Франсуа Рабле. Гагрантюа и Пантагрюэль
Франсу Рабле – крупнейший представитель французского гуманизма.
Биография:
Родился в семье зажиточного землевладельца, учился в монастыре. Изучал там древних писателей и юридические трактаты. Потом начал заниматься медициной, стал врачом в Лионе, совершил две поездки в Рим в свите епископа. Изучал там римские древности и восточные лекарственные травы. Потом два года служил Франциску I, получил звание доктора медицины, еще раз побывал в Риме, получил два прихода, когда вернулся, но не выполнял обязанностей священника. Умер в Париже.
«Гаргантюа Пантагрюэль»:
Главное произведение писателя, где он дает острую критику учреждениям и обычаям средневековья. Он противопоставляет им систему новой гуманистической культуры, и все это под покровом шуточного повествования о небылицах. Книга Рабле, в первую очередь, синтетическая пародия на ставшие анахронизмами средневековые жанры: рыцарские романы, хроники, агиографии, жизнеописания королей и полководцев, псевдокрасноречие юристов и заумные речения педагогов-схоластов.
История создания:
Толчком к созданию романа послужила вышедшая анонимная книга «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа», где пародировались рыцарские романы. Вскоре Рабле выпустил продолжение к этой книге под названием «Страшные и ужасающие деяния и подвиги прославленного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великого великана Гаргантюэля». Эта книга, выпущенная под псевдонимом Алькофрибас Назье (анаграмма имени писателя) и составлявшая впоследствии вторую часть его романа, выдержала в короткое время ряд изданий и даже несколько подделок. В этой книге ещё преобладает шуточное над серьёзным, хотя уже слышны ренессансные мотивы. Вдохновлённый успехом этой книги, Рабле выпускает под тем же псевдонимом начало истории, которая должна была заменить собой народную книгу под заглавием «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля», которое составило первую книгу всего романа. Из своего источника Гаргантюа заимствовал лишь некоторые мотивы, остальное ― его собственное творчество. Фантастика уступила место реальным образам, а шуточная форма прикрыла очень глубокие мысли.
|
|
Основная задача:
Целью писателя было утверждение гуманистической системы ценностей, нового взгляда на место человека в мире. Осуществлялось это двумя путями:
· Отрицание старого (часто через осмеяние, доведение до абсурда).
· Отстаивание новых гуманистических принципов отношения к человеку и к жизни. Здесь важно письмо Гаргантюа об образовании и воспитании. Оно содержит программу подготовки гуманиста, причем, в конце письма отец подчеркивает, что мудрость входит только в непорочную душу и что лучший способ проверить и усовершенствовать свои знания – диспуты и беседы.
|
|
Гуманистический идеал человека воплощен в книге в образе Пантагрюэля. Имя героя, его внешность и манера поведения заимствованы из народных книг («Великие и неоценимые хроники великого и огромного гиганта Гаргантюа»), без которых не обходилась ни одна ярмарка. Философия героя названа «пантагрюэлизмом», она означает соединение жажды телесных наслаждений с жаждой знаний.
Первая книга:
· Начало романа пародирует Библию, показывая, как от фантастических персонажей Фарибота – великого охотника до супов, и мифологического Атласа, подпиравшего плечами небо, ведет свой род Гаргантюа, который родил грозного Пантагрэюля.
· Действие первой книги развивается в двух мирах: в стране великанов – Утопии и в реальном человеческом мире, современном автору.
· Кульминация первой книги приходится на войну с королем Анархом. Пантагрюэль побеждает триста великанов и ужасающего Вурдалака, накрыв языком войско. Заканчивается первая книга путешествием во внутренний мир Пантагрюэля. Но это не означает открытия психологии героя, а означает буквальное путешествие по организму великана изнутри. Впрочем, автор не сумел продвинуться дальше рта, остановленный зловонием, поскольку Пантагрюэль накануне объелся мяса с чесноком. Причем, во рту, а потом и в желудке у заболевшего великана побывал сначала автор, а затем шестнадцать докторов (последние воспользовались специальным приспособлением, поэтому смогли продвинуться дальше глотки великана).
|
|
Вторая книга:
«Повесть о преужасной жизни Великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции» имеет подзаголовок – «Книга, полная пантагрюэлизма».
· Устанавливает взаимосвязь между двумя книгами.
· Первый эпизод и первая тема книги – воспитание народного монарха, передового человека эпохи. Тубал Олоферн наставляет Гаргантюа в латыни и богословии, его сменяет магистр Дурако Простофиля, Гаргантюа не оторвешь от книги, однако умнее он не становится, а наоборот «он глупеет, тупеет и час от часу становится все рассеяннее и бестолковее». Встревоженный Грангузье, обнаруживший необыкновенный ум Гаргантюа, когда тот рассказал отцу о том, как из великого множества предметов выбрал идеальную подтирку (пушистого гусенка), чтобы не погубить способности сына, находит нового воспитателя – гуманиста Понократа, который заботится о развитии как умственных, так и физических способностей своего подопечного.
|
|
· Вторая тема книги – война мудрых и добрых правителей Грангузье и Гаргантюа с огромным и жестоким королем – Пикрохолом. Мудрые гиганты решительны в военных делах и снисходительны к пленным и побежденным: зачинщики смуты - пекари и дурные советчики Пикрохола – в виде наказания должны по приказу Гаргантюа «стать к станкам во вновь открытой им книгопечатне».
· Третья тема книги – идеальное устройство общества. Монах брат Жан, человек простой, но не чуждый идеям гуманизма, решает основать обитель, не похожую ни на какую другую. Так возникает в романе идея Телемской обители.
· Устав телемитов – пародия на обычные монастырские уставы.
· развитие сюжета обеих книг определяется развитием характеров главных героев, которые показаны в становлении и изменении. Письмо Гаргантюа к сыну и программа воспитания Гаргантюа, применная гуманистом Понократом, подчеркивают, что характеры героев переживают этапы формирования и находятся в развитии и становлении, а ситуации линейно развивающегося во времени романного сюжета (в соответствии с движением героев от одного жизненного этапа к следующему) выступают способом раскрытия характеров героев.
Сходным образом в первой и второй книгах развивается сюжет: герой покидает фантастический мир великанской Утопии, чтобы вернуться туда и там одержать победу. Различия связаны с самим способом показать события: в первой книге Рабле высмеивает схоластическую премудрость, пародируя ее же приемы, например в тарабарщине лимузинца, во второй книге пародия не исчезает, но большее место занимают детализация и обобщение, например, в перечислении использованных Гаргантюа подтирок или его многочисленных игр. Вторая часть более плюралистична и полифонична: рождению Гаргантюа предшествует разноголосая «Беседа во хмелю», само появление героя на свет становится продолжением этого неперсонифицированного диалога. Источником речи выступает само гротескное тело, как проявление карнавального объединения пирующих. Гаргантюа появляется на свет, как будто порожденный этим единством. Карнавальное начало, однако, присуще обеим книгам, и пародийность первой книги выступает тоже формой карнавального смеха, для которого не существует запретных тем и образов.
Третья книга:
· Вышла под настоящим именем автора.
· Из-за строжайшей цензуры, возникшей вследствие изменения политики Франциска (участились казни кальвинистов, восторжествовала реакция), Рабле был вынужден сделать сатиру более сдержанной и прикрытой.
· Излагается философия «пантагрюэлизма», который для Рабле равнозначен внутреннему спокойствию и некоторому равнодушию ко всему, что его окружает.
· Рабле переиздал первые две книги, упразднив места, выражавшие кальвинистам сочувствие, и смягчив выпады против сарбонистов.
· Масштабы повествования в третьей книге сузились: время действия охватывает тридцать дней (с конца мая по начало июля), в то время как в предыдущих книгах время отсчитывалось десятилетиями, как в эпосе, и текло так же неспешно. Панург превращается в маленького человека с частной судьбой, а Гаргангюа и Пантагрюэль - просто мудрые и добрые правители, а не сказочные великаны. Сюжетное ядро книги - вопрос о женитьбе Панурга. Мучающий Панурга вопрос: как «быть женатым и не быть рогатым»- сюжетный стержень, на который нанизываются все эпизоды книги.
Четвертая книга:
· Носит сдержанный характер.
· Спустя 4 года рабле выпустил расширенное издание, где дал волю своему негодованию против королевской политики, поддерживающей религиозный фанатизм, и придал своей сатире исключительно резкий характер.
· Пантагрюэль с друзьями попадает на остров сутяг, жители которого позволяют избивать себя за плату. Дюжий брат Жан выбирает одного «краснорожего» сутягу и от души колотит его за двадцать экю. Избитый «поганец» вскакивает с таким счастливым видом, как будто «он король или даже два короля вместе взятые».
Пятая книга:
· Называется «Звонкий остров», но «полная пятая книга» вышла после его смерти. Это набросок, подготовленный его учеником.
· Завершается пророчеством Божественной Бутылки – «Пей!».
· Жрица, истолковывая пророчество, подчеркивает, что способность пить отличает человека от животного, только пить не все подряд, а доброе холодное вино, потому что пьющие его становятся как боги и этому вину «дана власть наполнять душу истиной, знанием, любомудрием». Пророчество означает – нужно пить знания, мудрость жизни, ибо это источник неиссякаем. Таким образом, совершившие путешествие герои, должны вернуться в мир, из которого отправились в дорогу, в мир, который неисчерпаем в своем многообразии, но при этом открыт для изучения и познания.
Гротескно-комическая струя в романе Рабле имеет несколько задач:
· заинтересовать читателя и облегчить ему понимания глубоких мыслей в романе
· маскирует эти мысли и служит щитом от цензуры.
Исполинские размеры Гаргантюа и всего его рода в первых двух книгах ― символ влечения человека (плоти) к природе после оков средневековья и приближение к первобытным существам. За 20 лет, в течение которых писался роман, взгляды Рабле переменились (чувствуется при переходе после 2 книги), но основным свои идеям он остался верен: осмеяние средневековья, новый путь человека в гуманистическом мире. Ключ ко всяким наукам и всякой морали для Рабле – возвращение к природе.
В романе Рабле выделяются три образа:
· образ доброго короля в его трёх вариантах, по существу, мало отличавшихся друг от друга: Грангузье, Гаргантюа, Пантагрюэль (утопическому идеалу государственного правителя, короли Рабле не управляют народом, а позволяют ему свободно действовать и абстрагируются от влияния герцогов-феодалов). После наступившей реакции образ короля пантагрюэля тускнет, в последних книгах он почти не показан правителем, а только путешественником, мыслителем, воплощающим философию «пантагрюэлизма».
· Образ Панурга плут и остроумный насмешник, знающий 60 способов получения денег, из них саамы безобидный – кража исподтишка. Перенесённое Возрождением освобождение человеческого ума от старых предрассудков лишь в немногих случаях сочеталось с высоким моральным сознанием. Панург сочетает в себе образ шекспировского Фальстафа, острый ум разоблачающий все предрассудки, с абсолютной моральной беспринципностью.
· Брат Жан, безрелигиозный монах, любитель выпить и поесть, скинувший рясу и побивший древком от креста в винограднике солдат Пикрохола – воплащение народной мощи, народного здравого смысла и нравственной правды. Рабле не идеализирует народ. Брат Жан для него – не совершенный тип человека, но у брата Жана огромные возможности дальнейшего развития. Он – самая надёжная опора нации и государства.
«Гаргантюа и Пантагрюэль» - самое демократическое и острое по мысли произведение французского Возрождения. Обогатил французский язык. Рабле не создал литературной школы и почти не имел подражателей, но влияние его на французскую литературу огромно. Его гротескный гуманистический юмор чувствуется в творчестве Мольера, Лафонтена, Вольтера, Бальзака; за пределами Франции – Свифта и Рихтера.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 597; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!