Эразм Роттердамский «Похвала глупости»



Несколько слов про произведение:

· 1511 г. – было издано 20 тыс. экземпляров, что является огромным тиражом для того времени;

· Прослеживается 3 традиции: 1) Высокая (восходит к Античности), 2) Проповедь, 3) Низкая (восходит к смеховой культуре);

· Один из основных приемов – аллегория (главная героиня, госпожа Глупость, - персонификация порока);

То, что говорила Абрамова непосредственно про произведение на паре:

1. Глупость берется доказать, что на ней держится весь мир;

2. Что такое глупость? Невежество, неопытность, отсутствие ума, бесхитростность, безумие, способность не видеть недостатки других людей - как бы доказательство ее тезиса; посредством подбирания вышеперечисленных синонимов, Глупость старается убедить нас, что мы встречаемся с ней чаще, чем нам кажется;

3. Цель Глупости: докопаться до истины, сделать людей счастливее (как и у мудрости);

4. При рассуждениях с другими Глупость легко принимает чужие точки зрения (человеку свойственно ошибаться);

Краткое содержание:

Глупость говорит: пусть грубые смертные толкуют о ней, как им угодно, она же дерзает утверждать, что ее божественное присутствие, только оно одно, веселит богов и людей. А посему сейчас будет произнесено похвальное слово Глупости.

Кому, как не Глупости, подобает стать трубачом собственной славы? Ведь леностные и неблагодарные смертные, усердно ее почитая и охотно пользуясь ее благодеяниями, в продолжении стольких веков не удосужились воздать в благодарственной речи похвалу Глупости.

Итак, поскольку далеко не всем известно, из какого рода она происходит, то, призвав на помощь Музы, прежде всего излагает Глупость свою родословную. Отец ее — Плутос (Бог богатства), единственный и подлинный отец богов и людей (по мнению Глупости). Кому он благоволит, тому и дела нет до Юпитера с его громами.

Рождена Глупость на тех Счастливых островах, где не сеют, не пашут, а в житницы собирают. Нет на этих островах ни старости, ни болезней, на полях - лишь лотосы, розы, фиалки и гиацинты. И питали дитя своими сосцами две прелестные нимфы — Метэ-Опьянение и Апедия-Невоспитанность. Теперь же состоят они в свите спутниц и наперсниц Глупости, а с ними и Колакиия-Лесть, и Лета-Забвение, и Мисопония-Лень, и Гедонэ-Наслаждение, и Анойя-Безумие, и Трифэ-Чревоугодие. А вот ещё два бога, замешавшиеся в девичий хоровод: Комос-Разгул и Негретос Гипнос-Непробудный сон. С помощью этих верных слуг подчиняет Глупость весь род людской и отдаёт повеления самим императорам.

В чем заключается сила Глупости?

1) Люди образуют семьи благодаря глупости, т. к:

· какой муж согласился бы надеть на себя узду брака, если бы, по обычаю мудрецов, предварительно взвесил все невзгоды супружеской жизни?

· какая женщина допустила бы к себе мужа, если бы подумала и поразмыслила об опасностях и муках родов и о трудностях воспитания детей?

2) Многие наслаждения, — тоже дар Глупости:

1) Первые годы — самый приятный и весёлый возраст в жизни человека. Чем объяснить нашу любовь к детям, если не тем, что мудрость окутала младенцев привлекательным покровом глупости, который, чаруя родителей, вознаграждает их за труды, а малюткам доставляет любовь и опеку, для них необходимые.

2) За детством следует юность. В чем источник очарования юности, если не в Глупости? Чем меньше умничает мальчик по милости Глупости, тем приятнее он всем и каждому. А чем больше удаляется человек от Глупости, тем меньше остаётся ему жить, пока не наступит наконец тягостная старость. Никто из смертных не вынес бы старости, если бы Глупость не сжалилась над несчастными и не поспешила бы им на помощь

3) Глупость «омолаживает» людей:

· А каковы тощие угрюмцы, придающиеся изучению философии! Не успев стать юношами, они уже состарились, упорные размышления иссушили их жизненные соки.

· А дурачки, напротив, — гладенькие, беленькие, с холёной шкуркой, настоящие акарнские свинки, никогда не испытают они тягот старости, если только не заразятся ею, общаясь с умниками.

4) Женщины привлекают мужчин своей глупостью:

Мужчины, рождённые для дел правления и посему получившие несколько лишних капель разума, сочетаются браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она бестолковостью своей и подсластила тоскливую важность мужского ума. Известно, что женщина вечно будет женщиной, иначе говоря — дурой, но чем привлекают они к себе мужчин, как не Глупостью? В Глупости женщины — высшее блаженство мужчины.

5) Глупость делает попойки веселее!

Впрочем, многие мужчины высшее блаженство находят в попойках. Но можно ли представить себе весёлый пир без приправы Глупости? Стоит ли обременять чрево снедью и лакомствами, если при этом глаза, уши и дух не услаждаются смехом, играми и шутками? А именно Глупостью заведено все это для блага человеческого рода.

6) Глупость посредством шуток, лести, притвораства поддерживает общение между друзьями, супругами!

7) Глупость поддерживает многие связи в обществе:

Без нее народ не мог бы долго сносить своего государя, господин — раба, служанка — госпожу, учитель — ученика, жена — мужа, квартирант — домохозяина, ежели бы они не потчевали друг друга мёдом глупости.

 

Любая вещь имеет два лица: под красотой — безобразие, под учёностью — невежество, под весельем — печаль, под пользой — вред. Устранить ложь — значит испортить все представление, потому что именно лицедейство и притворство приковывает к себе взоры зрителей.

8) Глупость делает людей счастливее:

Всех счастливее тот, кто всех безумнее: люди, которые любят рассказы о ложных знамениях и чудесах и никак не могут досыта наслушаться басен о призраках, лемурах, выходцах с того света и тому подобной невидали; те, кто, читая ежедневно семь стишков из священной Псалтири, сулит себе за то вечное блаженство. Ну, можно ли быть глупее?

9) Целые народы подвластны влиянию Глупости:

· В самообольщении британцы заявляют исключительные притязания на телесную красоту, музыкальное искусство и хороший стол.

· Французы только себе приписывают приятную обходительность.

· Итальянцы присвоили себе первенство в изящной литературе и красноречии, а посему пребывают в таком сладостном обольщении, что из всех смертных единственно лишь себя не почитают варварами.

· Испанцы никому не согласны уступить своей воинской славы.

· Немцы бахвалятся высоким ростом и знанием магии.

10) Заблуждаться, подвергаться Глупости, - прекрасно!

Говорят, что заблуждаться — это несчастье; напротив, не заблуждаться — вот величайшее из несчастий! Счастье зависит не от самих вещей, но от нашего мнения о вещах, а знание нередко отнимает радость жизни. Если супруга до крайности безобразна, но мужу своему кажется достойной соперницей Венеры, то не все ли равно, как если бы она была воистину красавицей?

11) Противопоставление ученых писателей и глупых

Ø Многие люди всем обязаны Глупости. Есть среди них грамматики, риторы, юристы, философы, поэты, ораторы, а в особенности те, которые марают бумагу разной чушью, ибо кто пишет по-учёному, достоин скорее сожаления, чем зависти. Поглядите, как мучаются такие люди: прибавляют, изменяют, вычёркивают, затем, лет эдак через девять, печатают, все ещё недовольные собственным трудом. 

Ø Напротив, сколь счастлив сочинитель, послушный внушениям Глупости: он не станет корпеть по ночам, но записывает все, что взбредёт ему на ум, ничем не рискуя, кроме нескольких грошей, истраченных на бумагу, и зная заранее, что чем больше вздора будет в его писаниях, тем вернее угодит он большинству, то есть всем дуракам и невеждам.

Впрочем, никому нельзя забывать меру и границу, а посему говорит Глупость: «Будьте здравы, рукоплещите, живите, пейте, достославные сопричастники таинств Мории (с др. гр. – глупость)».

Письма темных людей

«Пи́сьма тёмных люде́й»— немецкий са­ти­рический пам­флет, на­пи­сан­ный на лат. яз. (с не­зна­чит. вкра­п­ле­ния­ми нем. яз.) гу­ма­ни­ста­ми К. Ру­биа­ном, У. фон Гут­те­ном и Г. Бу­шем. Анонимно издан в Германии в двух частях (1515 и 1517 гг.).

Анонимная форма выступлений гуманистов либо использование псевдонимов были довольно частым явлением того времени, поскольку, помня об инквизиции, с открытым забралом против церковных устоев осмеливались действовать немногие. Под вымышленными именами издавал, в частности, свои многочисленные сатирические диалоги, выдержанные в духе Лукиана, Крот Рубеан — инициатор создания «Писем тёмных людей».

Соз­дан памфлет в хо­де спо­ра о еврейских кни­гах ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми бо­го­слов­ско­го ф-та Кёльн­ско­го ун-та и фи­ло­ло­гом-гу­ма­ни­стом И. Рейх­ли­ном. Ини­циа­тор спо­ра, из­вест­ный го­ни­тель иу­де­ев И. Пфеф­фер­корн, под­дер­жан­ный кёльн­ски­ми до­ми­ни­кан­ца­ми, по­тре­бо­вал унич­то­же­ния Тал­му­да и Каб­ба­лы; Рейх­лин вы­сту­пил за их со­хра­не­ние и изу­че­ние.

Со­чи­не­ние пред­став­ля­ет со­бой со­б­ра­ние пи­сем, яко­бы на­пи­сан­ных кли­ри­ка­ми-об­ску­ран­та­ми (от лат. obscurus – тём­ный) и ад­ре­со­ван­ных проф. тео­ло­гии Кёльн­ско­го ун-та Гра­цию Ор­туи­ну. Обскуранты, поначалу принявшие «Письма» за работу своих единомышленников, стали всеобщим посмешищем.

Со­дер­жа­ние кни­ги вы­хо­дит за рам­ки уз­ко­на­уч­но­го спо­ра о цен­но­сти фун­даментальных тек­стов иу­да­из­ма; в ост­ро­ум­ной фор­ме в ней под­ни­ма­ют­ся во­про­сы о без­нрав­ст­вен­но­сти ка­то­лического ду­хо­вен­ст­ва, об ин­дуль­ген­ци­ях, о ре­лигиозном фа­на­тиз­ме, о не­ве­же­ст­ве «учё­ных» схо­ла­стов.

«Письма темных людей» на­пи­са­ны па­ро­дий­но-на­пы­щен­ным сти­лем, в ко­то­ром не­ле­по на­гро­мо­ж­дён­ные ци­та­ты из свя­щен­ных книг пе­ре­ме­ша­ны с бес­по­мощ­ны­ми, но пре­тен­дую­щи­ми на изя­ще­ст­во по­этическими фраг­мен­та­ми.

При­влёк­шие об­щественное вни­ма­ние к ре­лигиозным про­бле­мам «Письма темных людей» спо­соб­ст­во­ва­ли за­ро­ж­де­нию Ре­фор­ма­ции в Гер­ма­нии.Выход «Писем» стал симптомом гражданской зрелости радикальной части движения, изжившей традицию компромисса со старой церковью.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!