружок, состоящий из бывших преподавателей духовной академии. Он, как и многие образованные религиозные люди пытался сохранить религиозную мысль и по возможности развивать ее, хоть это делалось все сложнее. Это заметили власти, но проверив, все таки не нашли в этом чего то противозаконного. Вместе с другими преподавателями Несмелов добился возобновления деятельности Академии в виде Богословских Курсов, и еще два года в такой форме духовное учебное заведение в Казани продолжало существовать, во многом благодаря бесстрашию и энтузиазму В. И. Несмелова. Жалование было чрезвычайно низким, поэтому, как и остальные преподаватели, Несмелов работал на светской работе.

В 1931 г. он был привлечен к ответственности по делу о «контрреволюционной церковно-монархической организации» и обвинен в создании религиозной организации «Истинно-Православная церковь». По этому делу вместе с 60-летним Несмеловым проходили ссыльный епископ ИоасафЧистопольский, епископ Нектарий Яранский, несколько казанских и ссыльных священников, монахинь и профессоров КДА. Ему вменялось в вину то, что он был идейным вдохновителем возникновения Казанской контрреволюционной организации церковников и в антисоветском духе обрабатывал советскую учащуюся молодежь. Он открыто критиковал марксистскую идеологию. Сам Несмелов во время допроса в ГПУ на вопрос следователя, о чем же он мог беседовать со студентами, посещавшими казанского философа, ответил так:«Беседовал по вопросам философии, в частности, о диалектике Гегеля – я отвечал толкованиями самого Гегеля. С теорией материализма я не согласен. Имен К. Маркса и В.И. Ленина не упоминал, т.к. ни того, ни другого не считаю философами. Карл Маркс, с точки зрения философа-мыслителя, – самый жалкий немецкий бюргер. В таком свете я только и мог оценить К. Маркса и Ленина[11]».

Особым совещанием коллегии ОГПУ Виктор Иванович был осужден статьей 58-11, подразумевающей такого рода преступление: «Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой, влекут за собою меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2., т.е. расстрел или объявление врагом трудящихся, с конфискацией имущества и с лишением гражданства союзной республики и, тем самым, гражданства СССР и изгнанием из пределов СССР навсегда, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения до лишения свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества. [6 июня 1927 г. (СУ №49, ст.330)]». Приговор — 3 года ссылки в Казахстан — не был приведен в исполнение по парадоксу судьбы в связи с тем, что погибший сын Валентин получил звание героя посмертно.

Умер от хронической пневмонии 30 июня 1937 г. Похоронен на Арском кладбище в Казани, недалеко от могилы Н. И. Лобачевского.

Реабилитирован уже в 1990 году посмертно.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!